Профилактические меры против заражения паразитическими червями. Конспект-презентация по биологии на тему "Черви-паразиты. Меры профилактики заражения"

Урок по биологии в 7 классе на тему

Копиева Карина Аршавировна

ГБОУ «Школа№41»имени Г.А.ТаранаГ. Москва

Задачи:

развивающая : формировать умения и навыки построения схем развития червей, закрепить умения составлять сравнительные таблицы и запечатлеть визуальную картинку во время анализа при работе с раздаточным материалом, развивать умения работать в группах; профориентация, формирование понятий о биологических профессиях.

воспитательная: воспитывать культуру общения при работе в парах и группах;

Тип урока : обобщения и закрепления изученного материала на примерах жизненных ситуаций, ролевая игра.

Методы обучения : Частично-поисковый

Личностная значимость изучаемого для школьника : Соблюдение правил гигиены, употребление доброкачественной пищи, здоровый образ жизни.

Формы организации учебной деятельности: Работа в группах

Оборудование и материалы :

    раздаточный материал;

    шаблоны таблиц;

    карточки с биологическими задачами;

    инструктивные карточки;

    карточки пяти цветов для деления на группы;

    таблички на столах с названием рабочих групп;

    столы поставлены для групповой работы (5 групп).

Ход урока

Этапы урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион

ный момент

2 мин

Предлагает разделиться на 5 групп для изучения нового материала.

Учитель кратко объясняет функции всех групп – кто за что отвечает.

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление знаний по строению плоских и круглых червей

3мин

29 мин

3мин

Живое слово учителя.

Учитель организует работу групп, оценивает, консультирует.

Учитель предлагает работу в таблице

Для более д

Слушают, активизируются для познавательной деятельности.

Работает группа «Ученые -гельминтологи» - демонстрируют презентацию

Поиск ответа, редактирование ответов с помощью слайда презентации.

Примерный ответ

СЭС рассказывает о соблюдении санитарно-гигиенических норм для профилактики заражения.

Рассказы путешественников – 4 рассказа.

Группы экологи – меры по мероприятиям в среде обитании (осушение, покос, своевременная уборка, очищение водоемов).

Остальные слушают.

В это время остальные учащиеся участвуют в игре «Корзина знаний». На листах бумаги они записывают биологические термины по теме в ограниченное время и по сигналу заканчивают и подсчитывают, кто больше и полнее наполнил «Корзину знаний».

Предположительные ответы.

Сообщения путешественников.

1.Вернувшись из путешествия по Сибири, путешественник почувствовал недомогание(повышенная температура тела, желтуха, боли в животе справа и тошнота).Заболевание выявлено после употребления вяленой рыбы, выловленной в Иртыше. Ваш предположительный диагноз?

2.Во время санитарно-эпидемиологического контроля говядины на рынке в станице Буденновская Ставропольского края в мясе обнаружены пузырьки величиной с горошину в количестве 8-10 штук на 1дм2. Каков диагноз? Какие будут рекомендации?

3. По возвращении из путешествия по Вьетнаму, поступил в больницу с признаками непроходимости кишечника. Рентгенограмма показала затемнение в кишечнике, напоминающее клубок переплетений веретеновидных тел диаметром3-6мм и длиной 15-40см. Ваш диагноз? Возможная тактика?

4. После путешествия по Калмыкии поступил в больницу с жалобами на желтуху, слабость, тошноту и изредка возникающую рвоту. При обследовании выявлено округлое образование в печени диаметром 7см. В Калмыкии общался с пастухами, помогал им пасти овец. Пасти овец людям помогают собаки. Ваши предположительные диагноз и тактика?

Ответ консилиума врачей после обсуждения полученного задания. Возможные краткие ответы.

1. Сдать анализы мочи икала на наличие азотсодержащих компонентов и яиц гельминтов в экстрементах. Симптомы указывают на воспаление печени, а это признак действия печеночного сосальщика.

2.Диагноз – бычий цепень, что можно выявить по наличию яиц в мышечной массе животного. Необходимо направить указание о проверке всего поголовья скота той местности, откуда идет поставка мяса. Данную партию уничтожить.

4. Судя по источнику заражения речь идет об эхинококке. Обследование всего поголовья на наличие гельминта, а также исследовать кожный покров собак.

Врачи-эпидемиологи показывают презентации, а учащиеся, сопоставляя текст с картинками, устанавливают соответствие.

1.Обработка отхожих стоков хлорирующими препаратами.

2.Употребление только кипяченой воды.

3.Соблюдение правил личной гигиены

4. Употребление в пищу хорошо проваренного мяса.

5. Проведение медикаментозных мероприятий, носящих профилактический характер против гельминтов.

6.Санитарный контроль в местах выпаса домашних животных.

Группа учащихся-исследователей предлагает ребятам работать по инструктивным картам. Ответ может озвучить один ученик из команды.

Учащиеся выполняют работу в таблице. где сравнивают признаки плоских и круглых червей. (Приложение2)

4.Домашнее задание

1мин

5.Подведение итогов урока

2мин

Выставление оценок

Для рефлексии в конце урока учитель предлагает учащимся ответить на вопрос небольшой анкеты, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока

Приложение1 Анкета

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / недоволен

Урок показался мне

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

улучшилось / ухудшилось

Материал урока был мне

понятным / непонятным

полезным / неполезным

интересным / скучным

легким / тяжелым

Домашнее задание кажется мне

интересным / неинтересным

Приложение2 Признаки Плоских и Круглых червей

Плоские черви

Круглые черви

Представители

Среда обитания

Образ жизни

Форма тела

Кожно-мускульный мешок

Полость тела

Пищеварительная система

Транспорт веществ

Выделительная система

Кровеносная система

Дыхание

Нервная система

Органы чувств

Половая система

Развитие

Но если внимательно рассмотреть причинно-следственную цепочку возникновения сердечно-сосудистых, онкологических болезней и инсультов, то они окажутся лишь явным конечным звеном.

Библиография:

1.Н.И. Сонин, В.Б.Захаров «Биология. Живой организм» 7класс «Дрофа» Москва 2006

2.В. Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков» «Паритет» Санкт Петербург 2001

3. В.Б.Сабунаев Занимательная зоология

Ход урока:

I .Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

II . Актуализация знаний.

Самостоятельная работа учащихся

Найдите по лабиринту соответствующие друг другу пары рисунков (приложение 1)

Взаимопроверка (устный опрос)

III . Сообщение темы и цели урока.

Какой вред наносят? Почему опасны?

Как защитить свой организм?

Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

VI . Изучение нового материала.

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Человеческая аскарида

1. Промежуточный хозяин

Моллюски

2. Окончательный хозяин

Корова, овца, человек

3. Пораженный орган

Кишечник

Кишечник

4. Пути заражения

Сырая вода

Поедание непроваренной говядины

Сырая вода, немытые овощи

Самопроверка и коррекция заполненных таблиц.

Самостоятельное чтение.

Проверка (устный опрос)

· продукты неполного разложения вредны для хозяина, отравляют организм и приводят к истощению, головным болям, снижению работоспособности, памяти;

-Как защитить свой организм?

Наилучший способ защититься – знать источники заражения и всегда соблюдать гигиенические правила.

Составим памятку, работая по таблице:

Памятка по профилактике глистных инвазий

· не пить сырую воду и не брать в рот травинки;

· мыть овощи и фрукты кипяченой водой;

· мыть руки.

Несложные правила помогут избежать серьезных проблем.

Вывод: мы ответили на вопросы, которые поставили для себя в начале урока.

V . Закрепление материала.

из приложения 3)

Самопроверка (сравнить с правильными ответами, представленными на доске)

Ответ:

Ответ: ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ

Молодцы, хорошо работали на уроке, были активны.

VI . Домашнее задание.

Итог урока.

Что нового для себя узнали на уроке?

Что особенно удивило?


Приложение

Лабиринт «Найди пару»

Приложение № 2

Наиболее массово распространенными гельминтами являются круглые черви: аскарида, острица, власоглавы, трихинелла, токсокара т.п.. Заражение людей происходит при употреблении в пищу загрязненных овощей и фруктов, а также при использовании индивидуальных теплиц и огородов, почва которых подкармливают необеззараженной и некомпостованимы фекалиями.

Глистогонные средства в народной медицине:

  • Принимать тыквенные семечки и морковь, пить морковный сок.
  • Принимать настой березовых почек в течение недели по два стакана дважды в день (чайную ложку почек залить стаканом воды, кипятить на водяной бане в течение 30 минут и настоять два часа).
  • Натощак пить по 200 г сока спелой дыни (это при условии, что дыня выросла без ядохимикатов и не имеет опасности отравления).
  • Цветки ромашки аптечной, цветки пижмы обыкновенной, корень горечавки желтой — по одной части и трава полыни горькой — 2 части, кора крушины ломкой — 3 части. Столовую ложку смеси заварить в и настоять в термосе на ночь стаканом кипятка. Процедить. Пить натощак утром и вечером по стакану три дня подряд.
  • Сварить в стакане молока большую головку чеснока до мягкости, молоко процедить, охладить и сделать из него клизму, залив ее на всю ночь. Взрослому человеку вводят целый стакан жидкости, а ребенку достаточно 0,5 или 0,25 стакана. Повторить это в течение семи дней.
  • Клизмы из отвара цитварной полыни применяют для изгнания остриц и аскарид.
  • Столовую ложку цветков пижмы обыкновенной залить 0,5 литра кипятка, кипятить 10-15 минут, процедить. Применять как клизму один раз в день (задержать жидкость на 5 минут). Детям не рекомендуется .

Лечение глистных заболеваний должен проводить только врач! Помните, пользоваться рекомендованными народными глистогонным средствами для профилактики следует осторожно, поскольку некоторые из них противопоказаны при определенных заболеваниях. Например, их нельзя применять при тяжелых, с высокой температурой болезней и кишечных заболеваниях, а также во время критических дней и в период беременности.

В последние годы у нас очень популярными стали заведения общественного питания с кулинарными традициями Японии, Китая, Кореи, Вьетнама, где блюда (суши, сашими, хе т.д.) готовят из сырой или полусырой морской рыбы, креветок, кальмаров, осьминогов и других морепродуктов. Это создает опасность распространения анизакидозу, поскольку многие морских обитателей пораженные личинками гельминта, вызывает эту инвазию.

Подавляющее большинство гельминтов нельзя обнаружить по анализу стула. Для этого нужно делать более сложные и информативные анализы — серологические исследования крови на наличие антител к определенной разновидности гельминта.

Защититься от заражения яйцами или личинками гельминтов человек может, соблюдая элементарные правила гигиены. Также эффективны . Ведь если иммунная система человека будет мощной, то высока вероятность, что яйцо гельминта пройдет всеми отделами пищеварительного тракта и не задержится в ее организме.

Как уберечься от глистов

  • Мыть руки с мылом перед употреблением пищи, после посещения туалета, после контакта с домашними животными
  • Перед употреблением обдавать кипятком зелень, овощи, фрукты.
  • На приусадебных участках работать только в перчатках, исключая прямой контакт с грунтом.
  • Не покупать рыбу или мясо на стихийных рынках.
  • Не употреблять непроваренного мясо и рыбу.
  • Не употреблять суши, сашими, креветки и т.д. сомнительного происхождения.
  • Пить только кипяченую или воду с бутелей.
  • Не купаться в загрязненных водоемах.
  • Применять специальные средства для отпугивания комаров — репиленты (кровососущие насекомые переносят возбудителей некоторых гельминтов).
  • Домашним собакам и кошкам применять глистогонные средства дважды в год, вовремя убирать их экскременты, в частности на улицах, детских площадках, парках и скверах.
  • Рекомендуется взрослым и детям дважды в год (весной и осенью) принимать противоглистные препараты с профилактической целью.
  • Личная гигиена.

Перевод с http://vidido.ua