Четвертый сон веры павловны краткое. Н

Константин Колонтаев "Четвертый сон Веры Павловны", который так же можно назвать геноцидным, как доселе неизвестный прогноз Н. Г. Чернышевским о безжалостном Глобальном Шествии Русского Прогресса, агрессивная и безжалостная программа создания Глобального Коммунизма - исключительно русскими и только для русских

"Вера Павловна, вместо того,

что бы спать с Рахметовым,

спит одна и видит

свой Четвертый Сон" (Строка одного из сочинений

советской старшеклассницы брежневской эпохи)

Малоизвестная сторона научного и литературного творчества Чернышевского, в романе "Что делать?" и конкретно в его разделе "Четвёртый сон Веры Павловны" - это русский национал - коммунистический глобализм, который согласно Чернышевскому козначает, что коммунизм возможен только в глобальном масштабе (это как у Маркса и Энгельса), но создадут его только русские и только они будут пользоваться его плодами оставшись единственным народом на планете Земля.

Если, судить по "Четвёртому сну Веры Павловны, то результат всякого Прогресса - это Геноцид. Прежние народы - погибают (уничтожаются, вымирают, изменяются), вместе со своей культурой. Как сказал Чингизхан: "Недостаточно, чтобы я победил. Другие должны быть повергнуты". Так что, никаких - "Ни шагу назад!", никаких - "Умрём, но не отступим!". Вообще: никаких "умрём". Только - "Убьём".

И, так согласно Чернышевскому, глобальное коммунистическое будущее - светло и прекрасно. Но, только для русских, которые останутся в том будущем единственным народом на планете Земля.

И так, что согласно этой концепции Чернышевского, увидела в своём "Четвёртом сне" главная героиня этого романа Вера Павловна:

"Цветы завяли; листья начинают падать с деревьев; картина становится уныла.

- "Видишь, на это скучно было бы смотреть, тут было бы скучно жить, говорит младшая сестра, - я так не хочу". - "Залы пусты, на полях и в садах тоже нет никого, - говорит старшая сестра, - я это устроила по воле своей сестры царицы". - "Неужели дворец в самом деле опустел?" - "Да, ведь здесь холодно и сыро, зачем же быть здесь? Здесь из двух тысяч человек осталось теперь десять - двадцать человек оригиналов, которым на этот раз показалось приятным разнообразием остаться здесь, в глуши, в уединении, посмотреть на северную осень. Через, несколько времени, зимою, здесь будут беспрестанные смены, будут приезжать маленькими партиями любители зимних прогулок, провести здесь несколько дней по-зимнему".

- "Но где ж они теперь?" - "Да везде, где тепло и хорошо, вы сами на 7 - 8 плохих месяцев вашего года уезжаете на юг, - кому куда приятнее. Но есть у вас на юге и особая сторона, куда уезжает главная масса ваша. Эта сторона так и называется "Новая Россия".

- "Это где Одесса и Херсон?" - "Нет это в твое время, а теперь, смотри, вот где Новая Россия". Горы, одетые садами; между гор узкие долины, широкие равнины. "Эти горы были прежде голые скалы, - говорит старшая сестра. - Теперь они покрыты толстым слоем земли, и на них среди садов растут рощи самых высоких деревьев: внизу во влажных ложбинах плантации кофейного дерева; выше финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны с плантациями сахарного тростника; на нивах есть и пшеница, но больше рис - Что ж это за земля? - Поднимемся на минуту повыше, ты увидишь ее границы".

Судя по дальнейшему описанию, Небесная Царица подымает Веру Павловну на одну из высших точек горного массива Голаны (Голанские высоты) на стыке границ нынешних Сирии, Ливана и Израиля.

Ну а дальше идёт такое описание: "На далеком северо - востоке две реки, которые сливаются вместе (примечание -соответствует Тигру и Ефрату) прямо на востоке от того места, с которого смотрит Вера Павловна; дальше к югу, все в том же юго - восточном направлении, длинный и широкий залив (примечание - Персидский залив); на юге далеко идет земля, расширяясь все больше к югу между этим заливом и длинным узким заливом, составляющим ее западную границу (примечание - Аравийский полуостров). Между западным узким заливом и морем, которое очень далеко на северо-западе, узкий перешеек (примечание - Синайский полуостров).

Но мы в центре пустыни? - говорит изумленная Вера Павловна. (примечание - Аравийская пустыня)

Да, в центре бывшей пустыни; а теперь, как видишь, все пространство с севера, от той большой реки на северо-востоке, уже обращено в благодатнейшую землю, в землю такую же, какою была когда-то и опять стала теперь та полоса по морю на север от нее, про которую говорилось в старину, что она "кипит молоком и медом". Мы не очень далеко, ты видишь, от южной границы возделанного пространства, горная часть полуострова еще остается песчаною, бесплодною степью, какою был в твое время весь полуостров; с каждым годом люди, вы русские, все дальше отодвигаете границу пустыни на юг. Другие работают в других странах: всем и много места, и довольно работы, и просторно, и обильно. Да, от большой северо - восточной реки (примечание - слияние Тигра и Ефрата), все пространство на юг до половины полуострова зеленеет и цветет, по всему пространству стоят, как на севере, громадные здания в трех, в четырех верстах друг от друга, будто бесчисленные громадные шахматы на исполинской шахматнице. Спустимся к одному из них - говорит старшая сестра.

Такой же хрустальный громадный дом, но колонны его белые. - Они потому из алюминия, - говорит старшая сестра, - что здесь ведь очень тепло, белое меньше разгорячается на солнце, что несколько дороже чугуна, но по-здешнему удобнее". Но вот что они еще придумали: на дальнее расстояние кругом хрустального дворца идут ряды тонких, чрезвычайно высоких столбов, и на них, высоко над дворцом, над всем дворцом и на, полверсты вокруг него растянут белый полог. Он постоянно обрызгивается водою, - говорит старшая сестра: видишь, из каждой колонны подымается выше полога маленький фонтан, разлетающийся дождем вокруг, поэтому жить здесь прохладно; ты видишь, они изменяют температуру, как хотят.

А кому нравится зной и яркое здешнее солнце?

Ты видишь, вдали есть павильоны и шатры. Каждый может жить, как ему угодно, я к тому веду, я все для этого только и работаю.

Значит, остались и города для тех, кому нравится в городах?

Не очень много таких людей; городов осталось меньше прежнего, - почти только для того, чтобы быть центрами сношений и перевозки товаров, у лучших гаваней, в других центрах сообщений, но эти города больше и великолепнее прежних; все туда ездят на несколько дней для разнообразия; большая часть их жителей беспрестанно сменяется, бывает там для труда, на недолгое время.

Но кто хочет постоянно жить в них?

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока литературы в 10а классе

1.Ф.И.О. Черепанова Н.В.

2.Место работы МБОУ СОШ № 15

3.Должность учитель русского языка и литературы

4.Предмет литература

5.Класс 10 класс

6.Тема урока

(по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»)

7.Базовый учебник Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.

8.Цель урока:

Расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряжённую умственную жизнь.

9.Задачи:

- обучающие

определить значение сна Веры Павловны, взгляд писателя на роль женщины в обществе;

выяснить, как показано будущее в романе;

-развивающие

совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать и обобщать;

-воспитывающие

воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.

-метапредметные умения:

работа с разными источниками информации, работа с текстом художественной литературы, поиск ответа на проблемный вопрос

10.Тип урока : комбинированный

11.Формы работы обучающихся:

фронтальная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование:

Словарь С.Ожегова, тексты романа «Что делать?» Н.Чернышевского

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы, задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу глав из романа Н.Чернышевского «Что делать?»

Тема нашего урока: «Четвёртый сон Веры Павловны»

- Эпиграфом к уроку возьмём слова Н.Чернышевского:

будущее светло и прекрасно.

Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,

приближайте его, переносите из него в настоящее,

сколько можете перенести.

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»

- Наша задача:

1) выяснить значение сна и романа;

2) определить взгляд писателя на роль женщины в обществе;

3) рассмотреть, как показано будущее в романе.

    Повторение. Актуализация знаний.

    Когда и где родился Н.Чернышевский?

1828г., Саратов

    Какое образование он получил?

Он учился в Саратовской духовной семинарии,

затем в Петербургском университете на отделении

общей словесности философского факультета.

    Какие языки он знал?

К 16 годам он знал английский язык, немецкий,

французский, греческий, латинский, польский,

персидский, татарский.

    В каком журнале работал Чернышевский?

В журнале «Современник»

    Какое направление журнала «Современник» определилось под руководством Некрасова и Чернышевского?

Революционно-демократическое

    Почему Чернышевский был арестован?

Поводом к аресту послужила прокламация

«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»

    Когда состоялась гражданская казнь Чернышевского?

дощечка с надписью «Государственный преступник»

    Каково было решение суда?

14 лет каторжных работ в рудниках,

с последующим поселением в Сибири.

    Когда был написан роман «Что делать?»

    Почему цензура пропустила роман в печать?

    1. «Первое следствие дурацкого дела»

      «Предисловие»

      «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе»

      «Первая любовь и законный брак»

      «Замужество и вторая любовь»

      «Второе замужество»

      «Новые лица и развязка»

      Перемена декораций»

    Кому посвящён роман «Что делать?»

Ольге Сократовне, жене писателя

    Что можно сказать о жанре романа?

- социально-бытовой

- семейно-бытовой

- детективный

- публицистический

- интеллектуальный

-что делать для избавления народа от страданий?

- кто это сделает?

- каким будет будущее?

- что из настоящего можно взять в будущее?

- какова роль женщины в обществе?

    Почему Рахметова называют «особенным человеком»?

Сообщение ученика о Рахметове.

Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом?

Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов в поведении.

Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом.

Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер.

Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.

Огромно его желание освободить народ от угнетения.

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало… Это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли земли», - писал с восхищением Чернышевский.

Зачем же перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан рассказ о Рахметове?

Чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная

борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее.

Работа с текстом.

«Четвёртый сон Веры Павловны»

Рассмотрим, как показано будущее в романе:

    1. Как описывается природа? Стр.381

Природа очень красивая, природа радует

(социальная функция пейзажа)

    1. Как выглядит город? Зачитайте. Стр.383

Дивный город, много чудных храмов, всюду статуи

Прекрасные библиотеки, музеи, театры

    1. Что сказано о народе? Каков он? Стр.383

Народ прекрасен, он деятельный, живой, весёлый

    1. Каково отношение к женщине? Стр.384

«…человеческого достоинства они ещё не признавали в ней…»

    1. Какой будет жизнь в новом обществе? Гл.8, стр. 393

Много молодых, долго не стареют

Дети любят трудиться

Всё делают за людей машины

Во время труда люди поют:

им весело работать

    1. Почему они так счастливы? Гл.10 (в конце), стр.400

Люди счастливы, потому что живут свободно,

разумно, творчески, развивая и совершенствуя

свои способности, наслаждаясь

гармонической полнотой существования.

Источником их жизни является труд.

    1. Каково же будущее? Гл.11, стр.401

«…будущее светло и прекрасно…»

    1. Что необходимо женщине, чтобы она была счастлива в новом обществе?

Свобода и равноправие с мужчиной

Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для неё недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Её невозможно заставить что-либо делать против её воли.

Личное счастье «невозможно без счастья других» - таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.

Только когда женщина станет свободной, равноправной с мужчиной, можно говорить о свободном обществе.

Сравните Веру Павловну с Кукшиной, героиней романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Что общего и в чём отличие?

Роман Н.Чернышевского «Что делать?»

Вера Павловна

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Е.Кукшина

Задумываются о положении женщины в обществе

1) много читает, помогает мужу

только рассуждает о нигилизме

2) открыла мастерскую, трудится, чтобы

приблизить приход нового времени

ничего не делает, её убеждения фальшивы и неглубоки

3) счастлива сама и думает о счастье других женщин

считает себя «эмансипе»

Сообщение ученика о «Четвёртом сне Веры Павловны»

- Значение сна – изображение светлого будущего .

- Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта

- Значение романа:

1) роман зовёт к действию, учит жить

2) воспевает деятельный, свободный труд человека;

3) показывает светлое будущее;

4) раскрывает роль женщины в обществе

Н.Чернышевского волновала судьба страны, народа, он звал на борьбу за светлое будущее, как и строки его идейного союзника, поэта Н.Некрасова:

…Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденья, за любовь… (Н.Некрасов «Поэт и гражданин»)

Обратимся ещё раз к эпиграфу.

Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения романа «Что делать?»

-Учиться, любить Родину, трудиться на благо Отечества

Домашнее задание: сочинение в форме эссе

1в. - Образ Веры Павловны и «женский вопрос» в романе Чернышевского «Что делать?»

2в. – Чем привлекает вас образ Рахметова? Что в нём вы не принимаете?

Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Н.Некрасова

Карточка-задание

    Письменно ответить на вопрос:

Карточка-задание

    Письменно ответить на вопрос:

Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?

Первый сон Веры Павловны: героиня находится в подвале, в заточении, но внезапно оказывается на поле со спелыми желтыми колосьями. Вера как будто была больна параличом, но освободившись стала лучше себя чувствовать. С верой заговорила женщина, которая просила выпускать из подвалов девушек и помогать им излечиваться.

Второй сон: Лопухов и Мерцалов гуляют в поле. Они беседуют о том, что существует два вида грязи - реальная и фантастическая. Если первая позволяет жизни иди естественным путем, в ней рождаются колосья, то вторая - разрушительна, в ней не может быть плодородия. В это время Вера видит свою мать, которая неустанно трудится для того, чтобы прокормить семью, но на ее изнуренном лице проскальзывает улыбка. Затем героине видится, как она сидит на коленях у офицера, а после приходит явление, что она не может устроиться на работу. Вере становится понятно, что нужно простить свою мать за жестокость, ведь все свои силы она положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, что и стало причиной ее ожесточения.

Третий сон: Дневник Веры, которого на самом деле не существует, попадает в руки к певице Бозио. Они читают его вместе. Написано в дневнике о подробностях отношений героини с Лопуховым. Последнюю страницу девушка открывать боится. Становится понятно, что она хотела бы любить мужа, но не может, так как их чувства - это всего лишь дружба и привязанность. На самом деле Вера влюблена в Кирсанова.

Четвертый сон: В хронологическом порядке Вере являются различные богини: Астрата, Афродита, Богоматерь. Через этот парад появляющихся богинь Веру ведет одна красавица, в которой героиня узнает саму себя. Она раскрепощена, независима, повелительница нового времени. Перед Верой появляется некий райский сад. Труд в нем является добровольным, все равны и свободны, нет ничего принудительного и обязательного.

Сны Веры Павловны - это часть композиционного построения романа Чернышевского «Что делать». Всего в произведении нужно читать 4 сна.

1 сон. Героиня освобождается от заточения в подвале. Ее встречает новый образ - невеста, которая символизирует любовь к людям. Она просит Веру освобождать девушек и лечить их тело и душу. Смысл сна - освобождение от невежества и законов темного царства, представителем которого являются родители Веры. Мать объясняет дочери смысл женской судьбы - выход замуж по расчету.

2 сон. Герои романа Лопухов и Мерцалов идут по полю и рассуждают о грязи: реальной и фантастической. Вера видит себя и свою мать, изнуренную тяжелым трудом. Смысл сна - расслоение общества на бедных и богатых. Одни живут в реальной грязи, но приносят пользу - это бедные. Другие праздно проводят дни, создавая только фантастическую грязь. Мораль и нравственность рождается в реальной грязи, а лень, чванливость, разврат - плод фантастической грязи.

3 сон. Вера читает дневник с певицей, несуществующей в реальности. Дневник - книга взаимоотношений Веры и Лопухина. Последнюю страницу девушка открыть не может. Там должно быть признание в любви, а его нет. Вера любит другого.

4 сон. Вера идет среди богинь. Она смела и свободна. Перед ней открывается райский сад, в котором люди трудятся по желанию. Смысл - общество будущего в голове девушки. Женщины становятся полноправными членами, непорочными, умными и развитыми.


Во сне рисуется картина прекрасного социалистического общества, ради которого выступили на борьбу с самодержавно- крепостническим строем самоотверженные вожди демократии:Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Во сне рисуется картина прекрасного социалистического общества, ради которого выступили на борьбу с самодержавно- крепостническим строем самоотверженные вожди демократии:Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Н.Г.Чернышевский Н.А.Добролюбов


Одновременно с политическим вопросом в четвёртом сне Веры Павловны ставится и решается вопрос об освобождении женщины от всех видах порабощения и угнетения. Одновременно с политическим вопросом в четвёртом сне Веры Павловны ставится и решается вопрос об освобождении женщины от всех видах порабощения и угнетения. Розальская Розальская Вера Вера Павловна Павловна








Стариков и старух очень мало, потому что здесь очень поздно становятся ими, здесь здоровая и спокойная жизнь;она сохраняет свежесть. Люди работают легко и весело… Стариков и старух очень мало, потому что здесь очень поздно становятся ими, здесь здоровая и спокойная жизнь;она сохраняет свежесть. Люди работают легко и весело…


Третья картина После работы люди обедают в великолепном здании-дворце. Обыкновенный обед из 5-6 блюд, обед, какой у нас бывает только по праздникам… После работы люди обедают в великолепном здании-дворце. Обыкновенный обед из 5-6 блюд, обед, какой у нас бывает только по праздникам…


Четвёртая картина Преображённая пустыня на юге России, там, где теперь Одесса и Херсон. Люди не только превратили пустыню в плодороднейшую землю, но и умеют изменять температуру, как хотят. Преображённая пустыня на юге России, там, где теперь Одесса и Херсон. Люди не только превратили пустыню в плодороднейшую землю, но и умеют изменять температуру, как хотят.




Вывод Четвертый сон Веры Павловны это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общества. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет. Не вина писателя, что мечтам и планам его не дано было сбыться. Художник имеет право на вымысел, а Чернышевский завоевал это право той подвижнической деятельностью и жизнью, которую положил на алтарь прекрасного будущего. Четвертый сон Веры Павловны это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общества. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет. Не вина писателя, что мечтам и планам его не дано было сбыться. Художник имеет право на вымысел, а Чернышевский завоевал это право той подвижнической деятельностью и жизнью, которую положил на алтарь прекрасного будущего.

Роман Г. Н. Чернышевского “Что делать?” своеобразен не только в идейно-тематическом плане, но и в композиционном отношении. В этом произведении писатель выразил свои идеалы светлого будущего, противопоставив их суровому и несправедливому настоящему.
Свои заветные мысли, идеалы Чернышевский выразил в снах Веры Павловны. В них смешалось реальное и фантастическое. Сны – это не просто внесюжетные “вставки” и “эпизоды”. Всего в романе четыре сна главной героини.
В первых двух сновидениях завершен сюжет о взаимоотношениях

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)

Другие сочинения:

  1. Девятый сон Веры Павловны Непростое время перестройки. Главная героиня произведения – Вера Павловна. Работает она уборщицей в общественном туалете, к своим обязанностям относится очень ответственно, должностью дорожит. Женщина она активная, всерьез увлекается философской системой солипсизма. Вера Павловна дружит с уборщицей Read More ......
  2. Николай Гаврилович Чернышевский – создатель произведения особого жанра – художественно-публицистического романа “Что делать?”. В нем писатель постарался ответить на вечные вопросы русской литературы. Раскрытию замысла писателя способствуют сны героини – Веры Павловны, так как роман из-за цензурных соображений написан в Read More ......
  3. Роман “Что делать?” написан в 1863 году. Роман создавался в крайне тяжелых условиях. В это время Чернышевский сидел в тюрьме под строгим надзором полиции. Однако это не помешало ему создать произведение. В романе Чернышевский рисует карти отжившего свой век и Read More ......
  4. Произведения, изучаемые в школе, часто кажутся скучными, неинтересными. Намного интереснее, чем философские романы (“Война и мир” Л. Н. Толстого, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и другие), читать детективы и фантастические романы, например Чейза или Стивена Кинга. Случайно мне в Read More ......
  5. Общество будущего показано в романе в четвертом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от “власти земли” над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы. Read More ......
  6. Чернышевский был настоящим революционером, борцом за счастье народа. Он верил в революционный переворот, после которого, по его мнению, могла измениться жизнь народа к лучшему. И именно этой верой в революцию и в светлое будущее народа проникнуто его произведение – роман Read More ......
  7. Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме. Но один из образов, представленных во втором сне Read More ......
Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)