Лилины коллекции. Домики как символ путешествий: Ольга Лебедева о семейных хобби Мои любимые керамические домики хвост

Если бы не эта симпатичная куколка, то не побывала бы я в Бресте, и не узнали бы вы никогда, что живет на белом свете замечательный человек, который собирает в своём милом и уютном домике всё на свете. Но никто этого не видит, потому что Лиля lillyho считает, что никому не интересны её коллекции, от которых я впала в тихий восторг и, как ни старалась всё рассмотреть - мне это не удалось, хотя я и провела в Беларуси почти 8 дней.
И если вы меня спросите - какое моё самое сильное впечатление от недавней поездки, то я, не задумываюсь, скажу вам - Лилины коллекции.

Моя дружба с Лилей началась именно с этой куколки, у которой довольно-таки необычная история.
Когда-то давным-давно мой муж привёз из Брюсселя открытку, на которой была изображена куколка в национальном костюме. Моя мама-рукодельница загорелась сделать такую куклу, которую мы, конечно, сразу же полюбили.
Как-то в одном из Лилиных постов, я узнала, что она очень любит куклы, и увидев несколько кукол в её фотографиях, было решено, что это самая подходящая компания для нашей любимицы. И кукла была послана в Брест. А мы с Лилей начали переписываться, подружились и, наконец-то, обменялись визитами.
Каков же был мой восторг, когда я увидела, в какую дружную компанию попала моя любимая бельгиечка!

И это не просто собрание кукол. Каждая из этих кукол имеет свою историю, а некоторые, коллекционные-номерные, имеют даже паспорта. Но и это еще не всё. Каждая (!) кукла имеет "документ", выписанный лично Лилей, с описанием даты приобретения, имени, роста и прочих кукольных подробностей.
Представляете, сколько времени собиралась эта коллекция!

Самые раритетные куклы хранятся у Лили в другом месте.
Вот одна из них - её имя Елизавета Вторая. С этой куклы и началась Лилина коллекция.
Её выпустила немецкая фирма "K&W" в 1952 году. Правда, подарена она была Лиле в 1958 году.
(Эту куклу мне не хотелось выпускать из своих рук, потому что у меня, в моём далёком детстве, была очень похожая на неё кукла, которую я звала - Вероника).

Следующий раритет лежит вот в таком раритетном сундучке.

Это уже ГДР,1965 года выпуска. Куколка-младенец имеет приданое, в котором кроме одёжки, одеяльца и погремушки есть даже мочалка и бельевая прищепка.

И еще целая полка ГДР-овских раритетов 1975-1981 годов выпуска.
Эрик, Матильда, Эльза, Бриджит, Гретхэн...

Скажите, - можно ли смотреть на эти мордашки без улыбки?

Среди раритетов - исключительно красивая, тоже ГДР-овская кукла Флорентина, которой в этом году исполнилось 48 лет! Лиле она досталась без оригинального наряда. Шляпку и платье смастерила сама рукодельница-Лиля. А вот туфелек у неё не было.

Но - не имей сто рублей, а....
Самое интересное то, что золотые туфельки для Флорентины нашлись! И прибыли они из США. Их выиграла на аукционе Лилина подруга специально для этой куколки!


Но если вы думаете, что это всё, то глубоко ошибаетесь! Давайте заглянем в эти ящики с аккуратно подписанными Лилиными ручками коробочками.

В каждой коробке - кукла. И каждая из этих куколок - произведение кукольного искусства. И все они- героини известных романов известных писателей.

А еще у Лили есть коллекция сказочных домиков. Вернее, не сказочных, а просто - домиков, в которых хотелось бы жить.
Этот домик был собран собственноручно из отдельных деталей без всяческих схем, чем Лиля очень гордится.

Мне все эти домики в преддверии Нового года, показались сказочными...
И я в каждом из них хотела бы жить.

А какие замечательные домики выставлены в Лилином окне, которое выходит на улицу Гоголя.
Вот что значит - щедрая душа! Я бы этими домиками сама любовалась. А Лиля их выставляет на всеобщее обозрение.
Что, в общем-то, чревато лишними любопытными взглядами и стуками в окно. Но Лиля не такой человек, чтобы обращать на это внимание. Пусть любуются!!!

А этот домик в Лилином доме вообще сразил меня наповал,

как только он распахнул свои дверцы.
Я видела подобные домики в зарубежных кинофильмах. И честно признаться, завидовала тем детям, которые могли владеть таким "богатством".
А здесь, в Лилином доме, стоял такой домик, полностью укомплектованный кукольной мебелью.
Лиля собственноручно собирала его несколько лет. Называется он - Дом Мечты.

Показываю несколько внутренностей домика.

Рассматривать эти мелочи можно бесконечно.
Но Лиля не довольна своим домиком - нет еще люстр. Да и картин на стенах ей еще не хватает. Картины, кстати, уже заказаны. Ожидаются только позолоченные багеты...

А вот и жители Дома Мечты.
Поселить их в беларуский Дом Мечты было довольно-таки сложно.
Всё дело в том, что итальянская фирма "
DeAgostini " принимает заказы на этих куколок почему-то только от жителей США. Но для Лили нет преград, так как в любом уголке земного шара у неё есть верные друзья.
Так что - любуйтесь. Эксклюзив!


Смотрим следующую коллекцию.
Как на мой взгляд - эта коллекция беларуских керамических свистулек уникальна. Собирается она Лилей на протяжении трёх десятилетий.
Казалось бы - СВИСТУЛЬКА! А ведь её первоначальное предназначение - оберег жилища от несчастий, охрана от диких животных.
Все свистульки действующие. Проверено!

Понятно, почему для Лилиного жилища не страшен ни одни из Гоголевских персонажей, хотя они обитают буквально перед её домом. СВИСТУЛЬКИ!!!

Коллекции керамических кувшинов примерно столько же времени, сколько и свистулькам.
Обратите внимание на задний план. Там - сосуды побольше. И поверьте, что они не только на этих полках...
Есть и небольшое собрание "мини-стекляшек" местного производства. Но эта коллекция, как я поняла, только в начале собирательства.

Нецке и всё те же керамические кувшинчики.

Очень интересную коллекцию фарфоровых расписных яиц я почему-то не сфотографировала. Наверное, от избытка чувств. Но одно такое яйцо, подаренное Лилей, есть в моём доме. Оно необычное. Раскрываешь его, а там - еще одно яйцо, украшенное бисером и ленточками. А наверху - трогательная бабочка.
Это бисерное плетение выполнено Лилиными ручками. Дизайн, конечно же, тоже - нашей мастерицы.

Теперь я думаю, что вам понятно, почему мне не хватило недели, чтобы рассмотреть все Лилины коллекции. Ведь есть еще и фотографии, картины, и коллекция старинных открыток, марок, шкатулок, и коллекция монет, и коллекция носовых платочков. А о книгах я вообще молчу...
И что немаловажно - все увиденные вами стеллажи для Лилиных коллекций, вся мебель - видимая и невидимая, сделана руками Лилиного мужа, который, думаю, гордится таким нестандартным увлечением его супруги.

Лилины дети также увлеченные коллекционеры. Дочка со своим мужем, которые живут в Польше, собирают иллюстрированные детские книги. А сын, который сейчас находится в дальнем морском плавании где-то у берегов Эквадора, собирает зайчиков, которых я с превеликим удовольствием вам показываю.
Под этими зайчиками я спала и поверьте, что мой сон был крепок и глубок, - настолько сильна была добрая энергетика этого гостеприимного дома.


Ну, и в заключение, показываю вам последнее пополнение Лилиной кукольной коллекции. Думаю, что вам понятно, откуда прибыла эта куколка, которую Лиля назвала Олеся. Знаю, что ей будет очень комфортно в кукольном сообществе. И не думайте, что это оттого, что куклы молчат. Вспомните хотя бы сказки Андерсена. Кукольный мир сложен. Но я уверена, что в в Лилином доме Олесю все будут любить, потому что она від щирого серця бажає всім мира, дружби та добра.

Есть люди, которые остались жить в детстве. Их мало, но они есть. Они смотрят на мир своими ясными, детскими глазами и видят его совсем по-иному, чем мы. Но рядом с ними становишься лучше и чище.
И я просто счастлива, что судьба привела меня в эту маленькую страну, где живёт Человек с большим, чистым и добрым сердцем - моя дорогая коллекционерка - Лиля.

Сегодня речь пойдет о коллекции миниатюрных копий домов и улиц.

Недавно я побывала в гостях у очень приятной семьи, хобби которой меня действительно восхитило и заинтересовало. В специально выделенном стеллаже с подсветкой обитают... миниатюрные копии целых улиц городов, в которых бывали члены семьи. Да, я написала именно «обитают», потому что об этих домиках хочется говорить, как о ком-то живом. От них исходит очень теплая энергетика, рассматривать улочки без улыбки невозможно. Все экземпляры сделаны вручную и с душой. Берешь в руки миниатюрку, ощущаешь ее шероховатую поверхность, как будто действительно нагретую солнышком, и сразу перед глазами встает картинка настоящего города.

Из путешествий мои герои привозят не только домики, но и множество фотографий, на которых стараются запечатлеть и настоящие дома, миниатюрные копии которых приобрели. А уже дома печатают фотокниги по мотивам поездки. К сожалению, я не застала дома главу семьи папу Антона, но с удовольствием пообщалась с мамой Эльвирой и дочкой Лилей.

- С чего началась ваша коллекция?

Мы путешествовали по Хорватии и были поражены красотой и гостеприимством этой маленькой страны, чистейшими пляжами Адриатики в окружении сосен и скал и необыкновенно ухоженными и уютными домами. Нас очень удивила и пленила местная архитектура - белые стены, черепичные крыши и удивительный замес из готики, барокко и ренессанса. А когда в магазине в Шибеннике мы увидели миниатюрные улицы, состоящие из маленьких прелестных домиков, моя мама предложила приобрести на память целую коллекцию. Это была небольшая композиция, состоящая не только из домиков, но и из колокольни, церквушки и фонтана, которые отражали особенности хорватской архитектуры. Мы тогда так увлеклись покупкой, что чуть было не опоздали на последний автобус, и из последних сил бежали с домиками наперевес (улыбается). Так было положено начало нашей коллекции.

- Сейчас, я смотрю, коллекция сильно увеличилась?

Да, появились домики из Греции, Франции, Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии, Монако. Из последних - экземпляры из Прибалтики, Эстонии, Литвы и Латвии, а также светящиеся домики с Крита. Наши знакомые тоже иногда активно способствуют пополнению коллекции. Например, одна моя подруга из путешествия по Чехии привезла мне кроме обычных сувениров, точную копию дома, расположенного на центральной площади в Праге и визитку единственного магазина в городе, где продавали такие керамические домики. На тот момент, как, впрочем, и в обозримом будущем, в Прагу мы не собирались, но обстоятельства сложились так, что буквально через пару месяцев мы оказались в этом городе благодаря вовремя организованной командировке мужа. Так в нашей коллекции появились замечательные копии домиков на Златой улочке - миниатюрной, почти игрушечной старинной улице в центре города, являющейся одним из символов Праги, где по преданию в средние века селились алхимики и чеканщики по золоту, а также проживали стражники, охранявшие город.

- А почему вы вообще начали собирать именно домики?

- Мы очень любим путешествовать, и, конечно же, как и перед любым путешественником, перед нами вставал вопрос, что привезти с собой на память о прекрасной стране и чудесном времени, проведенном там. Конечно, можно привезти что-то гастрономическое, но от такого подарка кроме приятного послевкусия в памяти ничего не остается (смеется).

Нам же очень хотелось оставить на память от поездки не только прекрасные и яркие фотографии, но и какие-то аутентичные и оригинальные сувениры, передающие дух места, колорит страны. Так и появились домики, которые не только расписаны вручную, но и передают особую атмосферу, являясь точными копиями имеющихся домов, колоколен, мельниц и церквей в данной стране. К тому же такие миниатюрные домики обладают удивительным эффектом - они пробуждают положительные эмоции, восхищают и возвращают нас в детство, когда деревья были большими и чудеса случались почти повсеместно (смеется).

- Лиля, а тебя чем привлекло это хобби?

Видя азарт и заинтересованность всей моей семьи, я, конечно же, не могла остаться равнодушной и тоже с удовольствием приобщилась к пополнению нашей коллекции. Тем более я художник, и архитектура очень интересна для меня и в профессиональном плане.

Так что теперь каждый раз, оказываясь в новой стране, мы наперегонки бежим исследовать не только особенности культуры и архитектуры, но и «заповедные» места, где можно без труда пополнить нашу коллекцию.

- Эльвира, хотели бы Вы, чтобы внуки сохранили и преумножили коллекцию?

У нас уже заходил как-то об этом разговор. Я сказала, что возможно в далеком будущем для внуков и правнуков моя коллекция вряд ли будет представлять какой-либо интерес. На что моя дочь возразила и сказала, что приложит максимум усилий, чтобы коллекция жила и пополнялась, и приносила радость всем последующим поколениям. Мы полагаем, что тяга к прекрасному передается на генетическом уровне, и если родители воспитывают своих детей правильно, то семейные реликвии и ценности будут бережно передаваться из поколения в поколение. Возможно лет через 50 домики, как сейчас старые довоенные и дореволюционные открытки и фотографии, будут являться ценными раритетами и предметами искусства! А так, жизнь покажет, конечно!

- Благодарю за беседу!

Взаимно!

Если у вас есть любопытные семейные хобби, пишите нам! Возможно, именно вы станете следующим героем беседы с Ольгой.

«Таких экземпляров в мире всего шесть»

На днях столичное Управление ФСБ сделало громкое заявление: в Подмосковье чекисты поймали «черного археолога». У жителя Коломны силовики обнаружили богатейшую коллекцию: более тысячи средневековых монет, кошельки времен Ивана Грозного и Петра Первого... Однако сам герой археологического скандала заявил, что никакой он не преступник, а всего лишь коллекционер, ставший жертвой охоты на свое уникальное собрание редких монет.

Самые старые монеты датированы XV веком.

54-летний Михаил Амосов - местная коломенская знаменитость. Он коллекционер, краевед и известный в Подмосковье специалист-нумизмат. Однако чекисты заподозрили, что мужчина помимо коллекционирования промышлял еще и незаконными археологическими раскопками, а также и перепродажей найденных диковин на черном рынке.

Как поведал источник в правоохранительных органах, наблюдение за «черным копателем» велось более года. Результатом такого наблюдения стала спецоперация, которую подмосковные оперативники ФСБ и местные коломенские полицейские провели 14 сентября.

В частном доме краеведа под Коломной стражи порядка изъяли редкие артефакты разных эпох. В частности, клад серебряных дирхемов (арабская монета времен Золотой Орды), уникальные монеты Киевской Руси, кошельки с монетами Ивана Грозного и Петра Первого. Кроме того, в жилище, которое было обставлено как настоящий исторический музей, силовики нашли коллекцию старинных накладок на пояса и другие украшения. По словам правоохранителей, коллекция представляет большую (а некоторые экземпляры - и уникальную) историческую и культурную ценность. Однако точно это смогут сказать только в Институте археологии РАН, куда артефакты были переданы на экспертизу.

Сейчас же проводится доследственная проверка, уголовное дело пока не возбуждено. Как говорят силовики, речь об уголовной ответственности может идти, только если будет доказано, что краевед сам занимался нелегальными археологическими раскопками. В противном случае Амосову грозит штраф за незаконный оборот археологических предметов - от двух до пяти тысяч рублей с конфискацией артефактов. Сам же краевед утверждает, что именно его богатая коллекция и является настоящим предметом многолетнего спора между ним и местными коломенскими музейщиками. Они якобы только и мечтают, как бы забрать себе монеты, которые Михаил собирал больше десяти лет подряд.


Можно было не только увидеть сами средневековые деньги, но и узнать о способах их хранения. Вместо банков тогда были горшки.

«Тайна одной деньги»

По словам Михаила Амосова, все те артефакты, из-за которых сейчас возникли претензии у правоохранительных органов, на самом деле являются частной коллекцией, которую он собирал много лет подряд.

Сколько себя помню, я всегда что-то собирал: фантики, значки, марки, - говорит коллекционер. - Монеты тоже были. Мы еще мальчишками на развалинах коломенского кремля постоянно лазили и что-то находили. Вся эта археология, за которую теперь мне грозят тюрьмой, просто валялась под ногами - бери не хочу. И никто этим не занимался, не изучал. А я почувствовал, что в этом что-то есть, мне стала интересна нумизматика. В начале нулевых я накупил разной литературы, изучил. Потом стал потихоньку собирать монеты. Именно наши, коломенские, которые здесь чеканились. Тогда я даже предположить не мог, каких результатов достигну.

Жемчужиной своего собрания нумизмат считает отчеканенную в Коломне монету начала XV века - эпохи правления князя Василия Первого (сына Дмитрия Донского).

Впервые эта деньга упоминается в 1842 году, - рассказал Амосов. - Граф Толстой в работе, посвященной монетам Василия Дмитриевича Московского, сообщает о трех экземплярах таких монет. Там приводится полное ее описание: на лицевой стороне всадник, едущий направо, с соколом в правой руке. Изображение помещено в линейном ободке. Круговая надпись «ДЕНЬГАКОЛОМЬСК».

Считалось, что таких монет во всем мире всего три. Они хранятся в Эрмитаже. Причем долгое время ученые считали, что эти монеты фальшивые и отчеканены вовсе не в XV веке. В середине нулевых годов я вышел на одного коллекционера, который желал продать старинную монету. Но, похоже, он не вполне понимал, что продает.

Когда я увидел, что именно он хочет мне предложить, потерял дар речи. Передо мной лежала та самая монета - четвертая. Не буду называть сумму, которую заплатил. Но готов был заплатить втрое больше.

Впоследствии эта монета притянула к себе еще две таких же. Теперь в мире их шесть: три в Эрмитаже и три в собрании коломенского музея «Изначалье». Свои монеты я отдавал на изучение экспертам. Они подтвердили: деньги подлинные, действительно начала XV века. Это по сути стало научной сенсацией. Значит, деньги Московского княжества производились не только в Москве, но и в Коломне.


Музей расположился в маленьком старинном здании в историческом центре Коломны.

За полтора десятка лет коллекция монет выросла до тысячи с лишним экземпляров. По сути, она стала живым воплощением истории не только города, но и всей Московской Руси периода становления.

За Коломну постоянно дрались Московское и Рязанское княжества, - говорит краевед. - Спрашивается, почему? Да потому, что этот город был экономическим и духовным центром княжества. А значит, и одним из символов власти. В то время власть - это церкви, торговля и деньги.

Из нумизматов в меценаты

Как рассказывает Михаил Амосов, полностью его коллекция была укомплектована к 2012 году. И нумизмат начал выставлять свои монеты. Поначалу были разовые выставки в культурных центрах Коломны. Потом появился куда более грандиозный план - создать собственный музей коломенских денег.

Его Амосов открыл в мае 2014 года. Постоянная экспозиция расположилась в самом центре Коломны - в здании на улице Зайцева, 14, принадлежащем муниципальному музейному центру. Это маленький двухэтажный домик в историческом центре города у Пятницких ворот коломенского кремля, постройки XVII века. В двух небольших комнатах (по 25 квадратных метров каждая) краевед разместил более четырех тысяч экспонатов. Посетители были в восторге: отзывы в музейном журнале говорят сами за себя:

19 июня 2014 года: «Как первые посетители этого музея из Германии хотели бы поблагодарить вас за прекрасный рассказ об истории коломенских денег. Пожалуйста, продолжайте и дальше. Мы под впечатлением! Ольга, Наташа и Чарльз».

05 сентября 2014 года: «Сотрудники ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Посетили Ваш незабываемый музей. Были поражены, приятно удивлены и восхищены небольшой, но уникальной экспозицией. Профессионализм экскурсоводов и информатизм рассказа незабываемы».

17 октября 2014 года: «Спасибо за интересную экскурсию. Очень интересный рассказ о кладах монет и уникальных монетах Коломны» (Центр «Коломна-Знание»).


Отзыв юной посетительницы в музейном журнале.

История создания и деятельности музея происходила на моих глазах, - говорит председатель совета Коломенского клуба краеведов Александр Денисов. - Задолго до официального открытия Михаил провел большую подготовительную работу. Издал совместно с коломенским кремлем книгу о ранних русских монетах Коломны и окрестностей, наладил связь с сотрудниками Государственного исторического музея, систематизировал нумизматическую коллекцию, составил текст экскурсий и обучил экскурсоводов. Была детально продумана конструкция музейного оборудования: витрины, освещение, стеклянные линзы, для детального разглядывания монет. Он создал уникальный музей, рассказывающий в научно-популярной форме об истории чеканки монет в Коломне периода правления Дмитрия Донского и его сына Василия Дмитриевича.

Как отметил краевед, в «Изначалье» было собрано более двух десятков экспонатов, которых нет больше ни в одном музее мира. Кроме редких монет там были и предметы, связанные с технологическим процессом чеканки денег. И всевозможные керамические сосуды, в которых жители города пять веков назад прятали свои сбережения, закапывая их в землю в горшках, чтобы защитить ценности от грабителей и пожаров.

Более того, молодой музей успел получить диплом губернаторского проекта «Наше Подмосковье» в номинации «Наследие Подмосковья».


Экспозиция коломенского музея «Изначалье» была интересна и взрослым...

«Мы сделаем тебя почетным гражданином, только отдай все»

Проблемы у музея начались спустя год после открытия. Официальная версия - из-за того, что коллекционер не поставил ценности на учет в качестве негосударственной части музейных фондов. Такая обязанность появилась у Амосова после того, как летом 2013 года были приняты поправки в закон «О музейном фонде и музеях в РФ». В нем было довольно расплывчато сказано, что все частные коллекции, связанные с археологией и материалом старше ста лет, считаются собственностью государства. Легализовать такую коллекцию можно было только поставив ее на учет.

Я пытался поставить монеты на государственный учет в течение десяти лет, - говорит краевед. - Но это крайне сложная процедура. На каждый экземпляр нужно получить заключение экспертизы о том, что этот предмет представляет историческую и культурную ценность. Экспертиза стоит больших денег.

Тратиться на дорогостоящие экспертизы у коллекционера, как он объяснил, финансовой возможности не было. Ограничился передачей собрания в свой же музей по договору безвозмездного бессрочного пользования. Фактически коллекция перешла от физического лица к юридическому, но ее статус не изменился и для государства она не стала более легальной.

Вскоре после этого, как рассказал Амосов, ему поступило недвусмысленное предложение от одного из руководителей некоммерческой организации «Город-музей». Эта структура выступала арендодателем муниципального здания, в котором находился музей «Изначалье».

Мне предложили статус почетного гражданина Коломны. Но с одним условием - я отдаю коллекцию государству. Я отказался. Боялся, что коллекция либо осядет в чьих-то карманах, либо будет лежать мертвым грузом в музейных заказниках. Я ее не для этого собирал. Мне было нужно, чтобы эти монеты видели люди. Я показывал их школьникам, в музей приезжали делегации из Франции, Испании, Китая.

По словам экспертов в сфере охраны культурного наследия, постановка артефактов и ценностей на госучет - действительно процедура долгая и дорогостоящая. Но затраты могут как обезопасить коллекционера от притязаний со стороны чиновников и полиции, так и попросту помогут отличить подлинную монету он подделки.

Механизм сложный, на каждую монету нужно отдельное заключение эксперта, которое стоит денег, - пояснил председатель московского отделения ВООПиК Владимир Хутарев-Гарнишевский. - Но если человек платит несколько сотен тысяч рублей за одну монету, неужели он не хочет хотя бы для себя знать, что заплатил за подлинник?

Даже в государственных музеях существует очень большой процент выбраковки. Эксперты иногда обнаруживают, что в музее хранится подделка. Но есть схема, позволяющая «обелить» артефакт без экспертного заключения. Хозяин просто выставляет его в музей, возит по разным выставкам. После каждой выставки он берет справку, что вещь экспонировалась. С пятью-шестью такими справками он потом спокойно продаст свою вещь и без заключения эксперта. По сути дела, это пыль в глаза, но покупателям чаще всего таких справок бывает достаточно.


И детям всех возрастов

С октября 2015 года арендодатели отказались продлевать контракт с музеем Михаила Амосова. Краевед был вынужден перевезти всю коллекцию в свой частный дом в деревне Молитвино под Коломной. Там, кстати, у музея юридический адрес. Так что в правовом плане артефакты как были в музее, так в нем и остались.

Закрытие музея в историческом центре города вызвало широкий резонанс. Представители культурного сообщества города встали на защиту коллекционера.

«В 2014 году коллекция Амосова легла в основу экспозиции созданного музея «Изначалье», который представлял большой интерес для жителей и гостей города, - писал вскоре после закрытия экспозиции гендиректор музея коломенского кремля Виталий Хитров. - К сожалению, музей лишился помещения, и это стало большой утратой для культуры и истории города Коломна. Надеемся, что продолжением нашей совместной работы станет выпуск каталога экспозиции музея, посвященной возрождению великокняжеской чеканки в Коломне как самой большой и разнообразной из всех существующих на сегодняшний день».

«Музей «Изначалье» был создан из денег, но знакомил с тем, что нельзя купить и продать, - местом силы Коломны, где впервые начали чеканить русские монеты, - отметила учредитель Коломенского центра развития познавательного туризма «Город-музей» Елена Дмитриева в письме председателю местного совета депутатов Николаю Сиделеву. - Ежемесячно музей посещало свыше тысячи человек, большинство из которых школьники, получавшие знания о средневековой Коломне. На базе музейной коллекции были написаны научные труды и проводились конференции». (Копии обоих писем имеются в распоряжении редакции.)

«31 коробка с различными предметами»

Михаил Амосов много раз давал объяснения в прокуратуре. Вызовы туда, по его словам, начались в связи с заявлениями граждан, которые заподозрили коллекционера в неладном.

Я якобы пропагандировал незаконные раскопки, - возмущается краевед. - Но я не только не занимался такой пропагандой. Я публиковался во многих научных и общественно-политических изданиях и везде прямо осуждал такой подход к поиску артефактов.

Более того, авторы жалоб в прокуратуру даже обвиняли коллекционера в том, что он наладил подпольный бизнес по купле-продаже выкопанных нелегальными археологами артефактов. И якобы даже сам указывал им, где следует копать. Однако, если это так, почему краевед, будучи в поле зрения правоохранительных органов, ни разу не попался на такой сделке с поличным?

Последний эпизод, когда Амосову пришлось давать какие-то объяснения, стал самым жутким.

14 сентября около семи часов утра к нему в дом в деревне Молитвино, 77 (он же официальный юридический адрес музея «Изначалье»), вошла группа из одиннадцати человек. Ими оказались несколько сотрудников УФСБ по Москве и Московской области, полицейские УМВД по Коломенскому городскому округу, двое понятых, а также сотрудница местного археологического муниципального центра и зачем-то IT-специалист. Самого Амосова дома не было - были только его супруга Надежда и несовершеннолетняя дочь-школьница Мария.

Дочь рассказала, что ей один из полицейских сказал: «Теперь твой папа будет сидеть в тюрьме». Она, вместо того чтобы идти в школу, с 7.30 до 17.30 присутствовала при всей процедуре и помогала маме следить, чтобы никто ничего не подкинул или не стащил. На следующий день, когда я приехал, в доме пахло валерьянкой, а жене даже хотели вызвать «скорую» - у нее давление подскочило.

Домочадцы рассказали коллекционеру, что стражи порядка мельком показали им постановление на обследование жилого помещения, выписанного судьей Коломенского городского суда Ириной Синевой. Сообщили, что ведутся оперативно-разыскные мероприятия, и предложили добровольно выдать предметы, запрещенные или ограниченные в обороте.

Если бы я хотел, об этой коллекции никто никогда бы не узнал. Но я никогда не пытался ничего прятать. Наоборот, я специально отдал ее музею, чтобы показывать людям и ввести монеты в научный оборот. В итоге я сам, собственными руками сделал так, что никто из моих наследников распорядиться этой коллекцией уже не смог. Продать, вывезти за границу - ничего не смогут. Я специально так сделал, чтобы она всегда оставалась на территории моего государства. И теперь это же государство говорит, что я преступник.

Все, что происходило в доме Амосова, практически сразу попало в Интернет. Оперативники снимали все на видео. На минутном ролике - огромное количество планшетов со стройными рядами монет. Те самые кошельки времен Ивана Грозного и Петра Первого. Рядом с ними пластиковые музейные таблички с описанием артефактов - остались от постоянной экспозиции музея.

Рассматривать и пересчитывать артефакты силовикам пришлось до вечера. Затем они собрали все по коробкам и унесли в неизвестном направлении.

Однако в протоколе обследования помещений (копия имеется в распоряжении редакции) список этих самых артефактов почему-то отсутствует. Вместо него чекисты напечатали нечто невообразимое. Вот буквально несколько пунктов из целого листа, который занимает перечень изъятого:

«пластиковый контейнер, содержащий 2 полиэтиленовых пакета, 3 пластиковые коробки, полимерный пакет с различными предметами»;

«пластиковый контейнер, содержащий один пакет с различными предметами, одну пачку из-под сигарет с различными предметами».

Супруга Амосова, Надежда, не стала оставаться в стороне и прямо в протоколе указала свои возражения:

«Изъятые вещи, а именно каждая из них, надлежаще не осмотрены, не сфотографированы, не описаны, их идентифицирующие признаки не посчитаны. Многие из указанных изъятых предметов имеют значительную ценность, в том числе и историческую.

Впоследствии я не исключаю, что что-то может быть определенным образом утрачено, заменено, что может привести к необратимым последствиям. В связи с этим ходатайствую о пересчете, фотографировании и описании каждого изымаемого предмета и вещи».

Конечно, в этой истории еще есть много вопросов, на которые сам коломенский краевед либо затруднился ответить, либо ответил расплывчато. Например, почему он так и не поставил свою коллекцию на учет даже после того, как к нему появились претензии у местной прокуратуры?

По сути, Амосов сказал «а», но почему-то не сказал «б». Отдал монеты своему музею, но не довел дело до конца и не сделал их частью музейных фондов, как велит закон.

Непонятны и источники происхождения артефактов. Откуда они взялись? Если куплены, то у кого? Если выкопаны, то где? Ведь, как говорят археологи, любая находка ценна, только когда достоверно известно, в каком месте она была поднята из земли. В противном случае лучше ее вовсе не выкапывать и оставить в том культурном слое, которому она принадлежит.

Если ценности были найдены при раскопках, то кто копал? И был ли у этого человека открытый лист - единственный документ, дающий законное право археолога брать в руки лопату и рыть «в глубь веков»?

А если монеты и прочие сокровища коллекционер покупал на аукционах и у частных лиц или, например, принимал в качестве подарка или обменивал - где подтверждающие это бумаги? Их наличие тоже до января этого года являлось требованием закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Любая подобная сделка должна была оформляться в простой письменной форме, договором или распиской. Есть ли они у Михаила Амосова? Ответы на эти вопросы еще только предстоит найти следствию.

При этом очень хочется верить, что каждый артефакт действительно будет передан на экспертизу грамотным специалистам, а потом - спрятан под замком в комнате хранения вещдоков до тех пор, пока по делу не будет принято законное решение. В противном случае есть риск, что редких коломенских денег ни туристы, ни школьники, ни просто любознательные граждане так никогда и не увидят.

Дорогие друзья!
На Бейбиках больше пяти лет тому назад я оказалась благодаря журналам «Дом Мечты» Де"Агостини. И кто из девочек в детстве не мечтал о кукольном доме?
Мне, наверное, еще повезло - мне покупали ГДРовскую мебель для маленьких куколок, до сих пор помню деревянный буфет со стеклянными с рисунком створками и аквариум - деревянный, на ножках, как телевизор. Спереди было стекло с нарисованными водоряслями, рыбками… Кажется, даже несколько слоев стекол. А сзади лампочка-подсветка. Иногда просматриваю немецкий и-бей, но такого не видела. Впрочем, как и другой мебели, которую чуть-чуть помню. Единственное - часы, деревянные часы с гирями и маятником. Кажется, они входили в набор кукольной мебели. Недавно купила набор именно из-за этих часов. Мебель - в коробке, а часы - на кухне в «Доме Мечты» (в дальнейшем - ДМ).
Так вот, вернемся к Де"Агостини. С каким восторгом я ждала каждый выпуск! Вот! Оно! Настоящее! Посуда, шкафчик, кровать! Еще шкафчик, столик! И так далее...
И наконец сам дом! Мне повезло, через год после приобретения удалось найти место, где его поставить. Только за этот год я поняла, что одного мне мало. Успела купить второй. И теперь у меня 4 этажа и мансарда. А еще балкон и двор под домом.
До конца все задумки в отношении этого «жилого блока» я так и не реализовала, увлеклась другими куклами.
Но Дом стоит, вот и решила все-таки его показать. Заранее простите за какие-то огрехи в оформлении (давно «не было ремонта»).
Изначально дом закрывался спереди «стенами» с окнами и дверью. Но мне хотелось наблюдать за жизнью внутри постоянно, проходя рядом. Держать открытым его было не разумно - в нашем районе очень много пыли от автомобильной и ж/д дорог. В общем, я купила на строительном рынке куски оргстекла нужных размеров, прикрепила в меру своих способностей, а дверь перенесла в торец. Дом, правда, остался внутри без окон, да и ладно. Зато двери настоящие - открывающиеся, а не декоративные, как изначально было в ДМ.
Вообще надо сказать, что хоть Де"Агостини ни слова ни писал об освещении, но в ДМ есть необходимые «кабель-каналы», то есть на люстры по крайней мере он рассчитан.
Не помню, раньше провела освещение, или сначала приехали обитатели, но нынче в доме жизнь кипит!
Наш «участок» содержит не много «соток», посему приходится использовать имеющуюся территорию - дом на сваях, а под ним двор для прогулок.
Где расположен дом - загадка. Там вечно все цветет, созревают огромные плоды (что-то типа гигантских яблок), растет сосна. Но в то же время, как выясняется, в доме готовятся отмечать Рождество… В общем, какие-то хитрые края, где всегда тепло и растут сосны.
Вот так выглядит дом полностью. На крыше высоко-высоко даже аист поселился.


А теперь предлагаю заглянуть во все уголки дома и участка. Сразу скажу, я до сих пор не разобралась, кто же считает себя хозяином, а кто приехал в гости. Люди распределились по всем этажам и кто есть кто, кто кому приходится - не признаются. А еще все очень любят животных. Им разрешается быть везде.

Осмотр ДМ предлагаю начать снизу, со двора.
Вот такой двор. Здесь гуляют с малышом (няня или кормилица, полагаю). Мужчина наблюдает, как мальчики учатся верховой езде на пони. Большие собаки крутятся рядом, они предпочитают проводить время во дворе, в доме им тесно.
Дама на скамейке и мужчина - фирма Caco, очень подвижные и натуралистичные, мальчики - современные китайские фарфорки.

Справа мы видим колонку с водой (на самом деле она рабочая, «фонтанчик»).

Слева девочки качаются на качелях (стареньких германских), рядом кот наблюдает за рыбками в декоративном прудике.



Внутри двора играют песик с котиком. Но вообще животные живут здесь дружно.
Есть во дворе и карусель, но на ней мало кто сейчас катается.

Пара выезжает на верховую прогулку. Уздечки и седла - моя работа, а кони фирмы BRYER, удивительно реалистичные. Мужчина и женщина - фарфоровые китайские куклы с каркасом, могут менять позы, а у мужчины еще и голова поворачивается (редкость).

Вокруг лестницы, ведущий в дом, бегают кошки. В траве играют котята.


Кстати, женщина сидит как и положено в дамском седле, приподняла юбку, чтоб показать ножки. Хотя, конечно, туфли - не подходящая обувь для верховой езды, ей нужны сапоги.



По леснице домой с трудом поднимается мопсик, ну а котам на дереве и на заборе все равно…

Эта пара французов ухаживает за растениями. Вообще как-то так случилось, что все, кто работает в доме - и кухарки, и горничные - тоже в основном француженки, антикварные и винтажные.
В зарослях папоротника бегает ежик.



А на сосне присели отдохнуть сова и белые голуби.

Это вход в дом. Нас встречает опять же француженка.

При входе конечно же тоже цветы.

Это передняя (или прихожая, как правильнее назвать?). Здесь можно оставить одежду, позвонить по телефону.
Дама в голубом явно приехала в гости с дочкой и двумя своими собаками - чихуахуа и тойтерьером.

Кто-то забыл на банкетке игрушечного зайца. Кошке конечно же все интересно!

Мальчик был в доме уже до приезда гостей, Полагаю, что у него, как и у меня, любимая порода собак - чихуахуа, он скорее бросился гладить эту короткошерстную девочку.

Следующее помещение. Лестница ведет на второй этаж, а дверь слева - ваннную комнату. Гувернантка - француженка, мальчик - старый немецкий кукленок.

Припасы под лестницей.

Это ванная. Здесь пока приводит себя в порядок мама с детьми. Мама - современная китайская фарфоровая кукла, девочка - целлулоидная винтажечка фабрики «8 Марта». А малыш в ванной - антикварный.



Конечно же в ванную успели проникнуть котята!

А это уже второй этаж. Кухня. Здесь колдуют дамы Петитколин.
Чего только нет на кухне! У табуретки катается на спине мопс, грызет косточку.

Вот они на стене - часы из ГДР, про которые я вспоминала в начале публикации. Один к одному, как запомнились в детстве.
А кот на стуле задумчиво наблюдает за кусками семги на тарелке…



Сервировочный столик с индейкой двигается в сторону гостиной…

А вот и гостиная! Думаю, что гости либо еще не собрались, либо давно празднуют - за столом людей не много. Пьют, расслабились…

Елка в углу, а на столе - украшение, Дед Мороз! Спасибо Светлане (kiskis) - это все ее работа - и елка в комнате, и Дед Мороз, и почти что вся еда в доме.

Куклы, как вы, наверное, поняли, китайский фарфор.

Любопытный кот лезет на спинку кресла, чихуахуа - явно длинношерстная миничка - наблюдает со стороны.

А этот парень сумел выпросить свой кусок колбасы!



Это балкон на втором этаже.

Тут и цветы, и птица в клетке.

В основном - орхидеи, я их очень люблю!

Оставшиеся помещения