Полевого "Последний день Матвея Кузьмина". Открытый урок по литературному чтению по произведению Б.Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" Этапы учебного занятия

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара

Методическая разработка

урока литературного чтения в 4 классе по произведению

Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна

2013 г.

ЦЕЛЬ УРОКА : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

ЗАДАЧИ:

образовательные: способствовать формированию умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;

развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.

воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация, постановка цели урока.

Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)

К какому времени относится эта песня?

Почему звучит такой призыв?

Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

Кто встал на защиту нашей Родины?

Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин» (слайд 5)

О ком это произведение? (слайд 6)

Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои Победы»

  1. Работа по тексту
  1. Беседа

Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

Почему сторонились его односельчане?

За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

  1. С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)
  2. Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
  3. Как вел себя Матвей с немцами?
  4. Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?
  1. Работа в группах
  1. Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

  1. Выборочное чтение
  1. Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
  2. Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)
  3. А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
  4. Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
  1. Самостоятельная работа с текстом.
  1. Прочитайте последние два абзаца рассказа.
  2. Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

V.Обобщение.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?

Борис Полевой











Кузьмин Матвей Кузьмич - крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза. Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". В ночь на 14 февраля 1942 года 83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин был схвачен гитлеровцами, потребовавшими от него указать путь в тыл позиций советских войск на Малкинских высотах, в 6-и километрах юго-восточнее города Великие Луки. Под угрозой смерти старик "согласился" быть проводником...


Предупредив через 11-летнего внука Сергея Кузьмина воинскую часть Красной Армии, Кузьмин М.К. вывел к утру вражеский отряд к деревне Малкино под пулемётный огонь советских воинов. Отряд был уничтожен. Проводник погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который зимой 1613 года, спасая царя Михаила Фёдоровича, завёл отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен. Прах самого пожилого Героя Советского Союза покоится на военном кладбище города Великие Луки. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На могиле Героя и в городе-герое Москве на станции метро "Измайловский парк" (в 2006 году переименована в "Партизанскую") установлены его памятники, а на месте подвига патриота - обелиск. В городе Великие Луки именем Героя Советского Союза Матвея Кузьмина названа школа и улица. Деревня Малкино - памятное место.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • формирование умения анализировать произведение, учить оценивать поступок главного героя, давать ему оценку.
  • развивать умение работать с текстом, ориентироваться в нем.
  • воспитание чувства патриотизма в детях, гордости за таких героев как Матвей Кузмин.

Повторение.

Произведения какого раздела мы с вами читаем?

Как называется рассказ, который читали дома?

Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Цель урока.

Сегодня на уроке мы должны составить портрет главного литературного героя (по схеме), постараемся определить главную мысль произведения.

На доске схема.

Проверка домашнего задания.

Дома надо было отметить отрывки, характеризующие внешность героя. Найдите и зачитайте описание внешности. Напоминаю, указываем абзац и страницу.

  • заскорузлой ладонью

Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

  • тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей
  • широкая жилистая узловатая рука
  • в бороду
  • из-под зарослей бороды лучики морщин

О чем говорят эти слова?

Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

Кто помнит подходящую пословицу?

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • нелюдим
  • угрюм
  • неразговорчив
  • молчит
  • мрачный

На доске

Как можно назвать такого человека?

Работа над произведением.

Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

В 3 абзаце на с. 45 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

На доске

Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

Что могли подумать фашисты о нем?

В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 48. 5 абзац).

Зачем Матвей повел немцев по целине?

Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.49)

Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. о., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • улыбаясь смотрел
  • торжествующая улыбка

О чем говорят эти слова?

Свершилось ли то, что задумал Матвей?

Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. Звучит грамзапись

(отрывок из текста). (Ветер трепал... до слов... сраженный пулей немецкого офицера)

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.50 - 51)

Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.

О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

На доске

Итак, кто такой Матвей Кузьмин - литературный герой?

  • охотник
  • колхозник

Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

3. тыловик

Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

Кто такой герой? (работа со словарем)

ГЕРОЙ - человек, отличающийся своей храбростью, самоотверженностью и совершающий подвиги.

Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Какая главная мысль произведения?

Не пожалел своей жизни в схватке с врагом.

Книги Б. Полевого - это живая правда тех военных лет. Эти события не вымышленные, реальные. Все это происходило недалеко от г. Пскова в деревне Малкино. (учитель показывает место на карте Великой Отечественной войны 1942 г.)

Историки говорят, что в этой битве немецкий батальон понес большие потери6 50 убитых и 20 пленных, и все это благодаря одному человеку.

Для чего Борис Полевой написал этот рассказ? (чтобы помнили о прошлом нашей Родины, рассказать нам как человек - тыловик помогал в борьбе с фашистами)

Таких людей было не мало. За годы Великой Отечественной войны звание героя Советского Союза получили 11739 человек. Матвей Кузьмин - самый пожилой герой Советского Союза. Это звание он получил посмертно за мужество и героизм 8 мая 1965 г.

С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

Давайте сравним историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

План.

1. Возраст.

2. Год, в котором совершен подвиг.

3. Поступок героя, его причины.

4. Поведение в конце пути.

Что объединяет этих героев?

Пожертвовали своей жизнью ради любви к Отечеству.

Вспомним прощальные слова, которые говорит Иван Сусанин перед смертью.

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Как называют таких людей?

На доске

Каких людей называют патриотами? (Тот, кто любит свое Отечество и предан своему народу, Родине.)

Патриотизм - характерная черта русского народа. Несколько столетий отделяет одно событие от другого, но мы видим, что русский народ всегда вставал на защиту своей Родины и даже жертвовал своей жизнью во имя ее свободы.

Над каким произведением работали?

Все творчество Бориса Полевого посвящено нравственному подвигу простого человека.

Перед вами выставка книг. Многим читателям Б.Полевой известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный летчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, затем ампутацию конечностей, он нашел в себе мужество снова сесть за штурвал самолета и продолжать борьбу с фашистами. Я советую вам прочитать эту книгу.

Домашнее задание: найти и выучить 5 пословиц о героизме и подвигах.

Чтобы довести эмоциональный накал слушателей до предела, использовала эффект неожиданности, т.е. без каких либо пояснений зазвучал “Вокализ” С.Рахманинова. К концу музыкального произведения убрала звук и выдержала паузу. Это позволило детям глубже почувствовать трагическую гибель главного героя. С опорой на ранее полученные знания провели сравнение подвига Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Мордовский республиканский институт образования»

Индивидуальный проект мультимедийного урока

слушателя КПК « Инновационные технологии организации учебной деятельности

младшего школьника в современных условиях »

Выполнила: Тарасова Валентина Серафимовна МБОУ «Красноузельская СОШ» Ромодановского района РМ учитель начальных классов

Предмет : Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: знакомство с новым произведением

Тема урока: Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель урока : создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

Задачи (планируемые результаты)

Предметные :

применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое); испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю; отвечать на вопросы по содержанию словами текста; читать по ролям.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Метапредметные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности; высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности. (регулятивные УУД).

слушать и понимать речь других; задавать вопросы; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. ( коммуникативные УУД)

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование); создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); строить рассуждения. (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

    Организационный момент

Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения. Надеюсь, что урок будет продуктивный. Как вы думаете, какой урок можно назвать продуктивным?

Ответы детей.

умение организовывать рабочее место; умение организовывать рабочее место (регулятивные) ;

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Совершенно верно, урок, по окончании которого мы создадим какой-то продукт, от которого мы с вами получим эмоциональное удовольствие, на котором мы получим новые знания, совершим открытия, пообщаемся друг с другом, и будет продуктивным.

О чём говорят эти цифры?

1941 - 1945.

На доске фотография “Бориса Полевого”.

Кто этот человек?

Можете ли вы вязать цифры и имя?

Принимал ли участие в военных действиях писатель Борис Николаевич Полевой? (В учебнике есть информационная справка )

Дети: Нет, он был военным корреспондентом. Он писал заметки в газету о ходе войны, о людях, которые воевали и становились героями.

Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение трёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.

Готовясь к этому уроку, я натолкнулась на письмо. Послушайте его внимательно и попробуйте определить, кто написал его.

«Милый Вилли, ...поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это … денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские - народ особенный… . Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном охотнике … . Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня... Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз...»

Его написал немецкий офицер. Как догадались?

Кому предназначалось это письмо? (Брату немецкого офицера)

О чём и о ком писал офицер?(Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.)

Вы уже догадались, кто был этот охотник и этот офицер? (Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.)

Какое настроение было у офицера в этот момент? Почему? (Он торжествовал, думая, что одержал победу.)

Дети кратко отвечают, о чем им говорят эти цифры.

Дети рассказывают, что это корреспондент, писатель.

Ответы детей.

Дети работают группами.

Рассуждение детей.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (к оммуникативные УУД )

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера,строить рассуждения(познавательные УУД )

III. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?

Дети: «Последний день Матвея Кузьмина».

Действительно. Все соединилось. 1941-1945. Борис Полевой. Последний день Матвея Кузьмина.

Кто из вас может назвать жанр этого произведения? (Документальный рассказ.)

А что означает слово «документальный»?

При работе с историческими документами, или с документальными рассказами мы часто встречаем специальные или устаревшие слова. И в этом рассказе много сносок. Как вы думаете, почему?

(В рассказе много устаревших слов, а также тех, которые мы не используем в мирной жизни.)

Ответы детей.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД )

IV. Открытие нового

Учитель читает рассказ. Дети слушают, следят по учебнику.

Представьте себе, что вы перенеслись в 1942 год. Вы главный редактор газеты “Правда” для которой Борис Полевой должен написать рассказ о героическом подвиге Матвея Кузьмина. Какое задание вы бы ему дали?

Ваше мнение мне понятно, а каким мы видим Матвея Кузьмина в начале рассказа Полевого? (Он был нелюдимым, неразговорчивым, жил на отшибе.)

Что означает слово «нелюдимый»? Подберите к этому слову синонимы.

Сколько ему было лет? (Больше 80-ти.)

Как к Матвею относились колхозники? (Они не понимали его)

формировать

совершенствовать сознательность, правильность, выразительность и беглость чтения.

Ответы детей: дикарь, затворник, угрюмый, хмурый, замкнутый, отшельник .

умение работать с текстом; умение выделять существенное (познавательные УУД );

личностные УУД ).

V. Физкультминутка

Дежурные проводят физкультминутку сами

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Лидерство и согласованность действий с партнерами (коммуникативные УУД )

VI . Продолжение работы с текстом

Почему фашисты предложили именно Матвею стать старостой, а потом проводником для лыжного батальона? (Потому, что он не общался с людьми, был мрачным, замкнутым, но в то же время знал все тропинки в лесу)

Как вы думаете, зачем Матвей стал торговаться с немецким офицером? (Чтобы офицер ничего не заподозрил.)

Как колхозники отнеслись к тому, что Матвей согласился стать проводником у немцев? Найдите в тексте и прочитайте.

Дети цитируют текст.

Умение работать с текстом, (познавательные УУД )

VI. Первичное закрепление

Рассмотрите иллюстративный ряд. В какой момент вы чувствуете, что Матвей изображает предателя? Когда мы видим истинное лицо этого человека и понимаем, что перед нами герой?

Каждой группе предстоит найти в тексте отрывок, соответствующий одной из иллюстраций и подумать, каким интересным способом вы могли бы представить этот отрывок классу: выразительно прочитать, прочитать по ролям, инсценировать, пересказать.

(Идёт обсуждение в группах. 1 иллюстрация – для 1 группы, 2 иллюстрация – для 2 группы и 3 иллюстрация – для 3 группы).

формировать представление об идее художественного произведения;

лидерство и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом; (коммуникативные УУД).

VIII. Рефлексия

Какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новым произведением)

Достигли мы этой цели? (Да)

Оценивать правильность выполнения заданий (регулятивные УУД).

VIX. Итог урока

Прочитайте, как похоронили Матвея и постарайтесь объяснить, почему это произошло именно так. (Его похоронили как офицера, с воинскими почестями.)

И так как рассказ документальный, то и герой тоже невымышленный, а настоящий.

Удалось ли Полевому создать образ героя в этом рассказе?

Как называется поступок, совершённый Матвеем Кузьминым? (Подвиг)

Что такое подвиг?

Словарь.

формировать представление об идее художественного произведения.

умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм (личностные УУД ) .

XX. Домашнее задание.

- Предлагаю вам написать дома заметку о Матвее Кузьмине или приготовить сообщение о каком-либо Герое Советского Союза.

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить работать с текстом; прививать уважение к людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками; содействовать формированию чувства патриотизма и любви к родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цели и задачи: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма, любви к Родине.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, проверьте, есть ли всё необходимое к уроку.

1.Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, давайте вспомним, как называется рассказ, который вы прочитали дома?

Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, подумать какова главная мысль прочитанного. Но для начала давайте вспомним, во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

Кто с кем воевал? Почему?

Чтобы окунуться в события тех далёких дней, хочу вам представить фотографии картин, которые помогут нам понять, как выглядит война глазами художников.

Демонстрация слайдов на военную тематику.

3. Подготовка к восприятию.

Учитель

Прошло более 60 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.) На доске запись - 50000000)

День Победы над фашизмом знает весь мир? Когда мы празднуем его?

Ученик

Учитель

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

Победу над фашистами старался приблизить каждый. Кто работал на колхозных полях, обеспечивая продовольствием армию, кто работал на военных заводах, в госпиталях. В борьбу вступали и стар, и млад. Именно о таких людях, а точнее о таком человеке вы узнали из документального рассказа Бориса Полевого.

Как вы понимаете слово «документальный»?

Ученик

В рассказе написано о том, что было на самом деле.

Учитель

Совершенно верно.

Борис Полевой - это псевдоним автора. Настоящая фамилия - Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги - живая правда тех военных лет. Многим читателям он известен по произведению «Повесть о настоящем человеке». Его герой, военный лётчик - Алексей Маресьев, был сбит немецким самолетом. Будучи раненым, без сил он пробирался к своим. Получив обморожение ног, а затем и ампутацию конечностей, он нашёл в себе мужество снова сесть за штурвал самолёта и продолжать борьбу с фашистами. Был снят фильм о подвиге этого человека. Я вам советую прочитать книгу Бориса Полевого «Повесть…»

В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность»

Наш рассказ - это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной немцами территории.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? (Высказывания детей)

Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа)

3. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

Назовите главного героя.

Матвей Кузьмин

Давайте попробуем воссоздать портрет этого человека.

В своих высказываниях вы можете обратиться к страницам текста.

На доске записаны пункты характеристики героя:

  1. Внешность.
  2. Характер.
  3. Занятия.
  4. Отношения с односельчанами.

1. Перевалило за 80 лет, лысоват, седые волосы, борода, плохо слышал.

2. Нелюдим, замкнут, угрюм, необщителен.

3. Сторожил, охотничал, воспитывал сироту внучонка Васю.

4. Сторонились, побаивались.

Что мы узнали про деревню, где жил Матвей Кузьмин? (с. 23)

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (Стать старостой).

Как вы думаете? Что должен был делать староста при фашистах? 9Помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? (Нет) Почему? Найдите в тексте. (с.23)

Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею? (Понадобился проводник, знающий лесные тропы, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя).

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера Отметьте карандашом слова офицера (О), слова Матвея (М), слова автора (А). Найдите слова в тексте, которые подскажут, как надо читать, с какой интонацией.

Приготовьтесь к чтению по ролям. Постарайтесь передать картину, происходящую в комендатуре.

Чтение диалога с. 25

Молодцы, справились с задачей.

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Из рассказа вы узнали, что Матвей Кузьмин вёл немцев по целине. Как вы думаете, почему? (Старик старался вымотать силы немцам)

Найдите фрагмент, где говорится о том, как враги теряли силы. (с.26)

Что было задумано Матвеем Кузьминым?

Удалась ли попытка немцев прорваться в распоряжение советских войск?

Кто помог деду Матвею? (Внук Вася и бойцы советской армии)

Почему Матвей торжествующе улыбается в последнее утро своей жизни? (Понимал что погибнет)

Подготовила выразительное чтение отрывка ____________________________________

Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом?

Матвей Кузьмин посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Какова главная мысль рассказа?

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы «Лучше смерть славная, чем жизнь позорная», «Драться насмерть - завоевать бессмертие».

Объясните, как вы понимаете.

4. Итог урока.

Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

5. Дома.

Книги о подвигах.с.30-31 Выразительное чтение

С п ра вочный материал.

На отшибе - в стороне.

Постой - с т оянка.

Чурается - избегает.

Ком е н датура - помещение , где располагались фашисты , кото ры е следили за наведением своих порядков в занятом ими се ле.

Ста р оста - назначенное лицо для ведения дел какого- нибудь н ебол ьш ого коллектива .

За с корузлый - шершавый , огрубевший.

Це ли на - еще не паханная , не подвергавшаяся обработке земля.

П ер едовые заставы - войска, несущие охрану.

О гн евые позиции - места расположения артиллерийских орудий и войск.

Авангард - часть войск , находящаяся впереди главных сил.

Маскхалат - маскировочный халат, делающий лыжн иков незаметными на снегу.

Сельхозартель (сельскохозяйственная артель) - коллективное хозяйство.

Слюда - прозрачный слоистый минерал.

Треух - старое название тёплой мужской шапки с наушниками и опускающимся задком.

Холщовая сумка - льняная, из толстой пряжи, кустарной выделки