§10. Классы кольчецов (малощетинковые или олигохеты, пиявки). Значение Круглых червей в природе и жизни человека

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, разнообразие. Значение червей в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

    Образовательные:

    • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

      расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

    Развивающие:

    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать;

      формировать критическое мышление;

    Воспитательная:

    • воспитывать бережное отношение к природе;

      воспитывать ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока – комбинированный.

Методы :

    Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

    Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

    Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);

    Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

Весьма сомнительно, чтобы нашлись ещё другие животные (кроме дождевых червей), которые в истории земной коры заняли бы столь видное место.
Чарлз Дарвин.

Ход урока

I. Организационный момент

Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Я буду говорить вслух, а вы повторяйте мои слова в мыслях.

«Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто слева от меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто справа от меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто позади от меня.

Я желаю здоровья, радости, знаний всем, кто впереди от меня.

Я желаю здоровья, благополучия моей семье.

Я желаю здоровья, благополучия всем людям, которые живут в моем городе.

Я желаю здоровья, благополучия всем жителям моей страны.

Я желаю здоровья, благополучия всем жителям планеты Земля».

II. Проверка домашнего задания

Французский писатель Франс Анатоль писал: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

    Вы с ним согласны?

Ну, что ж тогда приятного аппетита.

    Работа в группах

Вопрос А Кто и кому посвятил эти строки?

Желаю жизни много лет;

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед.

Пока ты есть в моей судьбе.

Прием «Зоологическое домино»

Трем лабораториям я вручаю «досье», где собраны материалы по каждому случаю.

    Прежде займитесь «фотороботами» незнакомцев (изображения печеночного сосальщика, аскариды и бычьего цепня, разрезанных произвольно). К сожалению, эти снимки были повреждены, поэтому, первая ваша задача: так сложить фрагменты, чтобы получить целостные изображения.

Четвертая лаборатория, решив биологические задачи, сможет назвать пути заражения этих людей.

    В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

    Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

(Проверка задания «Зоологическое домино»)

Слайд 1 – 5 (открывать постепенно по мере ответов обучающихся)

Прием «Конкурс идей»

группа . Жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, тошноту, повышенное слюновыделение, чаще утром натощак, рвота, диарея, боль в животе, головные боли, утомляемость, потеря трудоспособности, иногда повышение температуры, появление на коже зудящих высыпаний типа крапивницы. Реже, обычно при интенсивных заражениях, проявляется картина легочной патологии в виде кашля, иногда с мокротой с примесью крови, с астматическим компонентом, одышки, болей в груди.

Задание.

    Назовите возбудителя данного заболевания.

    Обозначьте внутренний орган человека, где он обитает.

Игра «Угадай, чей признак»

1 группа С помощью цифр, данных в списке, укажите признаки, характерные для той или иной группы червей (А и Б):

А-Плоские черви, Б-Круглые черви

2. Свободноживущие формы

3. Двусторонняя симметрия

4. Тело состоит из члеников

5. Тело не имеет члеников

6. Имеются присоски

7. Имеется кожно-мускульный мешок

8. Полость тела заполнена жидкостью

9. Гермафродиты

10. Раздельнополые

2 группа С помощью цифр, данных в списке, определите признаки, характерные для видов червей (А и Б):

А-Бычий цепень, Б-Человеческая аскарида

1.Тело сплющено в спинно-брюшном направлении

2. Тело членистое и плоское

3.Тело удлиненное, в поперечном сечении имеет округлую форму

4. Живет в кишечнике человека

5.Промежуточный хозяин - крупный рогатый скот

6. Промежуточного хозяина нет

7. Имеются присоски с крючочками

8. Имеются ротовое и анальное отверстие

9. Имеется только ротовое отверстие

Задание.

III. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Проблемный вопрос

Ребята, мы с вами изучаем животный мир. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов.

Переселенцы из Европы привезли в Америку домашних животных своей страны. Привезли они и цветы, и фруктовые деревья. Взяли их вместе с землей. А в земле приехали _______________. Они не погибли, а расплодились. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ловли рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Итак, речь сегодня пойдет о _______________.

Слайд 6

Тема нашего урока____________.

IV . Изучение нового материала

    Рассказ с элементами беседы.

Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

    Как вы думаете, почему они изучаются в этой последовательности? (Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.)

    Представители типа Кольчатые (кольчецы) считаются наиболее высокоразвитыми червями. В этот тип входит класс Малощетинковые черви и его представитель дождевой червь.

Слайд 7

Какой признак сразу бросается в глаза, он и отличает его от других типов червей?

    Как вы думаете, где можно встретить дождевых червей?

Среда обитания и образ жизни. Люди обычно видят дождевого червя только в минуты смертельной для него опасности, когда он застигнут врасплох, открыт свету, ранен. Он стремится только к одному - спастись. Он судорожно извивается, окутывает себя неприятной для нас слизью, пытается вырваться и уползти. Тут не до знакомства. Мало кто держал у себя дома дождевых червей и мог наблюдать за ними, когда они не в смертельном ужасе, а заняты обычными делами: обследованием местности, трапезой, строительными работами или любовными играми. Тогда они спокойны, неторопливы и деловиты, а когда возбуждены, то виной тому не страх, а любопытство, удивление или страсть. И ведут они себя тогда совершенно иначе. Дождевые черви всю жизнь проводят в норках, роя их в земле. Они лишь изредка появляются на поверхности, да и то в ночное время или после дождя. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см. Наиболее многочисленны они в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем.

2. Рассказ.

Внешнее строение.

Каждый ви­дел, как после летнего дождя на поверхности земли появляются дождевые черви. Выгоняет их из почвы вода, заполняющая все ходы червя. В ней быстро растворяется углекислый газ, выделя­ющийся в результате гниения в почве органических остатков. Ощутив нехватку кислорода и избыток углекислого газа, черви выползают на поверхность. Но здесь они не задерживаются. Едва лишь воды в почве становится меньше, как черви возвращаются на свое постоянное место обитания.

Дождевой червь - неутомимый труженик. Он прокладывает в почве ходы глубиной в несколько метров, а их общая длина под поверхностью земли площадью в 1 м 2 может достигать 8 км!

День дождевой червь проводит под землей, а с на­ступлением сумерек вылезает из норки за запасом пищи. Нащупав опавший листок, червь захватывает его ртом и затягивает в норку. Он пита­ется листьями, органическими остатками и разными микроорганизмами.

Слайд 8

Дождевой червь имеет двустороннюю симметрию.

    Что такое двусторонняя симметрия?

В теле червя выделяют спинную и брюшную стороны.

Длина дождевого червя составляет 10-13 см. Его тело напоминает шланг от стиральной машины: оно состоит из сегментов - плотных колец, соединенных тонкими эластичными связками. Благодаря им червь может свободно сворачиваться и растягиваться. Несколько сегментов на передней части его тела толще и заметно бледнее других. Это так называемый «по­ясок», играющий важную роль в размножении червя.


Слайд 10

Если вы проведете по нему пальцем от переднего к заднему концу, вы почувствуете, что оно скользкое и гладкое, а ког­да сделаете это в обратном направлении - оно покажется вам шершавым. Дело в том, что на теле червя расположены ряды щетинок, направленных к заднему его концу, как шерсть у гладкошерстной кошки. Скользкая ку­тикула и щетинки являются приспособлениями червя к жизни в почве. Для продвижения в ней нужно иметь глад­кое и скользкое тело. Однако во время движения против силы тяжести животное с таким телом будет соскальзывать вниз. Чтобы избежать этого, червю и нужные щетинки.

Слайд 11

Покровы и движение дождевого червя. Тело животного покрыто топкой влажной кутикулой. У дождевого червя, как и у всех ранее изучен­ных червей, есть кожно-мускульный мешок, покрытый ку­тикулой. У кольчецов две группы мышц: кольцевые и продольные.


Как связано движение дождевого червя с работой его мышц? Чтобы проделать ход в почве, червь в передних сегментах тела сокращает кольцевые мышцы, а в сегментах, расположенных дальше, продольные. Передняя часть тела становится тоньше, увеличивается в длину и проникает в почву. Следующий участок тела в это время уко­рачивается и утолщается, упираясь в стенки хода. Затем червь расслабляет на переднем участке кольцевые мышцы, а продольные сокращает. Так он расширяет отверстие в почве. В то же время в сегментах следующего участка тела сокращают­ся кольцевые мышцы, а продольные расслабляют­ся. Ритмично сокращая кольцевые и продольные мышцы в сегментах разных участков тела, червь проделывает ход. Иногда, чтобы проделать ход, червь заглатывает комочки земли, попадающиеся на его пути.


Интересно…

«Робот-червь» https://www.youtube.com/watch?v=f6mA8walaSk#t=39

Комментарий учителя к видеофрагменту:

В целях создания мягких и гибких роботов, которые можно было бы использовать для исследования труднодоступных мест и для перемещения по ухабистой местности, группа исследователей из Массачусетского технологического института, Гарвардского университета и Сеульского национального университета разработали робота дождевого червя, который называется Meshworm (сетчатый червь). По мнению исследовательской группы, возможные применения Meshworm-технологии включают в себя эндоскопы, имплантанты и протезы. А «потомки» Meshworm могут даже появиться в мобильных телефонах, портативных компьютерах и автомобилях.

    Лабораторная работа.

I часть. Если нет дождевого червя, то можно провести ЛР виртуальную.

Комментарий - предисловие учителя к видеофрагменту

Слайд 13

Слайд 14-15

Вопросы к лабораторной работе (слайд красивого дождевого червя) и заполнение по ходу беседы ОК.

    Где обитает дождевой червь?

    Обратите внимание на форму тела и различия между передним и задним концом. Какова форма его тела. В чем она помогает? Что видно на теле?

    Какой он на ощупь?

    Как «мягкий» червь может жить в почве?

    Почему дождевого червя относят к типу Кольчатые черви? Чем тело дождевого червя отличается от аскариды? (Значение метамерности)

    Рассмотрите концы тела дождевого червя. Сравните их и определите передний и задний конец. Где находится утолщение?

    Рассмотрите верхнюю и нижнюю часть тела дождевого червя, сравните и определите брюшную и спинную стороны.

    Проведите пальцем вдоль тела от заднего конца к переднему. Что вы обнаружили и на какой стороне? Рассмотрите в лупу.

    Пронаблюдайте передвижение дождевого червя на стекле и на бумаге, сравните.

    Какой тип движения характерен дождевому червю?

Слайд 16

Вывод: Дождевые черви имеют … окраску. Тело червя сильно вытянуто в... Передний конец тела более … и по цвету … заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - … Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – ... На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары... Они имеют … значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело … и … либо … и … (укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться.)

II способ. Работа с натуральным объектом. (Если есть в наличии дождевой червь.)

Инструктивная карта

Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения и характера движения кольчатых червей.

Цель

Материалы и оборудование : Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук, ручные лупы, хозяйственные перчатки (для брезгливых), инструктивная карта.

Ход работы

1. Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в кювету или миску с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.

2. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная?

3. Положите дождевого червя на стекло и рассмотрите его сверху и снизу. Обратите внимание на вздутый головной конец со ртом на нижней стороне тела и на задний уплощенный конец тела с анальным отверстием на последнем членике. Через ручную лупу рассмотрите парные щетинки на каждом сегменте тела на боковых и брюшных валиках (4 пары щетинок на каждом сегменте: 2 – по бокам, 2 – снизу). Зарисуйте.

Рассмотрите окраску спинной и брюшной сторон тела. Определите стадию развития червя: неполовозрелый червь без вздутого пояска в передней трети тела, а половозрелый – с пояском. На нижней стороне тела найдите парные половые отверстия на бугорках: женские на 14-м сегменте, мужские – на 15-м. Запишите.

4. Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание?

5. Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом – резкими изгибами тела червя, который остро реагирует на химическое воздействие.

План-карта

Дата _______________ Фамилия, имя ___________________________ класс _______

Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения и характера движения кольчатых червей.

Цель : знакомство со строением и особенностями движения кольчатых червей на примере дождевого червя.

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ В ПОЧВЕ?

1. Среда обитания______________________________________________________

2. Опишите характерные внешние признаки:

Размеры тела__________________________________________________________

Форма тела ___________________________________________________________

Сегменты _____________________________________________________________

Окраска тела __________________________________________________________

Кожа _________________________________________________________________

Щетинки ______________________________________________________________

3. Рассмотрите внешний вид дождевого червя, подпишите основные части тела.



Заполните таблицу «Сравнительная характеристика представителей разных типов червей»

Признаки

Молочная планария

Аскарида человеческая

Дождевой червь

Количество слоев тела

Полость тела

Кожно-мускульный мешок

Пищеварительная система

Кровеносная система

Дыхательная

Нервная система

Органы чувств

Выделительная система

Половая система

оплодотворение

Роль дождевых червей:

В ПРИРОДЕ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Проблемный вопрос: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод. В связи с жизнью в почве дождевые черви приобрели ряд приспособлений:

    гидростатический скелет для поддержания формы тела;

    эластичная кутикула, которая выделяет слизь;

    форма тела с разной толщиной переднего и заднего конца;

    наличие слоя кольцевых и продольных мышц, которые вызывают сокращение тела.

    Опора на жизненный опыт

Слайд 17

Стих «Памятник червю»
Есть памятник собаке,
Есть памятник лягушке,
Коту и обезьянам
И даже голубям.
Бизону, долгоносику
И лоцману – дельфину,
Но не найдете памятник
Вы дождевым червям.
Ну, почему вы помните
Про комара кусачего,
Про зайца длинноухого, про синего кита.
Вы их увековечили…
ЧЕРВЯМ поставьте памятник!
Чтоб знало человечество
На ком стоит Земля!

    За что дождевым червям нужно поставить памятник? ( Почвенные кольчатые черви – полезные животные. Еще Ч. Дарвин отметил их значение для плодородия почвы. Затаскивая в норы опавшие листья, они обогащают почву перегноем, а прокладывая в почве ходы, рыхлят ее и способствуют проникновению воздуха, воды к корням растений. Количество почвы, пропускаемой через пищеварительный тракт червей, в Европе колеблется от 6 до 84 т/га, а в Камеруне может достигать 210 т/га. Пресноводные малощетинковые играют значительную роль в питании донных рыб.)

Роль дождевых червей

    Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений)

    Звено в цепи питания

    Обеззараживают почву

    Рыхлят почву

    Решение задач

Слайд 18

Задача 1

В лиственном лесу на 1 га насчитывается в среднем 30 000 дождевых червей. В течение года один червь утаскивает в норки и перерабатывает до 800 г листьев. Сколько листьев перерабатывают все черви за год на площади в 1 гектар? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (24 т)

Задача 2

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500 – 800 на 1 м кв. рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (80000 кг или 80 т)

Задача 3

ЧЕРВИ И... ЧИСТЫЕ РУКИ

Лучшей наживкой при рыбной ловле летом является червь. На рыбалку червей обычно приносят в деревянных ящичках или баночках. Черви зарываются в землю и, чтобы достать одного из них, приходится разрывать землю, пачкая при этом руки. Предложите идею конструкции емкости для хранения червей, чтобы брать их, не пачкая рук.

Противоречие: черви должны быть наверху, чтобы рыболов не пачкал руки, и не должны быть, поскольку они зарываются в землю.

ИКР: черви сами находятся на поверхности земли. Какое поведение червей следует учесть при проектировании требуемой емкости? Используйте стремление червей зарываться в землю.

Ящик имеет две крышки: когда черви в очередной раз зароются в землю, ящичек переворачивается, и черви оказываются сверху земли, откуда их можно взять, не испачкав пальцев.

V . Закрепление

Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

а) дождевые черви избегают сухой почвы и всегда держатся во влажной?

б) на поверхность почвы дождевые черви выползают из норок ночью либо днём после дождя?

в) на дождевого червя направили лупой солнечного «зайчика». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

VI. Подведение итогов

Слайд 19

VII . Домашнее задание (в опорных конспектах).

    Выучить параграф учебника

    Дооформить результаты лабораторной рабо­ты в ОК.

    Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

    Подумайте! Что вы изобразите на памятнике дождевому червю.

VIII . Релаксация

Дополнительное время

    Дождевой червь - живой индикатор тяжелых металлов

Британские учёные предложили использовать дождевых червей в качестве биоиндикаторов для выявления следов тяжёлых металлов в почве. Тревор Пирс из университета Ланкастера и его коллеги обнаружили в районе бывшего мышьякового рудника окрашенных в ярко-жёлтый цвет, но во всех прочих отношениях вполне здоровых дождевых червей. Исследования показали, что необычная окраска вызвана повышенным содержанием мышьяка в их пище.

Оказалось, что и многие другие тяжёлые металлы приводят к изменению цвета дождевых червей: так, свинец делает их чёрными, а цинк - почти прозрачными. Благодаря этой особенности черви могут служить надёжными биоиндикаторами загрязнения почвы. Более того, по мнению Пирса, достаточно большая колония червей- вместе с резистентными к тяжёлым металлам растениями - способна эффективно очистить почву от вредных веществ.

  1. Вредное воздействие

В норме они питаются растительными остатками, но в горшке при дефиците свежей органики легко переключаются на живые корни растений и подземные побеги. Дождевые черви портят своими жидкими клейкими выделениями землю в цветочных горшках, забивают дренаж, отчего земля в горшке закисает. При наличии в земляном коме дождевых червей на поверхности появляются характерные комочки земли, выброшенные ими из своих ходов. При наличии дождевых червей в горшке растение становится вялым и отстает в росте.

краткое содержание других презентаций

«Особенности кольчатых червей» - Строение систем органов дождевого червя. Экологические группы. Морские кольчатые черви. Общая характеристика червей. Кровеносная система. Половая система. У дождевого червя имеется вторичная полость. Выделительная система. Вот такие разные черви дождевые. Тип кольчатые черви. Роль дождевых червей в жизни человека. Нервная система. Самый короткий из всех кольчатых червей. Роль дождевых червей в природе.

«Характеристика кольчатых червей» - Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые. Класс Пиявки. Общая характеристика типа Кольчатые черви. Значение кольчецов. Многообразие кольчатых червей. Особенности кольчатых червей. Лабораторная работа. Класс Малощетинковые. Существительное.

«Строение дождевого червя» - Кольчатые черви. Кровеносная система. Многообразие кольчатых червей. Действия различных раздражителей. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны. Пищеварительная система. Ротовое отверстие. Пустите червя ползать по листу бумаги. Рассмотрите живого дождевого червя. Внешнее строение дождевого червя. Зарисуйте дождевого червя. Выделительная система. Нервная система.

«Строение кольчатого червя» - Класс Пиявки. Значение в жизни человека. Класс Малощетинковые черви. Передвижение. Пищеварительная система. Размножение. Дарвин. Нереис зеленый. Кровеносная система. Внешнее строение. Гигантская пиявка. Дыхательная система. Австралийский земляной червь. Роль в природе. Нервная система. Тип Кольчатые черви. Внутреннее строение. Громкое бульканье. Выделительная система. Сегментация тела. Органы чувств.

«Пиявки» - Кровеносная система состоит частью из сосудов, частью из полостей. Пиявки - гермафродиты. Пиявки - подкласс кольчатых червей из класса поясковых. Перед откладыванием яиц специализированная часть покровов червя - поясок. Движение. В результате улучшается микроциркуляция крови, уменьшается вероятность тромбозов, спадают отеки. Интересен способ передвижения пиявок. Большинство представителей обитают в пресных водоёмах.

«Общая характеристика кольчатых червей» - Внутреннее строение кольчатых червей. Классификация. Сравнение классов кольчецов. Пиявки. Класс Многощетинковые черви. Работа в группах. Имеется вторичная полость тела. Общая характеристика полихет. Крошечные полихеты. Новые понятия. Афродита. Малощетинковые черви. Особенности строения. Знания об особенностях строения. Особенности жизнедеятельности. Брачный се­зон. Многообразие кольчатых червей. Общая характеристика класса пиявки.

«Классы кольчатых червей» - Типичный представитель, обитающий в почве, - дождевой червь. Дождевые черви играют большую роль в почвообразовании. Дождевые черви - гермафродиты. По окончании развития из яиц выходят маленькие черви. Морская мышь. Класс Многощетинковые (Polуchaeta). Значение. Многощетинкового червя палоло употребляет в пищу население тихоокеанских островов.

«Тест Плоские черви» - 4. К какому классу плоских червей относится белая планария: 5. Чем покрыт наружный покровный слой у свободноживущих плоских червей: 11.Распредели по классам: 8. Кожно - мускульный мешок образован: 7. Плоские черви: Органы прикрепления характерны для: 9. Плоские черви не имеют: 2. К какому классу плоских червей относится цепень:

«Типы червей» - Заднепроходного отверстия у П. ч. нет. Длина от 80 мкм до 8 м; нитевидные или веретеновидные, реже бочонковидные или лимонообразные. С сегментацией тела связана метамерия внутренних органов. Тип Круглые черви. Развитие прямое или с личинкой - трохофорой. Дыхание кожное, иногда имеются жабры. Органы выделения - многочисленные одноклеточные железы или боковые внутриклеточные каналы.

«Круглые черви» - Правильные ответы: Можете смело поставить себе «отлично». Найти в тексте параграфа, сведения: Внимание вопрос! С превращением и со сменой хозяина. Тип Плоские черви. Раздельнополые, самки крупнее чем самцы Половой диморфизм! 1.Статья в учебнике по изученной теме. Одноклеточные кожные железы Половая система.

Кольчецы распространены в соленых и пресных водах, где служат пищей для многих позвоночных животных (морские многощетинковые); встречаются в почве, участвуя в почвообразовательном процессе (дождевой червь). Повышают плодородие почвы. Являются кормовой базой для многих плотоядных.

Особенности строения пиявок

Каковы особенности строения пиявок?

Особенности строения пиявок:

  • щетинок и параподий нет;
  • число сегментов постоянно;
  • на переднем и заднем концах тела имеют присоски;
  • рот, расположенный в центре передней присоски, вооружен тремя очень сильно зазубренными пластинами - «челюстями»;
  • объемистая средняя кишка образует по бокам ряд парных мешковидных выростов - резервуаров для хранения крови, которой насасывается пиявка.

При прокусывании кожи пиявки вводят в ранку вещество - гирудин, которое препятствует свертыванию крови. Поэтому в медицине пиявки используются при гипертонической болезни, кровоизлияниях, тромбозах и других заболеваниях, для лечения которых необходимо снизить свертываемость крови и удалить некоторое ее количество из кровотока.

Размножение дождевых червей

Как происходит процесс размножения у дождевого червя?

При половом размножении два животных прикладываются брюшными сторонами, головы обращены друг к другу. Оплодотворению предшествует спаривание, во время которого сперматозоиды каждого из двух червей переходят в семяприемники другого. Черви расходятся. Поясками обоих червей выделяется слизь, одевающая их в виде муфт, в которые откладываются яйца. Муфта начинает двигаться в сторону головы червя. Во время прохождения муфты мимо 10-го и 1-го сегментов в муфту выдавливаются сперматозоиды, полученные от другого червя, которыми оплодотворяются яйцеклетки. Затем муфта с оплодотворенными яйцами сползает через голову. Муфта после этого уплотняется (ее отверстия сжимаются) и превращается в яйцевой кокон, в котором развиваются молодые черви. При отсутствии полового партнера наблюдается самооплодотворение.

Отличия малощетинковых червей от многощетинковых

Чем малощетинковые отличаются от многощетинковых червей?

У малощетинковых нет боковых выростов тела, мало щетинок, голова не обособлена, нет щупалец и глаз. Упрощения в строении малощетинковых связаны с роющим образом жизни в почве.

Систематика кольчатых червей

Какие классы объединяет тип кольчатых червей?

К типу кольчатых червей относят следующие классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.

Выделительная система кольчатых червей

Назовите органы выделения кольчецов.

Органы выделения - метанефридии. Метанефридий состоит из воронки с ресничками и выводного канальца. Реснички воронки гонят жидкость в каналец, идущий в другой сегмент. Каналец окружен кровеносными сосудами, осуществляющими обратное всасывание нужных веществ, и открывается выводным отверстием сбоку на теле червя. Метанефридии кольчатых червей являются прообразами нефронов хордовых животных.

Пищеварительная система дождевого червя

Из каких отделов состоит пищеварительная система дождевого червя?

Пищеварительная система сквозная, сложная, состоит из следующих отделов: глотка, пищевод, желудок и кишка, иногда имеющая боковые выросты. Заканчивается пищеварительная система анальным отверстием.

Что общего у червей всех типов?

Все черви являются небольшими организмами с вытянутой формой тела. Их тело состоит из нескольких слоев, которые образуют кожно-мускульный мешок. Для них характерно червеобразной движение.

Каково значение кольчатых червей в природе и жизни человека?

Кольчатые черви являются важным звеном в цепях питания, то есть служат кормом для других организмов. Дождевые черви рыхлят почву и обогащают ее минеральными веществами, способствуют разложению органических остатков. Кольчатые черви, которые обитают в водной среде, являются санитарами водоемов.

Вопросы

1. Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты?

Кольчатые черви способны населять различные среды обитания, поскольку имеют развитые системы внутренних органов, развитые органы чувств, гидростатический скелет. Сегментированное строение тела дает возможность к регенерации.

2. Какие приспособления есть у кольчатых червей для перенесения неблагоприятных условий? Как это происходит?

При наступлении неблагоприятных условий некоторые кольчатые черви входят в период диапаузы. Они уползают на глубину, сворачиваются в клубочек, выделяют много слизи и образуют капсулу. Кольчецы, обитающие в холодном климате впадают в анабиоз.

3. Что позволяет ученым относить полихет, олигохет и пиявок к одному типу?

Полихеты, олигохеты и пиявки относятся к одному типу, поскольку имеют сегментированное строение тела.

4. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Массовый выход дождевых червей на поверхность после дождя связан с тем, что все подземные ходы заполняются водой. В таких условиях у червей нет возможности дышать.

5. Почему по количеству олигохет в водоеме можно судить о степени его загрязнения?

Олигохеты неприхотливы к чистоте воды и отсутствию кислорода, поэтому могут обитать в загрязненных водоемах, а пиявки нет.

6. Какие олигохеты улучшают структуру почвы, проницаемость в нее воздуха и влаги и очищают воду от вредных примесей?

Дождевые черви улучшают структуру почвы. Водные кольчатые черви очищают водоемы от органических загрязнений. Они питаются илом и разными органическими взвесями в воде.

7. Почему медики с древнейших времен используют пиявок при гипертонии и угрозе кровоизлияния?

Пиявки используются для лечения различных болезней. К телу человека они приставляются по имеющимся схемам. Чтобы выбрать конкретные места, врач собирает необходимые ему сведения о болезни, об активности патологического процесса, о состоянии здоровья пациента. Длительность сосания крови варьируется по времени и может достигать часа. Минимальное время воздействия – 10 минут. После процедуры пиявки снимаются либо врачом, либо отваливаются самостоятельно. Вторично пиявки не используют, их уничтожают, помещая в хлорамин. Лечебный эффект достигается благодаря:

Дозированному кровопусканию. Одно животное способно высосать до 15 мл крови.

Работе веществ, имеющих биологическую активность. Они поступают в организм из слюны пиявки. Основное лечебное воздействие оказывает гирудин. Этот антикоагулянт способствует уменьшению свертываемости крови.

Благодаря ответным реакциям организма, которые возникают на укус пиявки.

Глубина прокуса кожи не превышает 2 мм, после чего в ранку пиявка вводит свою слюну. Когда истекает необходимое время воздействия, пиявку убирают, но место укуса продолжает кровоточить. До полной остановки кровотечения может пройти до 16 часов.