О чем плачет новорожденный. О чём плачет новорожденный

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам… Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.

Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:

  • необходимость в физическом контакте с матерью;
  • желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
  • желание, чтобы его покачали;
  • желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
  • необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
  • ощущение холода;
  • недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
  • повышенная чувствительность кожи;
  • тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
  • последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
  • реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.

Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

  1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
  2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
  3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
  4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.

Если Ваш малыш очень часто кричит до тех пор, пока вы не возьмете его на руки. А ваши друзья, советуют Вам дать ему покричать, пока он сам не успокоится, хотя Вы чувствуете, что это неправильно. Должны ли Вы позволять ему кричать?

Вы чувствуете правильно, а ваши друзья советуют неправильно. «Пусть кричит, пока не накричится» - худший совет, который можно получить. Он биологически неправильный. Исследования показали, что, когда мать слышит крик ребенка, у нее усиливается кровоток в молочных железах и она на гормональном уровне испытывает побуждение позаботиться о ребенке («позаботиться» здесь означает не только накормить, но и обеспечить комфортные условия).

Известно, что младенцы, которые получали адекватную и заботливую реакцию на свой крик, став старше, склонны меньше кричать и хныкать. А младенцы, воспитываемые в более сдержанном ключе, которых оставляли кричать, пока они не заснут, во исполнение жесткого режима дня, вместо того чтобы удовлетворить их потребности, более плаксивы в старшем возрасте. Давайте подробно разберем фразу «позвольте ребенку выкричаться», чтобы показать ее безосновательность.

«Пусть...» - единственный человек, который может решить, позволять ли и как долго позволить ребенку кричать, связанный с ребенком пуповиной, - мама. Человек, не имеющий биологической связи с вашим ребенком, не знающий вашего ребенка, не вкладывающий усилий в вашего ребенка, не находящийся рядом с ним почти 24 часа в сутки, когда он кричит и не собирается утихомириться, - такой человек не может вам советовать, как вам реагировать на крик вашего ребенка.

«Кричит...». Крик младенца - это его язык, предназначенный для его выживания и обучения родителей. Анализ младенческого крика показал, что он состоит из двух фаз. Начальные звуки называют побуждающими. Они пробуждают нежное ответное чувство у матери. Если эти начальные звуки не услышаны, многие младенцы переходят к следующей фазе крика, более пронзительному и возмущенному крику, который вызывает у матери, скорее раздражение, чем нежность. Быстрый ответ на крик легче и для матери, и для ребенка.

«Пока...». «Пока» - это не досаждающая привычка. Младенцы кричат для коммуникации, а не для манипуляции. «Пока» - эмоциональная и физическая необходимость. Когда ребенок кричит, он говорит вам: «Мамочка, мне что-то нужно» или «Мамочка, что-то не в порядке. Пожалуйста, исправь это».

«Не накричится». Если вы позволяете ребенку накричаться, из ваших отношений с ним уходит нечто важное - доверие. Дать ребенку накричаться - это ситуация потерь: ребенок теряет веру в свою способность сообщить о проблеме, а мать - веру в свою способность соответственно ответить.

Вообразите себя на месте своего младенца и представьте, что его крик означает для него. Поскольку крик для младенца - это его инструмент общения, если его никто не слушает, у него есть два варианта: он может кричать сильнее и громче, издавая более беспокоящий сигнал, или он может закрыться, замолчать и стать «хорошим младенцем» (никого не беспокоящим). Мы заметили, что матери, которые пали жертвами метода «накричаться», в итоге становятся менее внимательными к своим детям. Поскольку они снижают свою чувствительность к крику ребенка, он их не беспокоит. Нечувствительность создает для матери новую проблему. В результате растет дистанция между нечувствительной матерью и недоверчивым младенцем.

Так как ваш младенец растет и постигает новые способы, чтобы сообщить о своих нуждах, то, как быстро вы отвечаете на его крик, станет сигналом для крика. Поскольку вы с ребенком сотни раз уже отработали эту сигнализацию в первые месяцы жизни, а ребенок постепенно изучает методики самоуспокоения, в конце концов, вы будете знать, когда крик является «сигналом тревоги» и требует немедленного реагирования, а когда - нет. Конечно, нет необходимости бежать на крик восьмимесячного младенца с той же скоростью, как к младенцу 7 дней от роду.

Совет

Поскольку вы и ваш ребенок растете вместе и, естественно, общаетесь с помощью системы «крик-ответ», вы начнете узнавать сигналы своего ребенка перед началом крика, отдельные слова языка тела, такие как молотящие ручки или гримасы. Поскольку вы будете отвечать на эти сигналы, ваш ребенок узнает, что для удовлетворения его потребностей не обязательно переходить к крику. Фактически вы учите ребенка общению.


Читайте также:

    Первые дни недоношенного ребенка в доме - уход и развитие

Я останавливалась на вопросах воспитания детей, рассказывала о книгах, которые прочитала на эту тему. Я сторонница школы воспитания , её гуманистического подхода и развития детей в повседневной деятельности. Из того, что я до сих пор не переслала кормить уже подросшего своего сына и считаю необходимым, чтобы он , ясно что я большое внимание уделяю его душевному спокойствию, формированию представления о том, что мама всегда рядом с ним, на неё всегда можно положиться.

В этом смысле я считаю очень важным то, что говорят нам педагоги из и игровой группы : ребенка никогда нельзя оставлять плакать в одиночку , даже если он уже совсем не маленький. Это вполне логично. Малыш и даже подросток плачут от собственного бессилия в какой-то жизненной ситуации. И если последнему может быть необходима сугубо взрослая поддержка и помощь, то для малютки трагедией является 10-минутное отсутствие в поле зрения его мамочки: а вдруг она меня бросила и не вернется уже никогда. Лично меня даже мысль о том, что Марсик может так подумать, пугает. Я постараюсь никогда ничего не делать, чтобы мой сын вообразил, что он меня потерял.

Человек - то, что ему дали до 3-х лет

Ученые-нейрофизиологи в ходе многочисленных экспериментов доказали, что при рождении у младенца сформированы только 15% нейронных связей, которые потом будут использоваться во взрослой жизни. Теперь же внимание! остальные 85% нейронных связей формируются в основном до 3-х лет. То, какие это будут связи, их качество, устойчивость полностью зависит от родителей, по большей части от мамы. Ребенок, который в этот момент сталкивается с родительской любовью, теплом, заботой о себе, вырастет в здорового, уравновешенного, счастливого и заботливого взрослого. Постоянно беря ребенка на руки, целуя и обнимая его, говоря ласковые слова, его невозможно избаловать, можно только внушить чувство защищенности. Такие малыши не умеют манипулировать взрослыми, чего так сильно боятся сторонники аскетичного воспитания.

Бихевиористическая теория пыталась убедить родителей, что балуя своего ребенка, беря его постоянно на руки, родители приучают его манипулировать своим поведением, растят домашнего диктатора. В начале ХХ века это основывалось на ложном представлении о том, что человек, как животное, рождается с полностью сформированной нервной системой, развитие которой только нужно только направить в нужную сторону. За прошедшее время наука доказала обратное. Именно отношения с матерью формируют нервные связи в головном мозге ребенка, формируют его личность. И происходит это до 3-х лет.

Мозг малыша, с которым разговаривают, которому поют песенки, настраивается на позитивные результаты любой своей деятельности. Он будет готов в будущем к тому, что его любят, ему доверяют, о нем заботится и одарит всех вокруг себя этим же.

Самая страшная болезнь ребенка - потеря привязанности к матери

Широко известный факт - детдомовские дети чаще своих "домашних" сверстников болеют, имеют отклонения в поведении и отставание в развитии, они более агрессивны, но при этом же более ранимы, обидчивы. Врачи этот феномен объясняют эффектом "потери привязанности к матери", который на психику и здоровье растущего человека действует разрушительно по всем направлениям. Даже педагогам детских учреждений рекомендуется приходить на плач ребенка всякий раз, как часто бы это не происходило. Отчего же при наличии мамочки в другой комнате малыш должен в одиночку заходиться плачем? Никакие "воспитательные" соображения не стоят его отчаяния и страха оказаться брошенным, когда это всего лишь дурацкий педагогический эксперимент, который кто-то придумал назвать "контролируемым плачем". Ни к чему хорошему это не приведет.

С этим тесно переплетается представление о том, как и сколько должен ребенок. Пока мамы не поймут, что их дитя - не робот с часовым механизмом, а человек с собственным самочувствием, настроением, потребностями, они будут стремиться уложить его в кровать в определенное время, также поднять. Не могу сказать, что я не стремлюсь упорядочить сон своего сына, но так как он всегда , укладывание периодически смещается в зависимости от моих дел, его состояния. Мы просто постоянно настроены друг на друга, и я считаю, что это верно.

Восприятие мира у детей формируется через родителей

Младенцы рождаются без каких-либо представлений о новом для них мире, о том, как следует реагировать на те или иные раздражители. На примере своих родственников они выстраивают принятую в окружении модель поведения: улыбаться, смеяться на доброе слово и ласку, хмурить лобик, если кто-то сердится и повышает голос. Это становится важным фактором для дальнейшей успешной обучаемости самым простым вещам. Прием пищи, отход ко сну, купание и переодевание должны быть связаны у ребенка исключительно с приятными ощущениями, а никак не с плачем взахлеб. Представьте, каково взрослому человеку глотать суп вперемешку со всхлипами и засыпать на мокрой от слез подушке. Можно ли устраивать своему солнышку и кровиночке такие жестокие испытания?

Что бы не происходило, ребенок должен успокоиться, и только потом от него можно чего-то добиться. Но успокаиваться его тоже надо учить. И вот тут-то без маминой доброты, теплых проникновенных слов, объятий не обойтись. Маленький ребенок после продолжительного плача замолкает и засыпает не потому что он успокоился, а просто потому что устал . Но в этот момент он испытал огромное разочарование в этом страшном для него мире и мама!!! не пришла ему на помощь. А он так звал! Он в отчаянии! И не надо думать, что это фигура речи: даже новорожденные способны на отчаяние и . В один прекрасный момент мама может вдруг обнаружить, что она на самом деле не нужна своему ребенку, что он на неё не рассчитывает, перестал протягивать за помощью свои ручки. Вот это на самом деле страшно. Контакт с миром нарушен на самой ранней стадии, на установлении доверия к собственной матери.

Не стоит бояться избаловать своего ребенка. Многолетние наблюдения врачей и психологов подтверждают, что дети, которые , которых кормят и обнимают всю ночь, рано или поздно сами уходят спать в отдельную кроватку и комнату, но делают это совершенно добровольно и не чувствуют при этом себя брошенными.

Химия привязанности, телесный контакт, гормоны стресса и счастья

Существующие в организме новорожденного нейронные и гормональные связи готовы к тому чтобы взаимодействовать с нервной и гормональной системой его мамы. Они привыкли делать это за 9 месяцев беременности. Этим скрытым внутренним процессам надо совсем немного, чтобы трансформироваться в глубокую эмоциональную связь, которая называется любовью детей к родителям и родителей к детям. Но для этого необходимо в первые дни, месяцы, годы жизни получать постоянное подтверждение того, что эти связи важны для жизни. А проявляется это в таких простых вещах, как постоянный телесный контакт с мамой, папой. Если же этого не происходит, если малыш отчаянно нуждается в маме, а она не приходит, или, что еще хуже стоит и молча ждет, когда он успокоится, тонкие физиологические связи рвутся. Потом когда-нибудь они могут заместиться на благодарность и привычку, еще какие-то замечательные чувства. Но настоящей любви ребенка к маме не будет уже никогда.

При постоянном контакте с мамой, в организме малыша постоянно поддерживается высокий уровень окситоцина, который подавляет реакцию на гормоны стресса. Это прямой путь к формированию уверенного в себе и любимого ребенка. Если физического контакта нет, дети озлобляются, замыкаются, что позднее, в подростковом возрасте выливается в асоциальное поведение, агрессию, неумение поддерживать длительные любовные отношения, подверженность стрессам, душевным болезням.

Большое значение имеют для ребенка и феромоны мамы. На её примере он учится различать страх, гнев, радость. потом это переносится на выражение лица, речь. Но без постоянного нахождения близко к маме эта система дает сбои и не развивается.

Вот тогда к 3-м годам, когда формирование мозга в основном закончится, ребенок начнет ясно осознавать, что он любит родителей, может на них рассчитывать в любой жизненной ситуации. И поверьте, сломать эту уверенность практически невозможно. Эта уверенность помогает воспитывать детей на собственном примере. Недовольного взгляда и поджатых губ мамы станет достаточно, чтобы ребенок прекратил нежелательное действие. Маленький человек перенесет свою любовь к маме на природу и других людей, на весь остальной мир. Не стоит лишать его такого счастья!

Человечество платит слишком большую цену за детское одиночество

Многие пытаются убедить себя, что будто бы с их ребенком ничего не случилось после того как он проплакал в одиночестве 15 минут. Это заблуждение!

Преступность, зависимость от алкоголя и наркотиков растет пропорционально тому, как много женщин заняты в общественном производстве. Причем в тех странах, где женщины вынуждены выходить из декретного отпуска чуть ли не через две недели после рождения малыша, эти показатели значительно выше. Формальные попытки родителей заниматься воспитанием, дети воспринимают исключительно, как заботу о собственных интересах, не имеющих никакого отношения к любви. Рядом с холодными и равнодушными родителями дети приемлют свою потребность в общении и ласке как нечто постыдное, стараются в себе её уничтожить. Отсюда страх, одиночество, ненависть ко всему и ко всем. В конце концов такое противоречие превращает родителей из тех, кто может посочувствовать и поддержать, во врагов, которых нужно опасаться и избегать.

Как предотвратить такие страшные последствия родительской черствости и непонимания? Очень просто - не оставлять ребенка плакать одного ни ночью, ни днем, как бы вы не были заняты и вам самим не хотелось спать. Просто посидите, полежите рядом с ребенком, положите ему на спину руку, погладьте или легонько похлопайте. Не нужно к нему приставать с расспросами. Дайте ему успокоиться, при вас он сделает это значительно быстрее, чем без вас. Ребенок может попросту заснуть. Но именно это будет означать, что он полностью расслабился и умиротворен вашим присутствием. Потом обо всем договоритесь.