Госпожа ян убивает собаку, чтобы образумить мужа. Госпожа ян убивает собаку, чтобы образумить мужа Читать краткое содержание он убил мою собаку

Можно войти?

Войди… Как твоя фамилия?

Я Таборка.

А как тебя зовут?

Табором.

Имя у тебя есть?

Есть… Саша. Но зовут меня Табором.

Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу.

Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель.

Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве всё запомнишь.

Подойди сюда и сядь… Не на кончик стула, а как следует. И не грызи ногти… Что у тебя за история?

Мальчик перестал грызть ногти, и его круглые глаза посмотрели на директора. Директор длинный и худой. Он занимает полкресла. А вторая половина свободна. Руки, тоже длинные и худые, лежат на столе. Когда директор сгибает руку в локте, она становится похожей на большой циркуль, которым рисуют на доске окружности. Таборка посмотрел на директора и спросил:

Это вы про собаку?

Про собаку.

Мальчик уставился в одну точку: в угол, где висели плащ и коричневая шляпа.

Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в школу. В живой уголок. Туда берут ужей и золотых рыбок. А собаку не взяли. Что она, глупее этих ужей?

Он проглотил слюну и с укором сказал:

А собака - млекопитающее.

Директор откинулся на спинку кресла и пятернёй, как гребёнкой, провёл по тёмным густым волосам.

И ты привёл её в класс?

Теперь директор вспомнил, за что приглашён к нему этот возмутитель спокойствия. И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.

Мальчик снова проглотил слюну и, не отрывая глаз от плаща и коричневой шляпы, сказал:

Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом. Нина Петровна не замечала её. И ребята забыли, что у меня под партой собака, и не прыскали от смеха… Но потом она напустила лужу.

И Нине Петровне это не понравилось?

Не понравилось… Она наступила в лужу и подпрыгнула как ужаленная. Она долго кричала. На меня и на собаку. А потом она велела мне взять тряпку и вытереть лужу. А сама встала в дальний угол. Она думала, что собака кусается. Ребята гудели и подпрыгивали. Я взял тряпку, которой стирают с доски, и вытер лужу. Нина Петровна стала кричать, что я не той тряпкой вытираю. И велела мне и моей собаке убираться вон. Но она ничего… Она не убивала мою собаку.

Таборка по-прежнему смотрел в одну точку, и со стороны казалось, что он рассказывает не директору, а плащу и шляпе.

Всё? - спросил директор.

Таборка был у него пятый за этот день, и у директора не было никакого желания продолжать разговор. И если бы мальчик сказал «всё», директор отпустил бы его. Но Таборка не сказал «всё» и не кивнул головой.

Нет, - сказал он, - мы ещё были в милиции.

Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. Он чувствовал себя в этом большом кресле, как в костюме, который велик. Наверное, его предшественник - старый директор - был толстым, раз завёл такое кресло. А он новый. Директора тоже бывают новичками.

Как ты очутился в милиции?

Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу, без заминки:

Моя собака не кусалась. Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. Их чёрные носы смотрят из-под ворот, как двустволки. А моя собака махала хвостиком. Она была белой, и над глазами у неё два рыжих треугольника. Вместо бровей…

Мальчик говорил спокойно, почти монотонно. Слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

И женщину она не кусала. Она играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. Она думала, что моя собака кусается, и закричала. Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше? Директор сидел на кончике своего кресла и грудью навалился на стол.

Глаза его прищурились, как будто он целился. Они не видели ничего, кроме Таборки.

В милиции нас продержали два часа. Мы стояли у стенки и всё чего-то ждали. Но в милиции не убили собаку. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару… Оказывается, собаке полагается номер и намордник. По правилам. Но когда я нашёл мою собаку, у неё не было ни номера, ни намордника. У неё вообще ничего не было.

Где ты нашёл её?

В посёлке. Хозяева переехали в город, а собаку бросили. Она бегала по улицам, всё искала хозяев.

Заведут собаку, а потом бросят!

Эти слова вырвались у директора, и он вдруг почувствовал, что после них уже не сможет ударить кулаком по столу. Мальчик не ухватился за его слова. Он неожиданно возразил:

Они бросили собаку, но не убили. А я наткнулся на неё. Отдал ей свой завтрак, и с тех пор она не отходила от меня.

Как звали твою собаку?

Не знаю. Ведь хозяева уехали.

И ты никак не назвал её?

Мальчик непонимающе посмотрел на директора.

Ты не дал ей имени?

А зачем?

Он наконец выпустил из рук тяжёлый портфель, и тот глухо плюхнулся на пол.

У неё было имя. Я просто не знал его. Спрашивал у ребят. Никто не помнил, как её звали.

Вот и назвал бы её как-нибудь.

Мальчик покачал головой:

Раз у собаки есть имя, зачем давать ей новое. У собаки должно быть одно имя.

Теперь Таборка смотрел на медную пепельницу, которая стояла на краю стола. Пепельница была чистой и блестящей. Вероятно, новый директор не курил.

Таборка поднял руку и почесал затылок. И директор заметил на рукаве крупную штопку. Она была похожа на решётку, которая не выпускала локоть наружу.

Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака тёрлась о мою ногу. Это она подбадривала меня. А потом приехал он и выгнал собаку.

Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щёку и не спускал с мальчика прищуренных глаз.

Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я поселил её в сарае. Там было темно и скучно. Я всё время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может быть, она боится темноты?.. Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привёл её в школу. Мне некуда было её деть.

Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. Он подозвал её и выстрелил ей в ухо.

В комнате стало тихо. Как после выстрела. И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

Неожиданно директор сказал:

Слушай, Табор! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

Мальчик покачал головой:

Мне нужна моя собака. Я бы её научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак.


Юрий ЯКОВЛЕВ

Он убил мою собаку

Можно войти?

Войди… Как твоя фамилия?

Я Таборка.

А как тебя зовут?

Табором.

Имя у тебя есть?

Есть… Саша. Но зовут меня Табором.

Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу.

Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель.

Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве всё запомнишь.

Подойди сюда и сядь… Не на кончик стула, а как следует. И не грызи ногти… Что у тебя за история?

Мальчик перестал грызть ногти, и его круглые глаза посмотрели на директора. Директор длинный и худой. Он занимает полкресла. А вторая половина свободна. Руки, тоже длинные и худые, лежат на столе. Когда директор сгибает руку в локте, она становится похожей на большой циркуль, которым рисуют на доске окружности. Таборка посмотрел на директора и спросил:

Это вы про собаку?

Про собаку.

Мальчик уставился в одну точку: в угол, где висели плащ и коричневая шляпа.

Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в школу. В живой уголок. Туда берут ужей и золотых рыбок. А собаку не взяли. Что она, глупее этих ужей?

Он проглотил слюну и с укором сказал:

А собака - млекопитающее.

Директор откинулся на спинку кресла и пятернёй, как гребёнкой, провёл по тёмным густым волосам.

И ты привёл её в класс?

Теперь директор вспомнил, за что приглашён к нему этот возмутитель спокойствия. И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.

Мальчик снова проглотил слюну и, не отрывая глаз от плаща и коричневой шляпы, сказал:

Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом. Нина Петровна не замечала её. И ребята забыли, что у меня под партой собака, и не прыскали от смеха… Но потом она напустила лужу.

И Нине Петровне это не понравилось?

Не понравилось… Она наступила в лужу и подпрыгнула как ужаленная. Она долго кричала. На меня и на собаку. А потом она велела мне взять тряпку и вытереть лужу. А сама встала в дальний угол. Она думала, что собака кусается. Ребята гудели и подпрыгивали. Я взял тряпку, которой стирают с доски, и вытер лужу. Нина Петровна стала кричать, что я не той тряпкой вытираю. И велела мне и моей собаке убираться вон. Но она ничего… Она не убивала мою собаку.

Таборка по-прежнему смотрел в одну точку, и со стороны казалось, что он рассказывает не директору, а плащу и шляпе.

Всё? - спросил директор.

Таборка был у него пятый за этот день, и у директора не было никакого желания продолжать разговор. И если бы мальчик сказал «всё», директор отпустил бы его. Но Таборка не сказал «всё» и не кивнул головой.

Нет, - сказал он, - мы ещё были в милиции.

Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. Он чувствовал себя в этом большом кресле, как в костюме, который велик. Наверное, его предшественник - старый директор - был толстым, раз завёл такое кресло. А он новый. Директора тоже бывают новичками.

Как ты очутился в милиции?

Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу, без заминки:

Моя собака не кусалась. Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. Их чёрные носы смотрят из-под ворот, как двустволки. А моя собака махала хвостиком. Она была белой, и над глазами у неё два рыжих треугольника. Вместо бровей…

Мальчик говорил спокойно, почти монотонно. Слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

И женщину она не кусала. Она играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. Она думала, что моя собака кусается, и закричала. Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше? Директор сидел на кончике своего кресла и грудью навалился на стол.

Глаза его прищурились, как будто он целился. Они не видели ничего, кроме Таборки.

В милиции нас продержали два часа. Мы стояли у стенки и всё чего-то ждали. Но в милиции не убили собаку. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару… Оказывается, собаке полагается номер и намордник. По правилам. Но когда я нашёл мою собаку, у неё не было ни номера, ни намордника. У неё вообще ничего не было.

Пересказ рассказа Л. Улицкой «Дочь Бухары»
Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная «архаическая и слободская московская жизнь, ячеистая и закоулочная». После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угнетенную жизнь людей, в их проблемы.В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст возникает при появлении сына старого доктора Димы: «...во двор въехал «опель-кадет» и остановился возле калитки докторского дома». Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, например, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти «красавицу» с Востока, однако впоследствии образ Бухары (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чув ство. Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действительно понимают беду конкретного человека и то поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная расслабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже после смерти отца Дмитрий отвез Милочку Институт педиатрии, где доктор «провозгласил диагноз по тем временам редкий - классический синдром Дауна». Конечно, сложно было выдержать такое потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к другой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутствие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем одна, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если будет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.Еще одно затеяла мать Милы - выдать дочь замуж. Работая в больнице, она видела много больных и однажды увидела доброго старика, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Григория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кончена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: «...они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розовом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бесплатно, - не было человека, который не оглянулся бы им вслед». Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

Урок по теме «Жанр рассказа».

Юрий Яковлев «Он убил мою собаку».

1. Слово учителя. 7 мин.

Выставка книг.

Организация ра-боты по произ-ведению, вклю-чение в работу мотивация уче-ников к восприя-тию нового ма-териала.

Актуальность произ-ведений с нравственной проблематикой.

Ученики делятся собст-венным читательским и личным опытом.

2. Составление научного понятия «Ответственность». 5 мин.

Развитие умения ученика состав-лять понятие, определяя его родовую и видо-вую принадлеж-ность и выявляя его основные индивидуальные признаки.

Ученики составляют самостоятельно поня-тие «ответствен-ность», как они его понимают. Делятся своими понятиями с классом.

2. Осмысление текста.

1. Ознакомление с сюжетной таблицей.2 мин.

Организация ак-тивного чтения, развитие умения думать, пони-мать, искать в тексте главное.

Перед чтением за-полняется одна колонка таблицы вопросами, ко-торые дают возмож-ность разложить инфор-мацию на составляющие для лучшего усвоения. Вопросы: Кто? Какие? Что? Где? Куда? Почему (могут быть версии, гипотезы)?

2. Чтение с остановками.

3. Заполнение сюжетной таблицы.5 мин.

2.

3. Организация активного чте-ния, развитие умения думать, понимать, ис-кать в тексте главное.

Чтение текста до 1 остановки. Во время чтения текста на вопросы в таблице ученики будут находить ответы. После этого учащиеся делятся друг с другом новой информацией.

4. Древо предсказания (сюжет и тональность).

10 мин.

Развитие вариа-тивного прогно-зирующего мышления на основе анализа, соотнесения и обобщения име-ющейся инфор-мации.

Составление вариантов содержания или тональ-ности предложенного текста, используется после анализа заголовка с целью обобщения полученной информации, воспроизведение ее в конкретных образах с обязательной аргумен-тацией своей точки зрения. Необходимо делать акцент на вопросах высокого уров-ня, наподобие: «Что заставило героя посту-пить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться собы-тия?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?»

5. Продолжение работы «Чтение с остановками».

6. Выявление проблемы – возвращение к научному поня-тию «Ответст-венность».

3 мин.

Пробуждение интереса уча-щихся к чтению как процессу. Развитие умения наблюдать за процессом чте-ния, развивать культуру чте-ния, развивать навыки крити-ческого мышле-ния.

Чтение до 2, до 3 остановки – обсужде-ние.

8. Продолжение работы «Чтение с остановками».

9. Выявление проблемы – возвращение к научному поня-тию «Ответст-венность».

Пробуждение интереса уча-щихся к чтению как процессу. Развитие умения наблюдать за процессом чте-ния, развивать культуру чте-ния, развивать навыки крити-ческого мышле-ния.

Учащиеся вместе с учи-телем читают текст с перерывами для внут-ренних дискуссий, поме-ток, вопросов, прогноз-ирования дальнейшего содержания, высказы-вания и отстаивания своей точки зрения. Это происходит после чте-ния каждого отрывка текста.

Чтение до 4 остановки – обсуждение.

10. Смысловой анализ названия «Он убил мою собаку». Основная мысль рассказа.

Развитие умений делать вывод по прочитанному произведению, выявлять основ-ную мысль и авторскую пози-цию в произ-ведении.

3. Рефлексия.

1. Возврат к понятию.

Развитие умения возвращаться к старой инфор-мации и крити-чески ее осмыс-ливать с точки зрения новой информации и полученного опыта, анализи-ровать, ранжи-ровать ее, вно-сить изменения: дополнять, уби-рать.

После работы с текстом необходимо снова вернуться к первоначальным иде-ям, чтобы отметить изменения, которые произошли в созна-нии ученики вслед-ствие мыслительных процессов на занятии. Понятие, которое ученики дали на пер-вом этапе, допол-няется, урезается, ви-доизменяется с пози-ции нового знания. Ученик делает отно-сительно этого поня-тия более глубокие наблюдения и выво-ды.

2. Возврат к актуальности предложенной в рассказе Ю.Яковлева темы.

3. Эссе «Как я понимаю слова «Мы в ответе за тех, кого приру-чили…»

Выражение собственного отношения уче-ника к поднятой в произведении проблеме Развитие умения выражать свое мнение в развер-нутом, логичном виде, развитие мышления и формирование культуры чтения.

Эта форма работы может быть проведена дома. Мини-эссе – соот-ветственно, неболь-шое эссе на поло-вину-полторы стра-ницы, в котором уча-щийся выражает в свободной форме свои мысли по дан-ной теме.

Рассказ Ю. Яковлева «…».

- Можно войти?

- Войди.… Как твоя фамилия?

- Я – Таборка.

- А как тебя зовут?

- Табором.

- Имя у тебя есть?

- Есть… Саша. Но зовут меня Табором.

Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку оттягивал ему большой черный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достает почти до полу. Если не считать старого облезлого портфеля, то в наружности Таборки не было ничего примечательного. Круглое лицо. Круглые глаза. Небольшой круглый рот. Не за что зацепиться взгляду.

Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве все запомнишь.

- Пойди сюда и сядь…. Не на кончик стула, а как следует. И не грызи ногти…что у тебя за история?

Мальчик перестал грызть ногти, и его круглые глаза посмотрели на директора.

Таборка посмотрел на директора и спросил:

- Это вы про собаку?

- Про собаку.

1 остановка.

Мальчик уставился в одну точку: в угол, где висели плащ и коричневая шляпа.

- Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привел ее в школу, в живой уголок. Туда берут ужей и золотистых рыбок. А собаку не взяли. Что она, глупее ужей?

Он проглотил слюну и с укором сказал:

- А собака – млекопитающее.

Директор откинулся на спинку кресла и пятерней, как гребенкой, провел по темным густым волосам.

- И ты привел ее в класс?

Теперь директор вспомнил, за что приглашен к нему этот возмутитель спокойствия. И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.

Мальчик проглотил слюну и сказал:

- Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом. Нина Петровна не замечала ее. И ребята забыли, что у меня под партой собака, и не прыскали от смеха…. Но потом она напустила лужу….

- И Нине Петровне это не понравилось?

- Не понравилось…. Она вступила в лужу и подпрыгнула как ужаленная. Она долго кричала. На меня и на собаку, а потом она велела мне взять тряпку и вытереть лужу.

- Я взял тряпку, которой стирают с доски, и вытер лужу. Нина Петровна стала кричать, что я не той тряпкой вытираю. И велела мне и моей собаке убираться вон. Но она ничего…. Она не убивала мою собаку.

2 остановка.

Таборка по-прежнему смотрел в одну точку, и со стороны казалось, что он рассказывает не директору, а плащу и шляпе.

- Все? – спросил директор.

- Нет, - сказал Таборка, - мы еще были в милиции.

Час от часу не легче!

- Как ты очутился в милиции?

Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу без заминки:

- Моя собака не кусалась. Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. И женщину она не кусала. Она играла и ухватывала ее за пальто. Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. Она думала, что моя собака кусается, и закричала. Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше?

- В милиции нас продержали два часа. Мы стояли у стенки и все чего-то ждали. Но в милиции не убили собаку. Там один, с усами, даже погладил ее и дал ей сахару…. Оказывается, собаке полагается номер и намордник. По правилам. Но когда я нашел мою собаку, у нее не было ни номера, ни намордника. У нее вообще ничего не было.

- Где ты нашел ее?

- В поселке. Хозяева переехали в город, а собаку бросили. Она бегала по улицам, все искала хозяев.

- Заведут собаку, а потом бросят!

Эти слова вырвались у директора, и он вдруг почувствовал, сто после них уже не сможет ударить кулаком по столу. Мальчик не ухватился за его слова. Он неожиданно возразил:

- Они бросили собаку, но не убили. А я наткнулся на нее. Отдал ей свой завтрак, и с тех пор она не отходила от меня.

- Как звали собаку?

- Не знаю, ведь хозяева уехали.

- И ты никак не назвал ее?

Мальчик непонимающе посмотрел на директора.

- Ты не дал ей имени?

- А зачем?

Он наконец выпустил из рук тяжелый портфель, и тот глухо плюхнулся на пол.

- У нее было имя. Я просто не знал его. Спрашивал у ребят. Никто не помнил, как ее звали.

- Вот и назвал бы ее как-нибудь.

Мальчик покачал головой:

- Раз у собаки есть имя, зачем ей давать новое. У собаки должно быть одно имя.

3 остановка.

- Когда я в первый раз привел собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быль от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака терлась о мою ногу. Это она подбадривала меня, а потом приехал он и выгнал собаку.

Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щеку, и не спускал с мальчика прищуренных глаз.

- Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли. Я поселил ее в сарае. Там было темно и скучно. Я все время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может, она боится темноты? Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: ее завтрак лежал у меня в портфеле…. Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привел ее в школу. Мне некуда было ее деть.

Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

- Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. И он ее убил.

4 остановка.

В комнате стало тихо. И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

Неожиданно директор сказал:

- Слушай, Табор! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с черной полосой на хребте.

Мальчик покачал головой:

- Мне нужна моя собака. Я бы ее научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак.

Директор встал со стула. Он подошел к мальчику и наклонился к нему:

- Ты можешь примириться с отцом?

- Я с ним не ссорился.

- Но ты с ним не разговариваешь?

- Я отвечаю на его вопросы.

- Он тебя когда-нибудь бил?

- Не помню.

- Обещай мне, что ты помиришься с отцом.

- Я буду отвечать на его вопросы…. Пока не вырасту.

- А что ты будешь делать, когда вырастешь?

- Я буду защищать собак.

Директор прошелся по кабинету и вернулся в свое неуютное кресло. А мальчик взял портфель за ручку, которая держалась на одном ушке, и пошел к двери. Когда он уходил, директор заметил, что штопка на рукаве порвалась и острый локоть вырвался сквозь решетку наружу.

5 остановка.

Урок 1.

Рассказ Ю. Яковлева «…».

Фаза вызова.

    Выявление основного понятия урока . Многие писатели уделяют огромное внимание нравственным вопросам.

Какие нравственные понятия вы могли бы назвать? (доброта, человеколюбие, честность, ответственность и многие другие ).

А что такое ответственность? (кластер на доске – ответственность: сострадание, сопереживание, внимание, уважение, забота, осознанность, требовательность, знание правил ухода )

Узнать, что такое ответственность, нам поможет рассказ Ю. Яковлева.

Фаза осмысления текста.

    Чтение с остановками.

    Сюжетная таблица. Начинаем читать первый отрывок , будьте внимательны, подчеркните карандашом ответы на вопросы, предложенные в таблице.

- Что вы узнали из этого отрывка?

Что вы можете сказать о мальчике? (нет внимания к нему, одинок )

    Древо предсказания (устно).

Зачем мальчик пришел в кабинет директора? Что произойдет дальше? (ученики высказывают предположения )

3) Читаем вторую часть текста.

Можем ли мы сказать, что произошло с собакой?

Кто несет ответственность за нее? (Мальчик Саша ) Какие слова в тексте нам об этом говорят? (Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привел ее в школу, в живой уголок.; Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом.; вытер лужу; моей собаке )

    ответственностью ? (переживание )

Как мальчик отнесся к тому, что учительница выгоняет собаку? Найдите в тексте доказательство своей точки зрения. (Но она ничего…. Она не убивала мою собаку. ) – в школу приводить собак нельзя .

На какие вопросы мы не можем пока найти ответа? (Кто убил собаку? Почему? и т.п. )

Может, в следующей части мы найдем ответы на волнующие нас вопросы? Читаем дальше.

    Читаем третью часть текста.

    • Сумели ли мы найти ответ на вопрос о судьбе собаки? (Но в милиции не убили собаку. Там один, с усами, даже погладил ее и дал ей сахару…. )

      Как рассказывает Саша о посещении милиции? (спокойно, наверное, его уже допрашивали в милиции ). Докажите это текстом (Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу без заминки ).

      Как с точки зрения закона люди несут ответственность за свое животное? Найдите в тексте (Оказывается, собаке полагается номер и намордник. По правилам. ).

      Можете ли вы внести дополнения в понятие ответственность, выведенное на доску? Что еще можно назвать ответственностью ? (знание правил ухода )

      В тексте встречается фраза, сказанная мальчиком о прежних хозяевах «Они бросили собаку, но не убили. ». Какой смысл несут эти слова? (он не может понять и простить убийства, если животное бросили, то кто-то обязательно его найдет и будет о нем заботиться )

      Мы снова не ответили на важные для нас вопросы. Что случилось с собакой? (дети высказывают предположения ) Попробуем найти ответ, читая дальше.

    Читаем четвертую часть.

Что произошло на самом деле? (отец мальчика убил собаку )

Как вы узнали, что это отец Саши? (привел собаку домой, он был в отъезде )

Почему он это сделал? (Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая.; он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. И он ее убил. )

Почему Таборка говорит об отце в третьем лице (он)? (не может простить смерти собаки )

Как автор описывает переживания Таборки о собаке? (Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли. Я поселил ее в сарае. Там было темно и скучно. Я все время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может, она боится темноты?. )

Как относится к собаке мать Саши? (она ей безразлична, но в тоже время от нее грязь и новые обязанности; «Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» )

Кто же решает взять собаку домой? Найдите ответ в тексте (мальчик: Так я и взял собаку, чтобы заниматься самому. )

Какой смысл мальчик вкладывает в слова «заниматься самому» (Саша берет на себя ответственность за собаку – осознанно мальчик взял на себя ответственность за собаку ).

    Можете ли вы внести дополнения в понятие ответственность, выведенное на доску? Что еще можно назвать ответственностью ? (осознанность )

5) Дописывание концовки.

6) Читаем пятую часть.

Почему именно так поступил мальчик? Почему он не сбежал? Почему не пытается помириться с отцом? (мальчик не может простить отца, но он несет ответственность за себя и за спокойствие своих родителей )

Зачем мальчику нужна была собака? (Я бы ее научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак. )

Какое обещание дает Саша директору школы? (- Я буду защищать собак. ) Что заставляет нас поверить мальчику? ( он нам доказал своим отношением к собаке, что знает, что такое ответственность )

Можете ли вы внести дополнения в понятие ответственность, выведенное на доску? Что еще можно назвать ответственностью? ( верность слову )

Фаза рефлексии.

    Возвращение к понятию ответственность.

Что же такое ответственность? (повторение материала, рассмотренного на уроке ).

4. Возврат к актуальности этой темы в наши дни.

Считаете ли вы, что всегда эта тема останется такой же важной?

    После прочтения. Мы прочитали рассказ Ю. Яковлева. Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

    Смысловой анализ названия рассказа.

Как, по вашему мнению, называется рассказ Ю. Яковлева? (ученики придумывают названия ) Ю.Яковлев назвал свой рассказ «Он убил мою собаку».

Почему рассказ называется именно так? (ученики высказываются ).

Почему в названии нет слова ответственность? (рассказ многогранен, много тем для размышления )

6. Домашнее задание. Прочитать рассказ полностью. Запишите в тетрадь вопросы, которые возникнут у вас после повторного чтения.

Тема : Рассказ Ю. Яковлева «Он убил мою собаку».

Предмет: литература.

Количество часов: 4 часа .

Урок 1.

Урок 2 . Нравственная проблематика рассказа Ю. Яковлева «Он убил мою собаку».

Урок 3. Жанровые и художественные особенности рассказа Ю. Яковлева «Он убил мою собаку».

Урок 4. Биография Ю. Яковлева. Творчество.

Урок 1. Тема ответственности в рассказе Ю. Яковлева «…».

Цель урока – познакомить учащихся с рассказом Ю. Яковлева «Он убил мою собаку», рассмотрев тему ответственности за свои поступки.

Задачи урока :

Образовательные :

    Формирование умений работы с художественным произведением:

Умение находить в художественном произведении тему, волнующую автора;

Развивающие :

    Формирование навыков внимательного читателя:

Умение находить главное;

Умение критически осмысливать прочитанное: анализировать, синтезировать, прогнозировать, логически мыслить;

Умение высказывать свое мнение по теме;

Умение доказывать свою точку зрения примерами из текста, а также аргументами на основе личного жизненного и читательского опыта;

Умение задавать вопросы и находить на них ответы в процессе работы с текстом рассказа;

Умение рефлексировать на основе прочитанного текста: на эмоциональном (восприятие), жизненном (актуальность) и содержательном (смысл названия) уровнях;

Развитие творческих способностей.

Воспитательные :

    Формирование нравственных ценностей, ответственности за свои поступки:

Критический взгляд на поступки героев рассказа;

Формирование своей позиции по отношению к понятию ответственность.

Модель урока:

1. Вызов. (10 мин.)

1) Выявление основного понятия урока «Ответственность». 10 мин.

2. Осмысление текста .(25 мин.)

1) Чтение с остановками (1 остановка) 1 мин.

2) Сюжетная таблица. 2 мин.

3) Древо предсказания (устная форма) 2 мин.

4) Продолжение работы «Чтение с остановками» (2 остановка). 5 мин.

5) Продолжение работы «Чтение с остановками» (3 остановка). 5 мин.

Возвращение к понятию «Ответственность».

6) Продолжение работы «Чтение с остановками» (4 остановка). 5 мин.

Возвращение к понятию «Ответственность».

7) Дописывание финала рассказа.

8) Продолжение работы «Чтение с остановками» (5 остановка). 5 мин.

Возвращение к понятию «Ответственность».

3. Рефлексия .(10 мин.)

1) Возврат к понятию. 2 мин.

2) Актуальность темы, раскрытой в рассказе Ю.Яковлева. 5 мин.

2) Смысловой анализ названия рассказа - «Он убил мою собаку». 2 мин.

3) Домашнее задание . 1 мин.

Материалы, используемые на уроке :

    текст рассказа Ю.Яковлева «Он убил мою собаку»;

    сюжетная таблица;

    понятия, связанные с темой «ответственность».

Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению в школе.

В основе урока три фазы: вызов – вызов внутренней мотивации к чтению произведения, осмысление текста – формирование навыков осмысленного чтения, рефлексия – отклик на прочитанное, эмоциональное отражение, переосмысление текста.

Заинтересовывая каждого ученика, предугадывая, опираясь на его личный жизненный и читательский опыт, мы даем ему возможность проявить себя как активного субъекта обучения. Развивая способность мыслить, мы развиваем желание обдумывать каждый свой поступок, все, что с ним происходит в жизни, то есть, формируем человека с активной жизненной позицией.

Рассказ Ю.Яковлева не входит в программу по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. Тем не менее, работая с жанром рассказа, мы обращаем внимание, что в эту программу входят такие произведения, как О.Генри «Вождь Краснокожих», Дж. Лондон «Сказание о Кише», В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре», рассматривающие тему детства, темы нравственности и воспитания подрастающего поколения. Рассказ Ю. Яковлева «Он убил мою собаку» интересен отраженными в нем нравственными проблемами, жанровыми особенностями: своеобразием композиции и художественными приемами.

Цели и задачи, поставленные нами, были реализованы на уроке, урок был выдержан по структуре, построен методически грамотно, имеет целостность и завершенность.

Юрий ЯКОВЛЕВ

Он убил мою собаку

Можно войти?

Войди… Как твоя фамилия?

Я Таборка.

А как тебя зовут?

Табором.

Имя у тебя есть?

Есть… Саша. Но зовут меня Табором.

Он стоял на пороге директорского кабинета, и руку ему оттягивал большой чёрный портфель в белых трещинках. Кожаная ручка оторвана, держится на одном ушке, и портфель достаёт почти до полу.

Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель.

Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? Разве всё запомнишь.

Подойди сюда и сядь… Не на кончик стула, а как следует. И не грызи ногти… Что у тебя за история?

Мальчик перестал грызть ногти, и его круглые глаза посмотрели на директора. Директор длинный и худой. Он занимает полкресла. А вторая половина свободна. Руки, тоже длинные и худые, лежат на столе. Когда директор сгибает руку в локте, она становится похожей на большой циркуль, которым рисуют на доске окружности. Таборка посмотрел на директора и спросил:

Это вы про собаку?

Про собаку.

Мальчик уставился в одну точку: в угол, где висели плащ и коричневая шляпа.

Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в школу. В живой уголок. Туда берут ужей и золотых рыбок. А собаку не взяли. Что она, глупее этих ужей?

Он проглотил слюну и с укором сказал:

А собака - млекопитающее.

Директор откинулся на спинку кресла и пятернёй, как гребёнкой, провёл по тёмным густым волосам.

И ты привёл её в класс?

Теперь директор вспомнил, за что приглашён к нему этот возмутитель спокойствия. И ждал только подходящего момента, чтобы обрушить свои громы на эту круглую, давно не стриженную голову.

Мальчик снова проглотил слюну и, не отрывая глаз от плаща и коричневой шляпы, сказал:

Она сидела тихо. Под партой. Не повизгивала и не чесала лапой за ухом. Нина Петровна не замечала её. И ребята забыли, что у меня под партой собака, и не прыскали от смеха… Но потом она напустила лужу.

И Нине Петровне это не понравилось?

Не понравилось… Она наступила в лужу и подпрыгнула как ужаленная. Она долго кричала. На меня и на собаку. А потом она велела мне взять тряпку и вытереть лужу. А сама встала в дальний угол. Она думала, что собака кусается. Ребята гудели и подпрыгивали. Я взял тряпку, которой стирают с доски, и вытер лужу. Нина Петровна стала кричать, что я не той тряпкой вытираю. И велела мне и моей собаке убираться вон. Но она ничего… Она не убивала мою собаку.

Таборка по-прежнему смотрел в одну точку, и со стороны казалось, что он рассказывает не директору, а плащу и шляпе.

Всё? - спросил директор.

Таборка был у него пятый за этот день, и у директора не было никакого желания продолжать разговор. И если бы мальчик сказал «всё», директор отпустил бы его. Но Таборка не сказал «всё» и не кивнул головой.

Нет, - сказал он, - мы ещё были в милиции.

Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. Он чувствовал себя в этом большом кресле, как в костюме, который велик. Наверное, его предшественник - старый директор - был толстым, раз завёл такое кресло. А он новый. Директора тоже бывают новичками.

Как ты очутился в милиции?

Таборка не вспыхнул и не заволновался. Он заговорил сразу, без заминки:

Моя собака не кусалась. Не то что собаки, которые живут за большими заборами и вечно скалят зубы. Их чёрные носы смотрят из-под ворот, как двустволки. А моя собака махала хвостиком. Она была белой, и над глазами у неё два рыжих треугольника. Вместо бровей…

Мальчик говорил спокойно, почти монотонно. Слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.

И женщину она не кусала. Она играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. Она думала, что моя собака кусается, и закричала. Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

Мальчик поднял глаза на директора: рассказывать дальше? Директор сидел на кончике своего кресла и грудью навалился на стол.

Глаза его прищурились, как будто он целился. Они не видели ничего, кроме Таборки.