Цветок имя существительное. Морфологический разбор

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГРАММАТИКА ИМЕНИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

Учебно-методическое пособие для вузов

Составители: Ж.В. Грачева Т.В. Ильина

Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета

Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 13 мая 2008 года, протокол № 7

Рецензент доктор филол. наук, проф. Н.М. Вахтель

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русского языка филологического факультета Воронежского государственного университета.

Для специальности: 031001 – Филология

Введение.................................................................................................................

Часть I. Морфологический разбор имени существительного,

прилагательного, числительного, местоимения в школе....................

I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора

имени существительного...................................................................

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому

разбору имени существительного...................................................

II. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ...................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора имени прилагательного.....

§ 3. Образцы морфологического разбора имени

прилагательного.................................................................................

имени прилагательного.....................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора числительного..................

§ 2. Лингвометодический комментарий..............................................

§ 3. Образцы морфологического разбора числительного..................

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

числительного...................................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора местоимения.....................

§ 2. Лингвометодический комментарий..............................................

§ 3. Образцы морфологического разбора местоимений....................

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

V. ЧАСТИЧНЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР............................

Часть II. Морфологический разбор имени существительного,

прилагательного, числительного, местоимения в вузе .......................

I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ..............................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора имени

существительного...........................................................................

§ 2. Лингвометодический комментарий..............................................

§ 3. Образцы морфологического разбора имени

существительного...........................................................................

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

имени существительного...............................................................

II. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора имени прилагательного...

§ 2. Лингвометодический комментарий..............................................

§ 3. Образцы морфологического разбора имени прилагательного...

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

имени прилагательного..................................................................

III. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.....................................................................

§ 1. Порядок морфологического разбора имени числительного.......

§ 2. Лингвометодический комментарий..............................................

§ 3. Образцы морфологического разбора имени числительного......

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

числительного..................................................................................

IV. МЕСТОИМЕНИЕ...............................................................................

Порядок морфологического разбора местоимения.....................

Лингвометодический комментарий..............................................

Образцы морфологического разбора местоимений....................

Тренировочные упражнения по морфологическому разбору

местоимения....................................................................................

Литература.................................................................................................

Введение

Учебно-методическое пособие «Грамматика имени. Морфологический разбор в школе и вузе» является продолжением пособия по морфологическому разбору глагола, причастия и деепричастия, изданного ранее. На практических занятиях по русскому языку большое место отводится грамматическому разбору, который позволяет лучше усвоить материал по данному курсу, содействует развитию аналитических способностей, активности и самостоятельности мышления, является средством закрепления знаний.

Данное пособие поможет студентам выполнять лингвистический грамматический анализ слова, относящегося к определенной части речи, после изучения теоретического материала.

В пособии рассматриваются особенности морфологического разбора имени существительного, прилагательного, числительного и местоимения в общеобразовательных учебных заведениях, частичный морфологический разбор этих частей речи, особое внимание уделяется сложным случаям, приводятся порядок и образцы разбора, подробный лингвометодический комментарий по каждому пункту. Обязательным для каждой части пособия является система упражнений для закрепления материала.

Методическое пособие ставит своей целью помочь студентам в подготовке к педагогической и стажерской практикам и работе в школе, поэтому может использоваться на занятиях по русскому языку, по методике преподавания русского языка.

Часть I. Морфологический разбор имени существительного, прилагательного, числительного, местоимения в школе

I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§ 1. Порядок морфологического разбора имени существительного

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевлённое, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

1. Выписывать существительные нужно вместе с предлогом, который помогает правильно определить падеж. Предлог необходимо взять в скобки, показав, что морфологическому анализу вы подвергаете существительное:

(к) цветку.

2. При выявлении признаков «собственное» или «нарицательное» возникают трудности при анализе существительного, входящего в состав словосочетания. В этом случае вместо указания собственное/нарицательное даётся формулировка: входит в состав наименования, выраженного словосочетанием. Сравним: (Платоновские) чтения ³ – имя существительное, обозначает предмет: что? чтения . Начальная форма – чтения . Входит в состав собственного наименования (построено по схеме словосочетания «прилагательное + существительное»).

3. При определении признака «одушевлённое» или «неодушевлённое» необходимо опираться на вопросы кто? или что? Один из критериев выделения – смысловой: одушевлённые называют предметы живой природы, неодушевлённые – неживой. Но главное отличие – грамматическое: у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа, а у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:

(вижу) кого? что? людей, кукол, птиц – это одушевлённые cуществительные

(вижу) кого? что? народы, столы, травы – это неодушевлённые существительные.

Логика языка не всегда совпадает с привычной для человека семантизацией живого и неживого. Так, слова мертвец, покойник, кукла, матрешка,

марионетка, валет, туз, козырь, ферзь, змей (воздушный) относятся к одушевленным, а труп, народ, толпа, войско, стая, персонаж, микроб, бакте-

рия, эмбрион, куколка, личинка (в научном стиле – одуш.) и др. – к неодушевленным.

4. Род обычно определяется путём подстановки слов он – она – оно или местоимений мой – моя – моё , а также прилагательного, местоимения или глагола-сказуемого.

а) особую группу составляют существительные общего рода (существительные на –а, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: неряха, невежа, растеряха, пьяница и др.

б) существительные, обозначающие лиц как женского, так и мужского пола (врач, профессор, поэт и так далее) анализируются вне контекста: они являются существительными мужского рода;

в) по родам несклоняемые существительные распределяются так: мужской род – названия лиц мужского пола (месье ), животных (мой шимпанзе ) и

птиц (этот фламинго ); женский род – названия лиц женского пола (мадам ), средний род – неодушевленные существительные (моё пальто )1 .

г) род собственных несклоняемых существительных определяется по родовым нарицательным существительным: страна Конго (ж. р.), город Тбилиси (м. р.); «Таймс» (ж. р., газета); «Таймс» (м.р., журнал);

д) род существительных, употребляемых только во множественном числе, не определяется (шахматы );

е) род аббревиатур определяется по роду ключевого слова: ВГУ – м. р., университет; но если аббревиатура склоняется, то род определяется по окончанию: вуз, вуза, вузу и т. д. (м. р., хотя заведение – с. р.).

5. При определении склонения следует помнить: а) склонение слов, употребляемых только во множественном числе, не определяется;

б) 10 существительных на -мя (пламя, стремя, знамя, вымя, темя, се-

мя, бремя, время, имя, племя ) и существительное путь относятся к разносклоняемым (изменяются по 3 и 2 склонениям);

в) необходимо помнить о несклоняемых существительных (они находятся вне склонения);

г) существительные типа столовая, набережная, снотворное отно-

сятся к адъективному типу склонения (изменяются как прилагательные).

6. Падеж и число – признаки непостоянные, поэтому перед их перечислением необходимо использовать слово «употреблено».

7. Трудности вызывает определение винительного падежа. Чтобы их избежать, необходимо задавать двойной вопрос: кого? что?

8. Число несклоняемых существительных устанавливается на основе их семантики: кенгуру прыгали по дорожке (множественное число).

§ 3. Образцы морфологического разбора имени

существительного

Не пой, красавица³ , при мне Ты песен³ Грузии³ печальной.

Красавица ³ – имя существительное, обозначает предмет: (кто?) красавица . Начальная форма – красавица . Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение. Употреблено в именительном падеже единственного числа. В предложении является обращением.

Песен ³ – имя существительное. Обозначает предмет: (чего?) песен . Начальная форма – песня . Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1 склонение. Употреблено в родительном падеже множественного числа. В предложении является дополнением.

1 Но есть и исключения. Отметим некоторые из них: кофе (м. р., напиток), торнадо (м. р., ураган), сирокко (м. р., ветер), бенгали , пушту и др. наименования языков народов мира (м. р.), цеце (ж. р., муха), колибри (ж. р. птица) авеню (ж. р. улица), салями (ж. р., колбаса), иваси (ж. р. сельдь), кольраби (ж. р., капуста); сулугуни (м. р. сыр) существительные типа протеже, визави, хиппи, инкогнито могут употребляться как в м. р., так и в ж. р.

Грузии ³ – имя существительное. Обозначает предмет: (чего?) Грузии . Начальная форма – Грузия . Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1 склонение. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа (формы множественного числа нет). В предложении является определением.

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору имени существительного

Выпишите из предложений существительные и сделайте их морфологический разбор.

Её не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом мастер был возвращён к ней, что из пепла возник роман, что опять всё оказалось на своём месте в подвале в переулке, откуда был изгнан Алоизий Могарыч (М. Булгаков). В дневниках Е.С. Булгакова рассказывает о сложной судьбе пьесы «Дни Турбиных» в Московском художественном театре; жизнь театра в те годы отражена в «Театральном романе» М. Булгакова, где прототипами героев выступают и Станиславский,

и Немирович-Данченко (из газеты).

II. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 1. Порядок морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж, единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения (сравнительная и превосходная); б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в единственном числе).

III. Синтаксическая роль.

§ 2. Лингвометодический комментарий

1. Прилагательное из предложения выписывают вместе с существительным, от которого оно зависит. Именно по существительному определяются некоторые признаки прилагательного.

2. При выявлении разряда имён прилагательных нужно учитывать: при изменении лексического значения прилагательные могут переходить из одного разряда в другой:

золотое кольцо (относительное); золотой характер (качественное);

медвежий след (притяжательное); медвежья услуга (качественное); медвежье мясо (относительное).

3. Прилагательные, имеющие составную степень сравнения, выписываются вместе со словами более, менее (сравнительная степень), наименее,

наиболее, самый, всех, всего (превосходная степень).

4. Род, число и падеж прилагательного определяется по существительному, от которого оно зависит.

§ 3. Образцы морфологического разбора имени прилагательного

Двор был богатый³ , семья большая³ (И. Бунин) .

Богатый ³ (двор) – имя прилагательное. Обозначает признак предмета:

двор (какой?) богатый . Начальная форма – богатый . Постоянный признак – качественное. Употреблено в полной форме, в единственном числе, в мужском роде. В предложении является именной частью сказуемого.

Большая ³ (семья ) – имя прилагательное. Обозначает признак предмета: семья (какая?) большая . Начальная форма – большой . Постоянный признак – качественное. Употреблено в полной форме, в единственном числе, в женском роде. В предложении является именной частью сказуемого.

Как хороши³ , как свежи были розы (И. Тургенев) .

Хороши ³ (розы) – имя прилагательное. Обозначает признак предмета: розы (каковы?) хороши . Начальная форма – хороший . Постоянный признак – качественное. Употреблено в краткой форме множественного числа. В предложении является именной частью сказуемого.

Мария Гавриловна была воспитана на французских³ романах и, следовательно, была влюблена. (А. Пушкин)

Французских ³ (романах ) – имя прилагательное. Обозначает признак предмета: на романах (каких?) французских . Начальная форма – французский .

Постоянный признак – относительное. Употреблено в форме множественного числа предложного падежа. В предложении является определением.

§ 4. Тренировочные упражнения по морфологическому разбору имени прилагательного

Выпишите из предложений прилагательные и сделайте их морфологический разбор.

О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней… / Сияй, сияй, прощальный свет / Любви последней, зари вечерней! (Ф. Тютчев ).

Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора – / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера (Ф. Тютчев ).

III. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 1. Порядок морфологического разбора имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое, сложное или составное; б) количественное, порядковое; дробное, собирательное).

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род

(если есть).

III. Синтаксическая роль.

§ 2. Лингвометодический комментарий

1. Необходимо отличать числительные от слов с числовым значением: числительные можно выстроить в ряду натуральных чисел (один, два, …

двадцать два… семьсот пять и так далее или первый, второй… двадцать второй… семьсот пятый). Существительное в этот ряд поставить нельзя. Кроме того, слова других частей речи со значением числа имеют и другие морфемы (суффиксы, приставки, корни), характерные для этих частей речи:

пятёрка, пятерня, пятак, пяток, трижды, утроить, вдвоём, двухэтажный, трёхэтажный и так далее.

2. Выписывать числительные нужно вместе с существительным и предлогом, которые входят в одно словосочетание с числительным: (в) пятом (часу).

3. В зависимости от словообразовательной структуры числительные могут быть простыми – с одним корнем (пять), сложными – с двумя корнями (пятьдесят, трёхтысячный) и составными – состоят из двух и более слов (три тысячи).

§ 3. Образцы морфологического разбора имени числительного

Пять³ лет тому назад я женился. Первый³ месяц провёл здесь, в де-

ревне. (А. Пушкин).

Пять ³ (лет ) – числительное, обозначает количество предметов: лет (сколько?) пять . Начальная форма – пять . Постоянные признаки: простое, количественное, обозначает целое число. Употреблено в винительном падеже. В предложении входит в состав обстоятельства.

Первый ³ (месяц ) – числительное, обозначает порядок предметов: месяц (какой?) первый . Начальная форма – первый . Постоянные признаки: порядковое. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. В предложении входит в состав дополнения.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Тема: морфологический разбор имени существительного.

Цель урока: Закрепить навык различения частей речи, познакомить с порядком разбора имени существительного

Задачи:

    Закрепить навык различения частей речи, познакомить с порядком разбора имени существительного

    Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;

    Развивать умение грамотно выражать свои мысли;

    Водно-мотивационный этап.

У каждой части речи есть свои отличительные признаки, знание которых облегчает постигать законы правописания.

Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить определение имени существительного как части речи, постоянные признаки имени существительного, непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении.

Сравните, мне подарили котенка. Мне подарили конфеты «Котенок».

Почему в 1-ом предложении слово котенок в форме винительного падежа, а во втором в форме именительного падежа и в кавычках?

В каком случае «Котенок» является именем собственным, а в каком нарицательным?

Всегда ли морфологические признаки постоянные у существительных?

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Какая тема нашего урока?

    Этап актуализации прежних знаний.

Вспомним общий по­ря­док мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра

Мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор любой части речи со­сто­ит из трех ча­стей:

1. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние;

2. Грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние раз­би­ра­е­мо­го слова;

3. Син­так­си­че­ская роль раз­би­ра­е­мо­го слова.

И по­ря­док мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра имени су­ще­стви­тель­но­го

Чтобы про­из­ве­сти мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор имени су­ще­стви­тель­но­го, во-пер­вых, необ­хо­ди­мо вы­пи­сать слово в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии.

Затем про­из­ве­сти мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор по пред­ло­жен­но­му плану:

I. Ука­зы­ва­ем часть речи, общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и во­прос, на ко­то­рый от­ве­ча­ет слово.

II. Ука­зы­ва­ем на­чаль­ную форму слова (Им.п., ед.ч.).

1. Ука­зы­ва­ем по­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

Оду­шев­лен­ное или неоду­шев­лен­ное;

Соб­ствен­ное или на­ри­ца­тель­ное;

Скло­не­ние;

Число (если слово имеет толь­ко одну форму – един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа).

2. Ука­зы­ва­ем непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

Число (если слово из­ме­ня­ет­ся по чис­лам).

III. Ука­зы­ва­ем син­так­си­че­скую роль (каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ное в дан­ном пред­ло­же­нии

Задание

    найдите в предложениях имена существительные.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Книга (им.п., ед.ч.); звездочки (р.п., ед.ч.)

    Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного.

Определите постоянные признаки имени существительного.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Ум - существительное, неодушевленное, м.род, 2 скл.

Книга – существительное, неодушевленное, ж.род, 1 скл.

Птица - существительное, одушевленное, ж.род, 1 скл.

    Расскажите о синтаксической роли существительного.

Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.

Итак, благодаря вашим ответам и выполненным заданиям мы можем создать морфологический портрет существительного. Из чего он состоит?

III . информационно-операционный этап.

Изучение нового материала (стратегия «Карусель»)

    При помощи стратегии «Карусель» создаем морфологический портрет существительного.

    Составляем план разбора.

Часть речи. Общее значение.

Морфологические признаки:

Н.ф. (и.п.,ед.ч.)

Пост пр: (нариц/собств., одуш/неодуш., род, склонение).

Непост. Пр.: падеж, число.

Синтаксическая роль.

IV . Рефлексивно-оценочный этап.

Какие морфологические признаки есть у существительного?

Какова роль имен существительного?

V . Домашнее задание:

1. Упраж­не­ние 1.

На ковре из осен­них ли­стьев от­ра­жа­ют­ся сол­неч­ные блики.

2. Упраж­не­ние 2.

Про­из­ве­ди­те мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор су­ще­стви­тель­ных из дан­но­го пред­ло­же­ния.

Всю ночь бу­ше­ва­ла непо­го­да, а к утру на­чал­ся сне­го­пад.

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение - предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата - нет брата), у неодушевлённых - винительный и именительный (вижу книги - лежат книги).

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ - это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ - это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ - это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

А, -Я - это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор - все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму - средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот - коты, чудо - чудеса, человек - люди, новое пальто - новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди - слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год - это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса - слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса - это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных - слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить - слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд:
собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое;
- род,
- склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- числе,
- падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа .

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Д.падеже.
3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- мн.числе,
- Им.падеже.
3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- Пр.падеже.
3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

Что с тобой, Алёша ? - сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- Им.падеже.
3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву !

1. (В) Москву - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 1 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
Постоянные (П.п.):
- собственное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- 3 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- несклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ср.род,
- разносклоняемое,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и - давай о литературе.

1. Шахматы - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- нет рода,
- нет склонения,
- имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение,
- имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- В.падеже.
3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- м.род,
- 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

1. Балда - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- одушевлённое;
- общий род,
- 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- И.падеже.
3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

1. (В) прачечную - существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
Постоянные (П.п.):
- нарицательное,
- неодушевлённое;
- ж.род,
- склоняется как прилагательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- ед.числе,
- В.падеже.
3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)"Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль "Ну, погоди" и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях .

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. - 2002. - № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. - 2002. - №3.