Что такое глагол в начальной форме. Начальная форма глагола


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Образовательные

  • познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределенной формы;
  • формировать умения находить неопределенную форму глагола;
  • учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса.

2. Развивающие

  • развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся.

3. Воспитательные

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному языку, истории;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа

Слайд 1

– У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?

– А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?

– А у слов есть начальная форма?

– Какая форма является начальной для существительного?

– Какая форма является начальной для прилагательного?

– А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?

– В словарях слова даются в какой форме?

– А у глагола есть начальная форма?

– Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».

III. Актуализация знаний о глаголе

Слайд 2

– На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:

  • Глагол обозначает действие.
  • Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
  • Глаголы спрягаются.
  • У глагола 3 спряжения.
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  • Глаголы изменяются по падежам.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • Глаголы чаще всего в предложении являются дополнением.
  • Глагол имеет начальную форму.

– Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.

IV. Постановка учебной задачи

Слайд 3

Прочитайте спроецированные на доске слова:

Оч ..ртил , выд ..ржал , угр ..жают , заш ..гает , ст ..мнеет , сб ..гут , р ..шить , вып ..чь , прив ..зти .

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).

Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова - глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)

Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)

На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)

Слайд 4

Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
п. в. н. в. б. в.

Какая перед нами возникла проблема?

Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.

А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия

Слайд 5

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)

А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)

V. Изучение нового материала

Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)

На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

Слайд 6

1. Первичное закрепление.

Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».

Слайд 7

На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Ходить , ходит, кость, косит, косить , кровать, нести , носят, носить , скатерть, стричь , плести , кости, ногти, везти , грусть, лошадь, медь, стеречь .

Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.

На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания - ти, - ть и оканчиваются на – чь. )

Кто попробует сделать вывод?

Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.

VI. Физкультминутка

Слайд 8

Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)

VII. Закрепление изученного

Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

Слайд 9

1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).

  • Оказать помощь – помочь
  • Очищать пол от сора – подметать
  • Вести наблюдения – наблюдать
  • Давать совет – советовать
  • Покрываться цветами – цвести
  • Принимать решение – решать
  • Готовить пироги – печь

Слайд 10

2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.

  • Зарубить на носу - запомнить
  • Клевать носом - дремать
  • Пропустить мимо ушей - прослушать
  • Вставлять палки в колёса - мешать
  • Делать из мухи слона - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца - обмануть
  • Держать язык за зубами – молчать
  • Бить баклуши – бездельничать
  • Витать в облаках – мечтать
  • Дрожать как осиновый лист – бояться
  • Водить за нос – обманывать

Слайд 11

3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.

(Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)

– Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)

– Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

Слайд 12

В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.

Возможный вариант текста :

День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.

VIII. Об употреблении глаголов начальной формы

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.

Слайд 13

Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача - глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

IX. Контроль усвоения знаний

Слайд 14

Вы хорошо поработали, теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Я предлагаю вашему вниманию несколько предложений. Давайте прочитаем их.

Как видите, каждое предложение имеет порядковый номер. Ваша задача – выписать номера только тех предложений, в которых есть глаголы в неопределенной форме.

  1. Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
  2. Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
  3. После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
  4. В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
  5. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
  6. Продолжительность полета – 108 минут.
  7. Корабль сделал один виток вокруг Земли.
  8. Космонавт должен был

Начальная форма для любой части речи - это та, которая считается основной и приводится в словаре. Для существительного, например, это и.п. ед.ч. А для глагола начальной является неопределенная форма, которую еще часто называют по-научному инфинитив. Чаще всего она оканчивается на -ть или -ти, но может быть на конце -ться, -тись, -чь, -чься. Сложности с определением неопределенной формы могут быть связаны с тем, что иногда можно спутать разные глаголы, входящие в видовую пару. Например, решишь (что Сделаешь? совершенный вид) имеет начальную форму решить, а решаешь (что делаешь? несовершенный вид) - инфинитив решать. Чтобы не ошибиться, надо всегда ставить вопрос к глаголу в личной форме, а потом вопрос того же вида - к неопределенной форме. Вопрос совершенного вида с буквой С: что Сделать? что Сделаю? и т.д., а вопрос несовершенного вида - без С: что делать? что делаем? и т.д. Например, надо поставить в начальную форму глагол бросает. Рассуждаем так: бросает - что делает? несовершенный вид - что делать? бросать. А теперь то же самое с глаголом бросит. Бросит - что Сделает? совершенный вид - что сделать? бросить.

Стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория


Обсуждение вопроса закрыто, так как на данный вопрос уже ответили исчерпывающе

Похожие вопросы

Нам задали ответить на вопросы по теме письменно,пожалуйста,дайте хоть немного развёрнутый,хороший ответ,а...

Данная форма не даёт возможности определить:

  1. Число;
  2. Время.

А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

  • Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
  • Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).

Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:

  1. Переходность:
    1. Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
    2. Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
  2. Вид:
    1. Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
    2. Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
  3. Возвратность:
    1. Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
      1. с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
      2. с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
      3. самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
      4. постоянного характера (Собака может кусаться);
      5. в интересах субъекта (укладываться спать);
      6. внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
      7. страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
    2. Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
  4. Спряжение:
    1. 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
    2. 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
    3. Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
  1. суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
  1. суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
  2. «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).

В предложении начальная форма глагола может быть:

  • Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
  • Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
  • Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
  • Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
  • Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
  • Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).

Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»

Тема урока : Начальная форма глагола

Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.

Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .

Формирование УУД .

Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.

Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок .

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1

2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .

II.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

Что такое глагол ?

Изменяется ли глагол по числам ?

Какие три времени имеет глагол ?

Как называется глагол на тувинском языке ?

Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?

Как изменяются глаголы на тувинском языке ?

2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)

А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .

Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .

Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .

III. Новая тема.

1. Работа по таблице.

Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.

Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)

Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.

IV. Закрепление новой темы.

Читайте действия и выполните движения. слайд 3

1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .

Что делать? Что сделать?

тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать

я должен (должна) решать решить

Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?

2. Составление диалогов по образцам. слайд 5

3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6

V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?

На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?

Назовите окончания глаголов неопределённой формы .

Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.

Выставление оценок учителем.

Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.

Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57

Публикации по теме:

«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.

Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.

Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.

Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я - я делаю , если ты - ты делаешь .

Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно - есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня , сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола , она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

Например:

перейти дорогу (рис. 2) - переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

Рис. 2. Дети переходят дорогу () Идти - глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

Учиться - глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

Учить - невозвратный глагол (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик учит уроки ()

Вести (что делать? ) - несовершенный вид.

Отвести (что сделать? ) - совершенный вид.

Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.

Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть . Например:

петь - суффикс -ть (рис. 4)

Рис. 4. Дети поют ()

грести - суффикс -ти

умываться - суффикс -ть , который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь , которое возникло из сочетания -к или с -ти . Глагол стричь образовался так: было стригу + ти - стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти - пекти , а из слова пекти возникло печь .

Суффиксы -ти , -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив - это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

Формообразующие суффиксы -ть и -л-

печься (суффикс -чь- ) - пеклась (суффикс -л- )

стараться (суффикс -ть ) - старались (суффикс -л- )

Инфинитив - это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал , иду , глядит , вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

бежать

идти

глядеть

Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.

Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:

продолжа…т

Для этого ставим его в начальную форму:

продолжить

Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и- , значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и - продолжаи т .

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола - это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает? ), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать (что делать? ).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать? ) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида - продолжит (что сделает? ).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму - бежать (а не бегать ). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать? ), но значения у них отличаются. Бежать - это единичное действие, а бегать - повторяющееся (личная форма от него будет - бегает ). То же самое со словами:

одобрим - одобрить , а не одобрят ь. От слова одобрять мы образуем форму одобряем .

захаживает - захаживать , а не заходить , от которого личная форма - заходит .

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять: сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить: клеить.

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека - Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка» .

Рис. 5. А.А. Зализняк ()

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные , т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Или в роли дополнения:

Попросил (о чём?) отдать - дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Пришли (зачем?) обсудить - обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Желание (какое?) высказать .

Сказуемым инфинитив тоже может быть:

Предупредить - это сказуемое.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - и в форме рода.

Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.

В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Postnauka.ru ().
  2. Postnauka.ru ().
  3. Википедия ().

Домашнее задание

  • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола .
  • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

  • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.