Серия графических диктантов на нелинованной бумаге и бумаге в клетку. Устранение диплопии (двоения) с помощью гимнастики Бейтса

Глубина резкости глаза и поле зрения очень малы. Взгляд, поэтому, охватывает изображение не целиком, а маленькими участками. Движение взгляда по ним не хаотично, а следует определенным линиям. Считается, что взгляд движется слева-снизу вправо-вверх прежде чем перейти к осмотру других частей изображения.

Важно понимать, что это естественная для взгляда линия, а в реальном изображении он может двигаться совершенно иначе. Представьте себе пустой кадр, на котором есть только дорога из левого верхнего в правый нижний угол. Взгляд будет двигаться именно по ней, хотя и задержится на пустоте справа вверху. Взгляд обходит картину по реально присутствующим в ней активным линиям. Отход от естественных линий передает интересные ощущения: тяжести, беспокойства или остановки.

В дальнейшем, для простоты, условимся называть линию слева-снизу вправо-вверх восходящей, а обратную ей диагональ слева-сверху вправо-вниз - нисходящей. Именно так их воспринимает глаз в движении слева направо.

Предмет неподвижен, но взгляд дорисовывает его движение по активной линии. За счет этого умозрительного предсказания, в изображении возникает динамика.

Движение по восходящей диагонали вверх динамично. Понятно, о каком движении идет речь, если изображена дорога и по ней едут автомобили. Но смысловое движение возможно и в натюрморте: расположим по восходящей диагонали маленький ящик вина, бутылку вина, бокал, кусочек сыра, капли вина. В этом примере смысловое убывание подкреплено перспективой: чем дальше предметы, тем они меньше. Такая композиция будет очень динамичной. Но динамика здесь совершенно неестественна: ведь естественным окончанием будет покой, а вовсе не максимальная активность. Расположим те же предметы по нисходящей диагонали - и они станут смотреться натурально. Ниспадающая диагональ передает спокойствие. Аналогично, в натюрморте из самовара и стакана правильно будет располагать высокий самовар слева, стакан справа, формируя нисходящую диагональ, передающую спокойное настроение, свойственное чаепитию. Река, расположенная по нисходящей диагонали, воспринимается как спокойная, текущая к зрителю, а по восходящей - быстрая, текущая от него. Движение вверх по ниспадающей диагонали воспринимается как трудное, предмет как бы преодолевает препятствие, передает ощущение тяжести. В этом направлении хорошо человеку на фотографии взбираться по крутой лестнице. Взгляд вверх против ниспадающей диагонали - тяжелый, грустный.

Движение по восходящей диагонали вниз воспринимается почти как остановка. Спускающаяся по лестнице в этом направлении модель как бы замерла перед зрителем. Взгляд влево-вниз передает покой.

Сочетание противоположных диагоналей придает изображению беспокойство; взгляд модели в одну сторону, рука в другую напомнят лыжницу перед стартом. Длинная активная линия, идущая из одного угла изображения в другой, передает уверенность.

Располагать ли основной объект в начале или конце диагонали? Это разные послания. Предмет в начале диагонали легок, свободен, взгляд быстро проскальзывает по нему и движется дальше - но затем и возвращается, формируя задумчивую ретроспективу. Объект в конце активной линии воспринимается мощным, тяжелым, он приперт к рамке фотографии; взгляд на пути к нему насыщается информацией об остальных элементах композиции. Есть ли в вашем изображении повод задуматься? Да - в портрете, нет - в натюрморте. Смысловой центр натюрморта располагайте в конце активной линии или на их пересечении.

Представим себе автомобиль в правой части изображения, движущийся влево - против активной линии. Он движется так тяжело, что лучше его немного отодвинуть от правого края, иначе зритель примет его за стоящий объект. Движущийся справа автомобиль, оказавшийся в левой части изображения, преодолел трудности и уперся в невидимую стену. Активная линия, доведенная до края кадра, выглядит особенно динамично. Почувствуйте, как отличается изображение в зависимости от того, обрезана ли активная линия рамкой кадра, или же чуть-чуть до края не доходит.

Пространство справа растягивается; слева - сжимается. “Воздух” справа от модели кажется больше, чем такое же пустое пространство слева.

Взгляд модели образует воображаемую активную линию. Именно взгляды персонажей формируют путь глаза в “Сикстинской мадонне”, а в центре внимания оказывается персонаж, на которого устремлены все взгляды. Капеллу вы расписывать не будете, но понимание направления взглядов понадобится вам в любой групповой фотографии.

Взгляд влево-вверх следует против нисходящей диагонали, лишен легкости. Взгляд влево-вниз - против восходящей диагонали, очень тяжел. Взгляд влево сильный, как бы припечатывает зрителя. Взгляд вправо-вниз - по ниспадающей диагонали - несет легкость и игривость. Взгляд вправо-вверх - по восходящей диагонали - энергичен. Важно понимать, что это естественное ощущение, а в конкретном изображении мимика может его перевешивать.

Интересная смесь ощущений возникает в конфликтных направлениях. Голова повернута вправо, мы ожидаем легкости и энергии, - но взгляд направлен влево, придавая тяжесть. И наоборот, разворот головы влево настраивает нас на серьезный лад, но взгляд вправо придает ему неожиданную легкость. Конфликт направлений активных линий должен быть мотивирован; противоречие, возникшее явно по ошибке, выглядит неопрятно.

Как и любой конфликт активных линий, конфликт диагонали и направления света притягивает внимание мощно, хотя и не комфортно. Например, изображение скомпоновано по восходящей диагонали, а свет направлен вниз против нее. Освещенное таким конфликтующим светом лицо модели станет центром изображения.

Отклонение от активной линии лучше делать значительным, тогда оно смотрится как авторский прием, и зритель ищет в изображении цель этого приема. Значительное отклонение от диагонали может внести стабильность в изображение, оно как бы имеет больше осей. И наоборот, легкое отклонение от диагонали беспокойно, неприятно.

Когда мы радуемся, то прищуриваемся и с улыбкой смотрим вправо вверх. Когда грустим - смотрим влево и немного вниз. Классический портрет и, в большинстве случаев, портрет жанровый имеет минорную тональность, поэтому взгляд направлен влево. В нарочито радостных фото, взгляд хорошо направлять вправо вверх. На детских фотографиях тоже было бы естественно направлять взгляд по восходящей диагонали, но большинство фотографов предпочитают придавать детям взрослое выражение лица, поэтому взгляд в упор в камеру или даже против восходящей диагонали. Не всегда нужен акцент на лице: в пин-апе он на ягодицах, и именно они располагаются на активной линии изображения.


Профиль, повернутый влево, воспринимается как открытый и располагающий, тогда как повернутый вправо видится замкнутым, ушедшим в себя. Объяснение этому кроется в том же движении взгляда слева направо: повернутый влево профиль обращен к зрителю, тогда как повернутый вправо профиль сигнализирует, что модель повернулась спиной.


Фактор осмотра изображения слева направо важен и для понимания сцены. Зритель вначале увидит левую часть картины. Не обязательно самую левую, но слева от центра. Именно ее он примет за суть. Остальные предметы будут восприниматься как пояснение. Для усиления эффекта, располагайте главный предмет не только левее, но и выше центра изображения, на уровне зрительного центра тяжести. Именно так в “Сикстинской мадонне” Рафаэль расположил заказчика картины, Юлия II в образе Сикста, обеспечив максимальную комплиментарность изображения. В портретах, фактор чтения картины слева направо значения не имеет: как ни располагайте лицо, зритель понимает, что художник передавал именно его. Теперь вы понимаете, почему плохо смотрится изображение, перевернутое в фотошопе по горизонтали: меняется его смысл.


Не стремитесь создать активную линию в каждом изображении. Множество хороших портретов написаны без нее; они монотонно-спокойны, неподвижны. Особенно спрашивайте себя о необходимости активных линий в архитектуре. Они возникают естественно за счет линейных поверхностей, но активность чужда архитектуре. На конце активной линии хорошо будет смотреться модель, автомобиль, смысловой центр - но не стационарный объект. Например, уличный фонарь на столбе будет выглядеть неестественно в конце активной линии, но такой же фонарь, раскачивающийся на дожде и ветру, смотрится отлично.

Одна активная линия оживляет изображение, заставляет его двигаться. Две-три активные линии, особенно перпендикулярные, наполняют картину динамикой. Беспокойным выглядит изображение, на котором важные предметы расположены вне активных линий - или же активных линий много, они короткие и ломаные.

Во времена Ренессанса, нормой было изображение солидное, устойчивое - и
активные линии замыкали в треугольник. Барокко, обозначившее движение в народ, искало динамику даже в простом портрете - и нормой стали Z-образные активные линии. Основная диагональ располагалась из нижнего угла в верхний; за треть до вершины от нее отходила диагональ перпендикулярно вверх; на треть от низа от нее отходила диагональ перпендикулярно вниз. Для фотографии, стиль Ренессанса слишком стабильный. По сути своей, фотография больше расположена к спонтанности и движению, свойственным барокко.




Треугольник - не единственное “стабильное” сочетание активных линий. Представьте себе крупное изображение земного шара в космосе: взгляд обтекает его по кругу. Рассматривать ли это как одну закругленную активную линию, или же как сочетание прямых активных линий, своими хордами формирующих окружность, - не важно. В любом случае, глаз движется по кругу, притягивая к нему внимание. Круглым не обязательно должен быть предмет - вы редко будете снимать большой шар. В круг могут быть объединены предметы композиции.

Уместно спросить, почему мы все время говорим о диагоналях, хотя по сути, обсуждается движение слева направо и справа налево. Ответ в том, что взгляд не движется по ровным линиям: ни по горизонтальной, ни по вертикальной. Поэтому активные линии напоминают диагональ, хотя обычно она и не точно соединяет углы картины. Чем ближе активная линия к диагонали, тем интенсивнее ее ощущение. Изображение вполне может передавать безжизненность, уныние, изможденность, и тогда вертикальные и горизонтальные линии придутся к месту - например, анорексичной модели.

Когда углы картины пустые, диагональ пролегает между ближайшими к углам крупными предметами. Поскольку пустое пространство тоже имеет небольшой зрительный вес, то восходящая диагональ на изображении с пустыми углами оказывается чуть выше предмета справа и чуть ниже - слева.

Взгляду некомфортно упираться в пустоту, поэтому избегайте ее в конце активной линии. Допустимое исключение - пустота в направлении вытянутой руки или задумчивого взгляда; там мозг не ожидает встретить предметов, иначе взгляд оказался бы иным, сфокусированным. Но и это исключение - если не ошибка, то слабый уровень работы. Пустое пространство в начале активной линии воспринимается нормально, как разгон для взгляда.

Активные линии могут задаваться чередованием светлых и темных тонов - принцип, известный по работам Тициана. Взгляд соединяет однотонные пятна, образуя линию между ними. Если на изображении одно светлое пятно, то глаз устремляется к нему, образуя диагональ. Активные линии также соединяют яркие пятна одного цвета: например, от красного платья модели к красным розам на окне. В отсутствие ярких цветов, подойдет яркий свет - взгляд будет двигаться между световыми пятнами на темном фоне. Или, конечно, наоборот - между самыми темными предметами на светлом фоне.

Современные исследования показали, что рассматривая маленький предмет - как, например, фотография - взгляд не следует из угла в угол. Похожая на диагональ дуга начинается почти из центра - и каждый раз взгляд рывком возвращается в центр, чтобы оттуда двинуться в другой угол. Можно сказать приблизительно, что из центра взгляд движется в верхний правый угол, потом из центра же в левый нижний, потом движется вправо и влево почти по горизонтали, а потом осматривает низ изображения - и так по кругу безостановочно. Рафаэль угадал это движение, разместив ангелов в самом низу “Сикстинской мадонны”.

Можно предполагать, что восходящая диагональ состоит из двух частей. От центра вверх, движение становится сильнее, соответствуя традиционной интерпретации диагоналей. Но нижняя половина восходящей диагонали ведет себя подобно диагонали нисходящей: движение вверх снизу до центра происходит с трудом. Можно запомнить это так, что машина по восходящей диагонали трудно разгоняется, но быстро едет. А нисходящая диагональ может восприниматься трудной именно потому, что глаз в своем естественном движении ее игнорирует, и возвращение взгляда на нисходящую диагональ является искусственным, затрудненным процессом.

Интуитивно, художники изображают энергично движущиеся объекты в верхней половине картины, а трудно движущиеся - в нижней. Традиционное понимание диагоналей в этих зонах совпадает с научным.

Скачать книгу целиком:

Татьяна Овчинникова
Серия графических диктантов на нелинованной бумаге и бумаге в клетку

Тема : Серия графических диктантов на нелинованной бумаге и бумаге в клетку .

Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.

Графический диктант - это узор , который выполняется на нелинованной бумаге и бумаге в клетку .

Перед тем как приступить к графическому диктанту , необходимо детям дать инструкцию : «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать различные узоры и изображения. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня - я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию . Проводите только те линии, которые я буду диктовать . Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги ».

1. Проведи белку к ореху.

Цель бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вниз, вправо, влево.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку с нарисованными заранее белочкой и орехом. Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, начертить путь белочки к ореху.

1 клетку вправо , 1 клетку вниз , 3 вправо, 1 вниз, 1влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вниз, 4 влево, 4 вниз, 4 вправо.

2. Спаси друзей от потопа.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку с нарисованными заранее героями мультфильма. Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, начертить путь друзей к лодке.

1 клетку вправо , 3 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист

1 клетку вправо , 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 8 вправо, 1 вниз, 2 влево, 4 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вверх.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку и простой карандаш . Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, выполнить рисунок.

1 клетку вправо ,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 7 вправо, 7 вниз, 2 влево, 2 вверх, 4 влево, 2 вниз, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Предложить детям дорисовать или раскрасть полученное изображение.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку и простой карандаш . Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, выполнить рисунок.

1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 по диагонали влево вниз, 1 вниз, 1 по диагонали вправо вниз, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 по диагонали вправо вверх, 1 вверх, 1 по диагонали влево вверх, 1 вверх.

Предложить детям дорисовать или раскрасть полученное изображение.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку и простой карандаш . Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, выполнить рисунок.

3 вправо, 2 по диагонали вправо вверх,1 вправо, 1 вниз,1 влево, 1 по диагонали влево вниз, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 по диагонали влево вниз, 3 влево, 1 по диагонали влево вверх, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку и простой карандаш . Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, выполнить рисунок.

1 вверх, 2по диагонали вправо вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 4 вниз, 3 по диагонали вправо вниз, 1 вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 2 вверх, 1 вправо, 2 по диагонали вправо вверх, 3 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1по диагонали влево вниз, 2 вниз, 9 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 2 вверх, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо.

Предложить детям дорисовать или раскрасть полученное изображение.

8. Ледник.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку , действовать в заданном направлении : вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали, самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается лист бумаги в клетку и простой карандаш . Затем поставив точку отсчета, следуя указаниям педагога, выполнить рисунок.

1 клетку вправо , 2 вверх, 1 вправо, 5 вверх, 2 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 по диагонали вправо вверх, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 по диагонали вправо вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо.

Предложить детям докончить изображение.

9. Друзья.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе нелинованной бумаги , располагать объекты в заданном месте : вверху, внизу, справа, слева.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается расположить героев мультфильма в заданном месте на листе нелинованной бумаги .

Нарисуй белку в верхнем левом углу, мамонта Мэнни в верхнем правом углу, ленивца Сида в нижнем правом углу, а тигра Диего в нижнем левом.

Предложить детям раскрасть полученное изображение.

10. Собери орехи.

Цель : Учить детей ориентироваться на листе нелинованной бумаги , располагать изображения в заданном месте : вверху, внизу, справа, слева, в центре.

Ход выполнения задания:

Ребенку предлагается нарисовать орех в заданном месте на листе нелинованной бумаги .

Нарисуй маленький орех в верхнем правом углу, в центре нарисуй орех среднего размера, а в нижнем левом углу нарисуй большой орех.

Предложить детям раскрасить полученные изображения.

Как вы, наверное, знаете, наше зрение бинокулярное. Попросту говоря, во время разглядывания какого-то объекта оба наших глаза одновременно смотрят в одну точку под одинаковыми углами. Поскольку глаза отстоят друг от друга на некотором расстоянии, то из-за эффекта смещения в зрительный центр мозга попадают немного отличающиеся друг от друга зрительные образы. Мозг «собирает» эти образы в единое четкое объемное изображение.

Главное условие бинокулярного зрения – строго согласованные движения глазных яблок и одинаковые оптические свойства глаз. Только в таком случае лучи света от рассматриваемого предмета попадают на симметричные участки сетчатки обоих глаз. Согласованность движений глаз обеспечивают глазные мышцы, прикрепленные к глазным яблокам и получающие по нервам синхронные управляющие импульсы от мозга.

Диплопия – это такая аномалия зрения, которая проявляется двоением видимого изображения. Такое грубое нарушение зрения возможно только в случае, когда световые лучи от рассматриваемого объекта попадают на глазное дно правого и левого глаз под разными углами, в результате чего они воспринимаются несимметричными участками сетчаток. Зрительный центр мозга не способен подкорректировать свою работу в новых условиях, он по-прежнему совмещает изображения, попадающие на симметричные участки сетчаток, и человек видит двоящееся изображение.

Что может быть причиной диплопии?

Выделяют две основные причины двоения изображения:

1) Расстройство согласованной работы глазодвигательных мышц в результате травм, спазмов и заболеваний (кровоизлияния в мозг, энцефалит, внутричерепные образования и т.п.).

2) Дефекты оптической системы глаза: подвывих хрусталика, разрыв, деформация и даже отрыв роговицы. Они могут быть следствием травмирования глаза и некоторых заболеваний (глаукома, иридоциклит, астигматизм).

Диплопию, вызванную первой причиной, специалисты называют бинокулярной . Двоение изображения в этом случае наблюдается только при рассматривании предметов обоими глазами. Но как только прикрыть один глаз (не имеет значения какой), то двоение сразу исчезает и зрение человека станет четким.

В случае дефекта оптической системы глаза нормальный ход лучей в нем нарушается и возможна ситуация, когда лучи от одного объекта фокусируются на двух разных участках сетчатки данного глаза. Это случай так называемой монокулярной диплопии. Если закрыть здоровый глаз, то двоение не исчезает. Для того, чтобы убрать двоение видимого изображения, нужно закрыть больной глаз.

Для исправления (или ослабления) диплопии в традиционной медицине используют специальные призматические очки (подбираются и изготавливаются индивидуально для каждого больного), хирургическое вмешательство (не раньше, чем через 6 месяцев после травмы) и специальные упражнения для восстановления бинокулярного зрения. Если диплопия является симптомом какого-то заболевания, то в первую очередь лечат это заболевание.

В ряде случаев бинокулярная и монокулярная (при астигматизме) диплопии успешно лечатся с помощью так называемой гимнастики Бейтса, которая нормализует состояние глазных мышц и восстанавливает их согласованную работу.

Например, Федор Лисовский рассказывает в своей статье как ему удалось буквально за несколько дней занятий гимнастикой Бейтса избавиться от бинокулярной диплопии.

Гимнастика Бейтса для восстановления зрения

Гимнастика Бейтса включает в себя упражнения для глазных мышц, упражнения для шейно-плечевого отдела и известный многим пальминг (от английского palm — ладонь).

Данный комплекс упражнений желательно делать либо за час до еды, либо после больших зрительных нагрузок (работа за компьютером, просмотр телепередач, чтение книг и т.п.) от 2 до 5 раз в день. Пальминг, к тому же, можно делать всегда, когда стают заметны первые признаки усталости глаз.

Упражнения для глазных мышц

Перед выполнением гимнастики Бейтса снимите очки и расслабьте глаза, быстро и легко поморгав некоторое время.

Эти упражнения лучше всего выполнять сидя. Двигаться должны только глаза. Голова остается неподвижной. Глазные мышцы не должны перенапрягаться (перенапряжение глаз сопровождается возникновением болевых ощущений). Каждое упражнение выполняйте от 5 до 20 раз или до появления дискомфорта. Перед тем, как перейти к следующему упражнению, дайте глазам отдохнуть, легко поморгав в течение нескольких секунд.

1. Переводите взгляд вверх и вниз, фиксируя на секунду глаза в каждой крайней позиции.

2. Двигайте глазами вправо и влево с задержкой на секунду в крайних позициях.

3. Перемещайте глаза по условной диагонали вправо-вверх и влево-вниз, задерживая их на секунду на концах «диагонали».

4. Двигайте глаза по другой условной диагонали влево-вверх и вправо-вниз с фиксацией взгляда на секунду на концах этой «диагонали».

5. Делайте круговые движения глазами в направлении часовой стрелки.

6. Теперь перемещайте глаза по кругу в направлении против часовой стрелки.

7. Перемещайте глаза вдоль сторон воображаемого квадрата по часовой стрелке.

8. Скользите глазами вдоль сторон воображаемого квадрата против часовой стрелки.

Описанные выше упражнения в условиях нехватки времени можно делать во время пальминга. А вот следующие 2 упражнения совместить с пальмингом не удастся.

9. Упражнение на тренировку аккомодации. Вытяните сначала руку максимально вперед с выставленным на уровне глаз большим пальцем. Неотрывно смотрите на большой палец, медленно приближая его к глазам вплоть до касания с носом. После касания, сохраняя фокусировку взгляда на пальце, двигаем палец в обратном направлении. Как только рука полностью выпрямится, переводим взгляд на несколько секунд на удаленный предмет.

10. Крепко зажмурьте глаза, а потом медленно откройте их.

Упражнения для шейно-плечевого отдела

Длительная сидячая работа и стресс вызывают ненужное напряжение мышц шеи и плеч, что негативно сказывается на проходимости кровеносных сосудов. Как глаза, так и зрительный центр мозга недополучают питание и кислород, в результате чего зрение ослабевает. Чтобы возобновить нормальное кровообращение в области шеи, головы и глаз, необходимо сделать несколько упражнений для шейно-плечевого отдела.

Эти упражнения выполняются быстро, но плавно (от 2 до 10 раз каждое).

1. Попеременные повороты головы вправо и влево.

2. Боковые попеременные наклоны головы с укладыванием ее на правое и левое плечо.

3. Поочередные наклоны головы вперед и назад.

4. Круговые движения головой в направлении часовой стрелки.

5. Круговые движения головой в направлении против часовой стрелки.

6. Попеременные движения головой по условной диагонали вправо-вверх и влево-вниз.

7. Попеременные движения головой по условной диагонали влево-вверх и вправо-вниз.

8. Круговые движения опущенных вдоль туловища рук в плечевом суставе.

9. Круговые движения в плечевом суставе с согнутыми в локтях руками (кисти при этом лежат на плечах).

Пальминг – расслабление с помощью темноты

Темнота – один из , который используется в системе д-ра Бейтса для снятия излишнего напряжения с психики и глазных мышц. Согласно Бейтсу, расслабление – главное оружие в борьбе со спазмом глазных мышц, вызывающим разные патологии зрения, в том числе и диплопию.

Затемнение глаз с целью их расслабления используется в пальминге – пожалуй, самым известным упражнением из методики Бейтса.

Приступая к пальмингу, сначала разотрите ладони друг о друга, чтобы разогреть их и повысить, таким образом, расслабляющий эффект упражнения. После этого наложите внутренние части ладоней на глаза таким образом, чтобы пальцы скрещивались на лбу, а основания мизинцев были прижаты к твердой части переносицы (там, где обычно располагается дужка очков). Пальцы и ладони должны быть плотно прижаты ко лбу и щекам, чтобы исключить попадание света к глазам.

Классический способ выполнения пальминга – сидя. Локти согнутых рук при этом упираются о что-то мягкое, расположенное на столе (сложенное в несколько раз полотенце, небольшая подушечка и т.п.). Спина при этом составляет с шеей прямую линию. Делайте пальминг в течение нескольких минут. Для достижения большего эффекта на это время мысленно отвлекитесь от текущих проблем и предайтесь приятным воспоминаниям.

Заканчивая пальминг, немного поморгайте, снимите ладони и медленно откройте глаза.

Выполнение гимнастики Бейтса занимает не более 10 минут, но польза от нее огромна! Этот комплекс упражнений способен не только эффективно бороться с переутомлением глаз и устранять диплопию, но может стать для вас первым этапом на пути естественного восстановления зрения.

Успеха вам на этом пути!

Лабораторная работа №7

Тема: Работа с матрицами.

Цель: получение практических навыков по работе с матрицами в языке C.

Темы для предварительной проработки

Операторы цикла языка C. Вложенные циклы. Условный оператор языка C.

Задания для выполнения

Создать квадратную матрицу целых чисел размером 9х9. В индивидуальных заданиях указано, какую обработку матрицы требуется выполнить.

Если по условию задания матрицу следует заполнить случайными числами, рекомендуем выбирать эти числа из диапазона 0 - 99. Если по условию задания в матрицу следует записать ЛП - линейную последовательность чисел, имеется в виду последовательность: 1, 2, 3, ...

Варианты индивидуальных заданий

Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу

на 90o по часовой стрелке.

Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить

матрицу симметрично относительно главной диагонали

Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по спирали:

вправо - вниз - влево - вверх.

Заполнить матрицу ЛП, от центра по спирали: влево - вниз -

вправо - вверх.

5. Заполнить матрицу случайными числами. На главной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и том же столбце.

6. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: вправо - вверх.

7. Заполнить секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз - вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.

8. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить симметрично относительно вертикальной оси секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей.

9. Заполнить матрицу ЛП, от левого нижнего угла по диагонали: влево - вверх.

10. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно вертикальной оси.

11. Заполнить матрицу случайными числами. Разместить на главной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к главной.

12. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить верхнюю половину матрицы на нижнюю зеркально симметрично относительно горизонтальной оси.

13. Заполнить матрицу случайными числами. Розбити матрицу на квадраты размером 3х3. В центре каждого квадрата поместить сумму остальных элементов квадрата.

14. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить правую половину матрицы на левую зеркально симметрично относительно вертикальной оси.

15. Заполнить секторы матрицы, которые лежат влево и вправо от главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо - вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.

16. Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу на 90o против часовой стрелки.

17. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить матрицу симметрично относительно побочной диагонали

18. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по спирали: вниз - вправо - вверх - влево.

19. Заполнить матрицу ЛП, от центра по спирали: вниз - влево - вверх - вправо.

20. Заполнить матрицу случайными числами. На побочной диагонали разместить суммы элементов, которые лежат на той же строке и столбце.

21. Заполнить матрицу ЛП, от левого верхнего угла по диагонали: влево - вниз.

22. Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей, ЛП, от левого верхнего угла вниз - вправо. Остаток матрицы заполнить нулями.

23. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить симметрично относительно горизонтальной оси секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей.

24. Заполнить матрицу ЛП, от правого верхнего угла по диагонали: влево - вниз.

25. аполнить матрицу случайными числами. Отобразить главную и побочную диагонали симметрично относительно горизонтальной оси.

26. Заполнить матрицу случайными числами. Разместить на побочной диагонали суммы элементов, которые лежат на диагоналях, перпендикулярных к побочной.

27. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить левую половину матрицы на правую зеркально симметрично относительно вертикальной оси.

28. Заполнить матрицу случайными числами. Развернуть матрицу на 180o.

29. Заполнить матрицу случайными числами. Отобразить нижнюю половину матрицы на верхнюю зеркально симметрично относительно горизонтальной оси.

30. Заполнить секторы матрицы, которые лежат выше и ниже главной и побочной диагоналей ЛП, от левого верхнего угла вправо - вниз. Остаток матрицы заполнить нулями.

Пример решения задачи (вариант 30)

Разработка алгоритма решения.

Если ми обозначим размерность матрицы как S , номер строки как L , а номер столбца как R , и (имея в виду, что реализация алгоритма будет выполнена на языке С) договоримся, что нумерация строк и столбцов будет начинаться с 0, то можно определить, что в строке с номером L ненулевые элементы в верхней части матрицы лежат на столбцах с номерами R1=L < R < R2=S-L , а в нижней - R1=S-L-1 < R < R2=L . Следовательно, алгоритм может состоять из перебора матрицы строка за строкой с определением для каждого элемента, удовлетворяют ли его индексы вышеприведенным условиям. Если да - элементу присваивается следующее значение из ЛП, если нет - 0.

Но можно несколько упростить алгоритм, обойдя вычисления граничных значений для каждого элемента и необходимости определения, в верхнюю или нижнюю часть матрицы ми попадаем. Обратим внимание на то, что для первой строки (L=0) R1=1, R2=S-2 . Для каждой следующей строки R1 увеличивается на 1, а R2 уменьшается на 1. Когда мы пересекаем середину матрицы, то направление модификации изменяется на противоположное: теперь для каждой следующей строки R1 уменьшается на 1, а R2 увеличивается на 1. Признаком пересечения середины может быть условие R1 > R2 , оно выполняется в момент пересечения. Схема последнего алгоритма показана на рисунке.

Вместе с описанными выше переменными R1 и R2 , которые получают начальные значения для первой строки матрицы, ми вводим переменную dd с начальным значением 1 - это то значение, которое будет модифицировать R1 и R2 для каждой следующей строки, и переменную k - в которой будет значение текущего члена ЛП, начальное значение - 1 (блок 2). Далее организуются вложенные циклы. Во внешнем цикле перебираются строки (блок 3), а во внутреннем - столбцы матрицы (блок 4). В каждой итерации внутреннего цикла номер столбца R сравнивается с граничными значениями R1 , R2 (блоки 5,6). Если он лежит в пределах от R1 до R2 , то текущему члену матрицы присваивается значение k - текущего члена ЛП, а затем k увеличивается на 1 (блок 7). Если нет, текущему члену присваивается значение 0 (блок 8).

После выхода из внутреннего цикла модифицируются граничные значения: R1 увеличивается на dd , а R2 уменьшается на dd (блок 9). Напомним, что начальное значение dd=1 . Когда выполняется условие R1 > R2 (блок 10) мы присваиваем dd значение -1, далее модификация границ будет соответствовать правилам для нижней части матрицы.

После выхода из внешнего цикла, который начался в блоке 3, вновь организуются вложенные цикли перебора строк (блок 12) и столбцов (блок 13). В каждой итерации внутреннего цикла выводится значение одного элемента матрицы (блок 14), после выхода из внутреннего цикла начинается новая строка вывода (блок 15).

Определение переменных программы

Для реализации алгоритма нам будут нужны такие переменные.

Матрица представляется в памяти как 2-мерний массив (должен быть размещен в статической памяти):

Переменные для представления текущих номеров строки (l ) и столбца (r ): short l, r;

Переменные для представления граничных номеров столбцов: short r1,r2;

Переменная - модификатор граничных номеров: short dd;

Переменная - текущий член ЛП: short k;

Всем скалярным переменным назначаем тип short , т.к. их значения никак не могут выходить из диапазона -128 - 128.

Разработка текста программы

Текст программы начинаемо с включения файла stdio.h и определения макроконстанты S - размера матрицы (хотя по условию задания можно было бы использовать просто константу 9 в тексте программы, определение размера через макроконстанту более соответствует стилю программирования на языке C).

Массив-матрицу Ar объявляем до открытия тела главной функции, что обеспечивает его размещение в статической памяти.

Открываем тело главной функции и объявляем переменные в соответствии с п.5.2. Присваиваем переменным r1 , r2 , dd , k начальные значения (это можно было сделать и при их объявлении). Открываем цикл перебора строк с изменением l от 0 до S-1 и цикл перебора столбцов с изменением r от 0 до S-1 . Внутренний цикл состоит из одного условного оператора, так что нет необходимости брать его тело в операторные скобки. Тело внешнего цикла берется в скобки.

В условном операторе проверяем сразу оба условия (блоки 5 и 6). Поскольку для выхода за пределы должно выполняться хотя бы одно из них, они соединены операцией "ИЛИ".

При выполнении условия значение k записывается в элемент массив с индексами и сразу же увеличивается. При невыполнении - в элемент массива записывается 0.

После выхода из внутреннего цикла, но еще в теле внешнего модифицируются значения r1 и r2 . Потом условным оператором проверяется условие r1>r2 и, если он выполняется знак модификатора dd меняется на противоположный.

Потом открываются два цикла для вывода. В каждой итерации внутреннего цикла выводится значение одного элемента массива. Формат вывода обеспечивает вывод положительного числа из 2 цифр и пробела перед ним. После каждого выхода из внутреннего цикла выводится символ перехода на новую строку. Таким образом, матрица будет выведена в наглядном представлении.

Полный текст программы.

#include "stdafx.h" #include #include #include #include #include #define S 9

int Ar[S][S]; /* матрица */

int _tmain(int argc, _TCHAR* argv) {setlocale(0,"Rus" );

short l, r; /* текущие индексы */

short r1,r2; /* граничные номера столбцов */ short dd; /* модификатор граничных номеров */ short k; /* текущий член ЛП */

/* начальные значения переменных */ r1=1; r2=S-2; dd=1; k=1;

for (l=0; l

/* условие ненулевого значения */ if ((rr2)) Ar[l][r]=0; else Ar[l][r]=k++;

/* конец перебора строк */ /* модификация границ */ r1+=dd; r2-=dd;

/* уловие перехода в нижнюю часть */ if (r1>r2) dd=-dd;

} /* конец перебора столбцов */ /* вывод матрицы */

for (l=0; l

printf("%3d" ,Ar[l][r]);

printf("\n" );

getch(); return 0;

} /* конец программы */

Отладка программы

Форма вывода результатов программы столь наглядна, что по результатам можно убедиться в правильном функционировании программы или - при неправильном функционировании - можно делать выводы о том, у реализации какой именно ветви алгоритма сделана ошибка. При наличии ошибок можно в отладке программы также использовать средства пошаговой отладки, при чем следует контролировать текущие

индексы граничные номера и текущее значение модификатора. Наиболее вероятные ошибки - неправильное определение граничных номеров или неправильное определение момента перехода в нижнюю часть матрицы.

Результаты работы программы