Темы самостоятельных работ по биологии. Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля. Самостоятельная работа на уроках обобщения

Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. ПО ТЕМЕ: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты» 22.09.09

Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВАЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (В ЧАСТИ 1 ОН ОДИН). В ЧАСТИ 2 СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЕМ В КЛЕТКИ. В 10 ВОПРОСЕ ВПИСЫВАЕМ В ПУСТЫЕ МЕСТА.

1. Может ли клетка быть отдельным организмом?

Часто указывается, что те, кто поднимает абстрактные аспекты, делают это без каких-либо оснований и просят их указать. Так конкретизация стала синонимом обоснования, которое обычно справедливо только в определенных случаях. Функциональность переменных.

Указание переменных является фундаментальным в задаче исследователя и обычно требуется для процесса, называемого операционализацией переменных. Важно и необходимо для демонстрации гипотез. Нет сомнений в том, что после достаточной работы в этой задаче можно расширить понятие переменной, чтобы рационально находить другие конкретные переменные, которые достигают такого же или лучшего эффекта. Например, если мы знаем свойства, характеризующие переменную, и среди них мы идентифицируем те, которые дают ей эффект, который мы ожидаем, мы можем найти в познавательной вселенной, еще много, которые также обладают этими свойствами, а также генерируют и более эффективно что определенный эффект, но по более низкой цене.

2. Литосфера – это…

1) косное вещество

2) биокосное вещество

3. Наука, которая занимается распределением организмов на основе их сходства и родства – это…

1) систематика

2) таксономика

3) биология

4) биометрия

4. Наука, которая занимается изучением микроорганизмов – это…

1) микология

2) микробиология

Вот почему после обнаружения первого антибиотика, пенициллина было обнаружено много веществ, продуцируемых грибами или другими микроорганизмами, и были обнаружены стрептомицин, тетрациклин, эритромицин и т.д. но это больше, определяя химическую структуру переменного пенициллина или ципрофлоксацина и определяя в нем интересующее свойство, вы можете модифицировать молекулярную структуру, чтобы получить новые свойства, которые позволяют антибиотическому действию не только более мощное и лучшее поглощение, но и более широкий и даже другой.

3) биология

4) систематика

5. Ученый, создавший искусственную систему классификации живой природы

1) К. Линней

2) Ч. Дарвин

3) Н. Коперник

4) Аристотель

6. Прокариотические клетки имеют:

1) митохондрии и ядро

2) вакуоли и аппарат Гольджи

3) ядерную мембрану и хлоропласты

4) цитоплазматическую мембрану и рибосомы

Установлены только одна причинно-следственная связь. Механизмы и характеристики переменных не были известны. Тема канцерогенных веществ интересна, и если мы исходим из вероятной основы генезиса определенного типа рака, мутации и из этой мутации берем только одну форму - сдвиг рамки, мы увидим, что многие из мутагенных веществ, которые они производят аспекты, которые являются общими и характерны для их химической структуры.

Это ароматическое, полициклическое соединение. Его мутагенный характер заметно возрастает, если в его структуре имеется эпоксидная функция. Если мы сможем собрать конкретные переменные, которые вызывают мутации с канцерогенным эффектом и подтверждают их экспериментально, мы можем подготовить обширный список веществ, которые отвечают этим характеристикам.

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) биоценоз

3) биосфера

4) популяция

5) организм

А) Совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории изолированно от особей других таких же групп.

Б) Целостная система взаимодействующих клеток, тканей и органов.

В) Оболочка Земли, населенная живыми организмами.

Специфическая переменная стремится расширить границы применения концепции, углубить знания, изолируя и идентифицируя причинные переменные и расширяя их использование, что приводит нас к парадоксу преобразования конкретной переменной в переменную использования вообще.

Это относится к концепции защиты зубов, приписываемой сложной переменной, питьевой воде определенного места, обычно состоящей из различных химических веществ в растворе. Одним из химических элементов этой питьевой воды, который ее характеризует и отличает, является фтор.

Г) Сообщество микроорганизмов, растений, грибов, животных, имеющих общее местообитание.

Д) Совокупность особей сходных по морфологическим и физиологическим особенностям, обитающих на одной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

8. Установите соответствие между группами бактерий и их функциями:

Было указано, что нераспадающиеся кусочки содержат более высокие концентрации фтора, чем распадающиеся, и это было предложено как средство для ограничения кариеса, включая фторид в рационе. Хотя именно эти пятнистые зубы не распадались. Тем не менее, орган массового распространения опубликовал еще одну историю открытия фторида в качестве зубного защитника, чья правдивость мы не знаем, но которая поучительна. В целом и для целей его методологического применения.

Группа экспертов, занимающихся поощрением здравоохранения и социальной поддержки, работала в поддержку коренной общины Амазонки. Стоматологи, участвовавшие в задании, были удивлены тем, что не нашли полостей среди аборигенов этого места и задались вопросом, какова будет причина. Исследования привели к выводу, что вода из соседней лагуны и из которой пили жители деревни, была причиной, которую они искали. Таким образом, решение для зубной защиты всех соседних и отдаленных групп населения будет пить из этих вод.

1) Железобактерии

2) Гнилостные бактерии

3) Молочно-кислые бактерии

4) Азотфиксирующие бактерии

А) бактерии-разлагатели

Б) фиксирующие азот воздуха

В) с помощью которых человек получает пищевые продукты (простоквашу, айран, ряженку)

Г) образующие железную руду

9. Установите соответствие между формами бактерий и их названиями:

Невозможно, чтобы все или большинство популяций Земли могли пить из этой воды, использование которой было ограничено упомянутым коренным населением и, возможно, только ближайшими к ним. Возможности передачи и коммерциализации вод упомянутой лагуны были ограничены, и источник был бы исчерпан очень скоро.

Поэтому необходимо выяснить, какой из элементов, которые составляли, что питьевая вода коренного населения несет ответственность за это полезное действие. В исследованиях, несомненно, указывалось, что эти воды содержат важные количества фторидов, которых не было в других питьевых водах. Он перешел от сложной переменной, местной воды, к определенной. Легко получить и распределить, фтор можно применять в интересах практически всех жителей Земли. Парадокс: удобно заменить сложную переменную, локализованную и ограниченную, простой и конкретной переменной, легко распространяемой и обобщенной.

1) монококки А)

2) тетракокки Б)

3) вибрионы В)

4) бациллы

10. Вставьте пропущенные понятия: «Движущими силами эволюции великий _________________ученый Ч. Дарвин назвал _________________ __ ______, ________________________ _____, ______________________ _____. Одна из этих движущих сил - _____ __ ____ приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение»

Этот процесс идентификации и последующего обобщения может применяться во многих областях науки и техники. Концепция стоматологической защиты была введена в действие с использованием фтора и стала конкретным фактом и общего применения. Интересная практика и в то же время вклад в научное знание состоит в поиске переменных и их операционализации, чтобы экспериментально объяснить противоречие Ланмарка и Дарвина о том, является ли причиной частое использование какого-либо органа или ткани генетические изменения или они происходят наугад, и это их адаптация к окружающей среде, к окружающей среде, которая определяет их распространенность в природе.

Самостоятельная работа по биологии учениКА (ЦЫ) 7 кл. ____________

ПО ТЕМЕ: «Царство Грибы» 06.10.09

2. Грибы - это

1) гетеротрофы

2) автотрофы

3) автогетеротрофы

2. К запасным питательным веществам у грибов относят

1) гликоген

4) крахмал

3. Оболочка растительной клетки, в отличие от клетки грибов, состоит из

1) клетчатки

Опыт противодействия антибиотикам, прокомментированный в Интернете, как представляется, показал это. Вопрос заключается в том, достаточно ли такой демонстрации, чтобы подтвердить такую ​​широкую истину, поскольку она является общей концепцией, такой как эволюция, или если в этом отношении требуется еще много других.

Это также проблема, с которой сталкиваются наука и ее метод, но в обратном смысле, то есть, если необходимо принять индуктивные процессы, которые позволяют нам перейти от конкретного и индивидуального знания к общим абстрактным законам; то есть они получены из определенного количества конкретных фактов, которые всегда могут быть недостаточными.

2) хитиниподобного вещества

3) сократительных белков

4) липидов

4. Наука, которая занимается изучением грибов – это…

1) микология

2) микробиология

3) биология

4) систематика

5. Какие грибы размножаются почкованием

2) пеницилл

4) шампиньоны

6. Чем отличается спора гриба от споры бактерии

1) выполняет функцию размножения

Как мы видели в предыдущих разделах, химическая наука занимает особенно важное место в поиске и идентификации конкретных переменных, а также в их практической реализации, поэтому их развитие обещает значительный бум для науки и техники. технологические инновации.

Поэтому функции, выполняемые переменными в научном знании и его методе, много и очень важны. Его простое присутствие в определенной структуре или контексте способно его модифицировать, и его признание является основным в разнообразных взаимосвязях, которые обычно создаются. Глубоко изучая очень простую переменную, можно достичь сложных и очень общих понятий такой амплитуды, что они охватывают отдаленные и скрытые места Вселенной; одна из них - относительность Эйнштен. Поэтому наше предложение рассмотреть переменную как фундаментальную единицу метода научных исследований: четко определенную переменную, это совершенно определенная научная истина.

2) представлена только одной клеткой

3) содержит большой запас питательных веществ

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

7. Выберите ТРИ правильных ответа из шести:

Лишайники

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных

Философия экспериментальной науки. Методология научных исследований. Пятнистые зубы и фторид в воде потребления? Бол Панамериканское санитарное бюро 118. Всемирная организация здравоохранения. Фториды и здоровье полости рта? Техно-Научный, Лима, Перу. Исследования в области гуманитарных наук и образования.

Санчес Карлесси, Хьюго и Рейес Меза, Карлос. Методология и дизайн в научных исследованиях. Экспериментальный метод: это тип исследовательского метода, в котором исследователь сознательно контролирует переменные, чтобы разграничить отношения между ними, основан на научной методологии. В этом методе собираются данные для сравнения измерений поведения контрольной группы с измерениями экспериментальной группы. Используемые переменные могут быть зависимыми переменными и независимыми переменными. Мы также должны контролировать все другие переменные, которые могут повлиять на исследование. Это практикуется большую часть времени в идеальных рамках лаборатории, хотя это не связано с ней строго.

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

8. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофный способ питания

2) у них автотрофный способ питания

3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

Экспериментальный метод поддерживается двумя основными принципами: воспроизводимостью и фальсифицируемостью. Экспериментальные методы относятся к числу научных методов, используемых в психологических исследованиях. Истинные эксперименты включают тщательное наблюдение за воздействием одной или нескольких переменных на одну или несколько переменных результата в тщательно контролируемых условиях с субъектами, случайным образом назначенными на лечение. Экспериментальные методы. . Исследование проводилось в лабораторном контексте с упором на производительность и безопасность на рабочем месте, и как этот вопрос может быть рассмотрен с точки зрения переменных, которые необходимо учитывать.

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) их тело состоит из тканей

9. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму

2) ядро, покрытое оболочкой

3) молекулы ДНК

4) митохондрии

5) плотную оболочку

6) эндоплазматическую сеть

Цель исследования - уточнить такие вопросы, как. Инструкции по производительности отрицательно влияют на безопасность. Если программа вмешательства в безопасность создает побочные эффекты в производительности. Если между этими двумя механизмами существует какой-либо эффект взаимодействия.

1ª Влияние инструкций производительности будет влиять на время выполнения задачи. Влияние на производительность труда будет влиять на безопасность выполнения задачи. Благодаря усилению безопасного поведения эта задача будет выполняться более безопасно. С учетом усиления безопасного поведения задача будет выполняться с использованием большего времени. Это исследование отражает экспериментальный метод, поскольку он использует качественный экспериментальный тип 2 × 2 интерсубъектного факториального метода с эквивалентной контрольной группой.

10. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

6) имеют клеточное строение

11. Вставьте пропущенные понятия: «Грибы размножаются в основном _____________путем – вегетативно - ча стями мицелия или_____________ __ _. Они развиваются в ___________________, возникающих на специализированных гифах - ______________________ _____, поднимающихся над почвой или другими субстратами».

Исследование использует в качестве независимых переменных. Наличие или отсутствие инструкций по повышению производительности. Наличие или отсутствие положительного словесного усиления безопасного поведения. И, определяя как зависимые переменные. Степень безопасности поведения.

Степень продуктивности поведения. Точно так же, как особое внимание уделяется анализу переменных окружения, так что любой тип чужой переменной, способный влиять на результаты, не избегает контроля. Таким образом, он также представляет анализ ковариатов, чтобы избежать того, что они могут влиять или затушевывать результаты расследования.

12. Что такое микориза и симбиоз? Приведите примеры.__________________

Самостоятельная работа по биологии учениКА (ЦЫ) 7 кл. _______________________

ПО ТЕМАМ: «Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения» 23.10.09

Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВАЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (В ЧАСТИ 1 ОН ОДИН). В ЧАСТИ 2 КРЕСТИКАМИ ОТМЕЧАЕМ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА.

1. Хлоропласты в клетке осуществляют

1) синтез органических веществ из неорганических

2) защитную функцию

3) связь между частями клетки

4) разложение более сложных веществ

2. Органические вещества из неорганических создают

1) растения

3) животные

3. Где образуются углеводы в клетках у растений?

1) в митохондриях

2) в пластидах

3) в рибосомах

4) в эндоплазматической сети

4. Тело настоящих водорослей называют

1) стволом

2) талломом

3) пластиной

4) мицелием

5. Тело водорослей

1) имеет ткани и органы

2) имеет ткани, но не имеет органов

3) не имеет тканей, но имеет органы

4) не имеет тканей и органов

6. По названию водорослей названо море:

2) Карибское

3) Саргассово

7. Водоросли – это:

1) Подцарство растений

2) Группа отделов Низших растений

3) Группа классов растений

4) Отдел Низших растений

8. К какой группе водорослей относится улотрикс:

1) к бурым

2) к зеленым

3) к синезеленым

4) к красным

9. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл:

1) в цитоплазме

2) в хлоропластах

4) в хроматофоре

10. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий:

1) наличием ядра

2) наличием оболочки

3) наличием цитоплазмы

4) формой клетки

11. Какие водоросли НЕ растут на большой глубине:

1) одноклеточные красные водоросли

2) многоклеточные красные водоросли

3) бурые водоросли

4) зеленые водоросли

12. Укажите среди приведенных ниже признаков те, которые характеризуют растения.

1) гетеротрофные организмы

3) способны к активному передвижению в пространстве

4) автотрофные организмы

5) способны к вегетативному и бесполому, половому размножению

6) размножаются только половым путем

13. Автотрофными организмами являются

1) животные

3) цианобактерии

4) растения

6) серобактерии

14.Укажите не менее 4-х характерных признаков растений.

____________________________________________

15. Дайте определение терминам:

низшие растения –

________________________________

ризоиды -

__________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. ПО ТЕМЕ: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты» 22.09.09

Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВАЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (В ЧАСТИ 1 ОН ОДИН). В ЧАСТИ 2 СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЕМ В КЛЕТКИ. В 10 ВОПРОСЕ ВПИСЫВАЕМ В ПУСТЫЕ МЕСТА.

Часть 1.

1. Может ли клетка быть отдельным организмом?

1) да

2) нет

2. Литосфера – это…

1) косное вещество

2) биокосное вещество

3. Наука, которая занимается распределением организмов на основе их сходства и родства – это…

1) систематика

2) таксономика

3) биология

4) биометрия

4. Наука, которая занимается изучением микроорганизмов – это…

1) микология

2) микробиология

3) биология

4) систематика

5. Ученый, создавший искусственную систему классификации живой природы

1) К. Линней

2) Ч. Дарвин

3) Н. Коперник

4) Аристотель

6. Прокариотические клетки имеют:

1) митохондрии и ядро

2) вакуоли и аппарат Гольджи

3) ядерную мембрану и хлоропласты

4) цитоплазматическую мембрану и рибосомы

Часть 2.

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) биоценоз

2) вид

3) биосфера

4) популяция

5) организм

А) Совокупность живых организмов одного вида, обитающих на одной территории изолированно от особей других таких же групп.

Б) Целостная система взаимодействующих клеток, тканей и органов.

В) Оболочка Земли, населенная живыми организмами.

Г) Сообщество микроорганизмов, растений, грибов, животных, имеющих общее местообитание.

Д) Совокупность особей сходных по морфологическим и физиологическим особенностям, обитающих на одной территории, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

А Б В Г Д

8. Установите соответствие между группами бактерий и их функциями:

1) Железобактерии

2) Гнилостные бактерии

3) Молочно-кислые бактерии

4) Азотфиксирующие бактерии

А) бактерии-разлагатели

Б) фиксирующие азот воздуха

В) с помощью которых человек получает пищевые продукты (простоквашу, айран, ряженку)

Г) образующие железную руду

А Б В Г

9. Установите соответствие между формами бактерий и их названиями:

1) монококки А)

2) тетракокки Б)

3) вибрионы В)

4) бациллы

А Б В Г

10. Вставьте пропущенные понятия: «Движущими силами эволюции великий _________________ученый Ч. Дарвин назвал _________________ __ ______, ________________________ _____, ______________________ _____. Одна из этих движущих сил - _____ __ ____ приводит к конкуренции за одинаковую пищу, сходные условия обитания и размножение»

Самостоятельная работа по биологии учениКА (ЦЫ) 7 кл. ____________

ПО ТЕМЕ: «Царство Грибы» 06.10.09

Часть 1.

2. Грибы - это

1) гетеротрофы

2) автотрофы

3) автогетеротрофы

2. К запасным питательным веществам у грибов относят

1) гликоген

2) белки

3) жиры

4) крахмал

3. Оболочка растительной клетки, в отличие от клетки грибов, состоит из

1) клетчатки

2) хитиниподобного вещества

3) сократительных белков

4) липидов

4. Наука, которая занимается изучением грибов – это…

1) микология

2) микробиология

3) биология

4) систематика

5. Какие грибы размножаются почкованием

1) мукор

2) пеницилл

3) дрожжи

4) шампиньоны

6. Чем отличается спора гриба от споры бактерии

1) выполняет функцию размножения

2) представлена только одной клеткой

3) содержит большой запас питательных веществ

4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям

Часть 2.

7. Выберите ТРИ правильных ответа из шести:

Лишайники

1) представляют самостоятельную группу организмов

2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных

3) чувствительны к загрязнению окружающей среды

4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы

5) состоят из сросшихся с корнями растений гифов

6) состоят из одинаковых клеток

8. Сходство грибов и животных состоит в том, что

1) у них гетеротрофный способ питания

2) у них автотрофный способ питания

3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин

4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

5) в их клетках отсутствуют хлоропласты

6) их тело состоит из тканей

9. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму

2) ядро, покрытое оболочкой

3) молекулы ДНК

4) митохондрии

5) плотную оболочку

6) эндоплазматическую сеть

10. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

6) имеют клеточное строение

11. Вставьте пропущенные понятия: «Грибы размножаются в основном _____________путем – вегетативно - ча стями мицелия или_____________ __ _. Они развиваются в ___________________, возникающих на специализированных гифах - ______________________ _____, поднимающихся над почвой или другими субстратами».

12. Что такое микориза и симбиоз? Приведите примеры.__________________

Самостоятельная работа по биологии учениКА (ЦЫ) 7 кл. _______________________

ПО ТЕМАМ: «Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения» 23.10.09

Инструкция по выполнению: КРЕСТИКОМ ЗАЧЕРКИВАЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (В ЧАСТИ 1 ОН ОДИН). В ЧАСТИ 2 КРЕСТИКАМИ ОТМЕЧАЕМ ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА.

ЧАСТЬ 1.

1. Хлоропласты в клетке осуществляют

1) синтез органических веществ из неорганических

2) защитную функцию

3) связь между частями клетки

4) разложение более сложных веществ

2. Органические вещества из неорганических создают

1) растения

2) вирусы

3) животные

4) грибы

3. Где образуются углеводы в клетках у растений?

1) в митохондриях

2) в пластидах

3) в рибосомах

4) в эндоплазматической сети

4. Тело настоящих водорослей называют

1) стволом

2) талломом

3) пластиной

4) мицелием

5. Тело водорослей

1) имеет ткани и органы

2) имеет ткани, но не имеет органов

3) не имеет тканей, но имеет органы

4) не имеет тканей и органов

6. По названию водорослей названо море:

1) Белое

2) Карибское

3) Саргассово

4) Желтое

7. Водоросли – это:

1) Подцарство растений

2) Группа отделов Низших растений

3) Группа классов растений

4) Отдел Низших растений

8. К какой группе водорослей относится улотрикс:

1) к бурым

2) к зеленым

3) к синезеленым

4) к красным

9. В каких структурах клеток водорослей расположен хлорофилл:

1) в цитоплазме

2) в хлоропластах

3) в ядре

4) в хроматофоре

10. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий:

1) наличием ядра

2) наличием оболочки

3) наличием цитоплазмы

4) формой клетки

11. Какие водоросли НЕ растут на большой глубине:

1) одноклеточные красные водоросли

2) многоклеточные красные водоросли

3) бурые водоросли

4) зеленые водоросли

ЧАСТЬ 2.

12. Укажите среди приведенных ниже признаков те, которые характеризуют растения.

1) гетеротрофные организмы

2) клетки содержат пластиды

3) способны к активному передвижению в пространстве

4) автотрофные организмы

5) способны к вегетативному и бесполому, половому размножению

6) размножаются только половым путем

13. Автотрофными организмами являются

1) животные

2) грибы

3) цианобактерии

4) растения

5) вирусы

6) серобактерии

14.Укажите не менее 4-х характерных признаков растений.

____________________________________________

15. Дайте определение терминам:

низшие растения –

________________________________

ризоиды -

__________________________________________


Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира.

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только врезультате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.

Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся.

Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Бруновт Е. П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

Самостоятельная работа на уроках биологии

В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа на уроках биологии». Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

Индивидуальной;

В парах;

Групповой.

- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

Работа с учебной литературой и наглядностью;

Использование рабочих тетрадей;

Работа со средствами ИКТ и др.

Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы.

Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков учу учащихся выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагаю им такой план:

    Цель опыта (что хотим выяснить?)

    Ход опыта (что для этого делаем?)

    Результаты опыта (что получили?)

    Выводы (что выяснили?)

Такой план помогает приучить учащихся уже в 6-м классе к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Поясняя школьникам план работы, говорю, что они должны пользоваться им при выполнении всех последующих работ экспериментального характера. Чтобы научить учащихся мыслить согласно предложенной планом логике, привлекаю их к активному участию в обсуждении эксперимента.

Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.

На первых этапах, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладку опытов осуществляю я сама. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление и сущности опыта, формирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень самостоятельности. Некоторые опыты предлагаю детям провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.

Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.

Работа с учебной литературой и наглядностью

Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

Самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;

Чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

Постановка вопросов к тексту;

Ответы на вопросы текста, раздела;

Поиск объяснений явлений;

Словарная работа;

Составление плана (простого, развернутого);

Пересказ по плану;

Составление тезисов, синквейнов;

Работа с иллюстрациями учебника;

Работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;

Работа по плану.

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически, на всех этапах:

Для нахождения и выделения основных понятий, определений;

При описании опытов, справочных данных;

Для закрепления знаний и формирования умений;

Для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работу с учебником провожу в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником иногда (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы.

Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии (9-11 кл.). Это обусловлено как особенностями курса, так и уровнем подготовки учащихся. В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение. Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.

Использование рабочих тетрадей

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии 9кл, по географии 5-6 кл. на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.

Если в 5-6 классах задания более простые: рассмотреть, ответить …, то в дальнейшем задания усложняются: сравнить, установить связь, выявить, сделать выводы …. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.

Самостоятельная работа на уроках обобщения

и систематизации знаний

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям.Наэкскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение.Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.

Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход , вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

Летние задания

Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:

Изучить стадии развития злаков;

Выявить влияние густоты посева на урожай;

Собрать сорные растения для гербария;

Собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);

Собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);

Стихи или сочинения о природе;

Акварельные зарисовки цветов, опыляющиеся разными способами.

Наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.

А также предъявляю требования к их выполнению. Например:

Научиться грамотно вести себя в природе; не собирать гербарии растений и

коллекции животных, взятых под охрану;

Подумать о возможностях использовать результаты летней работы на

Позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят

коллекцию кабинета биологии.

Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого даю детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использую взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.

Заключение

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

_______________________________________________________

    Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

    Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.

    Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997. - № 3

    Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984.

    Травникова В. В. Биологические экскурсии. Санкт-Петербург: Паритет, 2002.