Откуда взялись религии и зачем. Откуда взялся в христианской религии крест и что он означает

Ответ от Leccinum aurantiacum[гуру]
Из окружающего мира.

Ответ от Pendragon_ [гуру]
религия взялась от людей которые поклонение сердцем заменили заповедями человеческими


Ответ от Аня Залушко [гуру]
Религия была созданна для управления массами. Общее с верой у религии только объект преклонения. А взялась она от верховных правителей, которые просто устали управлять только мечом, а в то время камнем и палкой. Сейчас они рулят нами при помощи денег и нашей зависимости от этих денег.


Ответ от Иоланта [гуру]
Религиозный человек, независимо от религиозной принад­лежности, убежден в высоком, как правило, откровенном проис­хождении исповедуемой им религии. Если он (как обычно это и бывает) воспринял свои религиозные понятия от родителей, от социальной среды, в процессе получения образования или иным путем, он будет смотреть на все эти источники как на промежу­точные инстанции, возводя изначальное происхождение получен­ных им религиозных сведений, представлений, правил, обычаев к божественному источнику, как бы он его (или их) себе ни представлял.Далее от меня уже.. .Человеку свойственно ВЕРИТЬ... и не только людям и окружающему... но желательно и потустороннему... списывая на Бога возможные радости и невзгоды, прося помощи, моля.... когда это по доброму - замечательно, когда фанатично и убийственно - я не понимаю.. .Теорий происхождения религии достаточно не буду забивать тебе голову предметом - на изучение которого люди положили многолетние труды - так и не открыв ИСТИНЫ... думаю трактаты тебе никчему... места мало для ответа.Свою версию я выложила... у меня веа произошла после созерцаия ЧУДЕС... вот и верю. тихо, мирно, скромноСовершенно иначе смотрит на происхождение той или иной религии лицо, ее не исповедающее, отвергающее, считающее ее (полностью или частично) заблуждением. Для него вполне, в прин­ципе, приемлемой может быть та или иная из многочисленных натуралистических теорий происхождения религий, с которыми нам предстоит вкратце познакомиться. При этом атеисты, с ходу отвергая истинность любой религии28, для объяснения происхожде­ния всех их ищут общую социально-экономическую, психологичес­кую, государственно-политическую или иную причину. Привер­женцы же той или иной религии, будучи убеждены в ее божествен­ном происхождении, нередко отказывают в нем другим религиям, рассматривая их как заблуждение и объясняя их возникновение естественными, исторически сложившимися факторами29.


Ответ от Веруня [гуру]
Есть книга Религии, автор Поль Пупар, в ней многое объясняется.


Ответ от Наруто [активный]
От неумения людей думать.


Ответ от Пчелка [гуру]
Религия - это Вера. А Вера - это уверенность в то, что на самом деле доказать окончательно нельзя.

Представления о фантастической религии язычество возникли преимущественно путём народных интерпретаций библейских сюжетов. Например, все знают, что в религии язычество было распространено поклонение столбикам — эдаким деревянным и каменным идолам, которые стоят где-то в лесу или на поляне, и вокруг них пляшут язычники высунув языки. Откуда взялись такие подробности?

Открываем Библию, читаем:

Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих (Пс.134:15) — речь идёт о том, что люди поклоняются неистинному. Идолы — это ложные теории, которые люди сами себе выдумывают (сделано руками) и приукрашивают элементами правдоподобия и ценности (серебро и золото).

Подробности технологии изготовления идолов:

уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. (Иер.10:3-5) — здесь речь идёт о том, как люди сочиняют сами себе правдоподобные теории: берут некие факты, приколачивают одни к другим — скрепляют чтоб не шаталось. Это образное описание методики построения ложных теорий, когда факты подгоняются под доктрину. Идолы покрывают серебром и золотом — то есть придают им вид правдоподобности, наукообразия, ценности, убедительности.

Воспринимая эти образные описания как буквальное описание технологии изготовления идолов люди обретают уверенность, что речь здесь идёт о поведении каких-то неведомых язычников, которые тесали в лесу столбики и красили их разными красками.

Но Библия говорит о другом, Библия даёт образное описание стандартной методики построения человеками ложных теорий, в которые люди склонны верить более, нежели в истинное. Они — как обточенный столп, и не говорят, их носят — это образ того, как верующие в ложное лишены свободы мышления, они не способны сказать что-то свое, но только лишь повторяют чужое — заученные доктрины. Идолы — суть ложные теории. Они не подлежат исследованиям, потому что попытки анализа неизбежно влекут противоречия. Отсюда и возникает отсутствие способности и навыков к самостоятельным исследованиям: их носят, потому что ходить не могут — то есть им преподносят готовые доктрины, в которые они слепо верят и не могут ходить — то есть самостоятельно исследовать мир и делать выводы.

Прочие подробности про язычество рождены аналогичными путями.

И, разумеется, любое обнаружение какого-либо изваяния, статуи, или хотя бы площадки правильной формы, немедленно истолковывается как доказательства языческих культов. Сами эти языческие культы фантазёры домысливают кто во что горазд, собирая коллаж из стандартных обрывков — бегания вокруг костров, столбиков, камней, дикие пляски, бусы, погремушками, ритуальное потрошение жертвенных зверушек. В одну кучу сргребаются все подряд яркие образы из различных культур, диких племен, непонятных обрядов — и всё это выдаётся за поклонение религии язычество.

Когда нам предлагают подобные сцены языческих ритуалов (например, в фильмах, или художественной литературе), то достаточно лишь попросить уточнить, на основании каких именно сведений эти сцены воссоздавались. Здесь-то и выясняется, что авторы просто составляют коллаж из обрывков представлений о язычестве, совершенно не заботясь об исторической достоверности, но руководствуясь лишь соображениями художественной выразительности. Однако, в сознании зрителя эти фантастические картинки запечатляются как некое доказательство реальности существования религии язычество. Сейчас это фантазёрство достигло таких масштабов, что появляются новые язычники, которые на основании этой информации даже пытаются воссоздать религию язычество, всерьёз думая что это действительно какая-то религия предков.

Когда вы думаете о религиях, то неминуемо натыкаются на следующие вопросы:

Почему в мире существует так много религий? И каждая утверждает, что она единственно верная.

Какая же религия верная на самом деле?

И произошли ли религии от Бога, или каким-либо иным мистическим путем? Или религии были выдуманы людьми?

Некоторые утверждают, что наука доказала неверность религий. Но доказала ли она в действительности неверность религий?

Противоречит ли наука религиям?

Какова цель и функция религий?

Я постараюсь разобраться в этих вопросах и ответить на них.

Вначале рассмотрим то, на базе чего формируются все наши познания о мире и метод анализа информации. Все, что мы знаем, и методы нашего мышления формируются на базе наших органов чувств. Причем если человек лишен зрения и слуха, то развивается он существенно медленнее (если развивается вообще) и часто при абсолютно нормальных умственных способностях не может познавать и анализировать мир, то есть, лишен способности обучения.

Причем многие наши представления о мире сформированы именно особенностями наших органов чувств. Будь у нас другой набор органов чувств, то мы имели совершенно другие представления и другую жизнь. Так если бы мы видели рентгеновское излучение, то возможно не делали бы окон в домах. А в железобетонных блоках старались бы разместить металлические пруты более эстетично. То, что не познается нашими органами чувств, для нас не существует, как материальный объект. Но и сам метод мышления тоже определен этим самыми органами чувств.

Интересно то, что несовершенны, как сами органы чувств, так мы не можем, например, видеть инфракрасный свет. Так не совершенен и сам их набор. Мы не можем, например, измерять частоту электрического тока. Видимо на условиях того, что несовершенство органов чувств очевидно, можно предположить, что многие виды информации нам не доступны в силу этого.

Следовательно, когда мы говорим о Боге, богах или каких-то иных состояниях материи, то речь идет, прежде всего, о том, что принципиально недоступно нашим органам чувств, что нельзя увидеть, услышать, и почувствовать. Причем вполне возможно, что это не скоро станет доступно также и нашим приборам. Подобно тому, как если мы создадим искусственный интеллект в компьютерных сетях, и ему изрядно придется повозить, чтобы осознать человека. И даже если компьютеры будут работать на человека и видеть его они не смогут осознать его. Это подобно тому, как мы не можем осознать понятие бесконечность. Бесконечность времени, бесконечность Вселенной или бесконечность микромира.

Итак, речь идет о существовании некого таинственного мира, который недоступен, как нашим органам чувств, так и нашим приборам. Но самое важное, что он недоступен нашему пониманию. И даже если мы увидим этот мир, то мы не сможем понять это. Не исключено, кстати, что мы видим, но не осознаем. В дальнейшем я буду называть этот мир – таинственным миром. Подразумевая под ним все то, что мы не можем осознать и увидеть.

Есть масса версий происхождения человека, однако самой безумной из них является Теория Эволюции, которая предполагает, что все произошло само собой вследствие случайных факторов и необходимости.

Двадцатый век показал, что человек способен творить массу механизмов и их модификаций. Но это творение при всей своей разнообразности не было набором случайностей, а было развитием определенных идей. Если мы посмотрим на живой мир вокруг нас, то это также развитие одних и тех простейших идей. От насекомых до человека есть одно приблизительно строение тела. Есть голова, на которой располагаются зрительные и другие анализаторы. Есть туловище с лапками, лапами, руками или ногами и лишь изредка их отсутствием. Причем все живые существа крайне гармонично сосуществуют вместе. И во всем разнообразие живых существ мы видим вполне определенный набор идей, которых не так много. Мы даже не видим жуков и животных, с колесной тягой вместо лапок. Хоть человечество доказало, что колеса эффективное средство передвижения. Строение тела также могло иметь другие формы и модификации, а естественный отбор логично мог привести к появлению совершенных убийц, которые выживали бы в любых ситуациях и питались бы всем чем угодно и у которых бы отрастали любые органы. Любой фантастический фильм с использованием идей эволюции показывает, сколь разнообразными могли быть существа, населяющие нашу планету. Если бы эволюция имела бы место. Но я не буду показывать всю бездарность и тупиковость этой легенды об эволюции. Это сделали до меня.

Итак, я утверждаю, что все живые существа на нашей планете были созданы разумным существом или существами. Чтобы узнать, кто они или Он нужно изучить и осознать Таинственный мир. А как я уже говорил раньше, не познание этого принципов этого мира ни его восприятие невозможно пока для человека. Однако если что-то нельзя познать – это не означает, что оно не существует. Более того, я утверждаю, что создатель или создатели оказывают самое непосредственно участие в нашей жизни. Вполне возможно, что своей жизнью мы выполняем полезные для них функции. Каждый из вас это воздействие может ощутить на себе. По идее жизнь подчиняется необходимости и случайны факторам. Но разве никогда в вашей жизни не случались уникальные совпадения, когда вы случайно встречала несколько людей в городе в нужное время и эти встречи определяли вашу дальнейшую жизнь. И если вы встретили только одного из этих людей, то это ничего бы не изменило. И только в результате того, что вы встретили сразу всех из этих людей, получился тот результат, который вы ожидали. На самом деле в жизни любого человека этих совпадений больше, чем кажется.

К тому же почему мы считаем, что мы не выполняем никаких полезных творцу или творцам функции? Аналогичные может быть тем, которые выполняет для нас компьютерные программы. Деревья подозрительно напоминают каталоги. Полезные ископаемые базы данных, а мы программы по обработке этих данных.

Заметим, что создание нами компьютеров было идеальным научным экспериментом, который в том числе мог стать моделированием реальной ситуацией, которая моделирует происхождение и основу существовании нашего мира. То ест создавая компьютеры мы моделировали виртуальную реальность, которая подобная нашей. И нам удалось смоделировать в результате этого эксперимента то, как мы появились. И то, как появилось все живое.

Зачем же нам нужны религии?

Животные управлялись своими инстинктами, и их взаимное существование было органично. Но человек способен творить и фантазировать. Он способен самообучаться. И эти свойства привели к тому, что человек может направлять свое творчество во вред самому себе и во вред всем другим живым существам. Причем до полного самоуничтожения. Творчество, наделенное целью, и стимулируемое инстинктами, ведет к чрезмерности и вместо пользы человек станет вреден самому себе и окружающем миру.

То есть человеку нужны регулирующие факторы. Если их не будет - общество погибнет. Законы естественно не могут управлять обществом, так как люди могут успешно их не соблюдать. Предпринимаются попытки заставить машины следить за законностью. Но машины ведь программируются людьми, а повсеместное беззаконие естественно проникнет и в органы правопорядка.

Поэтому религия является тем стержнем, который регулирует общество. Этот стержень, на котором держится нравственность. Это направление для развития и творческого развития личности. Причем даже если вокруг нет полиции и не будут действовать законы – религия все равно будет успешно регулировать нравственность и Закон. Хаос не наступит даже в отсутствии органов правопорядка – если люди будут верующие.

Как появились религии?

Очевидно, что, создав человека, обитателям таинственного мира стало ясно, что это существо может самоуничтожиться в силу неправильного образа мыслей или уничтожить все живое. Поэтому человеку дали религии. Почему религии, а не одну совершенную религию? Дело в том, что человек способен искажать любое знание и лучше, если эти знания будут находиться в конкуренции, тогда искаженное знание всегда можно будет заменить конкурирующим. Также религии были адаптированы под географическое поселение людей.

В рамках религий человеку также дают представление о Таинственном мире. Вначале человеку дали первые религиозные представления. Но они были очень сложны для первобытного человека. Даже сейчас, чтобы изучить учение колдунов Африки нужно более 40 лет. И в них естественно была наиболее точная и доступная информация о Таинственном мире и его обитателях. Но широкой первобытной общественности эти знания были непонятны. И в результате они были искажены и привели к хаосу. Вместо пользы эти знания обратили во вред. Чтобы соблюдать закон, нужно было познать сложнейшее философское учение. Тогда из таинственного мира поступило новое знание. И этим знанием были те религии, которые мы сейчас называем варварскими. Они были сложны, но уже более упрощенные.

Однако по прежнему в полной мере эти знания были доступны только жрецам. Мы видим например, что иудаизм произошел от религии междуречья, но только религия междуречья была много сложнее для понимания, чем иудаизм. Итак, идя по пути упрощений, обитали таинственного мира, дали нам то, что мы знаем под современными мировыми религиями. Все эти религии не придуманы людьми (кроме различных ответвлений и искажений). Все они в равной степени отражают истину. И все, по сути, говорят одно и тоже разными словами и подавая это в разных формах. Все они побуждают человека к определенному образу жизни. Направляя его действия и творчество в определенное русло.

Противоречит ли наука религиям? На самом деле нет, за исключением тех случаев, когда кто-то из ученых слишком самонадейно утверждает, что объяснил, то, что пока не доступно познанию – наука религии не противоречит. И если какой-либо закон и противоречит религии, то, как правило, потом выясняется, то он распространяется далеко не на всю вселенную. Так было, например, со скоростью света.

Все, что реально доступно изучению человека нисколько не противоречит религии. Когда же человек пытается изучить недоступные его познанию предметы, то может придумать гипотезы противоречащие религии, но они самодискредитируются после более детального изучения. Это давно бы ждало Теорию Эволюции, если бы не мощная политическая поддержка.

Наука изучает мудрость Создателя. Его идеи и конструкторские решения. Законы, реализованные Им во вселенной. Наука познает, мыли того (или тех) кто создал нашу вселенную. И в этом нет противоречия. Напротив, в этом есть познание истины различными путями: экспериментальным (наука), и духовным (религия).

Зачем нужны религиозные таинства и обряды?

Некоторые говорят, что религия – это хорошо. Это нравственный закон. Но зачем же нужны обряды и таинства? Часто к ним относятся как к чему мистическому, как к чему-то старому и не совсем нужному. Однако это не верно.

Посмотрим на таинства и обряды с человеческой стороны. Человек не может считать собственность своею, пока нету материального подтверждения его права собственника. И ему обязательно нужна бумажка подтверждающая право собственника. Или иной предмет это подтверждающий. Человек не может поверить во власть если нету материального подтверждения наличия власти. А в современном обществе человек без паспорта не является в принципе полноценным человеком. Откуда такая тяга к материализации виртуальных заключенных только в разуме людей понятий?

Дело в том, что человек только тогда осознает виртуальное понятие, когда он видит материальное его подтверждение и признает это материальное подтверждение. Только тогда когда он всеми органами чувств ощущает это понятие, он осознает его и воспринимает как нечто неразрывно связанное с его жизнью. И вот для этого и нужны таинства и обряды. Они позволяют человеческому мозгу лучше проникнуть в ту религию, которую человек признает. Когда священники одеты в костюмы, а церковь напоминает ратушу или офис, то естественно это не способствует погружению в религию и её принципы. Только когда все богослужение наполнено различными необычными символами и материальными подтверждениями – человек полностью погружается в это.

Я попытался в этой небольшой статье насколько это возможно дать ответы на все вышеперечисленные вопросы. Пишите если у вас возникли мыли или вопросы на эту тему.

Нам всем, наверное, очень хорошо знакомо понятие "исламский фундаментализм". Многочисленные теракты, война в Чечне, захват заложников и пр. и пр.

Очень большую часть людей в этом мире объединяет одна религия - ислам. Нам всем очень хорошо известен основатель христианства - Иисус Христос. Но что известно об основателях ислама. Откуда взялась эта религия?

Основателем ислама был МАГОМЕТ (570—632). Магомет родился в 570 году в Мекке, в южной части Аравии; в то время это был отсталый регион, удаленный от центров торговли, ремесел и просвещения. С шести лет Магомет осиротел, рос и воспитывался в бедности. Согласно исламской традиции, Магомет был неграмотным. Но его материальное положение улучшилось, когда он в возрасте двадцати пяти лет женился на богатой вдове. Но даже когда ему уже было под сорок, ничто еще не говорило о том, что Магомет — выдающаяся личность. Большинство арабов тогда были язычниками и исповедовали многобожие. В Мекке, правда, было небольшое количество иудеев и христиан, и, возможно, именно от них Магомет впервые узнал о едином всемогущем Боге, повелителе Вселенной. Когда Магомету исполнилось сорок лет, он пришел к убеждению, что этот единственный истинный Бог (Аллах) говорит с ним через посредство архангела (Гавриила) и сделал его, Магомета, своим избранником ради распространения среди людей истинной веры. Около трех лет Магомет проповедовал новую веру в узком кругу родных и друзей.

Однако в 613 году он начал выступать с публичными проповедями. Постепенно у него появились сторонники, и власти Мекки стали смотреть на него как на смутьяна. В 622 году, опасаясь преследований, Магомет бежал в Медину (город в 200 милях к северу от Мекки), где сумел приобрести значительную власть и влияние. Этот исход из Мекки, получивший название "хиджра", стал поворотным этапом в жизни пророка. Если в Мекке у него были, немногочисленные последователи, то в Медине их число стало значительно больше, и вскоре он приобрел такое влияние, что превратился там, по сути, в неограниченного правителя. В следующие несколько лет, когда число последователей Магомета быстро росло, начались военные столкновения между Меккой и Мединой. Война эта закончилась в 630 году триумфальным возвращением Магомета-победителя в Мекку*. (* Есть сведения, что он получил поддержку многих рядовых бедуинов в самой Мекке, так как они хотели избавиться от гнета жрецов Каабы и ростовщиков.).

Последующие два с половиной года жизни пророка ознаменовались быстрым переходом арабских племен в новую веру. Накануне своей смерти в 632 году Магомет уже был правителем всей Южной Аравии. Аравийские бедуины были известны как свирепые воины. Правда, они были сравнительно малочисленны, среди них часто происходили междоусобные войны, и у них не было большого войска, как в северных государствах с оседлым земледельческим населением. Однако небольшое войско арабов, объединенных впервые в истории Магометом и вдохновленных ревностной верой в истинного Бога, смогло осуществить завоевания, удивительные по своему размаху. На северо-востоке Аравии простирались владения новоперсидской империи Сасанидов, а на северо-западе находилась Византийская империя. Численно арабы явно уступали своим противникам. Тем не менее на поле битвы арабы, вдохновленные новой верой, быстро покорили всю Месопотамию, Сирию, Палестину. К 642 г, они отняли у Византии Египет, (а дерсидркое войско было разгромлено в решительных битвах при Кадисии в 637 г. и при Нехавенде в 642 г. Но и эти великие завоевания, осуществленные под руководством ближайших друзей и последователей Магомета Абу Бекра и Омара, не означали конца арабской экспансии. В 711 г. арабы захватили Северную Африку и дошли до Атлантического океана, после чего переплыли Гибралтарский пролив и покорили вестготскую Испанию. Был момент, когда казалось, что мусульмане могут покорить всю христианскую Европу. Лишь в 732 году мусульманские войска, дошедшие до центра Франции, потерпели поражение.

Тем не менее, за столетие эти бедуины-воины, вдохновленные словом пророка, создали империю, простиравшуюся от границ Индии до Атлантического океана — самую обширную по тому времени. И повсюду в завоеванных краях появилось множество последователей новой веры. Не все эти завоевания оказались одинаково прочными. Персы, хотя и сохранили веру пророка, добились впоследствии независимости от арабов. Испанцы через семь веков, наконец отвоевали весь полуостров в результате христианской Реконкисты. Месопотамия же и Египет, эти две колыбели древнейшей цивилизации, остались арабскими, как и Северная Африка. А новая религия в последующую эпоху продолжала распространяться далеко за границами первоначального региона мусульманских завоеваний. В настоящее время десятки миллионов мусульман живут в Африке и Центральной Азии и еще большее количество — в Пакистане, северной Индии и Индонезии. В Индонезии новая вера также превратилась некогда в объединяющий фактор. В Индии же, напротив, противоречия между индусами и мусульманами остаются главным препятствием к единству.

P.S. Хотя мусульман в мире примерно в два раза меньше, чем христиан, но они представляют собой более сплочённую группу людей объединённых одной религией. Влияние ислама, как религии, оказывает очень сильное воздействие на жизнь и поведение этой группы.
Многие мусульмане, к сожалению, представляют собой угрозу жизни и безопасности многих людей в мире. Влияние ислама растёт, что само собой вызывает вопрос "Как это отразится ну будущем всего человечества?".

Если бы мы спросили священника, откуда появилась религия, его ответ, скорее всего, уходил бы корнями в теологию. То же самое справедливо для раввинов, имамов, йогов и других. Мы считаем, что исток нашей личной веры даст ответ на вопросы о ее возникновении. Однажды Артур Шопенгауэр: «Каждый имеет пределы своего собственного видения для границ мира».

Религия появилась в результате... смерти?

Тем не менее, мы частично ассоциируем духовные практики с безграничностью, подобно тому, как мы предполагаем, что «душа» пребывает внутри нашей плоти, пока она не будет освобождена. Смерть, по сути, часто рассматривается как главная составляющая в основе религии. Ритуалы и верования о загробной жизни дают «противоядие», но в то же время требуют значительной ответственности.

Такой взгляд появился сравнительно недавно. Историк религии Карен Армстронг также предполагает, что главной причиной ее возникновения стала смерть, хотя, возможно, и не так, как мы ожидаем. В своей последней книге «Поля крови: религия и история насилия в мире» она пишет: «Многое из того, что мы сейчас называем религией, первоначально коренилось в признании того трагического факта, что жизнь зависит от уничтожения других живых существ. Ритуалы были призваны помочь людям примириться с этой неразрешимой дилеммой».

Дилеммы первобытных людей

Интересно отметить, что эта дилемма появилась из-за необходимости убивать животных ради добычи, а не из-за убийства других людей. По мере того, как в растущих обществах наши предки развивали этику, живя в более крупных и разнообразных группах, наши парадоксы не могли оставаться завуалированными. В то время как люди помогали своим семьям и друзьям, они регулярно забирали жизнь у других животных, многие из которых (по-своему) делали то же самое.

Как могло двуногое животное, которое получило преимущества за счет развития неокортекса, осознать то, что оно жаждет безопасности в нестабильном мире, но при этом должно убивать ради еды других живых существ? То, что это биологическое наследство, не подлежит сомнению. Но остается еще один вопрос: как мог человек с одной стороны создавать жизнь, в то время как с другой приходилось ее постоянно забирать?

Как появились первые ритуалы?

Вспомните грубые инструменты, которые использовали эти первобытные охотники, чтобы убивать животных. Они еще не могли использовать преимущества пороха или современного охотничьего оборудования, которое доступно сейчас богатым туристам. Как отмечает Армстронг, древние стрелки едва ли могли пробить кожу животного. Именно поэтому на кончики стрел начали наносить яд, и охотникам оставалось лишь ждать, пока он подействует, и отслеживать животное. Оказывается, именно в тот момент, когда появился такой способ охоты, и была рождена та вещь, которую сейчас мы называем религией.

По мере того как животное умирало, охотники собирались вокруг него, поглаживая его голову и напевая песни. Если животное кричало из-за боли, они плакали и сопереживали. Они воспринимали это как жертву, которая помогает им самим выжить. Наши предки знали, что они были частью этого процесса, а не существовали отдельно от него. Именно так и появился ритуал.

Современное видение религии

Только романтики давно минувших эпох могут утверждать, что раньше жизнь была намного проще, чем сейчас. Как пишет Армстронг, ранние люди любили охоту. Многие продолжают эту тенденцию и сегодня. Это так же заложено в нашей ДНК, как и эмоции. И идеология, которую мы разработали, помогала нам справиться с тем знанием, что мы, как и животные, должны будем умереть.

Но современное видение естественного мира приводит человека в замешательство. В мире, где правит наука, а религия преимущественно воспринимается как здание, куда вы должны идти в определенное время года, что-то особенное теряется.

На протяжении всей своей книги Армстронг утверждает, что наше понимание того, что мы сейчас называем религией, является относительно современным изобретением, взлелеянным светскими достижениями в Европе и Америке в последние 200 лет. Это значит, что не было никакого явления, названного религией, отдельного от повседневной жизни. Космическое и обыденное существовали вместе.

Трудности восприятия

Трудно себе представить эту связь, когда ради выживания вам больше не нужно никого убивать, и вы покупаете мясо в магазине упакованным и уже без костей. Еще труднее это понять на современной охоте, где вы стоите на расстоянии сотни метров от животного и нажимаете на курок. И речь идет не о квалификации или удобстве. Речь идет об эмпатии. Нам не хватает эмоций, поскольку мы уже очень далеки от своего происхождения.

История создания

В своей классической работе по данной теме Мирча Элиаде писал: «Более полезным, чем засекречивание мифов и поиск их возможного происхождения, является изучение их структуры и роли, которую они играют в духовном опыте примитивного человека».

История создания очень важна: она возвращает нас на землю. Знания о том, где возникла традиция, помогут нам проследить перипетии принятия идеологии на протяжении тысячелетий. Иногда это хорошо. Все мы знаем библейские, коранические и другие теологические пассажи относительно рабства и порабощения женщин, которые не должны играть никакой роли в нашем современном мире. Мы эволюционировали, и по большей части это положительное развитие событий.

Но иногда старая мудрость имеет ценность. Наши предки понимали, если они берут что-то, значит, необходимо отдать что-либо взамен. Ритуалы, которые сегодня нам могут показаться странными, были попытками сделать это.