Назарет - место рождения иисуса христа. Археология рождества

Никто с точностью не может сказать, когда родился Иисус из Назарета. Сегодня, смею предположить, Иисус Христос уже не только личность, сколько символ новой веры.

Назарет считается родиной Иисуса Христа, поскольку здесь он провёл свои детские годы, хотя родился в Вифлееме. Его мать – Мария – в детстве была девочкой при храме. Когда она выросла, ей решили найти мужа. Объявили конкурс. Пришли несколько достойных мужчин, среди которых был Иосиф. Иосиф был уже преклонных лет, и нуждался скорее в домохозяйке, способной присмотреть за его детьми от первого брака.

Экскурсоводы Израиля, видимо, не являются христианами, и потому рассказывают об Иисусе из Назарета прежде всего как о человеке. Они всячески подчёркивают человеческое земное начало (Христос – сын человеческий Бэн-Адам). В частности, что Мария забеременела в момент отсутствия Иосифа. (Евангелие от Матфея 1:19-25).

Есть мнение, что девочка не могла жить при храме. Любой гебраист подтвердит. Не забывайте о мизогинии еврейских ортодоксов. Иешуа не мог быть сыном нищего плотника, потому что потомки Давида были элитарной группой. "Наггар" не обязательно переводится как "плотник".

Р.Найт вообще выдвинул версию, что храмовые жрецы брали молоденьких девочек, оплодотворяли их, для продолжения рода, а потом выдавали замуж за уважаемых людей, типа Иосифа. А отцом Иисуса по этой версии был жрец, по имени Гавриил.
Иосиф вполне мог быть и плотником, потому что римляне в свое время попытались переколошматить всех представителей еврейских правящих династий, поэтому эти представители сильно не высовывались, скрывались от властей, поэтому вполне возможно, что Иосиф работал простым плотником.
Так и Мария Магдалина вполне могла заниматься тем, чем она занималась, потому что в юности ее выгнал из дома отец.

Иисус не был сыном Иосифа, но именно Иосиф происходил из рода царя Давида. В таком случае, можно ли говорить, что Иисус из рода царя Давида?

Надобно знать, что ни у евреев, ни в божественном Писании не было обычая вести родословную женщин; но был закон, чтобы одно колено не брало жен из другого колена (Числ. XXXVI, 7). Иосиф же, происходя из колена Давидова и будучи праведен (об этом в похвалу ему свидетельствует божественное Евангелие), не обручился бы противозаконно со святою Девою, если бы она не происходила из того же самого колена. Поэтому (для евангелистов) было достаточно показать происхождение (одного) Иосифа.

Но если Иисус был богочеловеком, какое значение тогда имеет его родословная – происхождение из рода царя Давида? Это имеет значение лишь для человека, претендующего на звание Царя иудейского. А Иисус, как известно, на это звание не претендовал.

Да, евреи ждали мессию (греческое слово «мессия» от еврейского «машиах»). И потому Христа воспринимали как мессию – царя, который бы освободил их от владычества римлян. Но царство его было не от мира сего. А потому значение его родословной не имеет смысла. Вспомним, как простой пастушок Давид стал царём, победив Голиафа.

У Иисуса было много родственников как по линии матери, так и по линии отца Иосифа, и отношения в семье складывались непростые. Возможно, поэтому Иисус как «незаконнорожденный» после смерти Иосифа ушёл из дома, ощущая себя чужим в родной семье.
Где находился Иисус с 12 лет до 30 лет неизвестно. Есть мнение, будто он был на востоке, возможно, в Индии, где овладел многими целительными и духовными практиками.

Когда Иисус возвратился в своё отечество и попробовал проповедовать в синагоге, то был изгнан соплеменниками. В результате родилась известная фраза – «Нет пророка в своём отечестве».
Они его не приняли и не поняли. Для них Он был чужой, странный, непонятный. Поэтому свой роман о Христе я и назвал «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Лично для меня Иисус из Назарета это прежде всего человек, личность, и в то же время символ возрождения, начала новой жизни. Поэтому споры в фильме «Дух времени» кажутся для меня как человека веры не убедительными, хотя и аргументированными.

Некоторые оппоненты пишут: «Древние представляли годичное обращение Земли вокруг Солнца как жизненный цикл человека. Он должен был родиться или возродиться 25 декабря, через трое суток после дня зимнего солнцестояния, в который Солнце по поверью «умирало» или находилось в самой нижней точке за все время своего путешествия в северном полушарии. Вот откуда взялась дата 25 декабря.

Евангелия, на основании которых возникли «Иисус» и христианство, во многом напоминают символизм египетских, шумерских и вавилонских школ мистерий, связанных с солнцепоклонничеством, секретными ритуалами и прочими эзотерическими концепциями. Одна и та же базовая история о «рожденном 25 декабря», «умершем за человечество».

Воспринимать дату 25 декабря буквально как день рождения Иисуса в Вифлееме, означает не понимать сути той веры, что дал людям Иисус Христос.
Уже то, что православные празднуют Рождество 7 января, а весь остальной мир 25 декабря, свидетельствует об условности этой даты.
Что нам мешает объединиться с христианами всего мира и праздновать Рождество 25 декабря?
Как известно, Пётр I ввёл празднование Нового года по примеру Европы 1 января, хотя ранее на Руси Новый год встречали 1 сентября.
Ленин своим декретом ввёл исчисление по новому (европейскому) стилю.
Так почему нам не праздновать Рождество 25 декабря?
Чувство общности, в том числе и религиозной, важнее каких-то условностей.
Надо стремиться к тому, что объединяет, а не к тому, что разъединяет!

До сих пор остаётся открытым вопрос, было ли известное избиение младенцев в Вифлееме, осуществлённое, якобы, по приказу Ирода Великого. Царь Иудеи Ирод Великий правил почти тридцать лет и умер за 4 года до избиения младенцев в Вифлееме – это исторический факт! Как же тогда быть с известным избиением младенцев, описанным в Евангелиях от Матфея и от Луки?

Неверующие могут говорить всё что угодно. Но невозможно отрицать тот факт, что сегодня мы празднуем 2010 год от рождества Христова, а не 5770 год от сотворения мира.

Разумеется, основные символы христианства имеют древние корни, как например, крест или знак рыбы. Но это лишь доказывает глубокую преемственность христианства с теми глубокими истинами, что были известны давно, в том числе и в Вавилоне. Равно как и заповеди Моисея не содержат принципиально ничего нового, что не было известно ранее.

Иисус из Назарета ничего принципиально нового не сказал. Зато показал пример истинной любви, призывая возлюбить ближнего своего как самого себя.
Его ненавидели, а он показал пример подлинной любви!
Главное для меня в Его жизни – то, что он любил и врагов своих!

Честолюбие людей разделило верующих в Христа на множество соперничающих конфессий. Каждый верит в своего Христа, и воюет за своего Христа с другими христианами, позабыв о заповеди любви. Например, все мои статьи и видеоролики о паломничестве по Святой Земле на православном форуме Андрея Кураева модераторами удаляются.

Был ли Он тот, кого так долго ждал Израиль? В облике Иисуса не было ничего, что указывало бы на высокое положение. С виду – обычный человек, бедно одетый. Народ ожидал царя-освободителя, а не того, кто установит царство праведности и мира в людских сердцах.

Первый из апостолов – Андрей, прозванный Первозванным, пришёл к своему брату Симону (будущему Петру) и воскликнул: «Мы нашли Мессию» (Евангелие от Иоанна 1:19-51).
Нафанаил первым сказал Иисусу: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Так и пошло. Все Его действия воспринимали именно как осуществление царства и освобождение от гнёта римлян. Но сам Иисус не претендовал на царство, и сам не называл себя Сыном Божиим, а лишь говорил, что все сыны Божии.

С призванием Иоанна, Андрея, Симона, Филиппа и Нафанаила было положено основание христианской церкви. Но они Его не понимали. Они видели в Нём мессию – будущего царя иудейского, который освободит их от гнёта римских завоевателей. А Он пришёл освободить людей от них самих.

Для иудеев Иисус это лжепророк. Имя Иисус (по-еврейски Иешуа) означает «Спаситель». В греческом языке нет буквы Ш, поэтому её заменяют на букву С.

Христианская церковь вначале была лишь иудейской сектой, и вера их была в Христа как в мессию. Они называли себя христианами, и над ними смеялись греки, называя их «помазанными» (от слова «христос» – по-гречески «помазанник»).
Секта была немногочисленная и состояла первоначально исключительно из иудеев. Но после видения Петра в доме кожевенника в Яффо и включения в состав секты сотника Корнелия (не иудея), будущая церковь стала разрастаться благодаря вхождению в неё всех, кто верил в Христа.

Почему-то, говоря об Иисусе Христе, чаще называют его Богом, нежели видят в нем человека. Я же хочу более увидеть не в человеке Бога, но в Боге человека. Это по телу Иисус был как все люди, а по духовному совершенству богоподобен. И мне кажется, что божественное в Иисусе - вовсе не совершаемые им чудеса, а то, что позволило ему жить в сердцах людей две тысячи лет. Много путей духовного совершенствования, но маяк один - БОГ! Каждый идет своим путём, а наиболее приблизившиеся к Совершенству становятся божьими сынами…
Бог воплотился в человека лишь для того, чтобы показать свою близость людям, а главное, наличие возможностей у каждого стать богоподобным. Для того Бог и пришел в мир, воплотившись в сына плотника, рожденного от простой женщины, чтобы спасение свое люди увидели не во всемогущем царе, а в нелицемерной любви, поскольку никакое насильственное вмешательство и воспитательное воздействие со стороны не поможет. Люди могут только сами спасти себя, и тем изменить мир к лучшему». из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»

Поздравляю всех православных христиан с Рождеством Христовым!

P.S. Читайте и смотрите мои заметки и видеороликами о паломничестве по Святой Земле: «Крещение в Иордане», «Новая Нагорная проповедь», «Ночь в Гефсиманском
саду», «Путь на Голгофу Христа», «В Храме Гроба Господня» и другие.

Преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены. Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского. Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два. Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно. Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно. Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Поэтому, следуя повелениям римских властей, Иосиф Обручник должен был отправиться именно на юг Иудеи, так как он происходил из потомков царя Давида. Собственно, Иудея – это непосредственно та часть Святой Земли. Кстати говоря, предположительно раскопанного дома жил Иосиф в Назарете. Назарет – место, интересное по своему названию. Сейчас это, наверное, самый крупный арабский город, в нем большой процент арабского христианского населения, есть мусульманское арабское население. Но в те времена это был совсем небольшой городок, скорее, даже деревня, в котором проживало всего лишь порядка трехсот человек.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический

Назарет - это небольшой городок в Израиле. В переводе с еврейского слово "Назарет" обозначает отрасль, отпрыск. По-арабски город Назарет назывался Наера, или Назира. А по-древнееврейски Нацрат. В Ветхом завете этот город не упоминается. Назарет приобрел всемирную известность как место Благовещенья Девы Марии (Лука 1,26), как город, в котором жили Иосиф Обручник и Дева Мария (Лука 1:26; 2:4), как город в который возвратились Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Праведный после своего пребывания в Египте (Матф. 2:23), а также как город, в котором прошло детство, отрочество и последующие годы жизни Иисуса Христа до начала Его проповеднической деятельности (Лука 2:39- 51).

Во времена Иисуса Христа Назарет был небольшим населенным пунктом в северной части Галилеи. Находится Назарет в горной долине и расположен на одной из гор, окруженной холмами. Об этом говорится у Луки (4:29). Из этой горной долины открывается чудесный вид на горы Фавор, Гелвуй, Кармил, на долину Ездрилонскую и на Средиземное море.

В евангельские времена население Назарета было невелико и в среднем составляло около трех тысяч жителей. Жители Назарета не отличались добрыми нравами, не пользовались хорошей репутацией и презирались другими людьми. Выражение из Библии "из Назарета может ли быть что доброе" (Иоан.1:46) превратилось в притчу, указывающую на презрительное отношение к Назарету и к его населению.

Дом Иосифа Плотника издавна почитался как святыня всего христианского мира. Как все дома того времени в Палестине, это была естественная пещера в скале, приспособленная для жилья. "Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Присно-дева Мария по своем обручении со старцем Иосифом, - писал один из русских палестиноведов в конце XIX века. - Домов этих не осталось, но сохранились те пещеры, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан".

Именно в этом городе, в синагоге Назарейской, Спаситель читал и объяснял Священное Писание. После этого находившиеся в синагоге евреи пришли в такую ярость, что, изгнав Иисуса Христа из города, повели Его на гору, чтобы скинуть с нее Его, но "Он, пройдя посреди них, удалился" (Лука 4:30).

В переселении Иисуса Христа в пределы Завулоновы и Неффалимовы евангелист видит исполнение пророчества Исаии. Северная часть Галилеи за Иорданом, при озере (или при море) Геннисаретском, населена была иудеями и язычниками и потому называлась языческою. Народ, здесь обитавший, в отношении к истинному Богопознанию и Богопочтению, был столь невежествен и порочен, что уподоблялся сидящим в могильной, непроницаемой тьме. С пришествием Иисуса Христа в эту темную страну, от Его проповеди воссиял истинный свет, и темные люди стали просвещаться Божественною истиною, и погрязшие в беззакониях стали жить жизнию Богоугодною.

Родственники праведного Иосифа Обручника продолжали долгое время жить в Назарете. Один из них, Конон, диакон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь. Это было в 249 году при римском императоре Декии, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках в конце XIX века. В IV веке император Константин Великий поручил одному из своих наместников - Иосифу, правившему в Тивериаде, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 году. Вторжение персов в Палестину в 614 году, к счастью, миновало Галилею, и назаретский храм Благовещения избежал разрушения. Еще в 670 году о нем упоминали паломники, посещавшие Палестину. Но впоследствии начались посягательства мусульман на древнюю базилику, и местным христианам не раз приходилось откупаться большими деньгами. Но все же набеги сарацин продолжались, и участники Первого крестового похода (1096-1099) нашли Назарет в полном упадке. "Город Назарет совершенно разорен и опустошен сарацинами; но тем не менее весьма прекрасный монастырь указывает на место Благовещения Господня", - сообщал англосаксонский паломник Зевульф в записках начала XII века.

Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (1112). За свою храбрость он получил от предводителя Первого крестового похода Готфрида Бульонского в личное владение Галилею. Танкред восстановил базилику, частично использовав остатки прежней. В Назарет была перенесена митрополия, и католический епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения.

Дальнейшая судьба Назарета была печальной: в 1167 году город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина). В 1229 году крестоносцы освободили Назарет, но в 1265 году он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бибарса ворвались в Назарет и приказали всем жителям принять ислам. За отказ мужественные христиане были умерщвлены, а храмы уничтожены. Поэтому особую ценность представляет описание назаретских святынь, составленное "игуменом земли русской" Даниилом, который посетил Палестину в 1104-1107 годы, то есть во время господства крестоносцев в Святой Земле.

"Назарет - городок небольшой, в горах, на склоне, даже не дойдя до него, его можно видеть, - пишет русский игумен. - Посреди городка создана церковь, большая и высокая, с тремя алтарями. Когда войдешь в церковь, то с левой стороны есть небольшая пещерка перед малым алтарем, с двумя небольшими дверцами; одни из них - с запада, а другие - с востока. Влезать в пещеру по ступеням, идущим из обеих дверей. Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица с Христом, в этой храминце и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где он лежал. Кроватка низкая, на земле создана". В записках игумена Даниила содержатся важные сведения, относящиеся к Благовещению. Согласно древнему преданию, которое излагает русский автор, "в этой пещере близ западных дверей есть место, где сидела Богородица и сучила кокнит, то есть багряницу. Сюда пришел Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии". Именно здесь прозвучали слова о спасении рода человеческого: "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего" (Лк.1, 30-32).

Сейчас Назарет расположен к западу от горы Фавор на полпути между горой Кармил и южной частью Генисаретского озера, в 165 километрах от Иерусалима. Современный Назарет имеет около 40 тысяч жителей, большая половина которых арабы-мусульмане, Другая часть жителей - арабы-христиане. Живет в современном Назарете несколько сот европейцев-монахов, священников, а также служащих миссионерских учреждений. В Назарете сейчас действует около двадцати храмов и монастырей. Из храмов современного Назарета особое внимание привлекает новый католический храм Благовещенья, построенный в 1968 году и являющийся одним из крупнейших храмов на Среднем Востоке. В 1957 году к востоку от Назарета возник новый еврейский город под названием Верхний Назарет. В нем живет 20 тысяч жителей и построено несколько фабрик.

В настоящее время основной достопримечательностью Назарета является место Благовещенья Девы Марии, на котором возведен католический (латинский) монастырь. Главным украшением этого храма является скромное жилище Пресвятой Богородицы, расположенное под средней частью храма и состоящее из трех комнат, так называемая "пещера Благовещенья", которую показывают монахи. Согласно другому преданию, о котором рассказывают здешние греки, место Благовещенья было расположено в самом конце города у источника. На этом месте стоит скромная греческая церковь, построенная из камней, взятых из развалин ранее существовавшего здесь храма. Этот храм был построен Святой Еленой. Внутри самой церкви размещен глубокий колодец, называемый источником Святого семейства. Из этого колодца, уверяют монахи, сама Дева Мария черпала воду для Своих нужд. Монахи францисканского ордена также показывают место, где находилась мастерская Иосифа Обручника-древодела, развалины синагоги, в которой Иисус Христос читал евреям пророчества Исаии о Себе Самом, и гору, с которой разгневавшиеся жители Назарета хотели свергнуть Спасителя.

Почему Иисус Христос ассоциируется с Назаретом?

Назарет, небольшое поселение в Верхней Галилее, был местом, где Иисус провел Свое детство. Согласно Новому Завету Иосиф и Мария вернулись туда спустя какое-то время после рождения Иисуса в Вифлееме, небольшом городе на юге Иудеи (от Матфея 2:23). В период с детства и до тридцатилетия Иисуса Назарет был Его домом.

В то время людей часто называли в соответствии с тем городом, в котором они родились или жили (см. от Луки 8:2, где упоминается Мария из Магдалы). Таким образом, в Новом Завете Иисус Христос семнадцать раз называется Иисусом из Назарета (а также Назаретянином и Назореем).

Даже перед смертью, хотя Он и покинул Назарет за три года до этого, Иисус ассоциировался с небольшим поселением, находившимся в стороне от главной дороги среди холмов Галилеи: “Пилат же написал надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский” (от Иоанна 19:19).

Кроме того, что имена были связаны с географическими местностями по традиции, Матфей верил, что ранние иудейские пророки уже знали, что имя Иисуса будет ассоциироваться с Назаретом: “И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророка, что Он Назореем наречется” (от Матфея 2:23).

Так мог выглядеть Назарет в 1-м веке от Р.Х. (Использовано с разрешения Баладжа Балоха)

Роль Назарета в повествованиях Нового Завета

Возвращение Царя, [от Матфея] 2:19-23

Этот отрывок во второй главе Евангелия от Матфея начинается с такой же истории, как и в предыдущих стихах о побеге в Египет – Ангел Господень является Иосифу во сне и повелевает ему: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву”, и Иосиф в точности выполняет то, что было велено ему (обратите внимание на похожие слова в стт. 14 и 21). Возвращение в Иудею на самом деле было не очень хорошей идеей, так как там правил теперь сын Ирода Архелай. Поэтому, будучи оповещен об этом во сне, Иосиф отправился в Галилею с намерением поселиться в маленьком городе Назарете. Это опять же рассматривается как осуществление пророчества из Священных Писаний, где было сказано, что пророки (во множественном числе) говорили, что “Он Назореем наречется”.

На основании этого отрывка из Евангелия от Матфея создается впечатление, что Иосиф и его семья селятся в Назарете впервые. Странность этой истории в том, что в Галилее правил в то время другой сын Ирода, Ирод Антипа. А потому, каким образом Галилея могла быть более безопасной для семьи Иосифа, чем Иудея? Однако здесь стоит задуматься, поселился бы Иосиф в таком удаленном городке, если у него не было бы там родственников. Или выбор пал на этот город из-за его численности в 500-1500 человек, а потому в нем легко было бы затеряться? Это поселение не было упомянуто в Ветхом Завете или в ранних иудейских источниках. И хотя многие исследователи полагают, что эта история с трудом согласуется с отрывком из Евангелия от Луки 2:39-40, предполагающим, что семья Иисуса была родом из Назарета, оба эти повествования сходятся на главном факте – Иисус вырос в Назарете и стал называться Иисусом из Назарета. Интересно то, что после падения Иерусалима в 70 г. от Р.Х., в Назарете обосновалась группа священнослужителей, а это означает, что та местность считалась священной.

Бен Уитерингтон III, Matthew , (Macon: Smyth & Helwys Publishing, 2006) . 71-2

Бен Уитерингтон III, профессор Нового Завета Эсберской теологической семинарии г. Уилмор, штат Кентукки.

Города и поселения: Назарет в контексте

Города как места обитания знати доминировали в социальном и географическом ландшафте греко-римской древности. Представители знати строили и населяли города, а также управляли ими. Конечно, Кесария и Иерусалим были крупными городскими центрами Иудеи. Ирод Великий построил Кесарию для того, чтобы иметь порт на побережье Палестины. Она также служила монументальным проявлением верности Кесарю Августу. Крупными городами Галилеи, где жил Иисус, были Сефорис [современный Циппори] и Тиберия. Эти города были основаны Иродом Антипой, и в них проживали его чиновники. Не удивительно, что в связи со служением Иисуса эти города не были упомянуты в Евангелиях. Капернаум, Далмануфа (Магдала) и Кана были центрами рыболовства и сельского хозяйства. Галилейские крестьяне жили в маленьких поселениях, таких как Назарет или Наин.

K.С. Хэнсон и Даглас И. Оукмэн, Palestine in the time of Jesus: Social Structures and social Conflicts (Minneapolis: Fortress Press, 1998), 116-117

K.C. Хэнсон преподавал изучение Библии в Епископальной школе теологии и в Школе теологии в Клэрмонте, а также в Университете Крейтона и Колледже Св. Олафа.

Даглас И. Оукмэн – декан факультета Гуманитарных наук и профессор религии в Лютеранском университете г. Такомы, штат Вашингтон.

Место рождения Иисуса ещё более неопределённо, чем год рождения.

Сегодня на рождество в церквях вещается, что Иисус родился в маленьком иудейском городке Вифлееме, хотя преобладающим является мнение о том, что место его рождения - Назарет (Нацрат). Недаром его зовут Иисусом из Назарета (Иешу га-Ноцри).

Нельзя исключить из этого списка и Капернаум, находящийся на берегу Геннисаретского озера. Kaphar Nahum - один из вариантов происхождения его названия – «сельцо Наума» . В отличие от Назарета, местоположение иудейского Вифлеема и галилейского Капернаума известно истории. Иисус проповедовал в синагоге Капернаума в начале своей деятельности. «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошёл Он в синагогу и учил» (Марк 1:21). Иисус «опять пришёл в Капернаум» (Марк 3:1), где находились его мать и братья (Марк 3:21). Капернаум сыграл большую роль в жизни Иисуса. Маркион, названный церковью еретиком, в «правленом» им евангелие от Луки утверждал во 2-м веке: «Иисус не рождался, а сошёл с небес в Галилейский город, Капернаум, в пятнадцатый год правления кесаря Тиберия» . Но каких-либо серьёзных аргументов в пользу гипотезы его рождения в нём всё же не находится.

Марк и Павел, самые ранние новозаветные авторы, никогда не называют Вифлеем местом рождения Иисуса. Матфей и Лука считают, что он родился в Вифлееме. Иоанн не сообщает о месте рождения ничего. Для него место рождения вообще не имеет значения, а имеют значение только духовные корни Иисуса в высшем мире: Иисус рождён от бога, поэтому непринципиально, в каком городе на планете Земля он родился и вырос.

Нам остаётся выбирать между галилейским Назаретом и иудейским Вифлеемом. О других местах рождения Иисуса в библии не упоминается.

При анализе текста библии становится очевидной причина, по которой Матфей и Лука называют Вифлеем местом рождения Иисуса. Вифлеем – город, в котором должен родиться «мессия» согласно пророчествам Ветхого завета. «Разве из Галилеи Христос придёт? Не сказано ли в Писании (книга Михей 5:2), что Христос придёт от семени Давидова и из Вифлеема?» (Иоанн 7:41-42). «И собрал (Ирод) всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля (книга Михей 5:2)» (Матфей 2:4-6).

Да, в Ветхом завете пророк Михей в своей книге говорит об этом. Но, как заметил исследователь А.Кольпинг, Матфеем и Лукой «Вифлеем упоминается по причине догмы, а не знания» . Пророк Михей говорит не обо всем известном Вифлееме, находящемся в 15 километрах к юго-западу от Иерусалима, а о Вифлеем-Ефрафе, маленьком городке к северо-западу от Иерусалима. «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Михей 5:2). Кроме того, для сознания иудея рождение Иисуса в галилейском Назарете было просто неприемлемо. Ещё со времён ассирийских завоеваний, когда захватчиками туда переселялись чужестранцы, в Израиле к Галилее сложилось негативное отношение. Галилеяне не считались чистокровными евреями, временами поклонявшимися другим богам и т.д. и т.п. Ещё пророк Исаия говорит о «Галилее языческой» (9:1). И в евангелиях читаем о том же. «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанн 1:46). Говорили жители Галилеи на арамейском языке с заметным галилейским акцентом. Преследователи Иисуса в апостоле Петре сразу узнали галилеянина и ученика Иисуса именно из-за его акцента. «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя» (Матфей 26:73).

Марк и Иоанн считают, что Иисус был родом из Галилеи. «Пришел Иисус из Назарета Галилейского» (Марк 1:9). «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Иоанн 1:45).

Кстати, на эти слова Иоанна о «Моисеевом законе и пророках» современная библия даёт 16 ссылок на книги Ветхого завета! Чуть отвлечёмся, приведём и мы одну цитату пророка Исаии. «Вот, Отрок Мой, которого я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по-истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Исаия 42:1-4). Если не задумываться, можно сказать: вот пророчество явления Иисуса Христа. Но если Иисус сын бога, почему он не устроил суда, как пророчествовал Исаия? Если пророчествуется, что он «не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах» , то почему устраивает дебош во дворе иерусалимского храма и разгоняет менял и торговцев? Значит, если верить библии, Иисус был просто самозванец! А явление настоящего сына бога и страшный суд ещё предстоит?.... Вопросов возникает безответное множество…

Матфей говорит, что Иисус родился в Вифлееме (подразумевается, что Иосиф и Мария жили там постоянно), а в Назарете его семья поселилась после возвращения из Египта из страха перед новым правителем Иудеи, Иродом Архелаем. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; пошёл в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое чрез пророка, что Он Назореем наречётся» (Матфей 2:22-23). Отметим лишь странность аргументации Матфея. Во-первых, назореями у иудеев люди звались никак не за то, что были родом из Назарета, а за то, то посвящали себя богу и добровольно налагали на себя определённые ограничения. Во-вторых, ясно, что человека из Назарета звали бы не Назореем, а Назаретянином. Каких именно пророков имел в виду Матфей, говоря: «речённое чрез пророков» ? Точно сегодня на этот вопрос ответить нельзя, но, видимо, Матфей опирался на пророка Исаию. У него мы читаем: «И произойдёт отрасль из корня Иессова (имя отца царя Давида), и ветвь произрастёт от корня его, и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Исаия 11:1-2). «Ветвь» или «отросток», «отрасль» на иврите звучит как «нецер», что может быть связано с названием Назарета. Или Матфей имел в виду слова книги Судей: «От самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиль от руки Филистимлян» (13:5). Последние слова цитаты вызывают сомнения и вопросы. Если они про Иисуса, то, несомненно, подрывают мысль о его «мировом масштабе» (спасать только Израиль). И от кого спасать? Во времена Иисуса филистимляне, как народ, давно перестали существовать.

У Луки своя версия. По его мнению, Иосиф и Мария постоянно жили в Назарете. «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу» (Лука 1:26-27). Оказались они в Вифлееме, где у них и родился Иисус, по воле обстоятельств, из-за переписи населения. «И когда они совершили всё по закону Господню (обрезание на восьмой день и принесение жертвы, не ранее 40 дня после родов по «закону Моисееву» о нечистоте), возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лука 2:39). То есть, по мнению Луки, Назарет был их постоянным местом жительства.

Однако рассказ Луки о путешествии «святого семейства» из Назарета в Вифлеем и обратно на деле оказывается совершенно абсурдным. В действительности Иосиф и Мария должны были ожидать переписи населения на своём постоянном месте жительства, а не путешествовать из Назарета в Вифлеем. Римляне, проводившие перепись, исходили из здравого смысла: в задачу переписи входило лишь составление полного списка жителей для определения суммы взимаемого налога с того или иного населённого пункта. Они хотели видеть реальную картину численности жителей населённых пунктов и соответственно жители не могли выходить для переписи за их пределы, как это ошибочно указывает Лука.

Историческими источниками подтверждается такой интересный момент. Не желая утруждать себя сбором налогов на оккупированных территориях, римляне сдавали отдельные местности или города в аренду сборщикам налогов (в евангелиях – мытарям). Те платили римлянам определенную плату, а весь собранный налог шёл в карман арендаторам-мытарям. Отсюда становится понятной та ненависть к мытарям, которая прослеживается в евангелиях…

Волей-неволей наиболее вероятным местом рождения Иисуса следует считать Назарет. Но и тут свои проблемы. Сегодняшний Назарет – крупный туристический центр в Израиле. Но большинство учёных убеждены, что Назарета в годы жизни Иисуса просто не существовало. Иудейский историк Иосиф Флавий (37-100 годы) описал карту Галилеи, назвал 63 города и поселения, но Назарета среди них не упомянул. Не упоминается он и иудейским Талмудом. Возможно, он был слишком мал. Другое объяснение: Назарет проник в текст евангелия много позже, во времена, когда он уже существовал. Исследователь истории христианства А.Донини пишет: «Впоследствии, в эпоху Константина, евангельский Назарет будет отожествлён с одним полусельским, полугородским поселением чисто иудаистского типа в Галилее. Однако самые старые его памятники (постройки) относятся только в византийской эпохе (после IV века нэ)».

Есть и ещё одно объяснение. В Новом завете Иисус неоднократно назывался назореем (Марк 19:47; Деяния 2:22; 3:6; 4:10; 6:14 и т.д.). Назореи упоминаются ещё в Ветхом завете (Амос 2:11, Судей 13:5-7 и др.). Могучий Самсон описан как назорей. Это были «посвящённые богу» люди, наподобии современным монахам, которые вели аскетический образ жизни, были воздержаны в еде и питье, не стригли волос. Теолог А.Швейцер выдвигает такое объяснение: «Во времена после Павла среди христиан разгорелся спор по поводу аскетического образа жизни. Позже «антиаскетические группы» пытались искоренить назорейство в христианской среде. Для этого было создано новое, лжеисторическое обоснование использования слова «назорей», согласно которому Иисус был родом из города Назарет». Другими словами, Иисуса-назорея заменили на Иисуса-назаретянина. Тот же А.Донини по этому поводу пишет: «Лингвистическая связь между словами «Назореянин» (назорей) и «Назарет» в семитском языке была невозможна, но она вполне вероятна, однако, в эмиграции, в еврейской и иной среде средиземноморского мира». То есть искажение слова могло произойти только в зарубежной еврейской диаспоре, но не в самом Израиле.

В апокрифическом евангелие от Филиппа прозвище Иисуса, «Назорей» , не связывается с городом Назаретом, как в канонических евангелиях. Это прозвище объясняется как «принадлежащий истине», так как «назара есть истина» . По-видимому, автор пользовался какими-то древними христианскими текстами, где ещё не было упоминания города Назарета. Видимо, легенда о происхождении Иисуса из этого города не была общепризнанной и появилась она уже в среде христиан, говоривших на греческом языке, для объяснения непонятного им слова «Назорей» .

При этом надо заметить, что Иисус фактически назореем никогда не был. В евангелиях говорится, что он пил вино, что категорически было неприемлемо для назорея.

В итоге надо сказать, что в любом случае Иисус не родился в Вифлееме, его никто и никогда не называл «Иисусом из Вифлеема» .

Источник Гайдпарк