Выставка 1 мировая война. Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева

Первая мировая война: около 15 миллионов убитых на полях сражений и мирных жителей, бесчисленные инвалиды, рухнувшие империи и - как результат - перекроенная карта Европы... Как рассказать обо всем этом, как показать на выставке войну, которую называют "пра-катастрофой" ХХ века? В Немецком историческом музее в Берлине нашли оптимальное решение. Экспозиция ведет вдоль 14 ключевых пунктов Первой мировой войны. Тщательно подобранные экспонаты показывают прошлое наглядно, история реконструируется и на примере частных судеб.

Победным маршем к смерти

Начинается выставка уже в фойе, где лаконично обрисована геополитическая обстановка в Европе накануне великой бойни: тогда, в начале двадцатого столетия, континент лихорадило от взаимных претензий и властных амбиций. Европейскими столицами заправляли аристократические элиты, бизнес и банки получили огромную власть, короли, цари и кайзеры были друг другу родственниками. Что-то вроде одной большой семьи, которую раздирали политические и экономические распри и среди членов которой шла конкурентная борьба за передел мира.

Германская империя в лице кайзера Вильгельма II, начиная с 1890 года, проводила опасную политику, заявляя претензии на колонии и за несколько лет построив угрожающих размеров военно-морской флот. Это наглядно представлено в экспозиции. Близка и понятна нам сегодня повседневная жизнь больших городов той эпохи, их мирный быт. Но чуждыми представляются военные марши, звучавшие повсюду. Агрессия ощущается почти физически.

Спустя шесть недель после покушения на наследника австрийско-венгерского престола и его супругу в Сараево началась война. Мир обезумел. В Немецком историческом музее посетитель выставки проходит мимо разрушенных стен, обклеенных европейскими газетами тех недель, а затем подходит к картине Августа фон Каульбаха (August von Kaulbach) "Германия" ("Germania"). Длинноволосая, белокурая валькирия в доспехах, с мечом и щитом, готова встретить неприятеля.

КОНТЕКСТ

"Тогда верили, - поясняет Андреас Никс (Andreas Nix), один из кураторов выставки, - что война ведется справедливая, оборонительная". И на фронт шли так, как это делали в XIXвеке, под развевающимися штандартами, маршевой поступью. Вот только этот марш встречал огненный смерч пулеметных очередей.

Новое оружие

В период между 1914 и 1918 годами на стороне Германии воевали около 12 миллионов человек. А всего в Первой мировой войне участвовало около 60 миллионов солдат. Во время сражения на Марне, одного из ключевых сражений Первой мировой, она впервые проявила себя в новом измерении. Пулеметы и скорострельная артиллерия косили солдат рядами, и количество жертв первых недель войны оказалось неожиданно высоким. Солдаты начали рыть траншеи и окопы, возводить брустверы и строить блиндажи. Скоро они образовали густую сеть, протянувшуюся от берегов Ла-Манша до швейцарской границы. Фронт застыл, никто уже не говорил о скорой победе. Белые перчатки, которые один из немецких солдат хранил в своем вещмешке на случай победного вступления в Париж, так и не пригодились их владельцу. Первая мировая война затянулась надолго.

Во время боев в тесных окопах для взаимного истребления использовались архаичные средневековые палицы, которые тоже стали экспонатами выставки. На земле, в воздухе и на море, однако, уже шла конкурентная борьба за более современное, более смертоносное оружие. 22 апреля 1915 года немецкие войска во время сражений в окрестностях бельгийского городка Ипр применили хлорный газ - первое в истории химическое оружие. В "кромешном аду" Вердена до конца 1916 года было взорвано 26 миллионов обычных снарядов и 100 тысяч снарядов, начиненных ядовитыми газами.

В Немецком историческом музее эти невероятные цифры дополняют инсталляции: за марлевой занавеской, например, висят подсвеченные противогазы. При приближении к ним включается шум трещоток, которые в реальных окопных условиях Первой мировой предостерегали солдат о начале газовой атаки.

Тотальная война

Экспозиция в Берлине следует построена хронологически. Она рассказывает о сражениях на Востоке и Западе, о войне в Африке, о фронтах Османской империи и о боях на горных перевалах. В качестве "бытовых" экспонатов выставлены лыжи, туалетная бумага и настольные игры, "Полевые шашки", например, легко умещались в солдатских ранцах вместе с фотографиями и письмами из дома. На выставке показаны также "патриотические" игрушки, в частности, миниатюрный походный лазарет. Будни солдатской жизни – это и увековеченные на фотографиях калеки, повешенные пленных, которых подозревали в шпионаже, дневниковые записи...

В общей сложности, около 500 экспонатов из 13 стран - оружие, униформа, предметы повседневного обихода, а также дневники, письма, рисунки, картины, фотографии, фильмы - показывают в Немецком историческом музее, какой страшной была Первая мировая война, эта первая в ХХ веке тотальная катастрофа.

К 100-летию Первой мировой в Москве открылось несколько выставок. Все рассказывают о войне по-своему. «ВД» выбрал три из них. На каждую, посетив ее, хочется вернуться.

Война, покончившая с миром (547345)

«Приближался не календарный — настоящий двадцатый век», — из динамика на входе в зал выставки в МАММ на шестом этаже звучит хрипловатый голос Ахматовой. Строки «Поэмы без героя», написанной Анной Андреевной о предреволюционных — и предвоенных — годах, размеренно читаемые автором — словно эпиграф к экспозиции музея о Первой мировой «Война, покончившая с миром».

Эта выставка была одной из первых, открытых в Москве к 100-летию начала войны, и остается одной из самых интересных, «личных», эмоциональных. Здесь есть плакаты, репродукции, аудио-, видео-, документальные свидетельства. Все это помогает видеть и слышать войну так, как ее видели и слышали люди, жившие в те годы, и в ней непосредственно участвовавшие. Но главное тут, конечно, фотографии. Сотни и сотни снимков из частных коллекций и музейных собраний со всего мира. Снимки прослеживают события Первой мировой со дня убийства в Сербии эрцгерцога Франца Фердинанда, которое стало поводом начала войны, до итогов катастрофы, унесшей жизни десятков миллионов людей, покалечившей — еще больше, перекроившей Европу и сделавшей мир совершенно иным.

Здесь есть действительно страшные серии. Например, фотографии и воспоминания, свидетельствующие о первом в истории применении химического оружия, распылении ядовитого хлора у Ипра. «Немецкое правительство готовилось к операции тщательно и скрытно», и вот с «попутным ветром» выпускается 180 тысяч килограммов удушливого газа. «Желтовато-зеленое облако двинулось на британские позиции, проникая в окопы и укрытия». «Паника охватила войска»: укрыться от яда, не дающего дышать, было почти невозможно. Тогда пострадали 15 тысяч человек, из них пять тысяч погибли.

Есть снимки (в том числе стереопары) из окопов, с полей сражений, из лазаретов и лагерей для пленных, с заводов, где делали военную технику, и из деревень, опустевших после войны. Купающие коней солдаты и солдаты, картинно расположившиеся на раскидистых ветвях дерева («В ожидании почты»). Офицеры, с заинтересованностью вертящие в руках невиданный прежде снаряд. Обнимающийся с псом медвежонок («Мишка, талисман эскадрона бронеавтомобилей авиации королевских военно-морских сил»). Военный, сосредоточенно прицеливающийся из орудия вверх, похожий на астронома, наблюдающего звезды («Прапорщик Хомка. Стрельба по аэроплану»). «Пленные британской армии» — бесчисленное поле голов в касках и фуражках. «Международное агентство по розыску. Отдел пропавших без вести» — молодая женщина перебирает одну за одной бесчисленные карточки в картотеке. «Полковой художник», «полковой актер», «клоун», зазывающий в лагерное кафе столпившихся вокруг лагерных «жителей».

Голос Ахматовой слышен сквозь раскаты взрывов, ржание лошадей, треск выстрелов. Возле динамика у входа — видео на стене, напротив — зеркало. Подняв глаза, видишь себя на фоне сменяющих друг друга кадров военной хроники. Об этом — вся выставка.

Выставка «Война, покончившая с миром » работает в Мультимедиа арт музее (Остоженка, 16) до 19 октября. Билеты: 50—400 рублей.

Москва в годы Первой мировой войны (549935)
Вы можете изменить этот текст

Несколько минут пешком вниз по Остоженке — и мы в Музее Москвы. Выставка в третьем корпусе музея, занимающего здание Провиантских складов, еще помнящих события тех лет.

Эта экспозиция открылась 1 августа — именно этот день (по новому стилю) считается для России днем начала войны. В нынешней столице 100 лет назад первые дни и недели войны вызвали в первую очередь подъем энтузиазма и желания помочь стране и фронту — как со стороны городского правительства, так и простых москвичей. Тогда в город хлынул поток беженцев и раненых — и Москва делала все, чтобы позаботиться о них.

«Необходимо для раненых продовольствие на тяжелом пути их следования. Все нужно. Все жертвуйте. Кто что может, чтобы одеть, напитать и утешить раненого: полушубки, армяки, пальто, пиджаки, брюки, сапоги, валенки, калоши, рубашки, башлыки, рукавицы, теплые перчатки, а также всякий материал и приклад для одежды и белья раненым и семьям, продукты сухие: крупы, чай, сахар, табак, посуда и книги — все будет принято с благодарностью в наши фуры, которые поедут по всей Москве, к каждому дому, к каждой квартире — все отдано будет немедленно в благодарные руки в лазареты и склады».

Выставка «Москва в годы Первой мировой». Источник: Музей Москвы

Плакаты с таким текстом и рисунком Константина Коровина, изображающим Дмитрия Донского, символ русской воинской славы и победы, были развешаны по всей Москве 21 сентября 1914 года. Замечалось: «Помочь нужно как можно скорее, до наступления морозов». «Фургонный сбор» шел пять недель. Москвичи несли «все, что может напитать и утешить раненого» тоннами: на снимках тех лет — буквально до потолка заваленные одеждой и книгами пункты приема и сортировки принятых пожертвований. В большой витрине рядом с фургоном (именно такие «фуры» принимали дары москвичей) — образцы тех пожертвований: рубахи, грубого желтоватого полотна и белые батистовые, книги (Лесков, Фет, Салтыков-Щедрин), чай и ромашка, вата и печенья, ножницы, клещи, бинокль, немецко-русский словарь «Благо».

В соседнем зале о благотворительности — еще больше. Манекены одеты в костюмы тех лет и опоясаны перевязями. «На помощь жертвам войны» (самый первый сбор, «кружечный»: продавали флажки, открытки с рисунком Пастернака «Раненый воин»; сбор организован через три недели после начала войны, 20-12 августа 1914, собрали 307 822 рубля, 15 000 рублей вещами). «На табак солдату» и «На борьбу с чахоткой» («День белой ромашки» — 20 апреля предлагали купить цветок). «Купите красное яичко» (однодневный сбор к Пасхе в помощь беспризорным детям), и так далее. Плакаты напротив на стене перечисляют еще и еще благотворительные специальные дни: пожертвования на переносные бани, один день, когда все торговцы отчисляют 5 процентов на Дом инвалидов, выставка «Бубнового валета» в помощь детям воинов, «Капустник» союза артистов Москвы — русской армии и жертвам войны. Выходя с выставки, видишь манекены, женский и детский, ее открывающие, с другой стороны. На спинах белых фигур — красные с брызгами пятна, как от выстрелов. Хор без перерыва поет «Боже, царя храни».

Выставка «Москва в годы Первой мировой » работает в Музее Москвы (Зубовский б-р, 2) до 19 октября. Билеты: 50—100 рублей.

Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах (549685)
Вы можете изменить этот текст

Правый зал помещений Нового Манежа от пола до потолка звуки выстрелов прорезают буквально. Пол тут покрыт неровными жестяными листами, каждый шаг каждого посетителя рождает звонкие, разносящиеся эхом «разряды». Сначала они заставляют вздрагивать. От потолка к полу — большие красно-белые полотна, это пространство «Война». В зале напротив — полотна белые, полупрозрачные, играет музыка и песни тех лет. Это — «Мир».

Разделенную на две большие части экспозицию, вместившую невероятное количество информации, трудно назвать просто выставкой. Это скорее интерактивный исторический и образовательный арт-проект. Огромный стенд, открывающий «Войну», последовательно, в сопровождении «движущихся картинок»-карт и кратких пояснений, рассказывает о событиях войны, с 1914 по 1918 годы. За ним — фотографии (в том числе, опять же, стереопары); выглядящие небольшим волшебством «голографические картинки», изображающие военную технику тех лет (бронемашины, самолеты, пулемет «Максим»). Особая гордость — «полная электронная копия Брест-Литовского договора», закрепившего мир. На стенах — полотна: итальянский футурист Джино Северини и его в флагах и крестах «Санитарный поезд», Павел Филонов с тревожной «Германской войной», Пол Нэш с привезенными из Лондона работами (особенно щемит сердце от «Восхода» с опустошенным битвой полем боя), Петров-Водкин и его заставляющая застыть на мгновение, как умирающий от пули воин, картина «На линии огня».

В «Мире» — такая же подробная реконструкция событий довоенных, решивших начало войны, плюс — рассказ о жизни тыла. Личный дневник Николая II (страницы от 19 и 20 августа: «Германия объявила нам войну»; «Хороший день, в особенности в смысле подъема духа! (…) Подписал манифест об объявлении войны»). Телеграммы, которыми обменивались члены одной семьи, стоявшей тогда «у руля» всей Европы, «хозяин земли российской» Николай (Ники), англичанин Georgie и кайцер Германии Вилли, Вильгельм II. В отдельных комнатах на экранах — два увлекательных фильма. Один — об отношениях перед войной участников императорской «фамилии» вообще и упомянутых троих — подробно: становятся вполне понятны истоки конфликта. Второй, смотрящийся настоящим детективом — о дне убийства Франца Фердинанда студентом Гаврилой Принципом (ведь этого убийства могло не быть, не зайди Гаврило после первого, неудавшегося покушения «команды» в кофейню на чашечку кофе). Искусство — тоже есть: «Архангел Михаил» Васнецова и эпический цикл Гончаровой «Мистические образы войны», Аристарх Лентулов с эскизом «Торжественное молебствие в Кремле во славу победы русского воинства» и пронзительно-прекрасный «Георгий Победоносец» Филонова. Все — подлинники.

Тут много других видеосвидетельств, документов и фотографий, но дольше всего можно простоять перед интерактивными информационными экранами. Эти своеобразные «электронные книги» во множетсве открыты каждому «читателю» по всему пространству выставки. Разные разделы в них рассказывают о героях сражений и о жизни в тылу, о женщинах во время войны и о том, как она отразилась на детях, о том, какими были сражения — и быт на передовой и в запасе. Написанные увлекательно, снабженные цитатами очевидцев, фотографиями, эти рассказы — куда живей и интересней глав учебника, а историю войны рассказывают так, что она действительно запоминается. К сожалению, этот проект планируется к закрытию раньше других — до 28 сентября. Но успеть увидеть его еще можно (и сделать это стоит).

Выставка «Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах » работает в Новом Манеже (Георгиевский пер., д. 3, стр. 3) до 28 сентября. Билеты: 100—250 рублей.

Выставка «1914. Да поднимется вся Россiя на ратный подвигъ»
Историко-документальная межмузейная выставка, приуроченная к столетию начала Первой мировой войны, проходила в семи залах Арсенального каре Гатчинского дворца с 24 сентября 2014 года по 31 января 2015 года.
В семи залах дворца представлены около 500 предметов из частных коллекций, музеев и государственных архивов, рассказывающих историю Первой мировой войны.

Сама выставка условно разделялась на несколько частей, повествующих о различных сторонах конфликта.

Посетители могли познакомиться с главными союзническими блоками государств и расскажут об дипломатических отношениях между странами.
Особое внимание выставки обращено на амуницию войск стран участников конфликта. Так, можно увидеть форму и оружие Российской Империи, Франции, Австро-Венгерской Империи, Германской Империи.



Экспозицию дополняли оригинальные документы, боевые награды. В отдельном зале выставки была представлена история медицинского обеспечения Русской Армии.

Сообщения объединены, 24 окт 2017 , время первого редактирования 24 окт 2017
Как рассказал старший научный консультант выставки, преподаватель СПбГУ Андрей Павлов, впервые собрана столь подробная и разноплановая экспозиция о Первой мировой войне
- Раньше не было таких комплексных экспозиций, и интересно, что мы, собирая эту выставку, не взаимодействуя с московскими экспозиционерами (в Москве выставка открылась в Государственном историческом музее), пришли к одной и той же идее - представить войну в «разрезе», где бы различные аспекты сложились в общую картину. Мы постарались показать войну как явление не только военной стратегии, а прежде всего - политики. Вообще Первая мировая - это первая в истории человечества война, где воевали не монархи с их армиями, а народы. Первая крупная война, где было задействовано такое огромное количество ресурсов, где европейские общества работали на войну, где на нее были нацелены все производства.

Семь залов - семь тем, которые раскрывают содержание войны. Встречи политических деятелей Европы, действия царя Николая II в канун и во время Первой мировой, воинские звания, награды, печать в годы боев (включая плакаты, художественную литографию, открытки), военная авиация, быт войны, бои на суше и морские сражения, создание Туземной армии, устройство и работа лазаретов, участие членов царской семьи, работавших в войну в лазаретах (в частности - императрицы Александры Федоровны), в спасении раненых - на этом акцентирована выставка. Представлены те экспонаты, которые редко видел зритель: военная амуниция, предметы быта – офицерская походная кровать, печка, посуда, латунный умывальник, сундучок для полковой кассы. Что-то выставлено вообще впервые - например, литавры лейб-гвардии Кирасирского полка. Увеличенная фотография из Центрального государственного кино-фотоархива Санкт-Петербурга (ателье Карла Буллы), где кавалерийский Кирасирский полк Ея Величества выстроился на плацу на фоне Гатчинского дворца, демонстрирует мощь и боевой дух русской армии. Надо заметить, что именно в Гатчине были открыты до войны 1914 года первые авиационные курсы в стране, здесь испытывали знаменитые военные самолеты «Илья Муромец», под крыльями которых можно было устанавливать огнестрельные орудия.

Главным союзником России в этой войне выступала Франция. Интересная подробность: 350 тысяч касок было выпущено во Франции для солдат русской армии. На выставке можно увидеть эти каски, достаточно изысканные при своей прочности. Поражает «пижонством» и мундир офицера пехотного полка австрийской армии с блестящими серебряными пуговицами.

Удивляют по сути рыцарские доспехи, которые использовали солдаты армии противника - Германии: это чугунные «фартуки», которые закрывали всю переднюю часть тела - от шеи до бедер. Присутствовавшие на немецких касках «рожки» - это, оказывается, винты, на которые прикручивались металлические забрала (шлемы) на голову. Высунувшись из окопа, солдат таким образом уберегал голову от пуль. Правда, от жесткой встречи со снарядом у воина просто ломалась шея, так что шлемы практически не использовались. Поскольку война была нередко именно окопной, в ход нередко шли кинжалы или вообще доморощенные орудия - кистени, кастеты, булавы, палицы.

Первая мировая война была очень жестокой и кровопролитной, миллионы погибших, десятки миллионов раненых, в ней впервые были применены газовые атаки, поэтому в ранце каждого солдата находился необходимый предмет - противогаз.

На выставке можно увидеть архивные снимки, связанные с приездом в Россию накануне войны глав европейских государств, прежде всего президента Франции Раймона Пуанкаре, в 1915 году - генерала П. По, на которых запечатлены заседания, встречи, военные парады и учения, визиты французских офицеров на русский фронт. Прекрасные цветные хромолитографии из Эрмитажа в деталях демонстрируют подробности сражений на суше, на море и в воздухе. Впечатляют и такие экспонаты - крупные красные кресты на сумках, на белых фартуках сестер милосердия. В этом своя эстетика Первой мировой…

Выставка оставляет сильнейшее впечатление, так как дает почувствовать единение нации, связать события вековой давности с настоящим тревожным временем, построить свои аналогии.

В Гатчинском дворце параллельно открылась и выставка одного экспоната «Августейшему однополчанину…» - палаш великого князя Михаила Александровича, преподнесенный ему офицерами лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка (синими кирасирами) в 1909 году. Палаш является «потомком» рыцарского меча и из-за своей величины и громоздкости уже в XIX веке использовался не в армии, а только в мирное время на парадах. Представленный палаш изготовлен в 1909 году в Санкт-Петербурге мастерами фирмы «Шаф и сыновья».

Обе выставки продлятся до 31 января 2015 года.

Государственный исторический музей открывает масштабную международную выставку, посвященную 100-летию начала Первой мировой войны.

Главная задача выставки — восстановить историческую память о войне, которая долгие годы была в нашей стране забыта, а в учебниках истории упоминалась как «империалистическая».

Коллекцию, связанную с историей Первой мировой войны, в Историческом музее стали собирать сразу же после начала военных действий: в августе 1914 года в музее был создан Отдел текущей войны. Впоследствии музейные фонды пополнялись материалами трофейных комиссий, коллекциями Военно-исторического и Артиллерийского исторического музеев, комплексами, передававшимися семьями участников войны, а также предметами, привезенными из экспедиций с мест боев. В результате в Историческом музее сложилось достаточно крупное собрание памятников по истории Первой мировой войны.

Среди чудом сохранившихся в революционные времена экспонатов - реликвии полковых музеев российской армии, рассказывающие об участии в боевых операциях прославленных полков - лейб-гвардии Преображенского, Финляндского, 4-го Стрелкового Императорской фамилии и ряда других воинских подразделений и военных училищ.

На выставке будут представлены знамена, оружие, боевые награды, предметы военного быта, карты сражений, а также плакаты, рисунки, документы, фотографии.

В музее хранится коллекция живописных работ, выполненных во время боевых действий бригадой фронтовых художников. Это и сюжетные сцены, и изображения георгиевских кавалеров – нижних чинов, офицеров и генералов, в том числе Н. Юденича, М. Алексеева, Г. Хана Нахичеванского, великого князя Николая Николаевича.

Огромную ценность представляют экспонаты, связанные с именами генералов А. Брусилова, С. Ванкова, А. Гутора, И. Довбор-Мусницкого. Впервые на выставке экспонируются мундир маршала Британской армии, принадлежавший императору Николаю II и комплект обмундирования шефа 27-го драгунского полка короля Великобритании Эдуарда VII.

С помощью документальных кино- и фотодокументов будут показаны события, происходившие на войне. Мультимедийными средствами будет наглядно воссоздано огромное пространство фронтов Первой мировой войны.

Для выставки в Историческом музее свои материалы предоставили многие российские и зарубежные музеи и архивы: Имперский военный музей (Лондон), Музей Армии (Париж), Баварский музей армии (Ингольштадт), Политехнический музей, музей Путиловского завода, архивы Историко-документального департамента МИД РФ, ГАРФ, архив кинофотодокументов, Политический архив МИДа Германии и другие.

Организаторы выражают надежду на то, что выставка «Первая мировая. Последняя битва Российской империи» станет не только значимым событием культурной, общественной и научной жизни Москвы и России, но и послужит импульсом к созданию музея Первой мировой войны в нашей стране.

К выставке подготовлены сборник научных исследований и каталог.

14.10.2012

Книжно-иллюстративная выставка "Первая мировая война. Неизвестные страницы"

В универсальном читальном зале №1 Тюменской областной научной библиотеки открыта выставка «Первая Мировая война. Неизвестные страницы».

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918), первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками. Всего Первая мировая война длилась 51 месяц и 2 недели. Охватила территории Европы, Азии и Африки, акватории Атлантики, Северного, Балтийского, Черного и Средиземного морей.

В результате первой мировой войны были ликвидированы Германская, Российская, Австро-венгерская и Османская империи. Австро-Венгрия и Османская империя были разделены, а Россия и Германия, перестав быть монархиями, были урезаны территориально и экономически ослаблены.

Первая мировая война ускорила развитие общественных процессов, явилась одной из предпосылок, обусловивших революции в России, Германии, Венгрии, Финляндии. Цель выставки – на основании документальных материалов воссоздать историю Первой мировой войны, отдать дань уважения русским офицерам и солдатам, честно исполнившим свой долг перед Родиной.

На выставке представлено 28 изданий: книги, журнальные статьи, фильмы на электронных оптических дисках (DVD-ROM). Основу экспозиции составляют издания, отражающие основные этапы и аспекты последней войны Российской империи. Среди них монография Анатолия Ивановича Уткина «Первая мировая война». История первой мировой войны до сих пор таит много белых пятен и ставит вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. В чем кроются истоки одной из самых кровавых войн в истории человечества? Каковы причины трагедии, обрушившейся на Россию в начале века? Почему союзники — страны Антанты - бросили Россию на произвол судьбы? Верна ли сегодняшняя политика сближения России с Западом, или, быть может, у нас свой путь? На эти вопросы и пытается аргументировано отметить автор в своей книге.

Вся история Первой мировой войны – от рокового выстрела в Сараево до противоречивых мирных соглашений – представлена в одной книге известного современного историка Нормана Стоуна. Ярко и необыкновенно увлекательно написанная книга дает полномасштабную картину причин Первой мировой, ее хода и негативных последствий для геополитики XX века.

Книга английских морских историков Ричарда Гибсона и Мориса Прендергаста «Германская подводная война 1914-1918 гг.», написанная на основании многих источников, появившихся сразу после мировой войны, содержит богатый фактический материал, детально освещающий ход операций германских подводных лодок, проходивших в годы Первой мировой войны.

В числе наиболее значимых изданий, представленных на выставке, биографический энциклопедический словарь Константина Александровича Залесского «Первая мировая война». В книге собрано более 300 биографий крупнейших военачальников Первой мировой войны 1914-1918 годов. Они возглавляли фронты, флоты, руководили величайшими сражениями, равных которым мир не знал до XX века.

Материалы журнальных статей, представленных на выставке, повествуют об организации армии и тыла, о снабжении армии, помощи раненым и положении военнопленных, о союзниках и противниках России, о деятельности по сбору документов первой мировой войны. Экспозицию дополняют 6 фильмов документального сериала «История России ХХ в.»: «АВГУСТ 1914г. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ»; «ПЕРВЫЕ КОНЦЛАГЕРЯ ТАЛЕРГОФ И ТЕРЕЗИН»; «ТАННЕНБЕРГ»; «ГАЛИЦИНСКАЯ БИТВА»; «ВЕЛИКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ»; «ГОРЛИЦКИЙ ПРОРЫВ». Каждая серия фильма посвящена наиболее значимым событиям в истории Российской Империи рассматриваемого периода. Фильмы насыщены огромным количеством событий и фактов. Режиссер проекта - Смирнов Николай Михайлович, военный эксперт-журналист, автор проекта "Наша стратегия" и цикла передач "Наш взгляд. Русский Рубеж".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫСТАВКЕ:

1. Александр Михайлович (великий князь; 1866-1933). Книга воспоминаний: биография (Автобиография) / Александр Михайлович; предисл. и комм. А.Виноградова. - М. : Современник, 1991. - 271 с.

2. Айрапетов, О. После августа четырнадцатого: [судьбы войск и их начальников] / О. Айрапетов //Родина. – 2011. - № 1. - С.114-115.

3. Болтунов, М. Е. Дипломаты в погонах / М. Е. Болтунов. - Москва: Кучково поле, 2011. - 365, с.

4. Брюханов, В. А. Учитель и Ученик: суперагенты Альфред Редль и Адольф Гитлер: историческая литература / В. А. Брюханов. - Москва: Интеллектуальная книга, 2010. - 317, с.

5. Виллмотт, Г. П. Первая мировая война: [иллюстрированная хроника первого глобального конфликта] / Г. П. Виллмотт; пер. с англ.: А. Дорошевич, Д. Карельский. - Москва: Ломоносов, 2010. - 335 с. : карты, портр., фот.

6. Вильсон, Х. Р. Линкоры в бою 1914-1918 гг. : переводное издание / Х. Вильсон. - М. : Изографус; Нижний Новгород: Нижегор. кн. изд-во, 2002. - 429, c. ; 21. - (Военно-морская библиотека).

7. Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг. : [пер. с англ.] / Р. Гибсон, М. Прендергаст. - Москва: Вече, 2011. - 382, с.

8. Григоренко В. На Дунае в 1914 году: [по рассказам участника войны] / В. Григоренко //Родина. – 2010. - № 11. - С.134-138.

9. Гущин, Ф. А. Пленные генералы Российской императорской армии: 1914-1917 / Ф. А. Гущин, С. С. Жебровский. - Москва: Русский путь, 2010. - 381, с. : портр.

10. Жигальцова, Л. «Умирать стоит, спасая других. Иначе обидно…»: [Гибель баронессы Мейндорф] / Л. Жигальцова //Родина. – 2010. - № 3. - С.44-48.

11. Залесский, К. А. Первая мировая война: [Правители и военачальники]: Биогр. энциклопед. словарь / К.А. Залесский. - М. : ВЕЧЕ, 2000. - 573, с.

12. Каролинский, Г. Последний мирный год 1913 / Г. Каролинский. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 407, с.

13. Каширин В. «Усусам» по сусалам, или взятие Маковки: [Победа русских войск на высоте 958 в Сколевских Бескидах] / В. Каширин // Родина. – 2010. - № 4. - С.72-77.

14. Керсновский, А. История русской армии: 1881-1916 гг. / А. Керсновский. - Смоленск: Русич, 2004. - 510, с. : ил.

15. Людендорф, Э. Мои воспоминания о войне = Meine Kriegserinnerungen: первая мировая в записках германского полководца, 1914-1918 / Э. Людендорф. - Москва: Центрполиграф, 2007. - 349, с.

16. Мартынов, Б. Ф. Русский Парагвай: повесть о генерале Беляеве, людях и событиях прошлого века / Б. Ф. Мартынов. - Москва: Военное изд-во, 2006. - 236, с., л. ил., портр. : ил.

17. Мировые войны ХХ века: в 4-х книгах / Ред. В. А. Золотарев, Ред. Ю. В. Кудрина; Ин-т всеобщей истории, Ассоциация историков первой мировой войны, Ассоциация историков второй мировой войны. - М. : Наука, 2002.

18. Кн.1: Первая мировая война. Исторический очерк / Отв. ред. Г. Д. Шкундин, Науч. ред. В. Л. Мальков. - 2002. - 686 с.

19. Кн.2: Первая мировая война: документы и материалы / Сост. А. П. Жилин, Отв. ред. В. К. Шацилло. - 2002. - 581 с.

20. Миротворская, Н. А. Две тетради: дневник Натальи Александровны Миротворской / Н. А. Миротворская; ред. М. Фрейдкин. - Москва: Галерея СТО, 2010. - 296 с.

21. Оськин, М. В. Первая мировая война / М. В. Оськин. - Москва: Вече, 2010. - 367 с., л. ил., цв. ил., портр., факс. : ил

22. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 14. Август 1914 года. Западный фронт; Фильм 15. Первые концлагеря Талергоф и Терезин / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

23. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 16. Танненберг; Фильм 17. Галицийская битва / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

24. Первая мировая война [Электронный ресурс] : ист. лит. Фильм 18. Великое отступление; Фильм 19. Горлицкий прорыв / реж. Н. Смирнов; сцен. М. Ширяев; комп. С. Дягилев; продюс. А. Алексеев. - Электрон. дан. - Москва: Новое время, 2007. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM).

25. Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников [Текст] / Р. М. Португальский, П. Д. Алексеев, В. А. Рунов. - М. : ЭЛАКОС, ТОО "Принт-экспресс", 1994. - 398 с.

26. Стоун, Н. Первая мировая война: краткая история / Норман Стоун; пер. с англ. И. В. Лобанова. - Москва: ACT: АСТ МОСКВА, 2010. - 219, с.

27. Уткин, А. И. Первая мировая война: монография / А. И. Уткин. - М. : Алгоритм, 2001. - 592 с.

28. Шацилло, В. К. Первая мировая война, 1914-1918: факты: документы / Вячеслав Шацилло. - М. : ОЛМА-пресс, 2003. - 477, с.