Депутаты раскритиковали единый социальный налог. Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов Есн регрессивная ставка

В настоящее время активно обсуждается возможное возвращение единого социального налога (ЕСН), который заменит взносы в пенсионный и другие внебюджетные фонды. Речь идет о триллионах рублей и необходимости пополнения бюджета: в случае возврата ЕСН эти деньги будут собираться не в фондах, а в бюджете. Эта тема обсуждается также и с точки зрения изменений для бизнеса: для ИП и ООО.


Единый социальный налог ЕСН с 2017 года

О том, что могут вернуть ЕСН, стало известно после того, как в Правительстве России в рамках антикризисных мер стали рассматривать различные варианты пополнения бюджета, в том числе, дополнительного пополнения. Одним из возможных решений является возврат с 2017 года единого социального налога (ЕСН).

Вместо трех взносов в три разные фонды при возвращении ЕСН нужно будет уплачивать один налог, который платится одной суммой, одним платежным поручением. Администрированием этого налога, то есть, сбором, контролем, проверками будет заниматься Федеральная налоговая служба.


До 2010 года этот налог уже существовал, его ставка в различные периоды колебалась от 26 до 36 с лишним процентов. Кто платит единый социальный налог – его платят все ИП и ООО, у которых есть персонал, наемные работники. Налогооблагаемой базой являлся, как и в случае с сегодняшними взносами в фонды, совокупный фонд заработной платы всех работников ИП или ООО.

Введение единого социального налога, то есть, возврат ЕСН, означает, что новый налог нужно будет платить с 1 января 2017 года. Платить нужно будет в ФНС. Фонды будут сотрудничать с ФНС, в частности, если законопроект будет рассматриваться серьезно, и дело пойдет к его принятию и утверждению, с 1 июля 2016 года внебюджетные фонды уже начнут передавать в налоговую службу списки и реестры страхователей, то есть, плательщиков взносов и налога – ИП и ООО.

Сегодня ИП и ООО платят взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам :

  • Пенсионный фонд – 22% и дополнительно 10% (32%) с зарплат, которые превышают уровень 796 тысяч рублей в год или больше 66 тысяч рублей в месяц.
  • Фонд социального страхования – 2,9%.
  • Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

Общая сумма отчислений во внебюджетные фонды получается равной 30% с фонда заработной платы предприятия ИП или ООО.

Если с 1 января 2017 вернется ЕСН, то, если следовать логике, его ставка также должна равняться 30%, не больше. Однако какой в действительности будет ставка единого социального налога в случае его возвращения, пока не известно. Как и то, вернется ли этот налог.

Другие законодательные инициативы, касающиеся социальных взносов и налогов

Возможная инициатива по возвращению единого социального налога – не единственная, которая касается социальных взносов и живо обсуждается последнее время. В глобальном макроэкономическом смысле, если говорить о возможном возврате ЕСН, речь идет о сумме в 5 с лишним триллионов рублей, которые ежегодно собираются в трех разных фондах – ПФР, ФСС и ФОМС – и о контроле над этими деньгами.

В микроэкономическом смысле, то есть, с точки зрения предприятий, фирм, ИП и ООО речь идет как об изменении установившихся и привычных правил игры, так и возможном увеличении налоговой нагрузки на каждого отдельного предпринимателя. Законодательные инициативы, которые обсуждаются последнее время, следующие.

Возможное увеличение страховых взносов ИП в пенсионный фонд

Сегодня ИП уплачивают в пенсионный фонд на себя фиксированную сумму – в 2016 году она равна 19356 руб. И если годовая сумма доходов этого ИП будет больше 300 тысяч рублей, то ИП уплачивает еще дополнительно 1% с суммы превышения.

Министерство труда (Минтруд) России предлагает отказаться от этого дополнительного 1% взносов. Вместо него предлагается ввести повышающий коэффициент, который в 2017 году будет равняться 1,2, потом 1,4 и так до 2,0 в 2021 году. А взнос в Пенсионный фонд составит 24714 рублей.

Взносы, которые платят ИП на медицинское страхование, вырастут еще больше. Это произойдет ввиду уравнения взносов в ФФОМС с взносами в ОМС за неработающих граждан. Эксперты говорят, что взносы на медицинское страхование для ИП могут вырасти в два, а то и в четыре раза.

Возможная отмена льгот для ИП на УСН

До сих пор не утихли разговоры о возможной отмене льгот для ИП. Речь идет о том, что те ИП, которые, имея годовой доход больше 300 тысяч рублей и уплачивающие (пока еще уплачивающие) в ПФР 1% от суммы превышения, на эту сумму уменьшают свои доходы при расчете налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) по схеме «Доходы минус расходы».

Поначалу Минфин России сказал, а точнее, выпустил разъясняющее письмо о том, что на эту сумму уменьшать налогооблагаемую базу ИП на УСН нельзя. При этом получалось, что те ИП, которые на протяжении двух лет, пока была такая возможность, этой льготой пользовались, должны теперь вернуть в бюджет огромные деньги. Некоторых предпринимателей даже приглашали в региональные налоговые службы для дачи объяснений.

Но в последствии Минфин выпустил еще одно разъясняющее письмо, согласно которому указанная льгота для ИП на УСН сохраняется. Однако, учитывая то, как быстро меняется мнение финансовых чиновников, можно сделать вывод о том, что это решение может быть не окончательным.

Мнения экспертов

Анна Бутакова, главный бухгалтер ООО «КИТ»

Настораживает не сама идея провести такую реформу, а сомнения в том, что она будет проведена качественно. Есть множество нюансов, которые, если власти их не учтут, могут сильно осложнить работу малому и среднему бизнесу.

  • Не возникнет ли необходимость сдавать отчётность дважды – и в налоговую службу, и в фонды?
  • Если так будет, то это дополнительная нагрузка на бухгалтерию?
  • Не вырастет ли размер ставки?

Если данные из фондов будут некорректно переданы в налоговую (то есть, попросту что-то могут потерять, а что-то перепутать), то налоговики при проведении проверок могут квалифицировать это как нарушение со стороны предприятия и довольно серьёзно за это наказать.

Кроме того, бизнесу придётся более серьёзно относиться к уплате страховых взносов. Ведь администрировать их будет уже налоговая служба, а она, в отличие от фондов, имеет право при наличии задолженностей заблокировать расчётный счёт.

Для государства это, возможно, и хорошо. А вот для бизнеса не очень. Это дополнительная нагрузка на бухгалтерию, которой придётся более тщательно следить за уплатой страховых взносов.

Марина Головченко, руководитель практики «Бухгалтерский учет и налоговое планирование» группы компаний «ЭНСО»

Возвращение единого социального налога (ЕСН) – пожалуй, одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день налоговых инициатив. И хотя никаких конкретных решений чиновники пока не озвучили, бизнес-сообщество уже близко к состоянию паники: только привыкли к страховым взносам в соцстрах, «пенсионку» и ФОМС, как снова все меняется. Но доводы «Против» ЕСН больше напоминают традиционный для всех реформ страх перед неизвестным. Аргументы «За» кажутся достаточно убедительными. Надо разбираться.

Напомню, единый социальный налог в России платили до 2010 г. Ставка ЕСН была прогрессивно-регрессивной: чем больше объем налоговой базы, тем выше фиксированная часть налога и меньше – процентная. Регрессивная шкала состояла из трех ступеней: годовая зарплата до 280 тыс. рублей облагалась по ставке 26%; от 280 тыс. рублей до 600 тыс. рублей – 10% плюс фиксированная прогрессивная часть 72,8 тыс. рублей; свыше 600 тыс. рублей – 2% плюс 104,8 тыс. рублей.

Фактически ЕСН аккумулировал средства, которые затем в соответствии с принятым регламентом распределялись на реализацию прав граждан. Так, с минимальной ставки в 26% в федеральный бюджет зачислялось 6%, на пенсионное обеспечение – 14%, на социальное – 2,9%, в территориальные и федеральный фонды медицинского страхования по 2% и 1,1% соответственно.

Но в 2010 г. ЕСН упразднили, заменив его страховыми взносами в три внебюджетных фонда – Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Стоит заметить, что и тогда противников у отмены ЕСН было достаточно. Существует даже мнение, что эта инициатива была навязана профильным ведомствам – Минфину и Минрегионразвития. Во всяком случае, Алексей Кудрин, занимавший тогда пост главы Министерства финансов, не раз высказывался о несвоевременности принятого решения.

Так что уже через год после отмены ЕСН стали появляться разговоры о его возможной реанимации. Тогда – в 2011 г. – аналитики отмечали, что переход к страховым взносам негативно сказывается на администрировании платежей. Обязанностей у бизнеса стало больше, проверяющих, соответственно, тоже. Однако объем поступлений отставал от роста заработных плат. И вся эта критика проходила на фоне стремительного роста ставки социальных платежей: в 2011 г. суммарный объем взносов во внебюджетные фонды составлял 34%, в 2012 г. под влиянием недовольного бизнеса ставка была снижена до 30%.

С тех пор вопрос о целесообразности разделения социальных платежей по внебюджетным фондам периодически появлялся на повестке дня. Наконец, в середине марта прошлого года Минфину и Минэкономразвития было поручено разработать проект создания на базе Федеральной налоговой службы единого фискального органа, который бы отвечал за сбор всех социальных взносов. Так что появившиеся в СМИ в начале этого года предположения о возврате к ЕСН – закономерное развитие давно сложившейся тенденции. И прежде чем давать какие-либо оценки, нужно понимать логику принятия этого решения.

Налоговые инициативы в правительстве обсуждаются в рамках разработки антикризисных мер. Приравняв страховые взносы к налогу и передав функцию по администрированию этого вопроса налоговикам, чиновники надеются повысить собираемость всех социальных сборов. Действительно, с этой обязанностью фискалы, обладая опытом и методиками, могут справиться, как никто другой. И вообще, идея консолидировать все жизненно важные для государства финансовые потоки в одном ведомстве вполне логична. При этом о полной ликвидации внебюджетных фондов речи не идет: за ними останется обязанность по управлению системой персонифицированного учета граждан. Проще говоря, кто, когда и в каком размере должен получить социальные выплаты – эти вопросы останутся за фондами.

Для бизнеса, как уверяют законотворцы, изменения будут носить, скорее, технический характер: сейчас страховые взносы распределяются по трем фондам, а в случае принятия налоговых инициатив платеж будет единым. Об увеличении ставок речи не идет. Наоборот, если в начале года говорилось о сохранении ставки единого налога на уровне нынешних 30%, то сегодня не исключается даже понижение ставки до 26-28%.

И потом, можно рассчитывать, что передача права собирать все налоги и взносы одному ведомству сократит число проверок и проверяющих. Налоговики собирают – им и контролировать в рамках одной проверки.

Так или иначе, пока инициатива возврата ЕСН проходит лишь стадию обсуждения. В конце февраля Минфин направил в Правительство РФ «Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды». По планам ведомства, конкретные поправки должны быть разработаны и представлены Госдуме не позднее 1 мая 2016 г. и вступить в силу с 1 января 2017 г.

Так что обсуждать стоит не саму возможность возврата к ЕСН, а то, как это будет реализовано: насколько учтены будут интересы бизнеса, как будет решен вопрос с накопительной пенсией и отчетностью по фондам. Хотели, как лучше – это очевидно. Важно, чтобы не получилось, как всегда.

Медина Кульшманова, юрист юридической компании «Генезис»

Минфин предлагает ввести единый страховой взнос, отменив пониженную ставку для высоких зарплат и снизив общую ставку взноса до 28-29 %. При этом возвращение к ЕСН не предполагается, хотя вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд других законов ставится.

Целью нововведений является укрепление платежной дисциплины в отношении расчетов с фондами, а кто, как не наделенный контрольными полномочиями налоговый орган, справится с этим лучше остальных. О последствиях для бизнеса можно будет говорить, когда станут известны установленные размеры ставок. Маловероятно, что они принципиально изменяться.

Сложно представить кардинальные изменения в связи с введением единого страхового взноса. Еще сложнее найти принципиальные отличия между предложенным Минфином единым страховым взносом и ранее отмененным единым социальным налогом: контроль за той же ФНС, та же обезличенность и безвозвратность платежа.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Конечно, бизнес в большей степени волнует, сколько придется платить. Вопрос увеличения ставок весьма щепетильный. Однако о последствиях можно будет говорить, когда станут известны установленные размеры процентов. Все же думается, необходимость принятия государством антикризисных мер с одной стороны и обеспокоенность предпринимательства ужесточением условий для ведения бизнеса с другой не позволят законодателю сильно разгуляться.

В любом случае можно отметить некоторые положительные моменты. Платить в одно окно всегда удобнее. Вопросы в налоговой службе решаются более оперативно, чем в том же Пенсионном фонде. Что касается вопросов пополнения доходной части бюджета, пенсионной политики, то для укрепления платежной дисциплины в отношении расчетов с фондами ФНС подходит, как нельзя кстати.

Единый социальный налог в 2017 году – ставка всего составляет 30 % для большинства категорий страхователей, исчисляется в целях обеспечения работников предприятий различными целевыми социальными льготами. Это, прежде всего, государственные пенсионные выплаты, пособия по больничным листам, медицинское страхование физических лиц. Порядок расчетов и уплаты страховых взносов изменился с 2017 г. в связи с принятием главы 34 НК, в определенной мере аналогичной отмененной с 2010 г. главе 24 «ЕСН» (Закон № 213-ФЗ от 24.07.09 г.).

Разберемся, что подразумевает понятие единый социальный взнос, по каким правилам рассчитывается. Узнаем актуальные ставки по категориям работодателей, а также поговорим о том, как отчитываться по этому налогу и куда оплачивать начисленные суммы.

Единый социальный страховой взнос ЕССС – история возникновения

Основная роль ЕСН – аккумулирование финансовой «подушки» для обеспечения населения качественными социальными условиями жизни. Поступления в бюджет средств от уплаты единого социального страхового взноса направляются по назначению в зависимости от содержания денежной операции – на оказание услуг медицинской помощи лечебными учреждениями, на выплату установленных государством пособий (включая декретные), пенсий, льгот. Скорость поступления налогов напрямую влияет на оперативность получения полагающихся работникам социальных выплат.

Несмотря на то, что ЕСН фактически был отменен в 2009 г., налог сохранил свое предназначение и сущность. Консолидирование средств по сборам в части пенсионного, социального, медицинского страхования гарантирует повышение собираемости налога. А упрощение процедуры расчета, отчетности и уплаты снижает возможные ошибки и недочеты налогоплательщиков. С 2017 года прямым федеральным органом, осуществляющим администрирование и контроль отчислений на социальные нужды, ставка по фондам приведена ниже, назначен ФНС РФ. Управление взносами на травматизм остается в юрисдикции ФСС.

Единый страховой взнос 2017

Предположения о том, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос, возникали уже давно. Практическая отмена ЕСН (действовал в 2001-2009 гг.) и переход от регрессивного способа расчета шкалы к постоянной не оправдали возложенных надежд. Налогоплательщики получили усложненный документооборот в части формируемой отчетности и платежных документов, увеличилось число проверяющих органов. Государство столкнулось со снижением уровня расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, произошли нарушения платежной дисциплины и частичная потеря контроля за начислениями сборов.

Возврат административных функций налоговикам стал реальностью с подписанием Президентом РФ В.В. Путиным Указа № 13 от 15.01.16 г. В НК появилась новая глава, страховые взносы в ФСС, ПФР и ОМС объединились в один налог. Что же глобально поменялось для налогоплательщиков с 2017 года?

Единый социальный страховой взнос – основные положения:

  • Администрирование – с 2017 года осуществляет ФНС. За ФСС остается контроль начисления и уплаты «травматизма», за ПФР – отчетность по форме СЗВ-стаж и СЗВ-М.
  • Плательщики взносов – компании-работодатели (юридические лица и ИП), предприниматели, самозанятое население.
  • Объект налогообложения – для работодателей в базу включаются выплаты в рамках взаимодействия с сотрудниками, для ИП – доход от деятельности.
  • Общая ставка – размер сохранен на уровне 2016 года и составляет 30 %: в ПФР – 22, %, в ФСС – 2,9 %, в ОМС – 5,1 %. Немного поменялся порядок использования льготных пониженных тарифов для отдельных категорий бизнеса.
  • Фиксированный размер взносов для ИП – расчет ведется на основании МРОТ, дополнительно установлен процент от доходов с превышения лимита. Величина максимального дохода составляет 300 тыс. руб.
  • Отчетность – утвержден новый единый расчет по ЕССС, предоставлять который следует впервые за 1 квартал 2017 г. до 30 апреля (в связи с выходными/праздничными днями срок перенесен на 2 мая).
  • Формат сдачи отчетности – обязательно представление по ТКС в электронном виде для страхователей с численностью штата свыше 25 чел., все остальные вправе отчитываться «на бумаге».
  • Уплата взносов – все платежи, сформированные с 2017 года, составляются по новым реквизитам (расчетный счет ФНС, КБК, наименование, ИНН/КПП получателя). Прошлые периоды также оплачиваются в адрес ФНС, включая расчеты по пеням, недоимкам и штрафам.
  • Сроки уплаты взносов – не поменялись. Как и прежде компаниям необходимо перечислять ЕССС до 15 числа следующего за отчетным месяца. По фиксированным платежам ИП установлены иные сроки: в пределах сумм лимитов налоги следует уплатить до конца календарного года, по дополнительным начислениям сроки продлены до 1 апр. 2018 г.
  • Ответственность за нарушение сроков уплаты ЕССС – применяются санкции, предусмотренные для налоговых нарушений (200 руб. за каждый не вовремя сданный отчет), вплоть до блокировки расчетных счетов неплательщиков, направления инкассовых требований в банк о списании неуплаченных сумм. ФСС по-прежнему вправе применять санкции по взносам на «травматизм», а сотрудники ПФР могут оштрафовать компании за нарушение правил сдачи отчетов в электронном виде (1000 руб.) и за несоблюдение сроков сдачи персонифицированного учета (по каждому застрахованному лицу взимается 500 руб.).

Основная категория налогоплательщиков ЕССС обязана рассчитывать налоги по тарифам 2016 года. Разбивка включает 3 разновидности страхования: медицинское, социальное по ВНиМ (временная нетрудоспособность, а также материнство) и пенсионное. Процентная ставка равна:

  • 22 % — в части взносов по пенсионному обеспечению.
  • 5,1 % — в части взносов по обязательному медицинскому обеспечению граждан.
  • 2,9 % — в части взносов по социальному обеспечению.

Обратите внимание! Ставка для расчетов взносов на «травматизм» определяется органами ФСС в зависимости от вида экономической деятельности компании и показателей работы за прошлый финансовый год – выручка, численность и пр.

Лимиты 2017

Для корректного расчета сумм потребуются данные о доходе работников. Сумма исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года и по конец отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев). Правительством в Постановлении № 1255 от 29.11.16 г. установлены предельные размеры налогооблагаемой базы, по которым применяются общие страховые тарифы:

  • В части пенсионных взносов – 876000 руб. Превышающие выплаты подлежат налогообложению по тарифу в 10 %.
  • В части социальных взносов – 755000 руб. Все, что сверх, не облагается налогом.

Травматизм и взносы в части медицинских сборов облагаются без применения лимитов. Пример практического расчета приведен ниже.

Пример начисления ЕССС в 2017 году с расчетом сверх лимитов:

Предположим, генеральный директор предприятия за отчетный период получил нарастающим итогом 900000 руб. Рассчитать начисления по взносам нужно так:

  • Пенсионные – 195120 руб. (876000 х 22 % + (900000-876000) х 10 %).
  • Социальные – 25404 руб. (876000 х 2,9 %).
  • Медицинские – 45900 руб. (900000 х 5,1 %).

Пониженные тарифные ставки

Льготные сниженные ставки установлены глав. 34 НК для отдельных видов страхователей. Тарифы сохранены на прежнем уровне. Нововведения предусмотрены для фирм-«упрощенцев». Ведение льготных видов деятельности, по которым правомерно использование пониженных тарифов, ограничивает размер годового дохода в 79 млн. руб., а доля выручки по льготируемым ОКВЭД не должна быть меньше 70 % от общей совокупности доходов организации. В случае превышения указанных параметров ЕССС требуется пересчитать по общим ставкам.

Основные категории плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в 20 %:

  1. Льготники-«упрощенцы».
  2. Фармацевтические учреждения, аптеки.
  3. Благотворительные структуры.
  4. «Упрощенцы» сферы массового спорта, искусства, культуры, соцобслуживания, здравоохранения, образования.
  5. Предприниматели на ПСН.

По совокупной ставке в 14 % действуют участники «Сколково»; туристские компании в отдельных экономических зонах, относимых к особым; IT-компании. Кроме того, для некоторых категорий налогоплательщиков установлен общий тариф 7,6 %.

Фиксированные взносы ИП

Предприниматели и самозанятые категории физических лиц также не ожидают существенные изменения. Расчет и уплата фиксированных выплат осуществляются раздельно, с разбивкой по пенсионному и медицинскому обеспечению (социальные выплаты начислять не нужно). На размер ЕССС влияет утвержденный на начало года МРОТ (с 1.01.17 г. 7500 руб.), а также общий доход страхователя. При этом налоги в пределах лимитов рассчитываются по старым тарифам, а для сумм превышений введен дополнительный налог – 1 %. Итоговые страховые взносы равны:

  • В ПФР – 23400 руб.
  • В ОМС – 4590 руб.

Вывод – по сути единый страховой взнос поменял администраторов в лице ПФР и ФСС на ФНС. Разбивка и детализация ЕССС в 2017 году остается на прежнем уровне. Основные новшества, существенные для страхователей:

  1. Повышение предельных лимитов для определения взносов в части пенсионного и социального страхования.
  2. Введение дополнительного налога в 1 % для ИП.
  3. Изменение реквизитов для платежей, включая КБК по налогам, пеням, штрафам.
  4. Утверждение нового единого расчета по ЕССС, персонифицированный отчет о стаже пока находится в разработке.

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.

Единый социальный налог (ЕСН) - это понятие, применяемое в налогообложении до 2011 года. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Фактически этот тип налогообложения отменили шесть лет назад, но различные социальные взносы по старинке называют социальным налогом.

Изменения по страховым взносам с 2017 года

При необходимости организовать обучение для Вас или Ваших сотрудников на темы:
"Как рассчитать сумму страховых взносов и вести учет, отчетность, налоги? "
"Как стать резидентом ТОСЭР? "
"Как разработать бизнес план своими силами? "
Обращайтесь к нам - научим , есть опыт

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет официальную работу по трудовому контракты или договорам ГПХ (есть отличия в ставках).

Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

Обратите внимание! Для резидентов ТОСЭР ставка взносов снижена до 7,6%
За разъяснениями можно обратиться к нам!

В 2017 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого 2016 года. Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

Внимание! Вместо единого социального страхового сбора ЕССС с 1 января 2017 года введены страховые взносы в ФНС России .

ТОСЭР уже созданы в Набережных Челнах (Татарстан), Тольятти (Самарская область), Кумертау, Белебей (Башкирия)
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения , разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Правительства региона.

Обратите внимание!

В 20 регионах России по решению Правительства РФ

создаются территории опережающего социально-экономического развтия (ТОСЭР)

ТОСЭР - это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - предоставление налоговых преференций :

  • налог на прибыль в первый год - 5%, в последующие годы - 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, медицинского и социального страхования) - 7,6% (без ТОР 30%).

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения . Обращайтесь к нам!

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (по нашим оценкам от 25 до 42% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР :

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Предприниматель обязан отчислять средства в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2016 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей - 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2016 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2016 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

  1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
  2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.
  3. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
    Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).

    Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.

  4. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
    Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.

    Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.

  5. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
    Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
  6. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
    Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя - форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).

    Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
    А уже там будет принято определённое решение.

  7. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.

    К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.

Многих интересует, какими будут ставки страховых взносов в 2017 году. Таблица , на наш взгляд, наиболее удобная форма, чтобы раскрыть всю картину по взносам на ближайшую перспективу.

Перемены

Не секрет, что ставки взносов в государственные социальные фонды являются вторыми по степени значимости после налогов обязательными платежами. Cтавка страхового взноса представляет собой величину, которая неизбежно ляжет на плечи нанимателей – компаний и бизнесменов.

Напомним об основной законодательной подвижке в этой области: с 2017 года основная часть полномочий перешла к налоговой службе России. Это контроль за отчислением по актуальным ставкам страховых взносов , взыскание долгов по ним и получение + анализ отчетов.

Данные поправки уже присутствуют в нормативной базе. Так, с 1 января 2017 года Закон о страховых взносах № 212-ФЗ канет в лету, а на его место заступит новая глава 34 Налогового кодекса.

Что останется прежним Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и 9 месяцев
Расчетный период – год
Кто обязан платить – фирмы, ИП, адвокаты, нотариусы и иные частнопрактикующие специалисты
Объект – те же выплаты
Размеры пониженных тарифов страховых взносов
База для начисления взносов – правила почти те же
Что изменится Бланки отчетности, ведь отправлять придется в налоговые органы
Сроки сдачи отчетов
Более детально прописаны критерии, которым нужно соответствовать, чтобы иметь право на + пополнен перечень таких требований
Момент потери права на пониженные тарифы страховых взносов : теперь указано, что это происходит «задним числом» – с начала года
В целом, можно говорить о том, что в части порядка начисления и внесения в казну страховых взносов серьезных подвижек не предвидится.

Далее рассмотрим, какой будет ставка отчисления на социальные нужды . Сразу заметим, что в 2017 году социальные налоги ставки сохранили. Например, подоходный налог (НДФЛ) остался на прежнем уровне. Это говорит о том, что государство очень не хочет процентными ставками по страховым взносам в 2017 году давить на бизнес.

Читайте также ФСС утвердил документы для зачета и возврата взносов по травмам с 2017 года

Cтраховые взносы 2017: ставки, таблица

Ниже в таблице показаны ставки по страховым взносам на 2017 год. Тарифная ставка (страховой тариф) представляет собой процент начисления взносов.

Cтавки по взносам в 2017 году (см. таблицу)

Куда С чего Тарифы страховых взносов , %
В Пенсионный фонд на ОПС 22
Выплаты превышают лимит базы 10
В Фонд соцстраха на временную нетрудоспособность и материнство Выплаты не превышают лимит базы 2,9
Выплаты превышают лимит базы Начислять не надо
ФФОМС: ставка в 2017 году 5,1
Данные приведенной таблицы ставок страховых взносов в 2017 году показывают, что тарифы взносов в фонды в 2017 году не поменялись. Как и прежде, ставки страховых взносов будут меняться при превышении порога лимита базы.

2017 год: пониженные тарифы страховых взносов

Спешим обрадовать, что минимальные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды продолжать действовать и в 2017 году. Правда, рассчитывать на них смогут только избранные.

Тип страхователя и коды видов деятельности по ОКВЭД Тариф для расчета страховых взносов
В Пенс. фонд, % В Фонд соцстраха (кроме травматизма), % ФФОМС: ставка 2017 года, %
«Упрощенцы» с:
1) льготным видом деятельности;
2) доход от него – от 70% общего объема;
3) прибыль за год – не более 79 млн руб. (иначе потеря права на сниженный тариф с начала года)

Коды: 13 – 16 и др.

20
«Вмененщики»: аптеки и коммерсанты с фармалицензией. Право на [пониженные тарифы страховых взносов] – только по фармаперсоналу.

Коды:
46.18.1;
46.46.1;
47.73.

20
ИП на патенте в отношении наемного персонала (для некоторых видов деятельности есть исключения)

Коды:
31.0;
74.20;
75.0;
96.01;
96.02 и др.

20
НКО на УСН (кроме госструктур) сферы:

Социального обслуживания граждан;
науки;
просвещения;
охраны здоровья;
культуры;
искусства;
массового спорта.

Коды:
37;
86 – 88;
93 и др.

20
Благотворительные организации – «упрощенцы»

Коды:
64.9;
88.10.

20
IT-фирмы

Коды:
62;
63.

8 2 4
АО, ООО и партнерства на УСН, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые у бюджетных и автономных (в т. ч. научных) учреждений

Код: 72.

8 2 4
Подписано соглашение с органами управления особыми экономическими зонами на:
внедрение новых технологий;
развитие туристического кластера.

Коды:
65.20;
79.1;
94.99;
62.0;
63.1;
63.11.1 и др.

8 2 4
Выплаты и вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в Российском международном реестре (есть ряд исключений)

Код: 50.

Есть статус участника проекта «Сколково»

Код: 72.1

14
Есть статус участника свободной экономической зоны в Крыму

Коды: любой, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3.

6 1,5 0,1
Есть статус резидента территории опережающего развития

Коды: для каждой территории вид деятельности устанавливают индивидуально

6 1,5 0,1
Есть статус резидента свободного порта «Владивосток»

Коды: любые, кроме запрещенных (см. решение Наблюдательного совета этого свободного порта).

6 1,5 0,1