Скорость звука". Интегрированный урок физики и биологии с использованием игровой технологии, технологии проблемного обучения и ИКТ

Почему артиллеристы при стрельбе из пушек всегда открывают рот? и получил лучший ответ

Ответ от Olga Oussova[гуру]
Сильные звуки (волна при взрывах) может привести к разрыву барабанной перепонки. Необходимо открыть рот, чтобы выровнять давление воздуха (артиллеристам во время стрельбы из пушек подают команду: “ Открыть рот!”). Они еще и уши при этом закрывают!

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему артиллеристы при стрельбе из пушек всегда открывают рот?

Ответ от Andy Petroff [гуру]
чтобы перепонки не лопнули
давление сравнивают


Ответ от Van Helsing [гуру]
Чтоб перепонки не лопнули, когда открываешь рот, на перепонки давление меньше


Ответ от Мария Кокорюлина [гуру]
чтобы не оглохнуть


Ответ от Menahem Berman [гуру]
что бы уравновесить давление. и непорвало барабанные перепонки


Ответ от Prosto Я [гуру]
Согласна с первым вышепрозвучавшим ответом


Ответ от Kofe_s_molokom [гуру]
а это,как женщины,когда наносят макияж,тоже рот открывают....женщины стреляют также метко,как и артиллеристы...." если бы наша страна на вооружение тратила столько же,сколько женщины тратят на косметику,то мы одерживали бы только победы"


Ответ от Абросим Крамской [гуру]
Чтобы барабанные перепонки не полопались


Ответ от Александр [гуру]
чтоб видеть как далеко полетел снаряд))))))когда рот закрыт..Щеки глядеть мешают))))))))))))))))


Ответ от Анатолий Зажоркин [активный]
Выстрел производит на барабанную перепонку уха слишком сильное воздействие. Звук выстрела давит на барабанную перепонку уха с одной стороны, со стороны ушной раковины. Если открыть рот, то звуковая волна будет воздействовать еще и с другой стороны.Оба воздействия через ушную раковину и, как бы, изнутри уравновесятся в некоторой степени. Это предохранит барабанную перепонку уха от чрезмерных звуковых воздействий.


Вопросы викторины.

1. Источники звука

100 – Если в стеклянный колокол поместить будильник и выкачать оттуда воздух, то звук становится слабее и слабее, и наконец, прекращается. Почему?

Ответ: Для того чтобы распространялся звук, необходимо, чтобы существовала упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут.

200 – Оказывается, артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

Ответ: При выстреле орудия мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может разорвать ее. В таких случаях рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв.

300 – Оказывается, глухие от рождения люди обычно бывают немыми. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Это с вязано с тем, что слуховое восприятие и речевая функция у человека тесно взаимосвязаны.

400 - Воспаление среднего уха очень опасно, так как человек может оглохнуть и умереть. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Воспаление может легко распространиться на оболочку головного мозга, так как верхний свод среднего уха лишь тонким костным слоем отделен от внутренней полости мозгового отдела черепа.

500 – Хорошо известно, что среди шумов, которые нас окружают, встречаются шумы “приятные” - шум леса, моря, дождя и др. Однако, гораздо больше шумов, которые менее приятны – шум машины, самолета и т. д. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Шум машины, самолета вызывает сильное возбуждение в слуховых центрах, что создает неприятные ощущения. При длительном пребывании в условиях шума могут возникнуть расстройства в сердечно-сосудистой системе, деятельности коры головного мозга.

2. Распространение звука

100 – Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?

Ответ: Нет, звук взрыва на Луне не может быть слышен на Земле, так как звук – механическая волна, а механические волны могут распространяться только в упругой среде, тогда как между Землёй и Луной безвоздушное пространство.

200 – Почему “слухачами”, которые в древние времена следили за земляными работами противника, часто были слепые люди.

Ответ: Земля хорошо проводит звук, поэтому в старые времена при осаде в крепостных стенах помещали “слухачей”, которые по звуку, передаваемому землёй, могли определить, ведёт ли враг подкоп к стенам или нет?

300 – Почему суфлёрскую будку обивают войлоком?

Ответ: Чтобы исключить речи суфлёра в зрительный зал.

400 – Почему трубы отопления так хорошо передают звук?

Ответ: Трубы твёрдые металлические тела: звук в таких средах распространяется с большой скоростью. В металле звук – а это продольные волны - затухают слабо.

500 – Игрушечный телефон состоит из двух коробок, соединённых натянутой нитью. Такое устройство позволяет переговариваться на расстоянии десятков метров. Объясните явление.

Ответ: Звуковые волны являются продольными и распространяются во всех средах. Колебания воздуха в коробочке передаются частичкам нити и звуковая волна распространяется.

3. Звуки в природе

100 – Какие из животных, кроме летучих мышей, используют ультразвуковую локацию?

Ответ: Эхолокатор есть не только у летучих мышей. Он обнаружен у китов, дельфинов, тюленей, рыб.

200 – Почему комары, шмели, мухи, пчёлы издают в полёте звуки, а бабочки и стрекозы нет?

Ответ: Частота колебания, создаваемая крыльями бабочки, стрекозы, ниже нашего порога слышимости, поэтому их полёт как звук мы не воспринимаем.

300 – Во время одного из концертов у слушателя внезапно начались боли в области сердца. Причем начало болей совпадало с исполнением одного из ноктюрнов Шопена. С тех пор всяких раз, когда он слышал эту музыку, у него болело сердце. Объясните, почему?

Ответ: Возник условный болевой рефлекс, в котором музыка явилась условным раздражителем.

400 – Может ли звуковой анализатор воспринимать свет, а зрительный звук? Почему?

Ответ: Нет. Центры располагаются в разных частях головного мозга (слуховой в височных долях, а зрительный в затылочной). Они являются строго специфичными органами чувств, направленными на восприятие какого-то одного раздражителя.

500 – Известно, что змеи не имеют внутреннего уха. Как же они воспринимают звуковые колебания?

Ответ: Вообще змеи глухи, но зато они своей брюшной поверхностью воспринимают колебания, идущие через почву.

КОГДА НАДО ОТКРЫВАТЬ РОТ ПОШИРЕ?


На большой глубине в воде в ушах появляется страшная давящая боль, и вы пулей выскакиваете на поверхность. Что же случилось? Давление в барабанной полости уха постоянно выравнивается с наружным атмосферным давлением с помощью специального приспособления, названного евстахиевой трубой. Такое название эта труба, соединяющая среднее ухо и носоглотку, получила в честь впервые описавшего ее средневекового анатома Б. Евстахия (1510...1574). Если по каким-либо причинам проходимость трубы нарушится, кислород из замкнутой барабанной полости всосется в кровь, давление понизится, и барабанная перепонка окажется вогнутой под влиянием атмосферного давления. Вот тут- то человек действительно начинает ощущать давление «атмосферного столба…

Человек может опускаться под воду на глубину до 40 метров в легком водолазном костюме без всяких неприятных ощущений со стороны среднего уха – таковы компенсаторные возможности евстахиевой трубы по выравниванию давления.

И в то же время возможен разрыв барабанной перепонки даже при нырянии на 2...3 метра. Так случается обычно с теми, у кого нарушена проходимость евстахиевой трубы, и кто слишком быстро старается идти на погружение.

При взлете самолета начинает быстро меняться атмосферное давление. Чтобы так же быстро выровнять давление в барабанной полости, пассажирам рекомендуют сосать леденцы. При частых глотательных движениях сокращаются мышцы мягкого нёба, открывается устье евстахиевой трубы, среднее ухо получает сообщение с внешней средой.


…В документальных фильмах о войне мы видим, как артиллеристы при выстреле из орудия широко открывают рот. Это делается для того, чтобы взрывная волна, ударяющая в барабанную перепонку, уравновешивалась бы аналогичной волной, поступающей в среднее ухо через рот, носоглотку и евстахиеву трубу.

… Проходимость евстахиевой трубы нарушается при различных заболеваниях полости носа и носоглотки, приводящих к ее отеку, воспалению или механическому закрытию. Для восстановления проходимости евстахиевой трубы австрийский врач А. Политцер (1835...1920) предложил оригинальный способ, которым пользуются в поликлиниках до настоящего времени. К резиновой груше присоединяют трубочку с пластмассовой оливой на конце, которую вставляют в нос. Просят больного сказать слово «пароход». Известно, что звук «ха» получается тогда, когда мягкое нёбо плотно закрывает носоглотку. Вот в этот-то момент нажимают на грушу, и воздух с силой устремляется в евстахиеву трубу. При более легких степенях нарушения проходимости евстахиевой трубы можно произвести продувание самостоятельно. Попробуйте зажать двумя пальцами нос и сглотнуть слюну. Вы почувствуете, как у вас заложило уши, то есть воздух через раскрывшуюся евстахиеву трубу попал в среднее ухо. Через 1...2 минуты ощущение заложенности исчезнет. Эта процедура называется опытом Д. Тойнби. Ею иногда пользуются водолазы и аквалангисты, чтобы быстрее выровнять давление в барабанной полости при погружении на глубину.

Тема: Органы слуха. Гигиена и предупреждение заболеваний.

ЦЕЛЬ:

Сформировать знания о строении и функциях слухового анализатора;

Выявить значение слуха в жизни человека;

Развивать самостоятельное мышление;

Продолжить формировать санитарно-гигиенические навыки, способствовать воспитанию полезных привычек по соблюдению правил гигиены;

Продолжить развитие умений и навыков (работа с текстом и рисунками учебника, опорными конспектами сравнение и обобщение материала).

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы с изображением строения слухового анализатора; фотографии различных форм ушных раковин.

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (1-2 мин.)

2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ: (10 -12 мин.)

На доске выписаны термины для повторения:

Анализатор, рецепторы, глазница, радужка, хрусталик, бинокулярное зрение, стекловидное тело.

2.1 Карточки для слабых учащихся (выполняют 3-4 ученика).

2.2. Устный опрос – «цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения или как вы соблюдаете гигиену зрения?

Почему важно иметь хорошо освещённое рабочее место?

С какой стороны должен падать свет на рабочее место?

Почему глаза нужно оберегать от загрязнения?

Чем различается близорукое и дальнозоркое зрение?

Что такое бельмо и катаракта?

2.3 Индивидуальный дифференцированный опрос у доски: см. приложение 1

Зарисовать строение анализатора

Определить, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного?

(здоров пациент Д, А – повреждена сетчатка, Б – нервы, С – зрительная зона коры больших полушарий).

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: (20 мин.)

Оформление доски : выписать ведущие понятия (ушная раковина, барабанная перепонка, слуховые косточки, перепонка овального и круглого окна, костный лабиринт, улитка)

3.1 Значение слуха:

Возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии;

Слуховой анализатор учувствует в формировании членораздельной речь (слух + речь =средство общения между людьми);

3.2 Строение и функции слухового анализатора. Эта таблица заполняется по ходу объяснения.

Отдел уха

среда

Структура

Функции

Наружное ухо

Воздушная

Ушная раковина,

Слуховой проход,

Барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Среднее ухо

Воздушная

Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

Слуховая труба (евстахиева)

Уравнивается давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Внутреннее ухо

Жидкая

Перепонки овального и круглого окна

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

Улитка со слуховыми рецепторами

Улавливает механические колебания жидкостирецепторами органа слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг

1.Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. По форме ушные раковины сильно отличаются друг от друга и в этом вы можете убедиться посмотрев на раздаточный материал (фотографии различных форм ушных раковин, по мнению учёных, ухо похоже на зародыш ). Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней - костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

2. Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

2. Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями - овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий и канальцев, расположенных в глубине этого лабиринта, как в футляре, лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха орган равновесия - вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

Орган слуха находится в улитке. Её спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 – 2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю и нижнюю части.

Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.

Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передаётся перепонке овального окна, а через нее - жидкости внутреннего уха. Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого.Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

РАЗМИНКА: (на 20 мин.)

Расслабляющие упражнения для глаз

Упр. для шейного отдела позвоночника

Упр. для кистей рук

Наклоны туловища

Упражнение на расслабление позвоночника.

3.3 Слуховое воспроизведение (записать на доске)

Схема передачи звуковых волн на слуховые рецепторы:

Звуковая волна-наружное ухо

Колебания

Барабанной

Перепонки

Колебания

слуховых - среднее ухо

косточек

колебания

перепонки

овального

окна

колебание

жидкости

в улитке

раздражение- внутреннее ухо

слухов

рецепторов

формирование

нервных

импульсов

Самонаблюдение:

Задание 1

Докажите, что изменение давления в ротовой и носовой полостях приводят к изменению давления в среднем ухе. (1 способ – зажать нос и попытаться надуть щёки. При этом в ушах возникает неприятное ощущение. 2 способ – зажать нос не сильно и закрыть рот, сделать глотательное движение. При этом ощущается толчок в барабанные перепонки).

3. 4. Работа с учебником:

  1. Своевременная чистка ушей,
  2. Нельзя чистить острыми предметами (булавки, спички);
  3. Осложнения после инфекционных заболеваний;
  4. Сильные шумы (притупляют слух, утомление, бессонница).

- Ребята, а как вы думаете, что такое «капушки»?

(Заглянём в историю, в старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человек который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами, от сюда и пошло такое название.)

- От куда же берётся сера?

(Серные железы, вырабатывающие особый секрет светло-коричневого цвета, постепенно загустевающий и приобретающий всё более тёмный оттенок, - это изменённые сальные железы кожи.)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: (5-7 мин.)

4.1. Лабораторная работа «Определение остроты слуха»

Задание . Приставьте к уху механические часы и отодвигайте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в сантиметрах) между часами и ухом. Чем оно больше, тем выше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука и измерьте соответствующее расстояние. Повторите измерения обоих типов несколько раз и вычислите среднее значение расстояния слышимости тиканья часов. Таким образом, вы найдёте свою слуховую чувствительность.

4.2 Выбери верные суждения:

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.

7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.

8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.

9. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

11. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12.

Познавательные задачи:

1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

(При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

2. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

(Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах).

4.4. Информационные подборки.

*А знаете ли вы, что самая маленькая мышца у нас – в ухе. Она служит для поворота стремечка с целью уменьшить нагрузку на барабанную перепонку при чересчур сильных звуках.

*А известно ли вам, что среднее ухо человека содержит 25000 клеточек, реагирующих на звуки. Верхний предел воспринимаемых нами частот достигает 16-20 млн. герц. С течением лет чувствительность уха, особенно к высоким звукам, уменьшается.

*А знает ли вы, что самая маленькая кость – стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес – от 2 до 4,3 миллиграмма.

*Музыкальный слух у женщин лучше, чем у мужчин на 6 не фальшивящих женщин приходится один мужчина с идеальным слухом.

*Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (5мин.)

На какие части делится орган слуха?

Из каких отделов состоит наружное ухо, среднее, внутреннее ухо?

Докажите, что изменение давления в ротовой полости и носовых полостях приводит к изменению давления в среднем ухе. (Зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. Ещё можно зажать нос и закрыть рот, сделать глотательные движения и почувствуется толчок в барабанной перепонке).

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ВЫСТАНОВЛЕНИЕ ОЦЕНОК: (1-2мин.)

Выучить параграф 51, отвечать на вопросы.

Оценки выставляются с комментированием

Кинематограф приучил нас, что выстрел в лобешник приводит к тому, что цель либо моментально начинает страдать астигматизмом и неистово скашивает глаза к заветной дырочке, либо просто закатывает глаза и столбом падает на грунт. При этом руки конечно же обвисают плетьми, ноженьки подкашиваются, и если негодяй при этом кого-то удерживал, то освобожденная заложница целая и невредимая убегает с места событий.

В реальности все, увы, не так. Впрочем, ругать кинематограф за такие моменты как-то даже некультурно. В конце-концов, они по понятным причинам не показывают, как надо правильно вскрывать вены.

На самом деле, в ситуации, когда необходимо, чтобы в результате выстрела противник не успел ничего нажать (спуск на оружии, кнопку на бомбе), стреляют не в лоб, а в рот. Или же под самый нос (в верхнюю губу).

Почему надо стрелять в рот?

Причина этому — самая простая: анатомия человека. Дело в том, что при попадании в голову (все, надеюсь, помнят, что такое «динамический удар») пуля превращает мозги в кашу. Но учитывая тот факт, что скорость разрушения мозговой ткани ниже, чем скорость передачи нервных импульсов, мозг успевает послать команду мышцам. И проходя через мозжечок, эта команда преобразуется на выходе в спазм. В результате которого цель может и подорваться, и выстрелить в ответ, и застрелить заложника.

Поэтому рекомендуется прерывать данную цепь мозг-мозжечок-мышцы путём устранения посредника. А если мы вспомним упомянутую выше анатомию человека, то мы вспомним, что мозжечок и основание спинного мозга находятся как раз напротив рта. К тому же расстояние от нёба до искомой цели гораздо меньше, чем требуется преодолеть пуле, чтобы перемолоть мозги.