Как нарисовать сказку прелестные приключения. Прелестные приключения (илл


Рисунки П.Волковой
OCR Кудрявцев Г.Г.



жил на берегу моря в белом доме. Уже несколько дней шли дожди, гудел ветер и по морю гуляли высокие волны. С утра до вечера я высматривал в подзорную трубу: нет ли приключений. Но какие же приключения в дождливую погоду?

днако ветер постепенно успокоился, буря улеглась, снова засияло солнце, и ко мне вдруг заявился Крэг Кутенейский Баран.
-- Скучно жить одному, брат,-- сказал он.-- Давай жить вместе. Ты не будешь возражать, если я у тебя останусь?
-- Наоборот,-- ответил я,-- живи сколько хочешь. Ведь вместе мы скорее найдем какое-нибудь приключение, и наша жизнь будет иметь смысл.
-- Ура! -- крикнул Крэг и остался у меня. Так как вообще он жил в Кутенейских горах, он сразу же устроился на моем шкафу.
-- Ах, как здесь хорошо! -- воскликнул он.-- Ну просто как в горах!

друг дверь отворилась, и в комнату вползла змея. Мы испугались.
-- Ссссссссс,-- сказала она,-- не бойтесь, я не кусаюсь, я добрая. Давайте жить вместе. Одной чертовски скучно. И мы ее оставили.
И стали мы жить вместе. И вместе мечтали о разных приключениях.
А должен вам сказать, что Наша Добрая Змея любила тепло и поэтому спала на абажуре настольной лампы.
Однажды я увидел сон, будто вышел из моря Морской Гридиг. Что это такое, я не знаю, но это было ужасное страшидло. И вот будто это страшидло погналось за мной, но тут появился Крэг Кутенейский Баран и спас меня.
Утром я рассказал свой сон моим друзьям. Оказалось, что Крэг тоже видел во сне Морского Гридига, и Наша Добрая Змея тоже видела его...
-- Какой таинственный сон! -- воскликнули мы шепотом.
-- Давайте поймаем его,-- предложил Крэг.-- Это будет прекрасное приключение. Ура!
И мы решили отправиться ловить Морского Гридига.
то маленькое опасное приключение началось ночью. Мы спрятались на берегу за большим камнем. Я смотрел в подзорную трубу. Крэг Кутенейский Баран караулил сеть. Наша Добрая Змея светила фонариком.
Вдруг из моря появился настоящий Морской Гридиг.
-- Бррррр,-- сказал он.-- А ведь холодно. Никак вода не нагреется. Как это все надоело! Бррррррр.
Не успел он все это выговорить, как мы выскочили из своей засады и накинули на него сеть. Он дрожал и кричал.
-- Ага, боишься?!
-- Боюсь,-- сказал Гридиг.

ы понесли его домой. Вдруг он заплакал. -- Мне холодно и страшно...
-- А почему ты хотел нас съесть?
-- Ой, что вы! -- удивился он.-- Я вообще не питаюсь мясной пищей. Вы с ума сошли! Я добрый несчастный Гридиг. Я хочу к моей Гридиане.
Мы принесли его домой. Оказалось, что он и в самом деле не ест мясо, что любимое его блюдо -- манная каша.

Все вместе мы попили горячего чаю. Гридиг согрелся.
-- А вы мне нравитесь,-- сказал он.-- Я, пожалуй, у вас поживу.
И мы его оставили. А так как он был Морской Гридиг, а не какой-нибудь там еще, то он устроился в раковине умывальника, чтобы вода все время его поливала.



днажды мы отправились гулять по ближайшим горам: я, Гриди, Крэг и Наша Добрая Змея.
Вдруг перед нами возникла пропасть. Что было делать? Крэг Кутенейский Баран разбежался и прыгнул. А нам что делать?
Но Гридиг, хоть был морской, тоже, представьте себе, прыгнул.
А нам что делать?
Но Наша Добрая Змея тоже смогла перепрыгнуть через пропасть.
А мне что делать? Я ведь не могу так прыгать. Неужели я останусь один, а они отправятся дальше? Но мои друзья придумали вот что:

И мне тоже удалось очутиться на другой стороне. Мы очень радовались, что все обошлось так прекрасно. Это тоже было приключение. Маленькое, конечно, но все же приключение.

днажды мы все сидели дома. Был сильный туман. Холод. Выходить никуда не хотелось. Решили рассказывать, что с кем когда-нибудь случилось.
И вот что рассказал Морской Гридиг.
"Однажды я, как всегда, купался в синем море. Вдруг я увидел, что на меня хочет напасть Медуза-Горгона. Что было делать? Но я не испугался, потому что у меня всегда с собой оружие против этих противных медуз. Дело в том, что Медуза-Горгона очень сильная, но глупая, а я хитрый.


вот она раскрыла свою громадную пасть... Тут я выхватил иголку с ниткой и раз, раз... Ее пасть была крепко сшита"...
-- Ха-ха-ха! -- засмеялся я.-- Где же ты взял под водой иголку?
-- Беееееее! -- засмеялся Крэг.
-- Ссссссссс! -- засмеялась Змея.
-- Не смейтесь,-- сказал Гридиг.-- Это правда, вот и все.
А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.
"Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.
Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.
-- Ага! -- крикнул он.-- Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!
Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.

-- Ага! -- крикнул Волк.
тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.
Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:
-- Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.
Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:
-- А ты и поверил, дурачок... Ты и вправду решил, что я буду питаться"травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!
Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти".
-- Где же ты взял веревку? -- спросил Гридиг у Крэга.
-- Это мое дело,-- с достоинством ответил Крэг Кутенейский Баран.

вот что рассказала Наша Добрая Змея. "Однажды лежу я на пеньке, греюсь на солнышке и думаю что хочу. В общем, хочу, что хочу.
Вдруг подходит ко мне Невыносимый Приставучий КаруД.
Он говорит: -- Что делаешь?
Я говорю: -- Что хочу, то и делаю.
Он говорит: -- А что хочешь?
Я говорю: -- А что сама хочу, то и хочу.
Он говорит: -- Нельзя хотеть, что сама хочешь, а надо хотеть, что все хотят.
Я говорю:
-- Сссссссс... Хочу, что хочу.

н говорит: -- Нельзя! Так не бывает.
Я говорю: -- Бывает... Ссссссс... Отойди...
Он говорит: -- Не отойду.
Я говорю: -- Ссссссссс!
Он говорит: -- Ой!
Это я его укусила. И тут он убежал. И мне опять стало спокойно".
-- Так ему и надо,-- сказал Гридиг из своего умывальника.
-- Так ему и надо,-- сказал Крэг Кутенейский Баран -со своего шкафа.
-- Конечно,-- сказала Наша Добрая Змея со вздохом.-- Хотя кусать Кару Да очень противно. И она заснула на своем теплом абажуре.


>огда наконец утихли бури, мы решили отправиться в настоящее путешествие, чтобы встретиться с настоящими приключениями.
Для этого мы приобрели удобный и быстроходный корабль, и все на нем устроились.
Было прекрасное утро.
Мы погрузили на корабль много всякой еды: для Нашей Доброй Змеи -- ее любимое лакомство -- хлеб с маслом, для Крэга Кутенейского Барана -- свежую редиску, для Морского Гридига -- сто банок консервов с манной кашей, а для мен.я -- сырники со сметаной.
-- Полный вперед! -- скомандовал я, и наш прекрасный корабль легко пошел вдоль берега.
Было раннее утро, и все люди еще спали, и поэтому нас провожал Голубой Кит.

еще нас провожала Белоснежная Морская Чайка.
А еще нас провожал Веселый Морской Конек.

Вдруг мы видим: на морском берегу стоит Одинокий Коварный Волк и горько плачет.
-- Эй, Волк, чего плачешь?
-- Как же мне не плакать,-- сказал Волк,-- остаюсь я один, совсем один. Сдохну со скуки.
Мы пожалели Волка.
-- Давайте возьмем его с собой.
-- Возьмем! Возьмем! -- закричали мои добрые друзья.-- Эй, Волк, иди к нам!

ет,-- сказал Волк и снова заплакал.-- Я очень люблю кусаться и рвать на клочки. Это мой недостаток. Вы будете на меня обижаться...
-- Мы дадим тебе много сырников и редиски!
-- Очень мне нужны ваши глупые сырники и ваша отвратительная редиска! -- крикнул Волк и побежал в темный лес.

два Коварный Волк скрылся в темном лесу, как наш корабль развернулся и направился в открытое море. Все было хорошо, и каждый из нас делал что хотел:
Морской Гридиг обливался морской водой, Наша Добрая Змея думала, о чем сама хотела, Крэг Кутенейский Баран лез по парусу, и ему казалось, что он гуляет по Кутенейским горам, а я варил обед на нашей корабельной печке. Но вдруг подул сильный ветер. С каждой минутой он становился сильнее и сильнее. Началась настоящая буря. Поднялись страшные волны. Наш прекрасный корабль затрещал. Все полетело кувырком.


ервой полетела кастрюля с супом. Суп, конечно, немедленно вылился прямо в глотку двум здоровенным акулам, которые этому были очень рады.

Потом ветер сорвал с корабля Морского Гридига и швырнул его в море. Наша Добрая Змея кинулась спасать его, и они оба исчезли в бездонной морской пучине. Тут раздался новый удар. Ветер понес Крэга. Что было делать? Я вцепился ему в ноги, и мы полетели неизвестно куда.
Полет наш продолжался очень долго, и наконец мы упали на какой-то таинственный остров.
-- Ура! -- крикнул Крэг, встряхиваясь.-- Мы живы!
Да, мы были живы, но наших друзей рядом с нами не было. Что могло с ними случиться? И что ожидало нас на этом острове?

уря улеглась. Снова наступила тишина. Но новые опасности уже подстерегали нас. Не успели мы с Крэ-гом подняться с земли, как земля задрожала, деревья затрещали и два громадных противных великана вышли на поляну.
Мы хотели убежать, но не тут-то было. Они схватили нас и крепко-накрепко связали по рукам и ногам, а сами отправились, разводить большой костер.
-- Неужели нас будут жарить? -- спросил Крэг с ужасом.
-- Конечно,-- ответил я.-- Мы пропали.
На поляне заполыхал огромный костер. Первым великаны потащили Крэга.

рощай,-- прошептал Крэг Кутенейский Баран. -- Прощай, Крэг,-- сказал я. Тут вдруг раздалось какое-то шипение, шум, кусты затрещали, и новое страшидло показалось из лесу.
-- Ой! Ой! -- закричали испуганные великаны и пустились наутек.
-- Ура! -- закричал Крэг.-- Да здравствует Гридиг! Действительно, это был Морской Гридиг, а на шее у него пристроилась Наша Добрая Змея. Они освободили нас от веревок. Вдруг я заметил, что Гридиг плачет.
-- Чего ты плачешь?
-- Очень боялся великанов,-- сказал он сквозь слезы.
-- Как же ты решился напасть на них?
-- Надо было спасать вас.
Мы радостно заплясали вокруг костра, пока он не угас, а после решили отправиться к морю, чтобы посмотреть, а не уцелел ли наш славный корабль.

ы шли по острову целый день и целую ночь, но моря все не было. Вот как далеко занес нас ураган. Мы очень устали.
-- Я не могу без воды,-- сказал Гридиг,-- я совсем высох.
-- А я не могу больше ползти,-- сказала Наша Добрая Змея,-- я поцарапала себе живот.
-- Что же нам делать? -- сказал я.
-- Вот что,-- сказал Крэг Кутенейский Баран,-- садитесь на меня верхом. Я сильный.
Мы все уселись на Крэга, но скоро и он устал.
-- Что же нам делать? -- воскликнули мы хором. В это время на дороге показались два рыжих муравья.
-- Мы вам поможем,-- сказали муравьи.
Они взяли сухой листок, быстро и ловко приделали к нему колеса, сами впряглись и позвали нас. Получилась прекрасная тележка. Мы уселись, и тележка тронулась.
-- Ура! -- закричал Крэг.
Мы ехали еще целый день и еще целую ночь.
Муравьи устали.

ольше мы не можем, а ведь до моря еще очень далеко. -- Вам могут помочь только стрекозы,-- сказали муравьи. И они пошли позвонить по лесному телефону, и скоро прилетела и опустилась на поляну красивая голубая Стрекоза.
-- Скорее садитесь, скорее! -- сказала она.-- Пора лететь. Мы все уселись на Стрекозу, помахали добрым муравьям, и Стрекоза взвилась в воздух.
-- Ах,-- сказала в дороге Стрекоза,-- все хорошо, только бы нам не встретить Шмеля.
-- А что? -- спросили мы, затаив дыхание.
-- Это ужасно,-- сказала Стрекоза.-- Шмель страшный разбойник.
-- Ай-яй-яй,-- сказал я.
-- Бееееееее,-- сказал Крэг.
-- Ссссссссс,-- сказала Змея.
-- Да перестаньте же галдеть,-- крикнула Стрекоза.-- Я же устану от этого!
Мы замолчали, и в тишине услышали гудение. Большой Шмель гнался за нами с пулеметом.

мель приближался к нам, а Стрекоза выбилась из сил... -- Мне очень тяжело,-- сказала она,-- я не могу быстрее.
Шмель приближался.
-- Самое ужасное, что и на землю нельзя опуститься,-- сказала она.-- Мы как раз пролетаем над царством отвратительных Железных Жуков.
Шмель приблизился.
-- Сейчас он выстрелит! -- крикнул я.-- Берегитесь!
-- Ах, как это неприятно,-- печально промолвила Стрекоза.
И тут произошло чудо. Наша Добрая Змея быстрее молнии вытянулась и выхватила пулемет у Шмеля.
-- Ура! -- закричал Крэг.
Пулемет застрочил, и Шмель упал на землю.
-- Ах, какие молодцы! -- сказала Стрекоза слабым голосом.-- Но я уже не могу лететь. Сейчас мы упадем.
-- Если бы был парашют, мы бы прыгнули, и тебе стало бы легче,-- сказал Гридиг.
-- Ах, я совсем забыла! -- крикнула Стрекоза.-- У меня в багажнике как раз четыре парашюта. Скорей! Море уже близко. Может быть, вам удастся спастись от Железных Жуков!
ы достали парашюты и попрыгали вниз со Стрекозы.
Теперь пулемет был у меня в руках.
Скоро мы благополучно опустились на землю.
-- Ура! -- закричал Крэг.
-- Не кричи,-- сказал я,-- нас могут услышать. Бежим скорее к морю.
-- Какой я все-таки герой,-- сказал Крэг.
-- Ссссссс,-- сказала Змея,-- не хвастайся раньше времени.
Мы пробежали несколько шагов, раздвинули кусты, и перед -нами распахнулось море.
-- Корабль! -- закричал Крэг.

а, да, представьте себе, далеко на волнах покачивался наш прекрасный корабль. -- Как же мы на него попадем? -- спросил Крэг.-- Ведь я не умею плавать.
-- Очень просто,-- засмеясля Гридиг.-- Ждите меня, мои друзья.
И он нырнул в море и быстро поплыл к кораблю, ведь он был Морским Гридигом.
Не успели мы порадоваться, как услышали за спиной тяжелый грохот и увидели, что на нас ползут неумолимые Железные Жуки.
Они были перед нами, позади было море, отступать было некуда.


Я вспомнил про пулемет и выстрелил, но Жуки только расхохотались: ведь пули в пулемете были гороховые. А что Жукам -- горох?
-- Беееееееее,-- жалобно протянул Крэг.
-- Кричи ура! -- сказала Змея.-- Сссссссс.

> так, значит, отступать было нам некуда -- за нами колыхалось глубокое синее море.
Сейчас Жуки наползут и нас растопчут. Вон они какие: тяжелые и свирепые.
И тут мы услышали голос Гридига:
-- Бегите сюда! Скорее!
Наш корабль стоял уже у самого берега.
-- Ура." -- закричал Крэг, и мы бросились на корабль.
-- Вперед! -- скомандовал Гридиг. Корабль вздрогнул и помчался.
-- Вот вам! -- крикнул я и плеснул в Жуков старый, невкусный суп.
Жадные Жуки, конечно, сейчас же съели этот суп, и у них разболелись животы.
езобразие! -- крикнул главный Жук.-- Это форменное безобразие!
-- Разве можно кормить нас такой пищей! -- крикнули остальные Жуки.
И они забыли про нас и побежали в ближайшую аптеку за лекарством. А наш корабль весело мчался по синим волнам.
Через несколько дней увидели мы впереди незнакомый остров и решили немного поваляться на траве. Сошли на берег. Трава и в самом деле была мягкая и душистая. Мы улеглись в нее, и каждый стал думать, о чем он хочет: Гри-диг -- о своей Гридиане, я -- о своем доме, Крэг -- о Кутеней-ских горах, а Наша Добрая Змея -- о теплом абажуре настольной лампы.
Вдруг из темного леса вышел Невыносимый Приставучий КаруД.
-- Сссссссссс,-- сказала Змея,-- этого еще не хватало!
не не нравится, что вы думаете каждый отдельно,-- сказал КаруД,-- и делаете каждый, что он хочет, и хотите каждый, что он хочет. Не нравится мне это. Вот и все!
Тут он схватил нас и стал соединять. Сначала так, потом еще так, и наконец так:
-- Вот теперь прекрасно! -- обрадовался Невыносимый Приставучий Кару Д.-- Теперь вы все вместе будете делать одно и то же!
Он засмеялся и крикнул:
-- А ну-ка думайте все про одно и то же!
Но я опять подумал о своем доме, Гридиг -- о Гридиане, Крэг Кутенейский Баран -- о Кутенейских горах, а Наша Добрая Змея -- о теплом абажуре настольной лампы.
-- Безобразие! -- сказал Кару Д.-- А ну-ка делайте все одно и то же!
Змея кинулась за пролетавшим комаром, Крэг потянулся к молодой ромашке, Гридиг рванулся к морю, а я двинулся к кораблю.
И тут все развалилось.
И мы быстрее ветра понеслись по поляне.
-- Куда же вы! -- закричал Кару Д.
Но мы уже вскочили на корабль, и ветер надул парус.

вдруг мы увидели громадного льва. Он сидел неподвижно на палубе и смотрел на нас удивленными глазами, а по его носу преспокойно ползала муха.
-- Ой! -- крикнул Крэг.
-- Ссссстрашно,-- сказала Змея.
-- Ты кто? -- спросил я.
-- Я Сидящий Фаянсовый Лев.
-- Зачем ты пришел на корабль?
-- Я убежал от Кару Да. Он заставляет меня делать, что он хочет, а я хочу, что я сам хочу.
-- А ты нас не съешь? -- спросил Крэг.
-- Ой, что вы! -- сказал Лев.-- Я же фаянсовый. Я даже мухи не обижу.
-- Эй вы! -- крикнул с берега КаруД.-- Отдайте мне Льва! Это мой Лев!
-- Не отдавайте меня,-- сказал Лев.-- Я устал. Я хочу с вами.
И мы его не отдали.
рошло еще несколько дней, и наконец наше прекрасное путешествие окончилось. Наш корабль подошел к берегу, и только он остановился, как из моря вышла Морская Гридиана и сказала Морскому Гридигу:
-- Я соскучилась по тебе. Где это ты так долго пропадал? Хоть бы прислал телеграмму. Морской Гридиг покраснел немного и сказал, обернувшись к нам:
-- Прощайте, друзья. Я очень полюбил вас, но мне уже пора вернуться.
И они медленно погрузились в синее море.

-- А мне пора в Кутенейские горы,-- сказал Крэг.-- Ведь я не какой-нибудь там простой Баран, а Кутенейский. Прощайте до следующего года!
И он помчался по скользкой тропинке все выше и выше.
я,-- сказала мне Наша Добрая Змея,-- остаюсь с тобой: ведь я не какая-нибудь там обыкновенная Змея, а резиновая.
-- И я остаюсь, если вы позволите,-- сказал Лев.-- Ведь я Сидящий Фаянсовый Лев и даже ходить не умею. Все сижу да сижу. И они остались.
Если когда-нибудь вы попадете ко мне в гости, вы их сможете увидеть. Безусловно.
%0A/06/51f95e2377de.jpg">
Ялта, 1968

Булат Окуджава

Прелестные приключения

© Булат Окуджава, текст и иллюстрации, наследники, 2016

© Евгений Антоненков, иллюстрации, 2016

© Валерий Калныньш, оформление и макет, 2016

© «Время», 2016

Глава первая

Я жил на берегу моря в белом доме. Уже несколько дней шли дожди, гудел ветер и по морю гуляли высокие волны. С утра до вечера я высматривал в подзорную трубу: нет ли приключений? Но какие же приключения в дождливую погоду?

Однако ветер постепенно успокоился, буря улеглась, снова засияло солнышко, и ко мне вдруг заявился баран, то есть Кутенейский Баран, то есть Кутенейский Баран по имени Крэг.

– Скучно жить одному, брат, – сказал он. – Давай жить вместе. Ты не будешь возражать, если я у тебя останусь?

– Наоборот, – сказал я, – живи сколько хочешь. Ведь вместе мы скорее найдем какое-нибудь приключение, и наша жизнь будет иметь смысл.

– Ура! – крикнул Крэг и остался у меня.

Так как он вообще жил в Кутенейских горах, он сразу же устроился у меня на шкафу.

– Ах, как здесь хорошо! – воскликнул он. – Ну просто как в горах!

Вдруг дверь отворилась, и в комнату вползла змея. Мы с Крэгом очень испугались, ведь она могла нас укусить. А мы с Крэгом этого не любили.

– Да как ты посмела! – закричал я.

– Уходи отсюда! – закричал Крэг со шкафа.

– Ссссссссс, – сказала она и улыбнулась, – не бойтесь меня, я не кусаюсь, я добрая-добрая. Давайте жить вместе. Одной чертовски скучно. Ну пожалуйста.

И мы согласились и оставили её у себя. И стали вместе мечтать о разных приключениях. А должен вам сказать, что Наша Добрая Змея любила тепло и поэтому устроилась на абажуре настольной лампы.

Однажды ночью я увидел странный сон, как будто из моря вышел Морской Гридиг. Я не знаю, что это такое, но это было ужасное страшидло. У него был хвост кита, а голова слона. И это страшидло погналось за мной. И я понял, что мне от него не спастись. Но тут на моё счастье появился Крэг – Кутенейский Баран и спас меня. Утром я рассказал свой сон друзьям. И оказалось, что Крэг тоже видел во сне Морского Гридига, но он видел, как Гридиг погнался за ним, а я его спас. А Наша Добрая Змея тоже видела этот сон, но в её сне она спасала меня.

– Нет, это я спас его, – возразил Крэг.

– Нет, это я, – сказала змея и улыбнулась.

– Какой таинственный сон! Давайте поймаем Гридига, – предложил Крэг. – Это будет прекрасное приключение! Ура!

И мы решили отправиться ловить Морского Гридига.

Глава вторая

Это маленькое опасное приключение началось ночью. Мы спрятались на берегу за большим камнем. Я смотрел в подзорную трубу. Крэг – Кутенейский Баран караулил сеть. Наша Добрая Змея светила фонариком. Вдруг появился настоящий Морской Гридиг.

– Бррр, – сказал он. – Ах как холодно. Никак вода не нагреется. Как это всё надоело. Бррррррр.

Мы затаились. Он стоял на хвосте. Чешуя его сверкала под луной. Глаза у него были грустные. И тут мы бросились на него и накинули сеть. Всё произошло мгновенно. Он трясся и кричал.

– Ага, боишься, злодей?

– Боюсь, – пролепетал Гридиг. – Пощадите меня.

Мы несли его домой. Мы были счастливы, что случилось такое приключение. Мы так долго о нём мечтали.

По дороге он плакал.

– А почему ты хотел нас съесть? – грозно вопросил Крэг.

– Да это неправда, – ещё сильнее заплакал Гридиг. – Не болтайте чепухи.

– Мы всё видели, видели, – прошипела Змея. – Мы хорошо видели! Сссссссс. Ты хотел попробовать нашего мяса!

– Друзья, – воскликнул я, – мы же видели всё это во сне!

Они умолкли.

– Ну и ну! – воскликнул Гридиг. – Я вообще не ем мяса. Вы что, с ума сошли? Я добрый несчастный Гридиг. Каша, каша, простокваша. Я хочу к моей Гридиане. Каша, простокваша…

Мы принесли его домой. Оказалось, что он и в самом деле не ест мяса. Что любимое его блюдо – манная каша. И ещё простокваша.

Все вместе мы попили горячего чаю. Гридиг согрелся.

– А вы мне нравитесь, – сказал он. – Я, пожалуй, у вас поживу.

И он нам понравился. Мы его оставили с радостью. А так как он был морской Гридиг, а не какой-нибудь там ещё, то устроился он в раковине умывальника, чтобы всё время быть в воде.

– Ах, – сказал он, пуская счастливые пузыри, – какая тёплая вода.

Глава третья

Однажды мы отправились гулять по ближайшим горам: я, Гридиг, Крэг и Наша Добрая Змея. Вдруг перед нами возникла пропасть. Я заглянул вниз. Дна не было видно. Как через неё перебраться? Неужели возвращаться назад? Что же делать? Ну что же нам делать?

Крэг – Кутенейский Баран разбежался и прыгнул. И оказался на той стороне пропасти. Он баран, ему легко. А нам что делать?

Крэг закричал с той стороны:

– Погодите, погодите. Я кое-что придумал!

И прыгнул к нам.

– Слушайте меня внимательно! Гридиг должен ухватиться хоботом за этот куст, а хвост свесить в пропасть. Понятно?

Гридиг, кряхтя, сделал то, что ему велели. И хвост его заполоскался в пропасти.

– А ты, Змея, зацепись хвостом за мои рога. Вот так, держись крепче, – крикнул Крэг и снова перемахнул через пропасть.

Он упёрся копытами в камни.

Я ничего не понимал.

– Теперь, Змея, хватай Гридига за хвост, – крикнул Крэг.

Змея ухватилась, Крэг попятился, и получился живой мост. Оставалось мне самому шагать по этому мосту. И я пошёл, пошёл, пошёл… по спине Гридига, по Змее, широко расставив руки, и добрался до Крэга. Ура! И едва я спрыгнул на землю, как Крэг попятился сильнее, и все очутились на другой стороне пропасти. Ура!

Мы очень радовались, что всё обошлось благополучно. Это тоже было приключение. Маленькое, конечно, но всё же приключение. А без приключений жить неинтересно. Ведь так?

– Конечно! – радостно воскликнул Крэг.

– Сссссссс, – счастливо прошипела Змея.

А Гридиг широко улыбнулся.

Глава четвертая

Мы все сидели дома. Был сильный туман. Холод. Выходить никуда не хотелось. Ну неужели вот так и жить без приключений? Для чего нужна такая жизнь, я вас спрашиваю?

«Прелестные приключения»: Ланда; 1993
Аннотация
«Прелестные приключения» Булата Окуджавы – книга необыкновенная. В Чехии и Польше, в Грузии и Израиле и даже в далекой Японии дети и взрослые знают Добрую Змею, Морского Гридига и даже Приставучего Каруда. Знают также хорошо, как, скажем, Маленького принца Сент-Экзюпери или Чайку по имени Джонатан Ричарда Баха.
Философская сказка-притча Булата Окуджавы иллюстрирована И. Волковой.
Булат Окуджава
Прелестные приключения

Глава I
Я жил на берегу моря в белом доме.

Уже несколько дней шли дожди, гудел ветер и по морю гуляли высокие волны. С утра до вечера я высматривал в подзорную трубу: нет ли приключений. Но какие же приключения в дождливую погоду?

Однако ветер постепенно успокоился, буря улеглась, снова засияло солнце, и ко мне вдруг заявился Крэг Кутенейский Баран.
– Скучно жить одному, брат, – сказал он. – Давай жить вместе. Ты не будешь возражать, если я у тебя останусь?
– Наоборот, – ответил я, – живи сколько хочешь. Ведь вместе мы скорее найдем какое-нибудь приключение, и наша жизнь будет иметь смысл.
– Ура! – крикнул Крэг и остался у меня. Так как вообще он жил в Кутенейских горах, он сразу же устроился на моем шкафу.
– Ах, как здесь хорошо! – воскликнул он. – Ну просто как в горах!

Вдруг дверь отворилась, и в комнату вползла змея. Мы испугались.
– Ссссссссс, – сказала она, – не бойтесь, я не кусаюсь, я добрая. Давайте жить вместе. Одной чертовски скучно.
И мы ее оставили. И стали мы жить вместе. И вместе мечтали о разных приключениях.
А должен вам сказать, что Наша Добрая Змея любила тепло и поэтому спала на абажуре настольной лампы.
Однажды я увидел сон, будто вышел из моря Морской Гридиг. Что это такое, я не знаю, но это было ужасное страшидло. И вот будто это страшидло погналось за мной, но тут появился Крэг Кутенейский Баран и спас меня.
Утром я рассказал свой сон моим друзьям. Оказалось, что Крэг тоже видел во сне Морского Гридига, и Наша Добрая Змея тоже видела его…
– Какой таинственный сон! – воскликнули мы шепотом.
– Давайте поймаем его, – предложил Крэг. – Это будет прекрасное приключение. Ура!
И мы решили отправиться ловить Морского Гридига.

Глава II
Это маленькое опасное приключение началось ночью. Мы спрятались на берегу за большим камнем. Я смотрел в подзорную трубу. Крэг Кутенейский Баран караулил сеть. Наша Добрая Змея светила фонариком. Вдруг из моря появился настоящий Морской Гридиг.
– Бррррр, – сказал он. – А ведь холодно. Никак вода не нагреется. Как это все надоело! Бррррррр.
Не успел он все это выговорить, как мы выскочили из своей засады и накинули на него сеть. Он дрожал и кричал.
– Ага, боишься?!
– Боюсь, – сказал Гридиг.

Мы понесли его домой. Вдруг он заплакал. – Мне холодно и страшно…
– А почему ты хотел нас съесть?
– Ой, что вы! – удивился он. – Я вообще не питаюсь мясной пищей. Вы с ума сошли! Я добрый несчастный Гридиг. Я хочу к моей Гридиане.
Мы принесли его домой. Оказалось, что он и в самом деле не ест мясо, что любимое его блюдо – манная каша.

Все вместе мы попили горячего чаю. Гридиг согрелся.
– А вы мне нравитесь, – сказал он. – Я, пожалуй, у вас поживу.
И мы его оставили. А так как он был Морской Гридиг, а не какой-нибудь там еще, то он устроился в раковине умывальника, чтобы вода все время его поливала.

Глава III
Однажды мы отправились гулять по ближайшим горам: я, Гриди, Крэг и Наша Добрая Змея.
Вдруг перед нами возникла пропасть. Что было делать? Крэг Кутенейский Баран разбежался и прыгнул. А нам что делать?
Но Гридиг, хоть был морской, тоже, представьте себе, прыгнул.
А нам что делать?

Но Наша Добрая Змея тоже смогла перепрыгнуть через пропасть.
А мне что делать? Я ведь не могу так прыгать. Неужели я останусь один, а они отправятся дальше? Но мои друзья придумали вот что:

И мне тоже удалось очутиться на другой стороне. Мы очень радовались, что все обошлось так прекрасно. Это тоже было приключение. Маленькое, конечно, но все же приключение.
Глава IV
Однажды мы все сидели дома. Был сильный туман. Холод. Выходить никуда не хотелось. Решили рассказывать, что с кем когда-нибудь случилось.

И вот что рассказал Морской Гридиг.
«Однажды я, как всегда, купался в синем море. Вдруг я увидел, что на меня хочет напасть Медуза-Горгона. Что было делать? Но я не испугался, потому что у меня всегда с собой оружие против этих противных медуз. Дело в том, что Медуза-Горгона очень сильная, но глупая, а я хитрый.

И вот она раскрыла свою громадную пасть… Тут я выхватил иголку с ниткой и раз, раз… Ее пасть была крепко сшита»…

– Ха-ха-ха! – засмеялся я. – Где же ты взял под водой иголку?
– Беееееее! – засмеялся Крэг.
– Ссссссссс! – засмеялась Змея.
– Не смейтесь, – сказал Гридиг. – Это правда, вот и все.
А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.
«Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.
Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.
– Ага! – крикнул он. – Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!
Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.
– Ага! – крикнул Волк.

И тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.
Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:
– Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.
Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:
– А ты и поверил, дурачок… Ты и вправду решил, что я буду питаться травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!
Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти.»

– Где же ты взял веревку? – спросил Гридиг у Крэга.
– Это мое дело, – с достоинством ответил Крэг Кутенейский Баран.
А вот что рассказала Наша Добрая Змея. «Однажды лежу я на пеньке, греюсь на солнышке и думаю что хочу. В общем, хочу, что хочу.

Вдруг подходит ко мне Невыносимый Приставучий КаруД.
Он говорит: – Что делаешь?
Я говорю: – Что хочу, то и делаю.
Он говорит: – А что хочешь?

Я говорю: – А что сама хочу, то и хочу.
Он говорит: – Нельзя хотеть, что сама хочешь, а надо хотеть, что все хотят.
Я говорю: – Сссссссс… Хочу, что хочу.
Он говорит: – Нельзя! Так не бывает.
Я говорю: – Бывает… Ссссссс… Отойди…
Он говорит: – Не отойду.
Я говорю: – Ссссссссс!
Он говорит: – Ой!
Это я его укусила. И тут он убежал. И мне опять стало спокойно».
– Так ему и надо, – сказал Гридиг из своего умывальника.
– Так ему и надо, – сказал Крэг Кутенейский Баран – со своего шкафа.
– Конечно, – сказала Наша Добрая Змея со вздохом. – Хотя кусать КаруДа очень противно. И она заснула на своем теплом абажуре.

Глава V
Когда наконец утихли бури, мы решили отправиться в настоящее путешествие, чтобы встретиться с настоящими приключениями.

Для этого мы приобрели удобный и быстроходный корабль, и все на нем устроились.
Было прекрасное утро.
Мы погрузили на корабль много всякой еды: для Нашей Доброй Змеи – ее любимое лакомство – хлеб с маслом, для Крэга Кутенейского Барана – свежую редиску, для Морского Гридига – сто банок консервов с манной кашей, а для меня – сырники со сметаной.
– Полный вперед! – скомандовал я, и наш прекрасный корабль легко пошел вдоль берега.
Было раннее утро, и все люди еще спали, и поэтому нас провожал Голубой Кит.

А еще нас провожала Белоснежная Морская Чайка.

А еще нас провожал Веселый Морской Конек.

Вдруг мы видим: на морском берегу стоит Одинокий Коварный Волк и горько плачет.
– Эй, Волк, чего плачешь?
– Как же мне не плакать, – сказал Волк, – остаюсь я один, совсем один. Сдохну со скуки.

Мы пожалели Волка.
– Давайте возьмем его с собой.
– Возьмем! Возьмем! – закричали мои добрые друзья. – Эй, Волк, иди к нам!
– Нет, – сказал Волк и снова заплакал. – Я очень люблю кусаться и рвать на клочки. Это мой недостаток. Вы будете на меня обижаться…
– Мы дадим тебе много сырников и редиски!
– Очень мне нужны ваши глупые сырники и ваша отвратительная редиска! – крикнул Волк и побежал в темный лес.

Глава VI
Едва Коварный Волк скрылся в темном лесу, как наш корабль развернулся и направился в открытое море. Все было хорошо, и каждый из нас делал что хотел:
Морской Гридиг обливался морской водой, Наша Добрая Змея думала, о чем сама хотела, Крэг Кутенейский Баран лез по парусу, и ему казалось, что он гуляет по Кутенейским горам, а я варил обед на нашей корабельной печке. Но вдруг подул сильный ветер. С каждой минутой он становился сильнее и сильнее. Началась настоящая буря. Поднялись страшные волны. Наш прекрасный корабль затрещал. Все полетело кувырком.

Первой полетела кастрюля с супом. Суп, конечно, немедленно вылился прямо в глотку двум здоровенным акулам, которые этому были очень рады.
Потом ветер сорвал с корабля Морского Гридига и швырнул его в море. Наша Добрая Змея кинулась спасать его, и они оба исчезли в бездонной морской пучине. Тут раздался новый удар. Ветер понес Крэга. Что было делать? Я вцепился ему в ноги, и мы полетели неизвестно куда.

Полет наш продолжался очень долго, и наконец мы упали на какой-то таинственный остров.
– Ура! – крикнул Крэг, встряхиваясь. – Мы живы!
Да, мы были живы, но наших друзей рядом с нами не было. Что могло с ними случиться? И что ожидало нас на этом острове?
Глава VII
Буря улеглась. Снова наступила тишина. Но новые опасности уже подстерегали нас. Не успели мы с Крэгом подняться с земли, как земля задрожала, деревья затрещали и два громадных противных великана вышли на поляну.
Мы хотели убежать, но не тут-то было. Они схватили нас и крепко-накрепко связали по рукам и ногам, а сами отправились, разводить большой костер.
– Неужели нас будут жарить? – спросил Крэг с ужасом.
– Конечно, – ответил я. – Мы пропали.
На поляне заполыхал огромный костер. Первым великаны потащили Крэга.

Прощай, – прошептал Крэг Кутенейский Баран.
– Прощай, Крэг, – сказал я.
Тут вдруг раздалось какое-то шипение, шум, кусты затрещали, и новое страшидло показалось из лесу.
– Ой! Ой! – закричали испуганные великаны и пустились наутек.
– Ура! – закричал Крэг. – Да здравствует Гридиг! Действительно, это был Морской Гридиг, а на шее у него пристроилась Наша Добрая Змея. Они освободили нас от веревок. Вдруг я заметил, что Гридиг плачет.
– Чего ты плачешь?
– Очень боялся великанов, – сказал он сквозь слезы.
– Как же ты решился напасть на них?
– Надо было спасать вас.
Мы радостно заплясали вокруг костра, пока он не угас, а после решили отправиться к морю, чтобы посмотреть, а не уцелел ли наш славный корабль.

Глава VIII
Мы шли по острову целый день и целую ночь, но моря все не было. Вот как далеко занес нас ураган. Мы очень устали.
– Я не могу без воды, – сказал Гридиг, – я совсем высох.
– А я не могу больше ползти, – сказала Наша Добрая Змея, – я поцарапала себе живот.
– Что же нам делать? – сказал я.
– Вот что, – сказал Крэг Кутенейский Баран, – садитесь на меня верхом. Я сильный.
Мы все уселись на Крэга, но скоро и он устал.
– Что же нам делать? – воскликнули мы хором. В это время на дороге показались два рыжих муравья.
– Мы вам поможем, – сказали муравьи.
Они взяли сухой листок, быстро и ловко приделали к нему колеса, сами впряглись и позвали нас. Получилась прекрасная тележка. Мы уселись, и тележка тронулась.
– Ура! – закричал Крэг.
Мы ехали еще целый день и еще целую ночь.

Муравьи устали.
– Больше мы не можем, а ведь до моря еще очень далеко. – Вам могут помочь только стрекозы, – сказали муравьи. И они пошли позвонить по лесному телефону, и скоро прилетела и опустилась на поляну красивая голубая Стрекоза.
– Скорее садитесь, скорее! – сказала она. – Пора лететь. Мы все уселись на Стрекозу, помахали добрым муравьям, и Стрекоза взвилась в воздух.
– Ах, – сказала в дороге Стрекоза, – все хорошо, только бы нам не встретить Шмеля.
– А что? – спросили мы, затаив дыхание.
– Это ужасно, – сказала Стрекоза. – Шмель страшный разбойник.
– Ай-яй-яй, – сказал я.
– Бееееееее, – сказал Крэг.
– Ссссссссс, – сказала Змея.
– Да перестаньте же галдеть, – крикнула Стрекоза. – Я же устану от этого!
Мы замолчали, и в тишине услышали гудение. Большой Шмель гнался за нами с пулеметом.

Глава IX
Шмель приближался к нам, а Стрекоза выбилась из сил…

– Мне очень тяжело, – сказала она, – я не могу быстрее.
Шмель приближался.
– Самое ужасное, что и на землю нельзя опуститься, – сказала она. – Мы как раз пролетаем над царством отвратительных Железных Жуков.
Шмель приблизился.
– Сейчас он выстрелит! – крикнул я. – Берегитесь!
– Ах, как это неприятно, – печально промолвила Стрекоза.
И тут произошло чудо. Наша Добрая Змея быстрее молнии вытянулась и выхватила пулемет у Шмеля.
– Ура! – закричал Крэг.
Пулемет застрочил, и Шмель упал на землю.
– Ах, какие молодцы! – сказала Стрекоза слабым голосом. – Но я уже не могу лететь. Сейчас мы упадем.
– Если бы был парашют, мы бы прыгнули, и тебе стало бы легче, – сказал Гридиг.
– Ах, я совсем забыла! – крикнула Стрекоза. – У меня в багажнике как раз четыре парашюта. Скорей! Море уже близко. Может быть, вам удастся спастись от Железных Жуков!
Мы достали парашюты и попрыгали вниз со Стрекозы.

Теперь пулемет был у меня в руках.
Скоро мы благополучно опустились на землю.
– Ура! – закричал Крэг.
– Не кричи, – сказал я, – нас могут услышать. Бежим скорее к морю.
– Какой я все-таки герой, – сказал Крэг.
– Ссссссс, – сказала Змея, – не хвастайся раньше времени.
Мы пробежали несколько шагов, раздвинули кусты, и перед – нами распахнулось море.
– Корабль! – закричал Крэг.
Да, да, представьте себе, далеко на волнах покачивался наш прекрасный корабль.
– Как же мы на него попадем? – спросил Крэг. – Ведь я не умею плавать.
– Очень просто, – засмеялся Гридиг. – Ждите меня, мои друзья.
И он нырнул в море и быстро поплыл к кораблю, ведь он был Морским Гридигом.
Не успели мы порадоваться, как услышали за спиной тяжелый грохот и увидели, что на нас ползут неумолимые Железные Жуки.
Они были перед нами, позади было море, отступать было некуда.

Я вспомнил про пулемет и выстрелил, но Жуки только расхохотались: ведь пули в пулемете были гороховые. А что Жукам – горох?
– Беееееееее, – жалобно протянул Крэг.
– Кричи ура! – сказала Змея. – Сссссссс.
Глава X
Итак, значит, отступать было нам некуда – за нами колыхалось глубокое синее море.
Сейчас Жуки наползут и нас растопчут. Вон они какие: тяжелые и свирепые.
И тут мы услышали голос Гридига:
– Бегите сюда! Скорее!

Наш корабль стоял уже у самого берега.
– Ура! – закричал Крэг, и мы бросились на корабль.
– Вперед! – скомандовал Гридиг. Корабль вздрогнул и помчался.
– Вот вам! – крикнул я и плеснул в Жуков старый, невкусный суп.
Жадные Жуки, конечно, сейчас же съели этот суп, и у них разболелись животы.
– Безобразие! – крикнул главный Жук. – Это форменное безобразие!
– Разве можно кормить нас такой пищей! – крикнули остальные Жуки.
И они забыли про нас и побежали в ближайшую аптеку за лекарством. А наш корабль весело мчался по синим волнам.
Через несколько дней увидели мы впереди незнакомый остров и решили немного поваляться на траве. Сошли на берег. Трава и в самом деле была мягкая и душистая. Мы улеглись в нее, и каждый стал думать, о чем он хочет: Гридиг – о своей Гридиане, я – о своем доме, Крэг – о Кутенейских горах, а Наша Добрая Змея – о теплом абажуре настольной лампы.
Вдруг из темного леса вышел Невыносимый Приставучий КаруД.
– Сссссссссс, – сказала Змея, – этого еще не хватало!

– Мне не нравится, что вы думаете каждый отдельно, – сказал КаруД, – и делаете каждый, что он хочет, и хотите каждый, что он хочет. Не нравится мне это. Вот и все!
Тут он схватил нас и стал соединять. Сначала так, потом еще так, и наконец так:
– Вот теперь прекрасно! – обрадовался Невыносимый Приставучий КаруД. – Теперь вы все вместе будете делать одно и то же!

Он засмеялся и крикнул:
– А ну-ка думайте все про одно и то же!
Но я опять подумал о своем доме, Гридиг – о Гридиане, Крэг Кутенейский Баран – о Кутенейских горах, а Наша Добрая Змея – о теплом абажуре настольной лампы.
– Безобразие! – сказал КаруД. – А ну-ка делайте все одно и то же!
Змея кинулась за пролетавшим комаром, Крэг потянулся к молодой ромашке, Гридиг рванулся к морю, а я двинулся к кораблю.
И тут все развалилось.
И мы быстрее ветра понеслись по поляне.
– Куда же вы! – закричал КаруД.
Но мы уже вскочили на корабль, и ветер надул парус.
Глава XI
Вдруг мы увидели громадного льва. Он сидел неподвижно на палубе и смотрел на нас удивленными глазами, а по его носу преспокойно ползала муха.
– Ой! – крикнул Крэг.
– Ссссстрашно, – сказала Змея.
– Ты кто? – спросил я.

– Я Сидящий Фаянсовый Лев.
– Зачем ты пришел на корабль?
– Я убежал от Кару Да. Он заставляет меня делать, что он хочет, а я хочу, что я сам хочу.
– А ты нас не съешь? – спросил Крэг.
– Ой, что вы! – сказал Лев. – Я же фаянсовый. Я даже мухи не обижу.
– Эй вы! – крикнул с берега КаруД. – Отдайте мне Льва! Это мой Лев!
– Не отдавайте меня, – сказал Лев. – Я устал. Я хочу с вами.
И мы его не отдали.
Прошло еще несколько дней, и наконец наше прекрасное путешествие окончилось. Наш корабль подошел к берегу, и только он остановился, как из моря вышла Морская Гридиана и сказала Морскому Гридигу:

– Я соскучилась по тебе. Где это ты так долго пропадал? Хоть бы прислал телеграмму. Морской Гридиг покраснел немного и сказал, обернувшись к нам:
– Прощайте, друзья. Я очень полюбил вас, но мне уже пора вернуться.
И они медленно погрузились в синее море.
– А мне пора в Кутенейские горы, – сказал Крэг. – Ведь я не какой-нибудь там простой Баран, а Кутенейский. Прощайте до следующего года!

И он помчался по скользкой тропинке все выше и выше.
– А я, – сказала мне Наша Добрая Змея, – остаюсь с тобой: ведь я не какая-нибудь там обыкновенная Змея, а резиновая.
– И я остаюсь, если вы позволите, – сказал Лев. – Ведь я Сидящий Фаянсовый Лев и даже ходить не умею. Все сижу да сижу. И они остались.
Если когда-нибудь вы попадете ко мне в гости, вы их сможете увидеть. Безусловно.

Дата 20.10.2015 год

Предмет: литературное чтение

Тип урока: Решение частных задач. Постановка и решение учебной задачи

Технологическая карта изучения темы

Тема

Различение жанров произведений. Булат Окуджава «Прелестные приключения»

Цель деятельности педагога:

Учить рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту; совершенствовать умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Задачи урока:

Формировать УУД;

Актуализировать знания по пройденным разделам;

Развивать связную речь, внимание, логическое мышление;

Совершенствовать навык чтения;

На примере поэтических произведений показать, как один малый жанр может включать в себя другой;

Воспитывать толерантность, интерес к предмету.

Планируемый результат:

Предметные: научится рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; получит возможность научиться доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение.

Метапредметные : регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Ноутбук.

1.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник. 2.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник. 3.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник. 4. Презентация

5.Карточки для работы в паре, в группе.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, работа в паре

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесем волшебную фразу: “Я хочу много знать!” Ведь вокруг нас много интересного стоит только посмотреть по сторонам. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым уроком этих открытий становится все больше и больше.

И сегодня нас ждут новые открытия. Я желаю вам успеха. Но в любом деле необходимо определенные правила.

Давайте вспомним правила работы на уроке: (СЛАЙД №1)

    Соблюдать правило поднятой руки;

    Не перебивать друг друга;

    Не кричать;

    Принимать общее решение;

    Не сердиться, не обижаться;

У вас на столах лежат учебники, файлы с заданиями. Ну и, конечно, у всех у вас хорошее настроение и деловой настрой на работу.

Учитель: Что случилось? Вот беда!

Разлетелись все слова.

Вы названья соберите

И героев назовите.

Начинаем работу. У вас лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Вам надо отгадать сказочного персонажа, а для этого поработаем в группе.

Работа в группе:

1группа:

Отгадайте загадку:

Он уперт, умен всегда, Выставит вперед рога. Много травки он жует, И всегда вперед идет.

Блеять только может он, В этом деле, он силен. Назовите все скорей, Что пред нами есть за зверь?

(баран)

2 группа:

Кому принадлежат эти строчки из текста сказки?

Не бойтесь, я не кусаюсь, я добрая. Давайте жить вместе.Одной чертовски скучно. (Змея)

3 группа:

К какому из сказочного персонажа принадлежит эта характеристика?

Добрый, честный, любит манную кашу, предпочитает жить в теплой влажной среде, пугливое животное.

(Морской Гридиг)

4 группа:

Отгадайте по серии картин, кто из героев упоминается в сказке выдуманным персонажем, но не является главным героем?



(ответ: волк, Медуза – Горгона, лишняя змея, ослик)

5 группа:

Отгадайте зашифрованное слово решив логическую задачку и ответьте на вопрос: Что объединяет этих персонажей?

(Впереди стоящая цифра указывает какую букву нужно взять из этого слова)

о нфета, 3Ку к ла , 4 Ляг у шка, 1 Д ятел,4Мор ж ,6Сорок а

1 В ерблюд, 2Л а сточка

(Ответ – ОКУДЖАВА)

(СЛАЙД №2)

Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране.

Как вы думаете, почему вы справились с заданием? (Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).

Учитель : Что объединяет этих персонажей? (автор Булат Окуджава).

Эмоциональный настрой, организация рабочего места

Проговаривают стих

Формулируют правила на уроке.

Проверка готовности рабочего места.

Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.

II. Сообщение темы урока

Определение целей урока. Составление плана работы

Цель на уроке : Мы сегодня будем продолжать знакомиться со сказкой Булата Окуджава «Эти прелестные приключения?» Ваша цель на уроке?

(СЛАЙД №3)

Президент Владимир Владимирович Путин объявил 2015 год Годом Литературы , поэтому необходимо особое значение уделять развитию речи, для этого поработаем со скороговоркой.

Определяют задачи чтения, составляют план

III. Речевая разминка

Речевая разминка
в игровой форме

Прочитайте скороговорку медленно, затем наращивая темп чтения:

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла .

Упражнение «Эхо»

Ребята, у вас было домашнее задание прочитать рассказ Булата Окуджава и выполнить рисунок понравившегося героя, посмотрите,какая у нас получилась чудесная выставка.

На ваших рисунках видно, что вам понравилась больше всего змея, баран и мальчик, давайте вспомним описание Морского Гридига и выборочно по цепочке прочтем 2 часть.

Выполняют речевую зарядку

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения

(СЛАЙД №4) ФИЗМИНУТА ДЛЯ ГЛАЗ «СОЛНЫШКО»

–Д ействительно ли предстает перед нами как ужасное страшило? Каким видите его на иллюстрациях?

Сравните первую серию рисунков, на которой изображены предполагаемые гридиги, и последующие две иллюстрации, где художница показывает, какой же Гридиг «на самом деле»

Осуществляют самостоятельное чтение
(слежение, слушание) произведения, рассматриваемого в классе

V. Мотивация
к анализу и перечитыванию текста

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью решения проблемной задачи. Беседа по содержа нию произведения. решение проблемной задачи

Где устроился каждый из новых жильцов в доме
у героя, почему? Где поселился Баран, а где – Змея?

Когда началось опасное приключение? (Ночью.)

Где спрятались герои? (Они спрятались на берегу за большим камнем.)

Что делал главный герой? (Смотрел в подзорную трубу.)

Что делал Крэг Кутенейский Баран? (Сел караулить.)

Что делал Добрая Змея? (Светила фонариком.)

Кто появился из моря? (Морской Гридиг.)

Почему Морской Гридиг заплакал, когда герои понесли его домой? (Ему было холодно и страшно.)

Хотел ли Морской Гридиг съесть героев? (Нет.)

Какое любимое блюдо Морского Гридига? (Манная каша.)

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения.

Определяют тему текста.

Осуществляют выборочное чтение

VI. Синтетическая
(обобщающая) работа с текстом

Обобщающая беседа по тексту
(определение смыслового погружения
в текст).

Выполнение творческих заданий

Обратите внимание на то, что герои начинают рассказывать небылицы. Все эти истории – плод воображения, фантазии, а не результат вранья, обмана. Вам понравилась история, рассказанная Морским Гридигом? Друзья поверили ему?

Подтвердите свое мнение, зачитав нужные строки из текста .

Не кажется ли вам смешным, что именно Гридиг усомнился в достоверности того, о чем рассказывал Крэг Кутенейский Баран?

Именно Гридиг спрашивает: «Где же ты взял веревку?» А ведь сам Гридиг только что рассказывал, что зашил пасть Медузы-Горгоны, неизвестно где взяв под водой нитку с иголкой. Чья история, по-вашему, интересней – Морского Гридига или Крэга Кутенейского Барана?

А как вы представляете себе КаруДа? Рассмотрите три картинки, изображающие предполагаемого КаруДа. (Первый КаруД чем-то похож на жабу, второй –на рыбу, третий – на ежа или репейник.)

Обратите внимание на то, что слово «каруд», прочитанное справа налево, означает «дурак».

Вам понравился рассказ Змеи? Вы говорили кому-нибудь слова: «Что хочу, то и делаю», «Что сама хочу, то и хочу»? Никто из вас не узнает себя в речевом поведении Змеи и КаруДа?

Откроем страницу 89 и зачитаем диалог между Доброй Змеей и Невынасимом Приставучим Каруда.

Какая история из трех самая интересная? Какая самая смешная? Сравните все три истории и сделайте выбор.

В какой истории больше всего занимательных подробностей и неожиданностей ? истории про Крэга.)

А какая лишена таких подробностей, но зато забавная и смешная? (Про Змею и КаруДа.)

Как же называются такие истории?

Сравните эти истории с теми, что рассказывали Стасик и Мишутка. Гридиг, Крэг и Змея – обманщики или фантазеры? (Герои «Прелестных приключений» –фантазеры, а не обманщики, поскольку их цель – не извлечь какую-то выгоду из своего рассказа, но сделать его интересным и занимательным для своих друзей.)

Чем отличается обман от фантазии?

Ребята какая эта сказка? (сказка цепочка, где все герои поочередно как в сказке «Теремке идут жить друг за другом)

(СЛАЙД №5)

Вывод: в нашей сказке почти все главные герои – это животные, которые есть в нашем районе и многим из них уделяется огромное внимание, например Зианчуринский район – первый район республики, который разработал специальную программу развития овцеводства. На сегодняшний день стадо овец насчитывает более 3 тыс. голов

(СЛАЙД №6)

Природа наградила зианчуринцев высокими горами, природными родниками и в октябре 2015 года нашему району исполнилось со дня рождения 85 лет.

Воспитательный момент:

Я хочу вам зачитать высказывание Михаила Михайловича Пришвина- известного русского писателя, автора произведений о природе : «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Эти сокровища надо охранять. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».

ФИЗМИНУТА «Мы веселые мартышки»

Определяют главную мысль произведения , подводят вывод.

VII. П од-

ведение

итогов урока. Рефлексия

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения

Работа в парах по тесту:

Самостоятельная работа по теме «В гостях у Незнайки»

    Как называется рассказ Булата Окуджавы?

А. «Интересные приключения»

Б. «Прелестные приключения»

    Кто главный герой рассказа «Прелестные приключения»?

Б. мальчик

    О чём мечтают герои рассказа «Прелестные приключения»?

А. о мороженом

Б. о приключениях

    Как звали первого гостя в рассказе «Прелестные приключения»?

А. Крег Кутенейский Баран

Б. Морской Гридиг

    Где жила змея из рассказа «Прелестные приключения»?

А. на шкафу

Б. на абажуре настольной лампы

    Чем питался Морской Гридиг?

А. мясом

Б. манной кашей

    Что делали герои рассказа «Прелестные приключения», когда сидели дома?

А. пили чай

Б. рассказывали истории

    Герои рассказа «Прелестные приключения»…

А. обманщики,

Б. фантазёры

    На какую русскую народную сказку похоже начало рассказа «Прелестные приключения»?

А. «Волшебное кольцо»

Б. «Теремок»

    Врать и фантазировать это одно и тоже?

А. да

Б. нет

Проверяем тест:

Ребята, к нам в гости пришла царица осень (СЛАЙД № 7) . и принесла нам творческое задание: « Древо мудрости!» , а для этого поработаем рядами. Обратите внимание на листья деревьев. Что заметили? (Действительно, 6 листьев зеленого цвета, а сейчас осень, давайте их сорвем и подведем итог урока все вместе).

Я буду поочередно подходить к каждому ряду вам надо сорвать зеленый лист и ответить на вопрос:

Можете ли вы сказать, как будут развиваться события дальше?

Что вам нравится в этой сказке?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Как вы думаете, почему Булат Окуджава назвал эту сказку «Прелестные приключения»?

Чему учит эта сказка?

Рефлексия:

Царица Осень благодарит вас за работу и дарит нам свой листопад, но эти листья не простые а маленьким секретом, на каждом листе с обратной стороны написано домашнее задание по литературному чтению. Сорвите понравившейся лист.

А я вас прошу оценить свою работу на уроке и подарить нашей гостье «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу (зеленый – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; красный– все хорошо).

Отвечают на вопросы теста работая в паре.

Проводят

самооценку, рефлексию.

Проговаривают цель урока

Организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее задание.

Домашнее задание:

1 уровень - Подготовить выразительное чтение стр.81 -89

2 уровень - Подготовить творческий пересказ от лица Морского Гридига

3 уровень - к сказке Б.Окуджава

Записывают домашнее задание

Дополнительный материал:

Откройте Печатные тетради по литературному чтению на странице 21, выполним задание 15.

Филипп Александра

На уроке Литературного чтения, в главе «В гостях у Незнайки» мы читали отрывок из сказки «Прелестные приключения», которую написал

Б. Окуджава. Ученицу заинтересовало это произведение.

Саша захотела узнать всё об авторе, его творчестве. Решила: познакомиться с биографией автора, рочитать всю сказку и разобраться, что за секрет таится в этой сказке. Почему такие имена героям дал автор? Составила презентацию по итогам исследования!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: ученица 2Б класса Филипп Александра учитель: Чепкасова Лариса Сергеевна

Я люблю заниматься театральной деятельностью. Не раз участвовала в различных постановках.

Однажды, на уроке Литературного чтения, в главе «В гостях у Незнайки» мы читали отрывок из сказки «Прелестные приключения», которую написал Б. Окуджава.

Меня заинтересовало это произведение. Я поняла, что мало знаю об авторе и его творчестве. Тогда решила: 1) Познакомиться с биографией автора. 2) Прочитать всю сказку и разобраться, что за секрет таится в этой сказке. Почему такие имена героям дал автор? 3) Поработать над постановкой сказки для показа на сцене в школе.

Для этого мне было необходимо: Найти информацию. Я обращалась к педагогу, родителям. Искала ответы на вопросы в интернете, ходила в библиотеку, читала полную сказку Б. Окуджавы.

Про Булата Окуджаву можно сказать то же, что и про Корнея Чуковского: на его произведениях выросла вся страна

«Прелестные приключении» - это добрая, неторопливая философская сказка Булата Окуджавы о фантастических приключениях автора и его друзей – Доброй Змеи, Кутенейского Барана Крэга и Морского Гридига. .

В 1968 году Булат Окуджава жил в Ялте и писал оттуда письма своему маленькому сыну, в которых рассказывал истории о приключениях хорошо известных мальчику персонажей (фигурок и предметов, находящихся в доме). Таким образом, он хотел приучить его к чтению.

Однажды эти письма увидела поэтесса Белла Ахмадулина. «Да это же готовая повесть!» - сказала она. Так появилась книга.

В России «Прелестные приключения» издавалась дважды: в 1993 году, с иллюстрациями П. Волковой и в 2005 году – с рисунками автора. Рисунок автора

Эту книгу знают и любят читатели из Чехии, Польши, Израиля, Грузии и Японии. Рисунок грузинских художников

Позже появилась идея выпустить аудиокнигу «Прелестные приключения» в формате аудиоспектакля: её должны были начитать профессиональные актёры. Однако у сына автора оказалась уникальная аудиозапись этой сказки, сделанная самим Булатом Окуджавой за несколько лет до смерти. Рисунок автора.

Аудиозапись была восстановлена и очищена специально для издания, снабжена полноценным музыкальным оформлением.

Слушая ее кажется, что Булат Шалвович сидит на берегу моря и рассказывает сказку собравшимся вокруг ребятам, а Добрая Змея, Кутенейский Баран Крэг и Морской Гридиг расположились рядом и важно кивают головами.

На сегодняшний день, мы работаем над постановкой. У нас получается не всё ладно и складно. Ведь до нас никто ещё из ребят не работал над экранизацией по произведениям Б. Окуджава. Я играю КарудА. Это очень приставучий персонаж. Мы планируем показать постановку родителям в конце учебного года.