Письмо в аналитический отдел налоговой об уточнении. Бланк заявления об уточнении платежа для налоговой

Н. В. Фирфарова

к. э. н., редактор журнала «Налоговая проверка»

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected], которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/[email protected]).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/[email protected]).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected], которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Некоторые ошибки в платежке на перечисление налогов, из-за которых платежи оказались в "невыясненных", инспекция уточнит, если компания напишет соответствующее заявление. Прежде всего имеются в виду ошибки в КБК, ИНН, КПП или названии организации, статусе налогоплательщика. По заявлению компании налоговики не только должны уточнить платежи, но и снять пени, начисленные на возникшую из-за накладки задолженность (п.7 ст.45 Налогового кодекса ).

Правда, уточнить без проб лем КБК получится только если ошибочный и правильный коды относятся к одному налогу (п.2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налого вых органах базы данных "Paсчеты с бюджетом", утв. приказом ФНС России от 16.03.07 № ММ-3-10/[email protected] ). Иначе придется перечислять налог еще раз по правильному коду, а потом просить налоговую о возврате и платить пени за просрочку.

Хотя Налоговый кодекс такого ограничения не устанавливает, доказывать неправомерность пеней, если в платежке назван КБК другого налога придется скорее всего в суде. Заметим, что к информации, отраженной в назначении платежа, налого вики обращаются, только если в поле 104 указaн несуществующий код.

Без проблем уточнить ОКАТО удастся, если платеж перечислялся в федеральный или peгиональный бюджет и не участвовал в формировании доходов местного бюджета. Если налог уже зачислен в "ошибочный" местный бюджет, то исправить ошибку можно, перечислив налог и пени по правильным реквизитам. При этом переплата возвращается на расчетный счет. Другой вариант уточнения и неправомерность начисления пеней опять придется отстаивать в суде.

Ошибку в таких реквизитax, как налоговый период, основания или тип платежа, также можно исправить, если написать в инспекцию заявление об уточнении платежа. Но в данной ситуации платежи все равно будут зачислены в бюджет и отражены в карточке расчетов с бюджетом, так что можно такую ошибку и не исправлять.

Надо сказать, что сейчас в некоторых регионах налоговики самостоятельно уточняют большую часть платежей, попавших в разряд невыясненных. Конечно, имеются в виду ситуации, когда из других реквизитов платежки можно судить об истинной принадлежности платежа. Например, компания указала несуществующий код бюджетной классификации, но в назначении платежа правильно указан перечисляемый налог. Причем пени в этом случае не начислятся. Дело в том, что после уточнения такие
суммы попадают в карточку расчета с бюджетом на дату, которая указана в платежном поручении.

Если же неправильно написаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, то пени обнуляться не будут. В этом случае сумма не будет зачислена в бюджет, а значит, обязанность по уплате налога считается невыполненной (подп.4 п.4 ст. 45 НK РФ ). В такой ситуации придется написать заявление на возврат налога и подать его в свою налоговую инспекцию. Причем это касается и случаев, когда налог был зачислен на счет Федерального казначейства другого субъекта РФ.

Составить документ можно в произвольной форме. В нем необходимо назвать конкретную ошибку, которая допущена в платежном поручении, и его реквизиты. Кроме того, надо сообщить правильные сведения, необходимые для отражения суммы в карточке расчетов с бюджетом.

К заявлению стоит приложить документы подтверждающие уплату налога в бюджет. Можно сделать распечатку электронной копии из системы "Клиент-банк" и заверить ее подписью генерального директора и печатью компании. Правда в некоторых инспекциях требуют, чтобы на платежном nоручении стояла банковская отметка. Кроме того, для особо требовательных инспекторов к заявлению можно приложить выписку с расчетного счета, из которой видно, что деньги списаны с расчетного счета компании.

Если в результате ошибки платеж был несвоевременно отражен в карточке расчетов с бюджетом, то в заявлении еще просят пересчитать пени.

Заявление направляют по мере необходимости - когда обнаружат ошибку. Конкретных сроков для этого нет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected], которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

ОБ ИСПОЛНЕНИИ И НЕИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в

поручении на перечисление суммы налога:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145 , ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/[email protected]).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

КАК РАБОТАЮТ НАЛОГОВИКИ С НЕВЫЯСНЕННЫМИ ПЛАТЕЖАМИ?

К невыясненным платежам относятся:

  • платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);
  • платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
  • Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

    платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

  • платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
  • платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;
  • платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

ХОТИТЕ УТОЧНИТЬ ПЛАТЕЖ? СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ В ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С НАЛОГОВИКАМИ.

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

  • отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
  • не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
  • несоответствие ИНН наименованию плательщика;
  • отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
  • указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
  • отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
  • налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
  • уплата налога производится за третьих лиц;
  • отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
  • отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
  • отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/[email protected]).

К сведению:
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

ИТОГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНФС ПО НЕВЫЯСНЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

УТОЧНЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ НА УПЛАТУ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов.

А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected], которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Обязанность по уплате налогов реализуется путем составления различных видов отчетности, расчетом суммы обязательства и совершение платежа в соответствующий бюджет. Для выполнения налогового обязательства заполняется платежное поручение, в котором указываются необходимые реквизиты. Если при составлении этого бланка допущена ошибка, исправить ее поможет письмо в налоговую об уточнении платежа.

От правильности заполнения бланка платежного поручения зависит не только своевременность поступления налога в соответствующий бюджет, но и наличие оснований для привлечения плательщика к ответственности. Обязанность по уплате налогов и сборов считается исполненной с момента зачисления платежа, поэтому заполнение реквизитов должно происходить с соблюдением установленных правил.

Наиболее распространенными являются следующие ошибки в платежных документах:

  • Неверное указание КБК (код бюджетной классификации);
  • Реквизиты плательщика (наименование, КПП/ИНН);
  • Правовой режим налогоплательщика;
  • Код ОКАТО;
  • Иные обязательные реквизиты платежного поручения.

Обратите внимание! Неверное указание хотя бы одного обязательного атрибута или одной цифры в счете приведет к тому, что платеж будет отнесен к категории «невыясненных». В этом случае обязанность по уплате налога не будет считаться исполненной надлежащим образом.

Своевременное выявление ошибки позволит избежать негативных последствий, связанных с просрочкой платежа и привлечением к ответственности, если плательщик обратится в территориальную инспекцию ФНС с письмом об уточнении платежа. Более того, согласно ст. 45 НК РФ, плательщик, устранивший такую ошибку, имеет право на освобождение от уплаты пени за просрочку исполнения налогового обязательства.

Закон не устанавливает предельные сроки для обращения с указанным письмом для устранения ошибки. До тех пор, пока налоговая инспекция не выявит факт нарушения порядка и сроков уплаты налогов, письмо плательщика будет являться основанием для устранения ошибки и внесения соответствующих поправок.

Так как данное обращение имеет юридически значимые последствия. оно должно оформляться в виде письменного документа. В его содержание необходимо включить:

  • Наименование и реквизиты налогового органа, в который направляется обращение;
  • Полные данные налогоплательщика – ИП или юридического лица;
  • Информация об исполненном налоговом платеже, который подлежит уточнению;
  • Подробное описание выявленной ошибки;
  • Указание на исправление в реквизитах платежа, которое плательщик просит уточнить.

Обратите внимание! Порядок ведения налогового документооборота и взаимодействия с ИФНС допускает не только направление такого обращения в виде письменного документа, но и подачу его по каналам электронной связи. Такая возможность доступна плательщикам, подключенным к электронным каналам коммуникации с ИФНС.

К письму в обязательном порядке прилагается документ, подтверждающий исполнение налогового обязательства. Для этого необходимо надлежащим образом заверить копию платежного поручения на бумажном носителе, либо сделать электронную выписку из клиентской программы. Помимо этого, допускается представление выписки из кредитного учреждения, через которое осуществлялся платеж.

Образец письма в налоговую об уточнении платежа можно сказать на нашем сайте. При его составлении особое внимание нужно уделить правильности указания надлежащих реквизитов.

По факту получения указанного документа сотрудники ИФНС проведут проверку и внесут уточнение платежа. Однако в некоторых случаях это будет физически невозможно, так как поступивший платеж уже был зачислен по ошибочным реквизитам.

Когда нельзя уточнить платеж

Налоговый платеж нельзя уточнить, если в результате указания ошибочных сведений произошло зачисление по неверным реквизитам. Это характерно для следующих случаев:

  • Когда неверный код КБК не соответствует виду налога, подлежащего уплате;
  • Если в результате ошибочного кода ОКАТО произошло зачисление налога в иной бюджет, чем планировал плательщик;
  • Если допущена ошибка в реквизитах счета Федерального казначейства или банка получателя.

Важно! В указанных ситуациях плательщику все равно нужно уведомить налоговый орган о допущенной ошибке, так как, в ряде случаев, это позволит избежать начисления пени.

Для надлежащего исполнения налогового обязательства, если уточнение платежа невозможно, будет нужно выполнить следующие действия:

  • Заполнить надлежащим образом повторное платежное поручение на уплату налога и произвести оплату по правильным реквизитам;
  • Обратиться в территориальную инспекцию ФНС для возврата ошибочно произведенного платежа.

Для такой процедуры потребуется подтвердить оба совершенных платежа путем представления документов в адрес налогового органа.

С 1 декабря 2017 года налоговики будут разбираться с невыясненными платежами в соответствии с новым порядком, который утвержден приказом ФНС от 25.07.17 № ММВ-7-22/[email protected] . Главное изменение состоит в том, что порядок предусматривает уточнение платежных документов не только на перечисление налогов, но и на уплату страховых взносов. Это новшество обусловлено переходом взносов под контроль налоговиков.

Какие реквизиты можно уточнить

Напомним, что налоги и взносы считаются уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. НК РФ). В пункте 4 статьи Налогового кодекса указаны только два вида ошибок в «платежке», при которых налог не признается уплаченным: неправильный номер счета Федерального казначейства или ошибочное наименование банка получателя платежа.

Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога или взносов в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимки не возникает. В такой ситуации платеж может быть уточнен. Уточнение платежей налоговики должны проводить в соответствии с пунктами 7, 9 статьи Налогового кодекса.

Уточнение налогового платежа

Если плательщик (или иное лицо, перечислившее платеж за налогоплательщика) обнаружил ошибку, ему следует подать в ИФНС заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика, а также документы, подтверждающие уплату налога.
Если ошибку обнаружат налоговики, они обязаны будут уведомить об этом плательщика (форма информационного сообщения приведена в приложении № 2 к приказу). После получения уведомления плательщик должен написать заявление в ИФНС об уточнении платежа. Решение об уточнении выносят не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления.

В случае, если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронной платежки, то ИФНС после сверки расчетов с плательщиком запросит у банка копию расчетного документа, которую плательщик оформлял на бумажном носителе.

Уточнение реквизитов на уплату взносов

Что касается платежек на перечисление страховых взносов, то в целом процедура уточнения платежа такая же, как и для уточнения налоговых платежей. Однако нужно иметь в виду следующее. Если сведения об уплаченных взносах учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, то уточнить платеж не получится. Об этом прямо сказано в пункте 9 статьи НК РФ.

Кроме того, порядок уточнения ошибочных реквизитов зависит от того, когда был совершен платеж: до 1 января 2017 года или после этой даты. Если средства поступили до 1 января 2017 года в ПФР, то и заявление об уточнении реквизитов следует подать в отделение фонда.

Фонд в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление, вынесет решение об уточнении реквизитов в расчетном документе и направит его в налоговый орган. Одновременно с решением об уточнении платежа фонд сообщит в инспекцию об уточненной сумме пени, пересчитанной по состоянию на 1 января 2017 года. После этого налоговики отразят полученные данные об уточнении платежа и пенях в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 1 января 2017 года в ФНС, то заявлять об уточнении реквизитов нужно в налоговую инспекцию. ИФНС направит в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа. Отделение ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или невозможности) проведения уточнения реквизитов. В случае положительного решения налоговики принимают решение об уточнении платежа и пересчитывают пени с даты фактической уплаты платежа.

Автоматическое формирование платежек позволяет избежать ошибок при их заполнении. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, « ») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые обновления — реквизиты получателя, актуальные КБК, коды для статуса плательщика — своевременно устанавливаются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.