Дриады — обитательницы священных рощ и лесов. Дриада

Дриады - создания из греческих мифов, подвид нимф. С латыни «дриада» означает «дуб». Дриадами стали называть всех лесных божеств с обликом прекрасных дев.

В статье:

Дриады и их особенности

Среди них существуют своих подвиды - например, это духи ясеня, то есть мелиады и гамариады , более остальных походящие на деревья. Гамариады схожи с или сатирами, только в растительном мире: до пояса это женщины, а ниже - деревья с ветвями и корнями. Если дерево гамариады срубали, то она гибла вместе с ним. Дриады изначально были духами-обитателями священных дубовых рощ.

Их внешность вполне человеческая, только дриады куда красивее любых смертных женщин. В зависимости от дерева, в котором они обитают, в течение четырех сезонов у них меняется цвет волос и кожи. В зимнее время кожа дриады темнеет, а волосы, наоборот, светлеют. В осенние месяцы волосы приобретают цвет листьев - желтый, красный. В течение лета древесные нимфы сохраняют насыщенный зелёный цвет. Это служит им отличной маскировкой.

Дриады любят уединение. В одной большой роще одновременно редко обитает более дюжины древесных нимф. Они не чураются общества своих сестёр, но и не ищут его. Исключением служат лишь те случаи, когда между духами природы и вновь разгорается вражда, а случается это не так уж и редко.

Пищей дриадам, как растениям и цветам, служат солнце и вода. Человеческая еда их не привлекает. Особенностью этих нимф является их неспособность покинуть свое древесное жилище на долгое время. Чем дальше дриада отходит от своего дерева, тем меньше сил у нее остается. Если человек обнаружит покинутое ей жилище, он может не позволить ей вернуться обратно, пока нимфа не поклянется ему служить. Правда, как обнаружить такое дерево, легенды не говорят.

Дриад привлекает красота. Поэтому они стремятся себя украсить: вплетают в волосы живые виноградные лозы, цветы. Запах дриады соответствует её дереву.

Непримиримыми врагами всех дриад считаются люди, вредящие лесам, рощам и полям. Но любовь и благосклонность их могут снискать те, кто ухаживает за деревьями, не гнушается повозиться в земле, чтобы посадить новые саженцы. Дриады с радостью окажут покровительство тем, кто занят таким полезным и важным делом. Протекция их распространяется также на лесных животных - охотников они не любят и всячески мешают им.

Дриады в первую очередь остаются духами природы, и во многом их способности этим определяются. Древесные нимфы понимают язык зверей и птиц, могут отдавать приказы любым животным. Существуют истории, в которых люди были затравлены зверями, насланными на них разгневанными девами природы. Часто этими зверями были виверны и волки.

Иногда духам приписывается способность наводить иллюзии. Как славянский леший, дриады способны затуманить человеческий разум и заставить потерять направление. Нередко таким способом они губят человека, заводя в непролазную топь. Но порой могут и спасти.

Когда подходит срок для зачатия ребенка, дриада тщательно подбирает будущего отца. Нередко она наблюдает за кандидатами, выбирая того, кто будет отцом новой дриады, и скорее влюбляется в него, чем рассудочно решает вступить в связь. Считается, что для них период размножения наступает один раз за всю долгую жизнь. Порой истории гласят, что после соития лесные нимфы поступают подобно самкам богомола и убивают самца. Дриада всегда беременеет, если вступает в сексуальный контакт во время периода размножения. Вынашивает ребенка она девять месяцев. Считается, что хоть отец ребенка может никогда не увидеть свою дочь, мать всегда сохраняет связь со своим возлюбленным. Когда подходит срок его человеческой жизни, нимфа может зачахнуть от тоски и горя.

Дриады и легенды

Из-за своей сказочной красоты дриады всегда привлекали внимание бессмертных и смертных. Лесная нимфа Дриопа вступила в союз с Гермесом, и в этом союзе родился бог-пастух Пан. Лесная нимфа Филира была возлюбленной Кроноса, от которого родила мудрейшего из кентавров - Хирона.

Бог Аполлон страстно полюбил дриаду Дафну . Дафна состояла в свите сестры Аполлона - Артемиды. Она стремилась сохранить целомудрие, как и её божественная госпожа. Но Аполлона ослепила страсть, и он начал преследовать Дафну, пока та, доведенная до отчаяния, не вознесла молитву матери Гее и отцу Пенею - богине-земле и богу реки. Чтобы спасти свою дочь, они превратили Дафну в лавровое дерево. По сути, так она стала гамариадой.

Дриад часто описывают робкими и застенчивыми созданиями, которые легко смущаются. Но горе тем, кто решит обидеть дерево дриады. Для того, чтобы защитить свое обиталище и землю, не погнушаются никакими средствами. Нападающих ждут хитроумные ловушки, засады и стремительные нападения. Дриады могут также пустить в ход всё своё обаяние, чтобы убедить врагов оставить лес в покое. Не прощают они грубости, неуважения. Обидчиков вместе со всем их родом могут жестоко проклясть.

Существует история, в которой дерево гамариады было срублено жестоким человеком. Как бы нимфа не молила пощадить её, человек был непреклонен. Перед смертью гамариада прокляла жестокосердного дровосека вместе со всей его семьёй. Искупить вину можно было только жертвоприношением на специально воздвигнутом алтаре.

В другой легенде царевич Эрисихтон, сын Триопа, приказал вырубить священную дубовую рощу Деметры, богини плодородия. Несчастные древесные духи погибли, перед смертью прокляв его. Прокляла осквернителя и сама Деметра - она наслала на царевича неутолимый голод. Он потратил все свои деньги на еду и в конце концов умер от истощения.

Современное понимание образа духов природы

Благодаря писателям и создателям игр жанра фэнтези последние десятилетия заметно изменили образ дриад в массовом сознании. Милые девы в платьях из листьев стали непримиримыми воительницами.


Анджей Сапковский
в своей серии «Ведьмак» описал дриад как отдельную расу, состоящую исключительно из женщин. Для продолжения рода они используют мужчин других рас. Такая концепция характерна для описания лесных нимф в фэнтези. Часто они предстают расой женщин, похожих на амазонок, не терпящих мужчин и сходящихся с ними лишь в брачное время.

Лесные духи не горят желанием общаться со смертными. Это происходит лишь когда они готовы к зачатию ребенка или лес нуждается в помощи людей. Иногда – чтобы вести переговоры с вошедшими в лес. Порой дриады предстают перед дровосеками, чтобы предупредить о запрете на вырубку здешних деревьев. Если люди не слушают, то духи начинают всячески препятствовать им - заставляют старые деревья упасть и придавить людей, ломают технику.

У некоторых лесных нимф добросердечная и снисходительная натура, и они всегда стараются использовать свои умения во благо, даже когда люди им вредят. Другие же дриады жестоки и могут стравливать людей с животными просто чтобы поразвлечься. Но в целом народ лесных нимф довольно дружелюбен по отношению ко всем живым существам, даже к людям. Главное - не оскорблять самих дев, их лес, животных и природу. Оставленный мусор, поврежденная кора деревьев, сломанные ветви – все это приводит дриад в ярость. Весёлый игривый дух запросто превратится во мстительную фурию, не знающую жалости.

Нет ничего важнее желания жить. И жизнь того, кто не борется за существование изо всех сил, бессмысленна.

Я – дриада, но мое дерево не выше обычного куста, и узловатый его ствол всего лишь чуть толще нескольких кривых ветвей.

Здесь нет земли, воды, тепла и света. Корни моего дерева обвивают лишь мертвый камень, жадно поглощая редкие крупицы воды. Солнце заглядывает сюда лишь на самом закате, и за этот короткий миг даже не успевает согреть серый слоистый камень.

И все жизнь существует и здесь. На моем дереве прячутся мелкие насекомые, иногда прилетают птицы и садятся отдыхать на тонкие корявые ветви. А недавно на одной из ветвей распустился цветок, и теперь я жду, когда вызреет первый в жизни моего дерева плод.

Единственное, что меня томит, это одиночество. Ведь на всем обозримом пространстве нет ни одного крупного растения, лишь изжелта-серый мох вольготно раскинулся на отвесной стене. Ему, похоже, для жизни вполне достаточно и мертвого камня. Но со мхом говорить не о чем, и поэтому моими случайными собеседниками бывают лишь птицы, которые свободно парят в синем небе и, ничуть не утруждаясь, спускаются в это темное ущелье в поисках прокорма или прячась от ястребов и орлов.

Но даже птицы редко спускаются сюда. Частыми гостями здесь бывают лишь ящерицы, однако они обычно молчаливы, и их очень тяжело разговорить.

Где-то там, выше, есть небольшая площадка, где каким-то чудом оказался небольшой клочок земли. Именно там живет моя мать, тоже дриада, и смотрит в небо родитель моего дерева. Однако я никогда туда не поднималась, из боязни оставить свое дерево. И все же они там, и когда-нибудь я обязательно навещу их. Нам будет о чем поговорить.

Волею судьбы шальной ветер принес сюда семечко, оно застряло среди камня и нашло в себе силы выжить. А скоро на свет появилась и я, дриада.

Однако не у каждого дерева есть дриада. Лишь однажды на взрослом дереве появляются плоды, в каждом из которых спит дриада. Обычно это происходит тогда, когда дерево-родитель достигает своего расцвета. У нашего дерева-родителя вызрело лишь три таких плода. Один из них упал в глубину ущелья, и там дерево вместе с дриадой, моей сестрой, погибло. Второй плод съела птица и унесла в себе семя. Оно, семя, еще живо, но пока еще остается непробужденным. И вместе с семенем спит и дриада. Я не знаю почему, может быть семечко оказалось в таком месте, где нет даже того, что есть здесь. Третий плод высох на дереве и рассыпался в прах, а семечко ветром забросило сюда.

Откуда мне это известно? Я и сама не знаю. Но между нами существует какая-то связь. Даже с той дриадой и деревом, которые погибли.

А однажды я видела человека. Он поднимался со дна ущелья. Как он оказался там и почему лез по этой отвесной скале? Его мысли были полны страха, а тело усталости. Когда он был уже рядом, одна рука его сорвалась, и он чуть не упал. Я наклонила к нему ветви, он ухватился за них, чуть не вырвав с корнем мое дерево. Потом сорвал все листья с моего дерева, жадно съел их и полез дальше, вверх.

Я долго не могла придти в себя от переполнявшего его страха. Что же такого страшного с ним могло случиться? Боюсь, я этого никогда не узнаю.

Я простила ему то, что он чуть не погубил мое дерево и меня. Ведь он тоже хотел выжить. И может быть, не окажись мы здесь, он был бы уже мертв.

К тому же появление того человека навело меня на одну необычную мысль, совсем не свойственную дриадам. Или, быть может это было лишь желание того человека, которое я услышала.

А что если дриада может исполнять желания? Не все конечно, а только самые заветные и самые чистые. Хотя, мне кажется, это уже мои вымыслы. Все может быть, но только с того самого дня я одержима одной странной идеей.

Я решила создать площадку для моего дерева. Я аккуратно вынимаю из отвесной стены куски камня, а на дне получившегося отверстия собираю палочки, веточки и листья - все, что приносит сюда ветер или что падает сверху. Это будет своеобразная выемка в каменной стене, и на дне этой выемки будет почва, в которой сможет расти мое дерево. К тому же эта площадка будет защищать дерево от ветров, а если вдруг еще кому-нибудь взбредет в голову лезть по отвесной стене, то он сможет на этой площадке отдохнуть.

Сколько же нужно будет сломать камня, чтобы сделать хотя бы небольшую площадку, в которой смогло бы уместиться мое дерево? А нужно гораздо больше, ведь дерево будет расти. Пока же результат моей работы почти нулевой, хотя я работаю и днем и ночью. Руки у меня маленькие и слабые, так что каждый отколотый от стены кусок – для меня целое событие. Однако спешить мне некуда, да и никаких других дел у меня тоже нет, так что я спокойно продолжаю вынимать из отвесной стены камешек за камешком, и мечтаю о том, что мое дерево в свое время даст никак не меньше десяти плодов, в каждом из которых будет спать маленькая дриада.

В мифах древних греков нимфы, покровительницы деревьев (по гречески дуб, дерево). Иногда дриады именовались по названиям деревьев: например, дриады, родившиеся из капель крови Урана и связанные с ясенем (по гречески мелиа), назывались дриады… … Исторический словарь

- (Dryades, Δουάδες). Нимфы лесов, которые рождались, жили и умирали вместе с деревьями, в которых обитали. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ДРИАДЫ (Δρυάδες), в греческой… … Энциклопедия мифологии

- (греч. dryos, driados, от drys дерево). Лесные нимфы в греч. мифологии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРИАДЫ лесные нимфы, богини лесов в греческ. мифологии. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

ДРИАДЫ, в греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ … Современная энциклопедия

В греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ … Большой Энциклопедический словарь

Дриады - ДРИАДЫ, в греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

дриады - > и другие.ады. Картина А. Бёклина. 1897 г. Милан, частное собрание. /> и другие.ады. Картина А. Бёклина. 1897 г. Милан, частное собрание. и другие.ады. Картина А. Бёклина. 1897 г. Милан, частное собрание. дриады в мифах древних греков нимфы,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (мифол.) обитательницы лесов Ср. (В лесу) этакие дубы и клены, и в их тени задумчивые дриады! Лесков. Обман. 3. Ср. Шумит по рощам ветр осенний, Древа стоят без украшений! Дриады скрылись по дуплам. Кн. П.А. Вяземский. К Батюшкову. 1817 г. Ср. И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

В греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ. * * * ДРИАДЫ ДРИАДЫ, в греческой мифологии нимфы деревьев, обитательницы лесов и рощ … Энциклопедический словарь

Дриады - (греч. dryas дуб, дерево) нимфы, которые, по поверью древних греков, жили в деревьях; с гибелью деревьев д. умирали. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • Ожерелье дриады , Емец Дмитрий Александрович , Силы бывшего наследника Мрака не дают покоя Лигулу. Правда, рядом с Мефодием постоянно находится Даф, а это все усложняет. Но вот настал подходящий момент: светлая напоролась на меч Мефа, и… Категория: Мистика. Фантастика. Фэнтези Серия: Мефодий Буслаев. Легендарное детское фэнтези Издатель: Эксмо ,
  • Ожерелье дриады , Емец Д. , Силы бывшего наследника Мрака не дают покоя Лигулу. Правда, рядом с Мефодием постоянно находится Даф, а это все усложняет. Но вот настал подходящий момент: светлая напоролась на меч Мефа, и… Категория:

Нимфа (по-гречески девушка) была существом средним между богом и человеком. Нимфы жили очень давно и никогда не старели, но все же в конце концов умирали. Находясь возле человека и являясь смертными, они лучше, чем олимпийцы понимали их заботы и нужды. Они сажали на заброшенных могилах цветы, а во время тяжелых путешествий вели путешественников к животворным источникам. Они давали скотине пищу, а пастухов учили петь и играть. Шум потоков, шелест леса, жужжание насекомых—все голоса весны и лета были будто их пением. Маленькими розовыми ножками они перебегали через лесные поляны. Онибыли воплощением всего милого, приятного, трогательного, утонченного в природе.

Одна из самых известных дриад в мифологии Греции - Дриопа.
Дриопа - дочь Дриопа, "дубовидного", по аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила сына Пана - божество стад, лесов и полей. Нимфа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами, бородатого, с рогами и козьими копытами и бросила сына, но Гермес отнес его на Олимп, где он всем понравился и получил имя Пан. Согласно фессалийской версии мифа, Дриопа стала возлюбленной Апполона, овладевшего ею силой. Смертным мужем Дриопы был Андремон, которому она родила сына Амфиса, ставшего царем основанного им одноименного города. В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса - растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Дриопу превратили в дерево.



Б. Валледжо

Дриопа (Dryopn), в греческой мифологии дочь Дриопа. По аркадской версии мифа, возлюбленная Гермеса, от которого родила Пана. Мальчик родился, покрытый волосами, с рогами и козьими копытами. Испуганная его видом, Дриопа бросила сына, но Гермес отнес ребенка на Олимп, где он понравился всем богам и получил имя Пан (Гомер, Гимны, XIX 34). Согласно фессалийской версии мифа, Дриопа, дочь царя Эхалии Еврита, стала возлюбленной Аполлона. Он принял образ черепахи, с которой девушки стали играть. Дриопа положила черепаху за пазуху и в этот момент бог принял облик змея и познал Дриопу. Смертным мужем Дриопы был Андремон, которому она родила сына Амфиса, ставшего царем основанного им города Эта. В наказание за то, что она обрывала цветы лотоса, божественного растения, в которое была превращена одна из нимф-гамадриад, саму Дриопу боги превратили в дерево (Овидий, Метаморфозы, IX 326-393).

Дриоп (Druop), в греческой мифологии сын речного бога Сперхия, царь и эпоним племени дриопов, причисляемых мифографами к союзникам лапифов (Аполлодор, II 7, 7). Отец Дриопы согласно мифам Аркадии. На архаичность образа указывает буквальное значение его имени.

Согласно мифам дриады произошли от Зевса и деревьев. В древней Греции считалось, что люди, которые сажают деревья и ухаживают за ними, пользуются особым покровительством дриад.

В греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). Они живут в дереве, которое охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают.Согласно мифам дриады произошли от Зевса и деревьев. В древней Греции считалось, что люди, которые сажают деревья и ухаживают за ними, пользуются особым покровительством дриад . Изображались дриады чаще всегокрасивыми изящными девами, переплетённымис ветвями деревьев. Осенью волосы у них золотистого или красноватого оттенка, а кожа становится коричневой, чтопомогает им быть незаметными среди деревьев и листвы. Зимой их волосы белые, а кожа становится черной как голые стволы деревьев. Весной и летом кожа и волосы дриады зеленые подобно листве.Одежда похожа то на кору деревьев, то на листву...

Дриада не смеет далеко уйтиот своего дерева. Вдалеке от негоона слабеет,возвращается, чтобы непогибнуть. Дриады — верные защитники леса и рощ, в которых они проживают. Любые действия, которые вредят деревьямвстречают агрессивно.

Дриады считаются самыми красивыми, но исамыми жестокими. Несчастья с людьми в лесуна их совести. Они любят повеселиться. Бывает, чтошутки оказываются злыми. Но реального вреда они причинить не могут. Человек попадает под их власть только тогда, когдаиспугается. Вредителя растительного мира дриададо конца жизни будут преследовать несчастьями.

Дриады понимают язык живой природы. Разговариваютс растениями. Способны очаровывать и морочить головы для защиты себя и своего дерева. Дриады считаются самыми красивыми, но и самыми жестокими. Несчастья с людьми в лесу на их совести. Они любят повеселиться. Бывает, что шутки оказываются злыми. Но реального вреда они причинить не могут. Человек попадает под их власть только тогда, когда испугается. Вредителя растительного мира дриада до конца жизни будут преследовать несчастьями.

Водные нимфы звались наядами. Кроме них было еще множество других нимф: ореады, которые жили в горах, лимониады—на влажных лугах, дриады—в лесах, гамадриады—в самих деревьях. В Гомеровом гимне к Афродите сказано про гамадриад, что в момент их рождения из земли выросли дуб и ель и прекрасно зацвели среди гор. И когда, в конце концов, наступает определенное время их смерти, прежде всех высыхают эти красивые деревья: кора с них осыпается на землю, опадают ветки, а перед рассветом из них выходит и душа.

Им посвящали прекрасные источники, ведь вода была их настоящей стихией. В скалистой Греции вода была всегда неоценимой редкостью. Поэтому даже плохенький источник мог показаться чем-то божественным, достойным трепетной заботы. Тот, кто после многочасового путешествия в жару встречал источник, который бил из-под камней, ставал на колени, пил, а потом, нагнув ветку дерева, которое росло над источником, вешал на ней свою кружку как благодарственный подарок для волшебных нимф, человеческих друзей. Они заботились, чтобы вода была чистой, и ее всегда было достаточно.

Благодаря им на берегах ручье и рек зеленела свежая трава, искрились цветы.

Алёна Клементьева

Некоторые источники были целительными, поэтому нимф считали богинями здоровья. К тому же они были ясновидящими и умели предсказывать будущее. А когда разбойник обмывал в ручье окровавленные руки, нимфа, которая жила там, навсегда оставляла свой приют и путешествовала куда-нибудь дальше. Потому что нимфы были существами чистыми, любящими жизнь и ненавидели зло; это про них говорили, вроде бы они отучили первобытных дикарей от людоедства.

Нимфы жили в источниках или гротах. Под покровом серых маслиновых листьев был вход в пещеру с северной стороны, сюда шли люди и прилетали пчела, потому что внутри пещеры были их ульи. Другой вход, в который дул южный ветер, был предназначен для богов и вел прямо в комнаты, где стояли каменные ткацкие верстаты—на них нимфы ткали прекрасные ткани, украшенные морским пурпуром. После трудового дня Артемида созывала их на ночные танцы.

И. Исачёв