Словарные слова: как учить. Как научиться запоминать словарные слова Как научить ребенка словарным словам

КГБОУ “Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Тема исследования

«Как запоминать словарные слова

Исследовательский проект выполнила ученица 4 В класса КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края Гренадерова Екатерина

Руководитель работы

Вера Юрьевна Гренадерова,

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Бийск

1. Введение. 2

2. Теоретическая часть. 4

Словарные слова на уроках русского языка. Приемы запоминания словарных слов.

3. Практическая часть. 6

Анкетирование учащихся 3 классов.

Проведение эксперимента «Запоминание словарных слов».

Начало работы над составлением сборника словарных слов.

4. Выводы. 8

5. Список информационных источников. 8

6. Приложение. 9

Русский народ создал русский язык,

яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

1.Введение

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, я учу наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. При запоминании словарных слов я использовала механическую память, повторяя слово несколько раз. Но однажды я задумалась, как запоминать словарные слова быстро и увлекательно.

2. Тема: Как запоминать словарные слова.

3. Цель исследования: найти приёмы, которые помогут запоминать словарные слова.

4. Задача первая: убедиться в необходимости поиска приемов запоминая словарных слов;

вторая: использовать приемы запоминания словарных слов;

третья: начать сбор материалов для создания словаря словарных слов для детей.

5. Гипотеза: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным;

6. Актуальность работы: состоит в том, что многие дети испытывают трудности при запоминании словарных слов. Поэтому необходимо найти приёмы, которые помогут детям и мне самой запоминать словарные слова, чтобы сохранить свою работу я решила начать составлять свой сборник словарных слов, доступный и понятный детям.

7. Практическая значимость: помощь детям в запоминании слов.

8. Методы исследования:

изучение соответствующих литературных источников и интернет ресурсов;

проведение анкетирования среди учащихся 3 классов;

проведение эксперимента среди учащихся 2 классов;

обработка собранных материалов;

сбор слов для сборника словарных слов.

11. Характеристика работы. Моя работа носит как теоретический, так и исследовательский характер, потому что я не только изучала литературные источники, но и провела эксперимент, чтобы убедится, что приёмы помогают запоминать слова.

12. Обзор используемой литературы и других источников

Информации очень мало. Толковые и орфографические словари не могут помочь в этой работе. Они дают материал только для запоминания слов через многочисленные повторы одного слова. Я же искала приемы, которые ускорили бы запоминание слов.

Интересным, с моей точки зрения, оказался словарь «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой с яркими, веселыми картинками, стихотворениями, загадками, скороговорками, ребусами, пословицами и поговорка, который помог мне легко запомнить верное написание словарных слов и повысить мою грамотность.

С интернет – ресурсами дела обстоят не лучше. Интернет, конечно, более доступен, но на разных сайт, предлагают одни и те же приемы для запоминания слов.

Именно поэтому я решила заняться созданием своего сборника словарных слов.

Теоретическая часть

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

    читаем слово, проговариваем его по слогам;

    объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

    ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

    подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

    записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его запомнить Так разбираются словарные слова и в моей школе, но этого часто для меня было недостаточно.

Для своей работы я выделила пункт 4, который предполагает поиск приёмов запоминания словарных слов. Я нашла несколько приёмов, которые помогли мне запомнить словарные слова.

1. М немонический метод - ассоциативное запоминание слов.

Написание слова нужно связать с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ помогает быстро и легко запомнить слово. Образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

Как подобрать образ?

Чтобы запомнить легко словарное слово нужно:

Записать словарное слово, выделить другим цветом букву, которую нужно запомнить. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова:

Так я запомнила слово «василёк»: в А с И лёк – у В А с И.

    Рисование картинки, которая объясняет написание словарного слова.

Таких рисунков я нашла много в интернете:

У каждого ученика свой яркий образ, который помогает запомнить слова, поэтому запоминать слово ему будет легче. Когда я рассказала об этом приёме своим одноклассникам, они принесли мне рисунки, которые помогут запомнить словарные слова. Эти рисунки я буду использовать в своем сборнике с разрешения своих одноклассников.

3. Сочинение запоминалок:

Придумывая запоминалку, нужно придерживаться двух простых правил:

    буквы-подсказки в словах должны быть в сильной позиции (ударными);

    запоминалки должны быть по возможности короткими.

Вот такую запоминалку я придумала для слова «автомобиль»

Что такое это АВТО?

Что такое этот МОБИЛЬ? (буква О ударная)

Всё я быстро поняла!

Это же АВ-ТО-МО-БИЛЬ

    Составление и решение ребусов.

Я уже давно знаю правила решения ребусов, но только сейчас подумала над тем, что и ребусы могут помочь запоминать словарные слова. Самый яркий пример это слово «столица»

100+лица

Я буду искать ребусы и придумывать их сама, чтобы запоминать словарные слова было легче.

Эти приёмы я нашла в интернете и в словаре «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой (см. список информационных источников). С этими приемами я обязательно познакомлю своих одноклассников. Я думаю, что это поможет им запоминать словарные слова легко и быстро.

Практическая часть

Прежде чем приступить к поиску приемов запоминания слов, я провела среди учащихся 3 классов анкету. (см Приложение 2)

Результаты анкетирования помогли мне убедиться в том, что моя работа будет нужна не только мне, но и моим одноклассникам. Из 26 опрошенных 23 человека хотели бы узнать приемы запоминания словарных слов.

В теоретической части я описала приемы, которые нашла в интернете, чтобы убедить в их эффективности я провела эксперимент. Для двух групп учеников я придумала задание. Словарные слова для запоминания я выбрала одинаковые. Но участникам 2 группы я предложила слова с опорой на приёмы запоминания. Я хотела выяснить какой группе ребят запоминать слова будет легче. Эксперимент я проводила среди учащихся 2 классов (группа 10 человек), так мои одноклассники знают написание этих слов.

Обе группы запоминали слова в течение 10 минут.

Список слов

Список слов

Орех – Очень крепкий

лИмон – кИслый он

кАрман - дырА

АБАЖур купила ЖАБА.

А снаружи посмотри

АБАЖ ЖАБА прочитала.

Так и пишем мы всегда

«АБАЖуры» с двумя «А»

Л.Уланова

Обведи ответ на вопрос: Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Обведи ответ на вопрос:

Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Среди ребят 1 группы ошибки в словах допустили 4 человека, среди ребят 2 группы только 1 ученик. Это подтверждает моё мнение, что приёмы запоминания слов помогают записать слова без ошибок.

По результатам анкетирования среди слов, которые трудно запоминать мои одноклассники назвали слово «картофель». Я задумалась над тем, какой приём поможет запомнить это слово. Среди словарных слов я нашла много словарных слов, в которых есть сочетание звуков [КАР]. Запомнить такие слова оказалось просто. Слово «кар» произносит ворона, значит эти слова «каркают».

КАР

тофель

андаш

авай

тина

тон

ате

апуз

Я думаю, что на этом список этих слов не закончится

Но среди словарных слов есть слово «КОРОВА». Это слово тоже начинается на [КАР], но я отнесла это слово к другой группе. Объяснение простое это слово с сочетанием ОРО, главное, что на вторую букву О падало ударение. Набралась новая группа словарных слов, которую будет легко запоминать.

к

в

с

в

см

ОРО

ва

бей

ка

на

дина

В результате моей работы стал собираться материал, который может помочь при запоминании слов. Поэтому я решила попробовать собрать слова в свой сборник. Работу по составлению сборника я продолжу и в будущем году.

Я бы хотела, чтобы мой сборник помог другим детям запоминать слова. Поэтому я решила спланировать свою дальнейшую работу:

1. опросить учителей начальных классов, какие словарные слова трудно запоминаются детьми;

2. предложить детям самим придумать приёмы запоминания слов;

3. составить сборник словарных слов.

Выводы

В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным. И она подтвердилась . Я действительно запомнила, пользуясь найденными способами такие слова как: горох, картофель, помидор, василёк, абажур и другие.

Это очень интересная и увлекательная работа, которая помогает мне в учёбе, поэтому я продолжу работу по составлению своего словаря словарных слов.

Каждый человек должен грамотно говорить и писать. Без этого нельзя получить хорошее образование, найти достойную работу и многого добиться в жизни. Правильная устная и письменная речь поможет заслужить уважение окружающих.

Учиться грамотно писать надо в школе, потом будет поздно !

Список информационных источников

    Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

    Тихонова, Мария Александровна Мой первый словарь русского языка. Орфография / М.А.Тихонова.-Москва: АСТ, 2013. – 143, с.: ил. – (Школьный иллюстрированный словарь)

    Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/01/vyskazyvaniya-o-russkom-yazyke

http://www.solnet.ee/parents/log_57.htmlhttp://nsportal.ru/lpp/2013/03/kak-zapomnit-slovarnye-slova

http://www.tutoronline.ru/blog/uchim-slovarnye-slova-legko

Приложение 1

Анкета

Ученик 3 класса _____

    Какие слова называют словарными ?

    Трудно ли тебе запоминать словарные слова?

Да Нет

    Какую отметку ты обычно получаешь за словарный диктант?

5 4 3 2

    Как ты запоминаешь словарные слова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Хотел бы ты узнать приемы, которые помогут тебе запоминать словарные слова?

Любому человеку хочется писать без ошибок. Людям с врожденной грамотностью справиться с такой проблемой довольно просто. Но большинству приходится прилагать немалые силы, чтобы овладеть грамотным письмом.

Конечно, никаких затруднений со словами, написание которых регулируется правилами, чаще всего не возникает. А вот со словами, которые не подчиняются никаким правилам, дело обстоит совершенно иначе. Правильное написание словарных слов следует исключительно запоминать.

Огромное количество взрослых образованных людей нередко задумываются над написанием того или иного слова, когда дело доходит до составления документов или официальных писем. Довольно часто им приходится проверять себя, воспользовавшись орфографическими словарями.

Но ведь далеко не всегда в нужный момент орфографический словарь оказывается под рукой. Если у взрослых стоит такая проблема, то что уж говорить о детях, ведь им приходится гораздо труднее. Заучивание словарных слов - дело не из легких. Над этим усердно трудятся учащиеся школ, нервничают и каждый раз расстраиваются, если даже после долгих усилий они снова и снова делают ошибки в одних и тех же словах. В стороне не остаются ни учителя, ни родители. Они тоже активно участвуют во всем этом процессе и волнуются не меньше своих детей.

Оказывается, можно сберечь немало нервов, если воспользоваться довольно простыми, но в то же время эффективными методами для быстрого заучивания трудных слов. Таких способов всего пять.

Прием №1.

Возьмем, к примеру, такое непростое слово с удвоенной согласной, как «террариум». Если вы столкнулись с этим словом, но в его написании не уверены, то стоит заглянуть в словарь, чтобы не ошибиться. Но как же запомнить это слово? Для этого можно вспомнить какое-то слово, в котором тоже встречается удвоенная «р», но в написании которого, в отличие от «террариума», сомневаться вы уже не будете.

Прием №2.

Этот метод носит название «графического». Такой способ запоминания особенно подходит детям. В школьной программе встречается много сравнительно простых и наглядных слов. Именно для запоминания таких слов и следует прибегнуть к графическому методу. Но подобный прием не будет работать с более трудными словами, а тем более с абстрактными понятиями.

Графический метод запоминания основан на обыгрывании непроверяемой буквы с использованием картинок. А это значит, чтобы заучить сложное слово, нужно изобразить рисунок, на котором будет нарисовано само слово и непроверяемая буква. Рисунки не должны быть шедеврами изобразительного искусства, они, скорее, будут схематичными, ведь вы рисуете исключительно для себя.

Прием №3.

Под этим способом подразумевается фонетический метод. Он основан на звуковых ассоциациях, что может значительно облегчить заучивание словарных слов. Такой метод очень подходит ученикам средних и старших классов. Прибегнуть к такому способу запоминания полезно и взрослым. Фонетический метод позволяет без особых усилий выучить написание даже самых сложных слов.

Прием №4.

Здесь речь пойдет о комбинированном методе. Такой способ нужно использовать для заучивания тех сложных слов, где вы испытываете трудности в написании не одной, а двух и более букв. Этот метод представляет собой соединение двух способов: фонетического и графического. Такой подход позволяет использовать, например, метод фонетических ассоциаций, чтобы заучить одну непроверяемую букву, а графический - другую.

Прием №5.

В основу этого метода положена схожесть форм буквы с чем-либо. Это могут быть животные, предметы, растения. Следует подобрать какой-то предмет, который по форме напоминает непроверяемую букву. Если говорить другими словами, то используя такой метод, нужно придумать подходящие ассоциации.



Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.


1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

А) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

Б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

Б_Е.реза - б_Е.лая,
- гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии".
Издательство Генезис М. - 2007 г.

Как запомнить словарные слова.

Лавриненко Л.А., учитель начальных классов высшей категории, МБОУ СОШ № 13, г.Новосибирск

Почему одна информация запоминается школьниками лучше, а другая - хуже? Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие называния предметов (конкретный материал), чем слова, обозначающие абстрактные понятия (абстрактный материал). Ученики сохраняют в памяти такой конкретный материал, который является значительным и закрепляется в памяти с опорой на наглядные образцы. Хуже запоминается конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия по географии, не связанные с географической картой, описания) и не является значимым при усвоении того, что запоминается.

Образная информация запоминается легко, а речевая - хуже.

Во-первых, в речи и тексте содержится меньше слов-образов, чем в окружающем мире; во-вторых, образы, создаваемые на основ слов, «слабее» образов, воспринимаемых зрительно.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение движений. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживаниях. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Для достижения наилучшего результата при изучении словарных слов необходимо задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную).

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания.

Существует много методов, которые используются для запоминания словарных слов:

- орфографическое проговаривание слова (диктуется слово по слогам, после чего записывается);

- запоминание слова по сетке (слова записываются по принципу «кроссворда», на пересечении с запоминаемой орфограммой записывается слово, наиболее подходящее ему по смыслу: бЕреза - бЕлая, МОсква - РОдина );

Метод Цицерона (слова «разбрасываются» по комнате, а потом собираются снова. 1) Я положил карандаш в пенал, пенал положил в портфель, потом надел пальто и т.д.; 2) Я снял пальто, открыл портфель, достал пенал, из пенала вытащил карандаш и т.д.);

- «устный кроссворд» (учитель описывает слово, ученики отгадывают и записывают верный ответ в тетради. Например: «Как называется инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т.п.), применяемый для письма, рисования, черчения?» Ученики записывают: карандаш );

- метод ассоциативного запоминания слов (запоминаемая орфограмма связана с каким-либо образом).

Нами был разработан алгоритм по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций.

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основ ассоциаций

1. Проговорить слово по слогам.

2. Объяснить значение слова.

3. Поставить ударение.

4. Найти безударную гласную.

5. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).

6. Подобрать ассоциации к букве, обозначающей звук, который нельзя проверить.

7. Составить предложение со словом.

8. Записать слова в «веселый словарик».

9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

При запоминании словарных слов при помощи ассоциаций трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.

Например: лИмон - кИслый, х☺р☺шо, Апельсин - слАдкий; в слове гОрох на месте запоминаемой буквы ученики рисовали горошину, похожую на букву О, а при написании слова яблОкО на месте букв О рисовали круглые яблочки.

Метод ассоциаций помогает школьникам запоминать слова, не заучивая их наизусть.

У данного метода запоминания есть еще одно свойство: выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ученику понять, что он сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, превратить трудный материал в доступный для себя и других, способен самостоятельно (хотя часто интуитивно) пользоваться различными приемами. Ученики начинают предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому - и это станет моим навсегда».


Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а , но невозможно сделать букву о .

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о , ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класс а в субб оту был русс кий язык.

У Кати в ква ртире на ка ртине ка ра ндашом нарисованы ка стрюля и ста кан. А у Оли над кро ватью – ябло ко.

Была хорошая по го да. (Светило солнышко.) Мы поехали по до ро ге на о го ро д. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили о во щи. (Семена овощей напоминают букву о .) Го ро х (рисуем горошины), мо рко вь, о гурец, по мидор. Но у нас выросли и "неправильные" ра стения, у них семена напоминают букву о , а вырастает буква а . Ка пуста, ка ртофель.

Мы приехали на тра мвае в ма га зин и купили на завтра к ма лину.

Пасс ажир акк уратно прошел по алл ее большое расс тояние.

В че тверг в лаге ре мы рисовали пше ницу че рным и же лтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е .

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево ;
с окна
Ю слева ;
на окно
Ю направо;
с окна
Ю справа .

Ого! О днажды на о сине выросли о рех и ябло ко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о .

Дул вете р с севе ра, медве дь качался вм есте с бе рёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е . Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Ра бочий собирается на ра боту, надевает са поги, па льто, садится в ма шину, едет на за вод.

Мой ри сунок называется "Си рень на ули це".

Фигура человека вписана в букву и . В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро , весело , ско ро , хо ро шо .

Мой то варищ вскопал ло патой грядки, посадил яго ды, будет хороший уро жай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о .

Был меся ц июнь. Зая ц положил на я зык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Светлана
ЯШЕНКОВА,
учитель начальной школы, г. Сычевка, Смоленская область