Профилактика паразитарных инфекций. Профилактика паразитарных заболеваний

К числу личных мероприятий относятся личная гигиена, мытье рук, овощей и фруктов, употребление только кипяченой воды, употребление в пищу термически правильно обработанных продуктов, систематическая уборка помещений, правильное хранение пищи и т.д.

Профилактика природно-очаговых заболеваний связана с целым рядом проблем. В связи с тем, что в циркуляцию возбудителя бывает включено большое число хозяев, а часто и переносчиков, разрушение целых биогеоценозов, возникших в процессе эволюции, экологически вредно и часто технически невозможно. Комплексное преобразование таких биоценозов в направлении, исключающем циркуляцию возбудителя, возможно только в случаях, когда очаги являются небольшими и хорошо изученными. Например, рекультивация пустынных ландшафтов с созданием на их месте орошаемых садоводческих хозяйств, проводящаяся на фоне борьбы с пустынными грызунами и москитами, может резко снизить заболеваемость населения кожным лейшманиозом.

Лекция 9. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Учебные вопросы.

Личная гигиена и ее значение для человека.

Гигиена кожи.

Гигиенические требования к одежде и обуви.

Гигиена полости рта.

Гигиена пищеварительной и дыхательной системы, сна.

Гигиена органов чувств.

Гигиенические требования к жилищу.

1. Здоровье человека во многомзависит от влияния факторов окружающей среды. Поэтому соблюдение гигиенических нормативов и правил в повседневной жизни определяет сохранение и укрепление индивидуального здоровья . Медицинский подход к вопросам укрепления индивидуального здоровья был неоднозначен в различные периоды развития общества. Первоначально медицина связывала значимость сохранения индивидуального здоровья с рационализацией питания, закаливанием, организацией труда и быта. По мере развития крупных городов, промышленного производства, обязательного всеобщего обучения детей, общественного питания потребовались гигиенические нормативы и рекомендации по организации водоснабжения и удалению нечистот в крупных городах, планировке и застройке новых населенных пунктов, предупреждению инфекционных и профессиональных заболеваний, а вопросы укрепления индивидуального здоровья отошли на второй план.

Сегодня практически все окружающие нас предметы изготавливаются из новых экономичных синтетических и полимерных материалов, продуктов химического синтеза – строительные материалы, мебель, предметы быта, одежда и обувь. Тем не менее, несмотря на их практичность, многие наши «удобства» загрязняют воздух токсичными веществами, накапливают статическое электричество и в результате могут вызывать неблагоприятные изменения в организме, воспалительные и аллергические заболевания. Предметы быта и само жилище могут накапливать пыль и микроорганизмы, что приводит к распространению возбудителей воздушно-капельных инфекций, туберкулеза, вирусных заболеваний.

Поэтому в настоящее время важнейшей задачей медицины является не только поддержание и распространение известных догм личной гигиены, но и разработка на научной основе гигиенических требований к содержанию жилища, новой бытовой технике, предметам быта, одежде, обуви, косметическим средствам и средствам личной гигиены.

2. Кожа защищает организм человека от неблагоприятных метеорологических, механических и физических факторов окружающей среды. Неповрежденная кожа непроницаема почти для всех микроорганизмов, участвует в процессах теплообмена организма с окружающей средой, выполняет сигнальную функцию.

К средствам очистки, питания и регулирования обмена кожи относят воду, мыло, а также различные косметические и синтетические моющие средства (кремы, лосьоны).

При умывании водой с кожи удаляются грязь, пот, жир и отмершие ороговевшие клетки. В результате умывания кожные сосуды расширяются, повышается обмен веществ, роговой слой набухает и размягчается, облегчаются выделение и впитывание различных веществ. Туалетное мыло лучше использовать нейтральное или пережиренное, с небольшим добавлением красителя и парфюмерных средств.

Кремы изготавливают на основе жиров, они делают кожу мягкой и эластичной, облегчают проникновение в кожу некоторых лекарственных веществ. Лосьоны состоят из спирта, ароматических веществ и дистиллированной воды, содержат окисляющие или дезинфицирующие добавки. Лосьоны высушивают, обезжиривают, охлаждают, тонизируют кожу и стягивают поры в зависимости от химического состава и процента спирта.

Для поддержания чистоты тела необходимо 2 раза в день принимать душ и один раз в неделю нужно мыться в теплой ванне с мылом. Следить за чистотой кожи кистей рук и ног, особенно подногтевых пространств, где скапливается до 95 % всех микробов. Поэтому свободный край ногтя нужно систематически срезать так, чтобы он лишь несколько выступал над мягкой частью пальца.

Волосы принимают участие в теплообмене человека и выполняют барьерные функции. На голове волосы образуют покров, плохо проводящий конвекционное и лучистое тепло и предохраняющий мозг от резких колебаний температуры. Волосы лучше всего мыть в хорошо нагретой воде, так как она легко устраняет загрязнения, расширяет кровеносные сосуды кожи головы, усиливает прилив крови, что способствует лучшему со­хранению и росту волос. Жирные волосы моют дольше (голову намыливают дважды), чем сухие. Кроме того, жирные волосы нужно мыть чаще, а сухие - реже, так как частое мытье обезжиривает их, сушит, лишает блеска и вызывает расщепление концов волос.

Как и всякий неподвижный орган, волосы под­вержены атрофии. Поэтому важно пользоваться расческой, соответствующей вашим волосам (лучше всего деревянной). Особенно густые волосы следует расчесывать расческой с редкими, гладкими и ровными зубцами. Большое положительное воздействие оказывает расчесывание волос с помощью щетки. Расчесывание щеткой осво­бождает волосы от пыли, вентилирует их, увеличивает прилив крови к корням волос вследствие нанесения лег­ких уколов кожи, способствует удалению мертвых волос и придает волосам мягкий шелковистый блеск.

3. Одежда служит для регулирования теплоотдачи тела, является защитой от неблагоприятных метеорологических условий, внешних загрязнений, механических повреждений.

В связи с различными физиологическими особенностями организма, характером выполняемой работы и условиями окружающей среды различают бытовую, детскую, профессиональную, спортивную, военную и больничную одежду.

Бытовая одежда, изготавливается с учетом сезонных и климатических особенностей (зимняя, летняя, одежда для средних широт, севера, юга). Детская одежда, которая при малой массе, свободном покрое и изготовлении из мягких тканей обеспечивает высокую теплозащиту в холодное время года и не приводит к перегреванию летом. Профессиональная одежда, сконструированная с учетом условий труда, защищает человека от воздействия профессиональных вредностей. Спортивная одежда, предназначенная для занятий различными видами спорта из эластичных, с хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью тканей. Военная одежда имеет особый покрой из определенного ассортимента тканей. Больничная одежда, состоящая преимущественно из белья, пижамы и халата, должна быть легкой, хорошо очищаться от загрязнений, легко дезинфицироваться; ее изготавливают обычно из хлопчатобумажных тканей.

Одежда независимо от назначения и типа должна соответствовать производимой работе, не затруднять кровообращения и дыхания, легко очищаться от грязи и пыли. В рационально подобранной одежде микроклимат пододежного пространства характеризуется температурой от 30,5 до 34,6°С, влажностью воздуха 20-40% и содержанием углекислоты около 1,5-2,3 %. В загрязненной одежде на поверхности кожи, особенно при увлажнении и повышении температуры, происходит интенсивное разложение пота и органических веществ со значительным увеличением содержания углекислоты в воздухе пододежного пространства.

В зависимости от назначения одежды ткани должны обладать следующими свойствами: воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, теплопроводностью и газопоглощаемостью.

Для летней одежды важна хорошая воздухопроницаемость и, наоборот, одежда для работы на ветру при низкой температуре воздуха должна иметь минимальную воздухопроницаемость.

Важным показателем тканей является их отношение к воде. Гигроскопичность означает способность тканей поглощать воду в виде водяных паров из воздуха. Гигроскопичность тканей различна. Если гигроскопичность льняного полотна принять за единицу, то гигроскопичность ситца составит 0,97, сукна - 1,59, шелка - 1,37, замши - 3,13. Влажная одежда из шелка, ситца или полотна даже при достаточно высокой температуре воздуха вызывает ощущение зябкости. Надетая поверх фланелевая или шерстяная одежда значительно смягчает эти ощущения.

Теплопроводность ткани зависит от величины пор в материале, причем имеют значение не столько крупные промежутки между волокнами, сколько мелкие - так называемые капиллярные поры. Теплопроводность ношеной или неоднократно стираной ткани повышается, так как капиллярных пор становится меньше, число более крупных промежутков увеличивается.

Определенную роль играет газопоглощаемость тканей. Величина поглощения газов зависит от их концентрации и влажности ткани. Шерсть поглощает газов больше, чем хлопчатобумажная ткань, и медленнее их выделяет. Иногда количество газов, адсорбированных тканями, настолько велико, что при обратном их выделении они могут стать причиной отравления. Способность тканей сорбировать газы или пары из воздуха зависит также от структуры ткани и характера ее обработки.

По мере загрязнения одежду необходимо подвергать стирке, так как ткань, загрязненная пылью, выделениями и испарениями, может содержать патогенные микроорганизмы - возбудители туберкулеза, тифопаратифозных и других болезней. Особенно сильно загрязняются белье и шерстяная одежда, большая толщина которой, рыхлость и сравнительно редкая стирка способствуют накоплению микроорганизмов.

Требования к обуви заключаются в защите ног от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стертости кожи, затем деформируются мягкие части и кости стопы, также способствует врастанию ногтей, ухудшает кровообращение, усиливает потливость ног, ведет к развитию плоскостопия.

Наилучшим материалом для изготовления обуви является натуральная кожа, которая достаточно воздухопроницаема, устойчива к намоканию, хорошо удерживает тепло.

В настоящее время широко применяются искусственные материалы. Искусственные кожи должны быть пористыми, паро-, воздухо- и водопроницаемыми, поглощать и отдавать влагу, иметь малую теплопроводность для предупреждения перегревания организма в жару и охлаждения в холодное время; не изменять размеров при изменении содержания влаги, не коробиться при увлажнении и последующем высыхании; не изменять свойств под действием пота, высокой влажности и температуры воздуха. Они должны быть стойкими к старению, к действию плесени и не выделять химических веществ в количествах, представляющих потенциальную опасность для здоровья. В настоящее время при создании обуви используется также искусственная замша, текстовит, синтетический мех в качестве утеплителя. Эти материалы износоустойчивы, легки, красивы.

4. Систематический и правильно орга­низованный уход за полостью рта является неотъемлемой частью профилактики в предупреждении заболеваний зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта, но и в сни­жении заболеваний всего организма.

К средствам ухода за полостью рта и зубами относятся пасты, порошки и соответствующие инструменты: щетки, зубочистки, зубные нити.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Она состоит из ручки и головки (рабочей части), на которой укреплены пучки щетинок, расположенные рядами. Имеется несколько видов щеток в зави­симости от величины и формы головок, длины, толщины, густоты и качества щетины. Наи­более рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 25 - 30 мм при ширине 10 - 12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2 - 2,5 мм, не более трех в ряду.

В последние годы поя­вились электрические зубные щетки. Электрическая зубная щетка работает с помощью дви­гателя, дающего 3000 - 4000 об/мин, за этот период времени она совершает во много раз больше вибрационных и чистящих движе­ний, чем при ручной чистке зубов. Это способствует более полноценной очистке зубов во время гигиенических манипуляций, про­изводится вибрационный массаж слизистой оболочки дес­ны, улучшающий кровообращение и способствующий усилению обменных процессов.

Зубную щетку необходимо содержать в абсолютной чистоте, так как она может служить источником инфекции. Зубная щетка - предмет индивидуального пользования. Новую щетку перед употреблением не­обходимо тщательно вымыть. В промежутках между чисткой зубов щетка может находиться в стакане или чашке, которые также должны быть индивидуальными. Хранить щетку в стакане можно вверх головкой, вниз головкой, внутри специального футляра, вдетой в стеклянную пробирку, намыленной, обсыпанной солью. В специальных футлярах хранить зубную щетку мож­но только временно, например, при поездках. Длительность хранение щетки в футляре лишает ее света и воздуха, способствует размножению микробов, вредно влияющих на организм.

Выбор зубной щетки зависит от возраста человека, а также от состояния зубов и мягких тканей полости рта. Детям необходимо пользоваться ма­ленькой щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта, последовательно очищая зубы со всех сто­рон. Щетина детской зубной щетки не должна быть жест­кой, потому что эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых, а слизистая оболочка десны нежная и легко ранимая. У подростков и взрослых зубные щетки могут быть несколько крупнее, но их головка не должна быть более 30 мм.

При заболеваниях тканей зубов (повышенная стираемость) и слизистой оболочки полости рта (пародонтоз, пародонтит, гингивит, стоматит) надо пользоваться мяг­кой зубной щеткой, согласовав все гигиенические мани­пуляции с лечащим врачом-стоматологом.

Для того чтобы хорошо очистить зубы, необходимо произвести примерно 300-400 парных движений зубной щеткой. Эти движения должны идти по оси зуба в виде «скребущих» или «подметающих». Последние более эффективны, так как способствует лучшей очистке зубов и массажу десен. Обычно в области одной из групп зубов, подвергающихся чистке, производят не менее 6-8 парных движений щеткой. Особенно тщательно необходимо чистить язычные поверхности нижних зубов, так как именно на них чаще всего накапливается и отлагается зубной налет, преобразуясь впоследствии в зубной камень. Жевательные поверхности зубов чистят в двух направлениях: вдоль и подметающими движениями поперек.

Зубная щетка должна проникать в межзубные промежутки, между буграми зубов, то есть в наиболее характерные места скопления и задержки остатков пищи. Вся процедура, включая энергичное полоскание, должна занимать не менее 2,5-3,5 мин. При соблюдении этих условий можно достичь хорошей (на 70-75 %) очистки зубов от налета.

Следует помнить, что регулярный и гра­мотный уход за полостью рта является хотя и важной, но только частью целого комплекса про­филактических мероприятий, который включает здоровый образ жизни, заключаю­щийся в рациональном и правильном питании, исключение вредных привычек (употребление алкогольных на­питков, курение и др.), гармоническом физическом раз­витии организма (физическая культура и спорт, прогулки на свежем воздухе, правильное чередование труда и отдыха).

5. Гигиена пищеварительной системы включает очистку желудка и кишечника. Очистка желудка осуществляется один раз в одну-две недели. Применяется очистка желудка водой, при этом выпивается 1,5-3 л теплой воды и обратного из­вержения ее после определенного времени нахождения в желудке. Процедуру можно проводить как на пустой, так и на полный желудок не раньше, чем через 3 ч после еды, и лишь через 3 ч после окончания процедуры можно принимать пищу. По завершении упражнения нужно выпить. 250 г молока с ри­сом, которые необходимо подготовить до начала проце­дуры. Употребление этой порции крайне необходимо, ибо в противном случае желудок не будет «подсушен», что может иметь вредные последствия. Очистка толстого кишечникапроводится с помощью воды, которая вводится при помощи аппарата для клизмы. Такую процедуру следует проделывать один раз в не­делю (в день воздержания от пищи) или один раз в 2 недели. Полезна полная очистка пищеварительной системы.

Для того чтобы дыхание было качественным, нужно, чтобы нос был чистым, освобождены ды­хательные пути носа от выделений, препятствующих сво­бодному прохождению воздуха. Очистка носа способству­ет также и очистке придаточных пазух. Ги­гиена носа обеспечивает и очистку слизистой оболочки но­совой полости, которая в изобилии снабжена нервными окончаниями, способными оказывать рефлекторное влия­ние на функцию достаточно отдаленных органов. Очистка обусловливает устойчивость к насморку, ког­да обычные лекарства оказываются недостаточно эффек­тивными.

Очистка носа проводится водой. Приблизительно в 1 л прохладной воды растворяют 2 чайных ложки поваренной соли и пропускают раствор через нос. Такое «сморкание» сле­дует производить то через одну, то через другую ноздрю. Для такой очистки можно использовать пи­щевую соду - особенно при насморке.

Для очистки носа можно применять чайник или кувшин, который наполняют соленой водой температуры тела. Вставив носик чайника в ноздрю, наклоняют голову и пропускают воду из одной ноздри в другую. В процессе всей процедуры рот должен быть открыт, чтобы можно было дышать. По окончании процедуры нужно просушить ноздри сильным выдохом через обе ноздри, наклоняя при этом голову вниз, быстро и сильно сделав вдох и выдох через обе ноздри, поднимая го­лову. Оставаясь в наклоненном положении, нужно повернуть го­лову влево, потом вправо. Последователь­ность движений головой - вниз, вверх, влево, вправо. Очистку необходимо проделывать утром натощак, очищая каждую ноздрю в течение 1-5 мин.

Сон - это важная функция, состояние человека, имеющее огромное значение. Треть своей жизни человек проводит во сне и без сна не может обходиться. Сон является неотъемлемой частью жизнедеятельности не только человека, но и животных - значит сон имеет важное общебиологическое значение. Сон восстанавливает силы, дает возможность организму отдохнуть от дневных умственных и физических трудов. Это, в частности, связано с тем, что во время сна активно тормозятся нервные структуры, перегруженные в дневное время. Торможение - это активный процесс, особая форма деятельности мозга, то есть сон - это не просто отдых, а активное восстановление сил организма.

Понимание функций сна сложно не только потому, что его трудно изучать, но и потому, что сон - сложное в структурном отношении явление. Он состоит, по крайней мере, из двух больших стадий, которые закономерно и циклически сменяют друг друга: 1) сон медленный, длительностью 60-90 мин и 2) сон быстрый (парадоксальный) - 10-20 мин. Медленный сон также сложно организован и в свою очередь состоит из нескольких фаз. Для быстрого же сна характерны сновидения - те сновидения, которые мы помним после пробуждения. Хотя сейчас известно, что и медленный сон может сопровождаться сновидениями, но яркие, эмоционально окрашенные, иногда с фантастическими или детективными сюжетами сновидения - чаще всего из быстрого сна. Мозг во время парадоксального сна работает очень напряженно, напоминая своей активностью период бодрствования. Впрочем, интенсивная работа мозга может проявляться и во время медленной фазы сна. Сновидения характерны для всех людей, однако не все и не каждое из них запоминают, быстрый сон, очевидно, более древнее приобретение в эволюции человека, так как за него отвечают более глубокие структуры мозга. У маленьких детей быстрый сон доминирует, и лишь с возрастом увеличивается доля медленного сна.

Долгое время считалось, что лишение человека быстрого сна тяжелее для его здоровья, чем медленного. Однако это не так, поскольку основное значение имеет нормальная структура сна, то есть определенные соотношения медленной и быстрой фаз. Если то соотношение нарушается (что происходит, например, при приеме снотворных препаратов), то сон, даже длительный, не приносит чувства желанного отдыха. Если сон укорачивается и человеку не удается выспаться, то падает работоспособность и возникают небольшие невротические нарушения; если же недосыпание регулярно, эти изменения постепенно накапливаются, и в силу углубления невроза могут наступить тяжелые функциональные заболевания.

Конкретная продолжительность сна сугубо индивидуальна и зависит от характера предшествующего труда, общего состояния человека, возраста, времени года, особенностей ВНД человека и других факторов. Так, после напряженного умственного или физического труда требуется более продолжительный сон. Субъективно человек чувствует себя лучше, если сон определенной продолжительности не прерывается.

Валеологические предпосылки сна предполагают выполнение целого ряда условий, обеспечивающих его полноценность у человека, объективное восстановление сил и нормальное состояние психики. Благотворно сказывается на организации и структуре сна привычка ложиться и вставать в одни и те же часы. Работники умственного труда, в частности, преподаватели, студенты, старшеклассники, нередко сдвигают умственную работу на более позднее время, когда тихо и никто не мешает. Однако к такому режиму надо переходить осторожно, так как подобный ритм может рефлекторно закрепиться и постепенно привести к нарушениям сна, а затем - и к патологии. При нарушениях сна целесообразно сделать вечерние часы временем для отдыха и расслабления, так как значительные физические и умственные дневные нагрузки ухудшают последующий сон. В плане предупреждения нарушений сна полезно также избегать тяжелой и обильной пищи в вечернее время.

Насыщенный интересный трудовой день, разумное сочетание умственной и физической нагрузки, активный и разнообразный отдых, занятия физкультурой - хорошие предпосылки нормального сна.

6. После перенесенных заболеваний, травм уха и нервной системы область слухового восприятия сужается. В среднем ухе звук усиливается в 50 - 70 раз. Поэтому поражение среднего уха и повреждение барабанной перепонки резко снижают слух. Необходимо тщательное лечение при вирусных, «простудных» заболеваниях, чтобы предотвратить возникновение воспаления среднего уха.

Повреждение слуховой области, расположенной в височных долях больших полушарий, может вызвать различные нарушения слуха - словесную глухоту, музыкальную глухоту, потерю слуха. Слух может нарушаться вследствие колебаний температуры внешней среды.

Профилактика нарушений слуха включает специальные упражнения для улуч­шения слуха. Закрыв рот, затыкают уши большими пальцами рук и помещают указательные паль­цы на веки закрытых глаз. Безымянные пальцы и оба мизинца окружают рот, губы при этом сложены, выдви­нуты вперед наподобие клюва, а средние пальцы прижаты к ноздрям с обеих сторон. Делают вдох через рот. Завершив вдох, надувают щеки и наклоняют голову так, чтобы подбородок надав­ливал на яремную ямку. По возможности подольше задерживают ды­хание, щеки при этом остаются надутыми. Затем мед­ленно поднимают голову, открывают глаза и делают выдох через нос. Создаваемое повышенное давление в полости рта вызывает пере­мещение воздуха в направлении среднего уха. Это упражнение «тренирует» способность выравнивать давление снаружи и внутри уха, то есть между средним и наружным ухом.

Наиболее распространенным нарушением зрения является близорукость (миопия). С уществует две причины возникновения и развития близорукости: зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил по профилактике нарушений зрения и наследственные факторы.

Первыми признаками близорукости являются расширение глазной щели, расширеное глазное яблоко начинает выдаваться вперед, увеличение зрачка. Приходится склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. У близоруких чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться, жалобы на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Предлагается быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5 - 1 мин с усиленной зрительной нагрузкой дома, на работе или во время занятий.

Полезно вращение глазами. В качестве подготовительного уп­ражнения можно не двигая голо­вой направить резко взгляд в верхний левый угол глаза, затем - по диагонали в нижний правый угол, в нижний левый и верхний правый угол. В конце упражнения на­правляют взгляд вверх, затем вниз, чтобы увидеть свою грудь.

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Для предотвращения прогрессирования близорукости необходимо укреплять общее состояние организма путем закаливания, рационального, полноценного витаминизированного питания, соответствующего физического воспитания, соблюдения режима труда и отдыха. В школах и вузах необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Очень важны правильный подбор мебели в соответствии с ростом, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда.

7. Жилище - это искусственно созданная внешняя среда, в которой температура и влажность воздуха, ос­вещение и другие свойства среды отвечают потребно­стям человеческого организма. В современном жилище должна быть создана здоровая обстановка для сна и отдыха, домашнего труда и воспитания детей. Его нуж­но хорошо приспособить для содержания тела в чисто­те, приготовления и приема пищи. Нарушение любого из этих условий неизбежно отражается на здоровье, настроении и трудоспособности людей.

В основе планировки квартиры является создание функциональных зон. В одноком­натной квартире функциональная зона подчеркивается светильником, ковром на полу, книжной полкой. Ближе к ок­ну можно расположить зону отдыха, поставить сюда диван-кро­вать и тахту или угловую софу, низкий журнальный сто­лик, одно или два кресла. В глубине комнаты в этом случае размещают зону столовой - стол, стулья, буфет. Для удобства пользования каждой из зон, а также для подчеркивания разделения на грани­це можно поставить поперек комнаты, перпендикуляр­но к стене шкафчик для постельных принадлежностей и сервант.

В жилищебольшое значение имеет подбор и расстановка ме­бели. Лишняя мебель затрудняет уборку, мешает детям играть, уменьшает объем квартиры. «Встроенная мебель» по своему назначению может полностью заменить передвижную корпусную мебель, включая в себя платяные, бельевые, хозяйственные и книжные шкафы, серванты, секретеры, книжные стеллажи, откид­ные рабочие и обеденные столы, встроенные туалетные столы, ящики для постельных принадлежностей, откидные кровати, ниши для холодильников, радиотелеустройства, кухонные шкафы для посуды и продуктов и т.д. Кроме того, в шкафах-перегородках устраиваются передаточные окна между кухней и общей комнатой или устанавли­вается дверной блок.

В жилых комнатах для отделки стен используют различные сорта обоев, включая обычные бумажные и фотообои. В кухне наиболее целесообразно применять керамическую плитку или моющиеся влагопрочные обои, а для коридоров и подсобных помещений предпочти­тельней моющиеся обои, покрытые тонкой синтетической оболочкой. Стены ванной комнаты и туалета лучше всего покрыть глазурованной керамической плиткой.

В жилых домах для отделки полов применяются паркетные (дубовые, буковые), дощатые или реечные, окрашенные масляной краской. Полы из синтетических линолеумов гигиеничны, хоро­шо моются теплой водой, имеют красивую лицевую по­верхность. Линолеум можно рекомендовать для покры­тия полов в жилых комнатах, кухне, санитарных узлах. В кухню и ванную обычно укладывают твердые и более устойчивые к воде и моечным средствам по­крытия.

Основное назначение кухни - приготовление пищи. Правильное оборудование и содержа­ние кухни влияют на качество пищи, следовательно, и на самочувствие членов семьи.В кухне выделяют две зоны: для «грязных» (чистка и мытье продуктов, столовой и кухон­ной посуды, сбор пищевых отходов) и для «чистых» (разделка продуктов и их подача к столу) ра­бот. В связи с этим в кухне необходимо два стола или две рабочие по­верхности.

Наиболее часто употребляемые предметы кухонно­го обихода располагают на полках шкафов на уровне груди. На нижних полках лучше всего поместить более тяжелые предметы (большие кастрюли, блюда, сковород­а), а редко используемые вещи хранить на самых верх­них полках.

Санитарный узел в квартире играет особую гигиеническую роль. При плохом санитарном содержании он может стать местом распространения кишечных инфекций (туалет), грибковых заболеваний (ванная комната).

Ванная комната служит местом хранения белья, предназначенного в стирку, и выполняет функции домашней прачечной. В дополнительно размещаемых здесь емкостях можно хранить халаты, полотенца. Содержать туалетные принадлежности лучше над умывальником на специально установленной полочке.

При поль­зовании душем, для предотвращения разбрызгивания воды, необходимо установить штангу с кольца­ми и водонепроницаемым занавесом. Для сушки различных мелких вещей в ванной можно натянуть на высоте двух метров несколько капроновых нитей (лесок).

Важное значение для здоровья имеет санитарно-гигиеническое состояние квартиры. Перед началом уборки необходимо открыть окно или форточки. Затем удалить пыль с подоконников, столов, полочек, батарей центрального отопления, электроламп и светильников влажной тряпкой, пылесосом - с ковров, пола, мягкой мебели, книг, одежды и др. Полированную мебель вытирают сухой, мягкой тряпкой или смоченной в жид­кости типа «Полироль».

Пар­кетный пол в квартире обычно покрыт лаком, его доста­точно легко раз в неделю протереть влажной тряпкой. Пол, покрытый линолеумом, моют горячей водой (на кухне - с мылом). Деревян­ный пол моют раз в неделю.

При каждой уборке чистят газовую плиту, раковину, унитаз, холодильни­к. Ванну, раковину, уни­таз моют с применением порошковых или других средств бытовой химии.

Кроме повседневной уборки, 3-4 раза в году обыч­но перед праздниками, организуется генеральная убор­ка. Необходимо почистить мебель, люстры, вытереть везде пыль, помыть двери и окна, убрать в шкафах, постирать занавеси, скатерти, вычистить ковры и мягкую мебель. Завершается генеральная уборка мытьем или натиранием полов.

В жилище могут обитать клопы, тараканы, рыжие домовые муравьи, мыши и другие грызуны и насекомые. Насекомые и грызуны, питаясь теми же продуктами и кон­тактируя с выделениями человека, могут обсеменять различными микробами (в том числе и болезнетворными) пищевые продукты, столовую посуду, кухонный инвентарь, они распространяют возбудителей инфекций.

Бытовые насекомые и грызуны селятся преимущественно в кухнях, ванных комнатах и в других помещениях, где тепло и влажно. Для борьбы с ними места обитания обрабатывают порошкообразными или жидкими препаратами, аэрозолями (дихлофос и др.), применяют отравленные пищевые приманки, а также механические средства (капканы и ловушки).

Для того чтобы не допустить появления бытовых насекомых и грызунов, надо соблюдать чистоту в квартирах, прежде всего на кухне, в местах хранения продуктов. Пищевые отходы необходимо держать в ведрах с плотно закрывающимися крышками, ежедневно опорожнять и мыть горячей водой. Убирать столо­вую и кухонную посуду сразу после использования, ежедневно мыть полы, столы и газовые плиты.

Возбудитель микроспории – гриб, очень устойчивый во внешней среде. Болеют микроспорией домашние коты и собаки, от которых и происходит заражение людей, причем дети заболевают чаще взрослых. При заражении человека микроспорией через 5-12 дней на месте внедрения гриба появляется хорошо очерченный очаг розово-красного цвета, покрытый чешуйками. В пределах пораженного участка волосы обламываются, выпадают. На коже груди, шеи, лица, рук появляются аналогичного цвета пятна, покрытые чешуйками.

Заразиться микроспорией можно не только при непосредственном контакте с животными, но и через предметы, загрязненные шерстью. В дальнейшем переносчиком инфекции становится заболевший человек, а заражение может произойти как через предметы общего пользования (расчески, полотенца, головные уборы, игрушки), так и при непосредственном контакте здорового человека с больным.

Возбудитель чесотки – чесоточный клещ. Основным признаком чесотки является сильный зуд, особенно усиливающий вечером и ночью, после того, как больной ложится в постель. Отмечается появление парных и рассеянных точечных узелково-пузырьковых высыпаний, чесоточных ходов и ссадин от расчесов кожи.

Чаще всего чесоткой поражаются кисти рук, лучезапястные суставы, предплечье, локтевые суставы. Это объясняется тем, что чесоточный клещ предпочитает располагаться на участках с тонким роговым слоем, то есть в местах, где кожа мягче и тоньше. Это так называемые «классические» места появления чесотки.

Сильный зуд, сопровождающий чесотку, приводит к расчесам, куда больные часто заносят инфекцию. Вследствие этого чесотка осложняется гнойничковыми заболеваниями кожи: фурункулезом, пиодермией, фолликулитом и др. В отдельных случаях может развиться довольно тяжелая экзема.

Возбудитель трихинеллеза – трихинелла. В организме человека после переваривания мяса свиней или диких животных (кабан, медведь, барсук и др.) мышечные трихинеллы освобождаются от капсул, внедряются в тонкий кишечник, быстро растут, развиваются, достигают половой зрелости, откладывают многочисленных личинок, которые разносятся по организму. Инкубационный период – от 3 до 45 дней. Характерны одутловатость лица, сопровождающаяся конъюнктивитом, лихорадка, боль в мышцах, эозинофилия. Часты различные высыпания на коже, а также желудочно-кишечные расстройства, гипотония, глухость тонов сердца, сердцебиение, головная боль, бессонница.

· соблюдение гигиены тела, одежды, жилища, общественной гигиены;

· обследование на гельминты всех членов семьи больного и одновременное лечение всех инвазированных;

· нельзя употреблять в пищу сырую, непроваренную или недостаточно просоленную и провяленную рыбу, свинину, говядину;

· разъяснение населению опасности употребления в пищу сырой слабо просоленной и недостаточно прожаренной рыбы;

· охрана почвы огородов, садов, ягодников от загрязнения фекалиями, тщательное мытье овощей, фруктов.

Может ли хмурый ноябрьский день стать ярким и солнечным? Да! если вы путешествуете в компании друзей. В такое незабываемое путешествие отправились 19 ноября учащиеся 5-а и 5-б классов...
Отправлено 22 нояб. 2017 г., 20:32 пользователем Ирина Власова
  • Лицеисты на IV Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2017 С 4 по 7 ноября 2017 года в Екатеринбурге проходил IV Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2017. Это самые масштабные в России соревнования по ...
    Отправлено 22 нояб. 2017 г., 19:47 пользователем Ирина Власова

  • День коммуникации в 5-ых классах Последние две недели первой четверти были для пятиклассников чрезвычайно насыщенными и интересными. Они участвовали в коммуникативных практиках, которые завершились Днем коммуникации. Начиналось все с установочного классного часа, на котором ...
    Отправлено 22 нояб. 2017 г., 19:36 пользователем Ирина Власова

  • Поездка в Санкт-Петербург В период осенних каникул группа учащихся 7-8 классов в сопровождении Балашовой Елены Ивановны и Сушинцевой Ирины Анатольевны посетила Санкт-Петербург. Наша поездка была очень насыщенной (4-5 экскурсий в ...
    Отправлено 16 нояб. 2017 г., 23:57 пользователем Ирина Власова

  • «Веселые старты» - заряд бодрости и хорошего настроения В конце первой четверти среди учащихся первых классов прошло соревнование «Весёлые страты». Первоклассники показали свои умения в беге, прыжках, выполнении различных упражнений с мячом. Юных спортсменов захватил спортивный задор и ...
    Отправлено 16 нояб. 2017 г., 2:05 пользователем Ирина Власова

  • Я б в кондитеры пошел… В один из дней осенних каникул учащиеся шестых классов вместе с классными руководителями М. Н. Шадриной и Н. В. Онищенко посетили кондитерскую фабрику «9 Островов» в г. Среднеуральске. Ребята познакомились...
    Отправлено 14 нояб. 2017 г., 1:35 пользователем Михаил Малышев

  • День горожанина 3 ноября 2017 года состоялась защита проектов учащимися 8 классов. Членами жюри были сами учащиеся, а также гости – директор музея ПНТЗ Светлана Викторовна Титова и краевед Нина Михайловна Юрченко. В ...
    Отправлено 8 нояб. 2017 г., 19:22 пользователем Ирина Власова

  • Математика для всех 19 октября учащиеся 9-10 -х классов посетили лекцию известного российского математика Алексея Савватеева, организованную Информационным центром по атомной энергии Екатеринбурга. Алексея Савватеева называют популяризатором математики среди детей и взрослых ...
    Отправлено 6 нояб. 2017 г., 20:42 пользователем Ирина Власова

  • Всероссийская инженерно- конструкторская школа « Лифт в будущее» Капланский Марк, учащийся 10 а класса, стал одним из победителей Межрегиональной конструкторской школы «Лифт в будущее», которая проходила летом 2017 года в лагере «Таватуй». Победители этой школы, организованной Благотворительным фондом ...
    Отправлено 7 нояб. 2017 г., 7:54 пользователем Ирина Власова
  • Лицей сегодня...



    Наш лицей был создан в 2001 году на базе школы № 21 с углубленным изучением предметов физико – математического профиля. В многообразной палитре первоуральских школ появилось образовательное учреждение, которое соединило в себе традиции двадцать первой школы и новаторство, прочно заняв первую строчку в рейтинге образовательных организаций города.

    С первых дней работы лицея педагогический коллектив во главе с директором Людмилой Николаевной Демаковой сформулировал кредо: новаторство в развитии лицея не только в материально- техническом оснащении, в образовательных программах, но, прежде всего, в новом взаимоотношении всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников и родителей, в понимании того, что детство – это не время подготовки к взрослой жизни, это сама жизнь, ее очень важный, неповторимый и интересный этап.

    В поисках собственной концепции лицей прошел длительный инновационный путь как базовая площадка Института развития образования Свердловской области и муниципальная творческая лаборатория Управления образования Первоуральска. Наш поиск лежал через программы профильного обучения, развития дополнительного образования, создания развивающей поливариантной образовательной среды, пилотного введения Федеральных государственных образовательных стандартов, участия в реализации программы Уральской инженерной школы. Во всех инновационных программах развития ведущим направлением оставалось формирование и развитие образовательного пространства, направленного на приобретение лицеистами социального опыта, построение собственного личностного и профессионального будущего.

    В новаторских поисках коллектива определилась миссия лицея – создание условий, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей и интересов каждого ученика. И сегодня лицей занимает 5 место в рейтинге 100 лучших школ Свердловской области, составленных Министерством общего и профессионального образования и Институтом развития образования, по показателю «индивидуализация образовательного процесса»; является победителем конкурса муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области и имеющих статус региональных инновационных площадок.

    Инновационное развитие позволило нам создать собственную неповторимую систему лицейского образования, в ее центре – ученик, который, взрослея, учится управлять своей жизнью и быть успешным. От успешной школы – к успешному ученику – таков магистральный путь развития лицея сегодня.

    Уроки углубленного изучения математики, физики, информатики, химии, биологии дополняются внеурочными курсами: на уровне начальной школы - 13 программ, на уровне основной школы – 24 программы, на уровне средней школы – 7 программ. Внеурочная деятельность вводит учеников в мир современной науки и техники: лицеисты знакомятся с языками программирования, робототехникой, основами экономики, права, экологии, истории технических инноваций. Профильное обучение в лицее (профили технологический, естественнонаучный, математико – экономический)- это не только углубленное изучение предметов, но и системная, с начальной школы, учебно- исследовательская и проектная деятельность с обязательной защитой проектов в 8 и в 10 классах, профессиональные пробы в 7-9 классах и социальные практики в старшей школе, образовательные сессии на базе промышленных предприятий Первоуральска, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

    Образовательные программы лицея реализуются в сотрудничестве с социальными партнерами – договоры заключены с 23 предприятиями и организациями. Лицей является региональной инновационной площадкой по проблеме «Профессиональная социализация учащихся в партнерстве с вузами, организациями и предприятиями». Сотрудничество лицея с Уральским Федеральным университетом, Уральским государственным экономическим университетом, с Первоуральским заводом «Уралтрубпром», с Первоуральским новотрубным заводом, с общественной организацией «Клуб нового образования» и с Центром «ОРТ – карьера» Екатеринбурга является основой работы с одаренными детьми. Лицей является участником Федерального образовательного сообщества «Школьная лига РОСНАНО»

    Среди учеников лицея – призеры финалов чемпионатов России JuniorSkills в номинациях «Мехатроника» и «Инженерный дизайн CAD», Регионального тура WRO-2017 Всемирной робототехнической олимпиады, Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Талант и Успех», Всероссийского конкурса молодёжных проектов "Система приоритетов".Гробов Александр - победитель очного этапа олимпиады по физике в рамках Всероссийской робототехнической олимпиады «РобоФест» (г. Москва)

    За 2016/17 учебный год путевки во Всероссийские лагеря для одаренных детей получили 28 лицеистов, два старшеклассника участвовали во встрече с Президентом РФ В.В. Путиным в Центре для одаренных детей «Сириус», в сентябре 2017 года лицей будет представлен в составе делегации Свердловской области на V Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» в Ярославле.

    Одаренность наших учащихся раскрывается и в коллективах дополнительного образования. 79% лицеистов занимаются в 20 детских объединения, среди которых театральная студи «Зазеркалье», Студия эстрадного вокала «Радуга» - лауреаты Международного фестиваля – конкурса творческих коллективов «Адмиралтейская звезда»; хореографическая студия «Данс – класс» - лауреат Международного фестиваля – конкурса народного творчества и ремесел «Краски народов мира», Изостудия «Палитра» - лауреат областных конкурсов прикладного творчества. Спортивные секции баскетбола и шахмат – победители и призеры муниципальных и областных спортивных соревнований.

    7 лицеистов удостоены премии Губернатора Свердловской области для одаренных детей.

    Каждый пятый лицеист награжден значком «Одаренные дети» Первоуральска.

    В чем секрет успехов учеников? Формула проста: «От профессионализма учителя – к успехам учеников». Лицей - это созвездие талантливых педагогов и одаренных учеников.

    В педагогическом коллективе лицея работают учителя высокого профессионального уровня: 43,6 % имеют высшую квалификационную категорию, 45,4 % - первую квалификационную категорию.

    Два современных здания лицея, оснащенные современным оборудованием кабинеты физики, химии, лаборатория по биологии, кабинет робототехники и прототипирования, единая локальная сеть с выходом в Интернет в каждом учебном кабинете, информационно-библиотечный центр, современное оборудование в столовой, электронный турникет, программное цифровое обеспечение урочной и внеурочной деятельности, атмосфера комфортабельности и уюта обеспечивают условия для использования самых эффективных образовательных технологий. Сочетание профессионализма педагогов и современных условий обучения дают высокие образовательные результаты: в течение 7 лет в лицее нет неуспевающих учеников, результаты ЕГЭ и ОГЭ ежегодно выше муниципальных и региональных по всем учебным предметам.

    Выпускники лицея – студенты Московского государственного технического университета им. Баумана, Московского государственного университета им. Ломоносова, Санкт – Петербургского политехнического университета Петра Великого, Уральского Федерального университета. Но где бы ни были вчерашние лицеисты, их память снова и снова возвращает к лицею, к пережитым здесь ярким событиям: Дню чести лицея, выездной конференции «Познание и творчество», «Инженериуму», играм «ТУ-ВИ, рождественскому балу, Дню самоуправления, к вожатскому отряду «Феникс» и Совету лидеров, к летнему лагерю «Академия юных», к лицейской спартакиаде и туристическому слету, к виртуальному Музею памяти.

    Все меняется, неизменным остается наша верность лицею. Есть у нас и свои династии: директор лицея и 5 учителей – выпускники двадцать первой школы. Каждый третий родитель сам учился в этой школе или учит здесь нескольких детей, поэтому так понятно и бескорыстно участие родителей в жизни лицея – от помощи в ремонте до экспертной деятельности и организации воспитательной работы.

    В лицее поддерживается любое начинание, реализуются самые смелые замыслы и проекты, рождаются будущие профессионалы.


    Биогельминтозы

    Тениаринхоз

    Трихинеллез

    Дифиллоботриоз

    Описторхоз

    Геогельминтозы

    Аскаридоз

    Трихоцефалез

    Гименолипедоз

    Энтеробиоз

    Анкилостомидоз

    -некатороз

    Простейшие

    Лямблиоз

    Балантидиаз

    Трихоманидоз

    Токсоплазмоз

    Амебиаз

    Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими:

    Соблюдение правил личной гигиены - мытье рук перед едой, мытье

    овощей, фруктов, кипячение воды и тд.

    Борьба с загрязнением почвы фекатшями, санитарный контроль за

    источниками водоснабжения

    Выявление и лечение цистоносителей

    4. Борьба с переносчиками (мухи, клопы, тараканы и тд.)

    Профилактика гельминтозов:

    1. Санитарная экспертиза мяса и мясных продуктов, рыбы

    2. Охрана окружающей среды от загрязнения фекалиями, запрещение использования свежих человеческих и свиных фекалий в качестве удобрений

    3. Нормальное гигиеническое содержание животных, предохранение скота от заражения, выявление и лечение больных животных, их от­браковывание и тд.

    4. Разумное уничтожение промежуточных хозяев

    5. Выявление и лечение больных людей. Проведение профилактических обследований работников животноводческих ферм.

    Биогельминтозы, передающиеся алиментарным

    Путем.

    К биогельминтозам, передающимся алиментарным путем, относятся тениоз, тениаринхоз, описторхоз, дифиллоботриоз, трихинеллез.

    Тениоз.

    Заболевание вызывается свиным цепнем (Taenia solium) - гельмин­том из класса Ленточных червей (тип Плоские черви). Заболевание рас­пространено повсеместно.

    Промежуточным хозяином являются свиньи, в кишечник которых вместе с фекалиями попадают яйца гельминтов. В желудке из яиц выхо­дит онкосфера, которая пробуравливает стенку кишечника и через кро­веносные сосуды проникает в мускулатуру (и другие органы), где образу­ется финна. Человек заражается, употребляя в пищу зараженное мясо, содержащее финны. В организме человека образуется половозрелая особь.

    Тениаринхоз.

    Заболевание, вызываемое бычьим цепнем (Taeniarhynchus saginatus), относящимся к классу Ленточных червей (тип Плоские черви). Распространено повсеместно.

    Жизненный цикл и патогенное действие практически аналогичны таковым для свиного цепня, однако промежуточным хозяином является крупный рогатый скот, а окончательным - только человек. В отличии от свиного цепня яйца не способны развиваться в организме человека, по­этому цистицеркоз невозможен.

    Описторхоз.

    Заболевание, вызываемое кошачьим сосальщиком {Opisthorchis felineus), относящимся к классу Сосальщиков типа Плоские черви. Пре­имущественно распространено в Сибири, является природно-очаговым.

    Дифиллоботриоз.

    Трихинеллез.

    Заболевание, вызываемое TrichineUa spiralis - гельминтом, относя­щимся к типу Круглых червей. Распространено повсеместно, является природно-очаговым.

    Один организм является и промежуточным, и окончательным хозяи­ном (человек, свиньи, крысы, мыши, медведи, кошки, собаки и др.). В кишечнике первого хозяина происходит оплодотворение, оплодотворен­ная самка внедряется в стенку кишечника и отрождает личинок, которые заносятся с током крови и лимфы в мышцы (диафрагма, межреберные, жевательные мышцы). Здесь личинки скручиваются в виде спирали и через 2-2.5 месяца окружаются соединительной капсулой, внутри которой находится одна, а реже 2-3 трихинеллы. Личинки могут жить внутри капсулы до 20-25 лет, пока не попадут в организм второго хозяина. В нем личинки освобождаются от капсул и образуются половозрелые формы.

    Резервуаром трихинеллеза служат дикие животные, а также крысы. Заражение человека происходит алиментарным путем при употреблении в пищу зараженного мяса (в основном свинины), содержащего личинки трихинелл.

    Заболевание протекает тяжело, сопровождается выраженной инток­сикацией, отеком лица, повышением температуры до 40°С, желудочно-кишечными расстройствами. Позже появляются боли в мышцах, судо­рожное сжатие жевательных мышц. В легких случаях выздоровление происходит через 3-4 недели, в тяжелых - возможен смертельный исход.

    Смертельная доза для человека - 5 личинок на 1 кг веса больного. Такая доза может содержаться всего в 10-15 г зараженного мяса.

    См. также вопрос №17

    Профилактика гельминтозов - см. предыдущий вопрос.

    Пищевые отравления. Методика расследования.

    Пищевые отравления развиваются вследствие употребления в пищу продуктов, содержащих патогенные микроорганизмы или токсичные ве­щества.

    Классификация микробных пищевых отравлений. 5

    Токсикоинфекции

    Микробные отравления

    Токсикозы

    Proteus vulgaris

    Proteus mirabilis

    Энтеропатогенные серотипы Е. coli

    Bacillus cereus

    Clostridium perfringens типа А

    Vibrio parahaemolyticus

    Streptococcus faecalis

    3) Смешанной этиологии

    а) Бактериальные

    - токсин С1. botulinum

    Токсин Staph. aureus

    б) Микотоксины токсины грибов рода Fusarium токсины грибов рода Aspergillus токсины грибов рода Penicillium токсины гриба Claviceps purpurea

    Классификация немикробных пищевых отравлений равлений неустановленной этиологии.

    И от-

    I. Отравления ядовитыми растениями и тканями животных

    1) Отравления ядовитыми растительными продуктами

    1. Растениями - белена, дурман, болиголов, красавка, вех ядовитый и др.

    2. Семенами сорняков - софоры, триходесмы, гелиотропа и др.

    3. Грибами - бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб и др.

    2) Отравления икрой и молокой некоторых рыб - маринка, усач, иглоб­рюх, севанская хромуля и др.

    II. Отравления продуктами, ядовитыми при определенных услови­ях

    1) Растительного происхождения

    1. Ядрами косточек (персика, абрикоса, вишни, миндаля и др.)

    2. Орехами (бука, тунга и др.)

    3. Проросшим (зеленым) картофелем

    4. Бобами сырой фасоли

    2) Животного происхождения

    1. Печень, икра и молока рыб в период нереста (налим, щука, скум­брия и др.)

    2. Медом - при сборе пчелинош нектара с ядовитых растений

    Эта и следующая классификация заимствованы с плаката кафедры гигиены

    III. Отравления примесями химических веществ

    1. Пестицидами

    2. Солями тяжелых металлов

    3. Пищевыми добавками при передозировке

    4. Соединениями, попадающими с тары, оборудования

    IV. Отравления неустановленной этиологии

    - Гаффская болезнь (алиментарная пароксизмально-токсическая ми-оглобинурия)

    Клиника. Миграционная фаза часто протекает под маской ОРЗ, бронхита (с недомоганием, сухим кашлем или скудной мокротой, субфебрильной температурой, сухими и влажными хрипами в легких).

    Возможно возникновение крапивницы, везикулезной сыпи на кистях и стопах, возможны летучие эозинофильные инфильтраты в легких. В кишечной фазе различают желудочно-кишечную форму (основные симптомы – слюнотечение, тошнота, снижение аппетита, схваткообразные боли вокруг пупка, иногда расстройства стула и желудочной секреции), гипотоническую (снижение АД, слабость) и неврологическую (основные симптомы – головокружение, головная боль, утомляемость, нарушение сна, вегетативно– сосудистые расстройства) формы.

    Осложнения. Аскаридозная непроходимость кишечника, аскаридозный аппендицит, перфоративный перитонит, аскаридоз печени с развитием желтухи, поддиафрагмального абсцесса, аскаридоз поджелудочной железы с симптомами острого панкреатита, заползание аскарид в дыхательные пути с развитием асфиксии.

    Диагноз ставится на основании лабораторных данных, опирается на обнаружение личинок нематод в мокроте и антител в крови, в поздней кишечной фазе – яиц аскарид в фекалиях.

    Лечение. Для изгнания молодых особей и взрослых аскарид применяют пиперазин, левамизол, комбантрин. Пиперазин принимается после еды 2 раза в день с интервалом между приемами 2-3 ч в течение 2 дней в количестве 1,5-2 г на прием (3-4 г/сут). Эффективность терапии возрастает при приеме пиперазина после ужина на ночь.

    Левамизол (декарис) назначают после еды в дозе 150 мг однократно, комбантрин рекомендуется также принимать однократно после еды из расчета 10 мг/кг. Лечение кислородом проводят натощак или через 3-4 ч после приема пищи 2-3 дня подряд.

    Прогноз при отсутствии осложнений благоприятный.

    Профилактика. Необходимо массовое обследование населения, выявление и лечение всех зараженных аскаридозом, а также защита почвы огородов, садов от загрязнения фекалиями. Тщательное мытье под проточной водой и обваривание кипятком овощей, фруктов. Соблюдение мер личной гигиены.

    3. Альвеококкоз

    Этиология, патогенез. Возбудитель – личиночная стадия альвеококка. Заражение происходит при попадании онкосфер в рот после соприкосновения с загрязненными шкурками лисиц, песцов, собак, с водой из непроточных водоемов и при употреб-лении в пищу лесных ягод, собранных в энемичной местности. Личинки (обычно в печени) инфильтрируют ткани и прорастают в них, нарушая тем самым кровоснабжение органов и вызывая дегенеративные и атрофические изменения в них.

    Клиника. Заболевание долго остается бессимптомным, отмечается прогрессирующее увеличение печени, появляются тяжесть и давление в правом подреберье, тупая ноющая боль. Через несколько лет печень становится бугристой и очень плотной. Может развиться желтуха, иногда увеличивается селезенка. При распаде узлов повышается температура тела, наблюдаются потливость.

    Диагноз ставится на основании лабораторных данных (лейкоцитоза, эозинофилии, повышения СОЭ, гиперпротеинемии, гипергаммаглобулинемии). Ставят серологические реакции с альвеококковым антигеном. Для уточнения локализации используются рентгенологическое и ультразвуковое исследование, а также сканирование печени, компьютерная томография. Пробная пункция не проводится из-за опасности заражения других органов.

    Дифференциальную диагностику проводят с опухолевыми процессами, эхинококкозом и циррозом печени.

    Методы лечения: хирургическое и симптоматическое.

    4. Анкилостомидозы (анкилостомоз и некатороз)

    Клиника. Кожный зуд и жжение, астмоидные явления, лихорадка, эозинофилия. В поздней стадии присоединяются тошнота, гиперсаливация, рвота, боли в животе, нарушения работы кишечника (запор или понос), метеоризм.

    Диагноз подтверждается в результате обнаружения яиц возбудителя в кале и иногда в кишечном содержимом.

    Лечение. Для дегельминтизации используют комбантрин или левамизол. При симптомах анемии (гемоглобин ниже 67 г/л) применяются препараты железа, трансфузии эритроцитной массы.

    Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

    Профилактика. В очагах анкилостомидозов нельзя ходить без обуви и лежать на земле без подстилки. Необходимо тщательно мыть и обваривать кипятком фрукты, овощи, ягоды перед употреблением, воду для питья необходимо кипятить.

    5. Дифиллоботриоз

    Клиника. Характерны тошнота, слабость, головокружение, боль в животе, неустойчивый стул, выделение при дефекации обрывков стробилы.

    Диагноз подтверждается обнаружением яиц лентеца и обрывков стробилы в фекалиях.

    Прогноз при отсутствии осложнений в большинстве случаев благоприятный.

    Профилактика. Нельзя употреблять в пищу рыбу и икру, не прошедшую качественную термическую обработку.

    6. Описторхоз

    Клиника. Инкубационный период – около 2 недель. В раннем периоде могут отмечаться повышение температуры тела, мышечные и суставные боли, тошнота, рвота, гепатомегалия, спленомегалия, жидкий стул, лейкоцитоз и выраженная эозинофилия, кожные аллергические проявления. В хронической стадии – жалобы на боль в подложечной области, правом подреберье, отдающую в спину и левое подреберье, приступы боли типа желчно-пузырной колики. Часты головокружения, различные диспепсические явления. Выявляют резистентность мышц в правом подреберье, увеличение печени, изредка иктеричность склер, увеличение желчного пузыря, симптомы панкреатита. Наиболее часто при описторхозе развивается картина холецистита, дискинезии желчных путей, хронического гепатита и панкреатита, реже наблю-дается симптоматика гастродуоденита, энтероколита. Описторхоз может протекать бессимптомно.

    Диагноз ставится при обнаружении в кале и дуоденальном содержимом яиц гельминтов.

    Лечение. Дегельминтизацию проводят мебендазолом (вермоксом)

    Профилактика. Разъяснение населению опасности употребления рыбной пищи, не прошедшей достаточную термическую обработку.

    Лечение проводится препаратом «вермокс». Иногда исполь-зуют эфирный экстракт мужского папоротника и семена тыквы.

    Профилактика. Употребление в пищу свинины, прошедшей достаточную термическую обработку.

    8. Трихоцефалез

    Клиника. Пациенты жалуются на слюнотечение, понижение (реже повышение) аппетита, боли в правой половине живота и эпигастральной области, тошноту, запор или понос, иногда отмечаются головная боль, головокружение, нарушения сна, раздражительность. В крови бывает умеренная гипохромная анемия, возможен небольшой лейкоцитоз. Инвазия власоглавами может также протекать бессимптомно.

    Диагноз ставится при обнаружении в кале яиц власоглава.

    Лечение. Назначают мебендазол и другие препараты. Предварительно больному ставят очистительную клизму.

    Прогноз благоприятный.

    9. Фасциолез

    Клиника. Заболевание характеризуется эозинофилией в крови, аллергическими симптомами, нарушениями работы печени и желчного пузыря, сходными с симптомами описторхоза (желтуха и приступы желчно-пузырной колики наблю-даются чаще).

    Диагноз на ранней стадии болезни затруднен, так как яйца гельминтов начинают выделяться лишь спустя 3-4 месяца после заражения. Используют иммунологические методы. В поздней стадии диагноз подтверждается при обнаружении яиц фасциол в дуоденальном содержимом и кале.

    Лечение. Назначают антигельминтные препараты, а после дегельминтизации назначают желчегонные средства в течение 1-2 месяцев. Необходима длительная (не менее 1 года) диспансеризация больных.

    Прогноз при лечении благоприятный.

    Профилактика. Необходимо запретить употреблять воду из стоячих водоемов, а нужно тщательно мыть и обваривать кипятком зелень.

    10. Эхинококкоз

    Этиология. Возбудитель гидатозного эхинококкоза – личиночная стадия мелкой цестоды, имеющей сколекс с 4 присосками и крючьями и 3-4 проглотида, наполненных яйцами. Личинка – это однокамерный пузырь, стенка которого состоит из двух слоев (наружного и внутреннего) клеток, которые образуют мелкие пристеночные выпячивания. Полость пузыря заполнена жидкостью. Яйца эхинококка высокоустойчивы во внешней среде, выдерживают высушивание и воздействие низких температур.

    Эпидемиология. Заболевание имеет широкое распространение во всем мире, заражение населения очень широко, чаще бо-леют пастухи, охотники и лица, имеющие постоянный контакт с окончательными хозяевами эхинококка.

    Механизм передачи инвазии – фекально-оральный (в результате заглатывания инвазионных яиц эхинококка при контакте с собаками, овцами, на шерсти которых могут быть яйца гельминта), путь передачи – пищевой, водный, бытовой.

    Клиника. Боли в грудной клетке разного характера, кашель сухой, затем с гнойной мокротой, кровохарканье, одышка. Ес-ли пузырь прорывается в бронх, появляются сильный кашель, цианоз, удушье, в мокроте может обнаруживаться содержимое пузыря. При нагноении эхинококковых пузырей развивается абсцесс легкого. При эхинококкозе печени больные теряют аппетит, появ-ляются слабость, похудание, головные боли, снижение работоспособности, чувство тяжести в эпигастрии, боль в правом под– реберье, увеличение печени, уплотнение, болезненность при пальпации, тошнота, рвота, расстройство стула. В редких случаях возможна субиктеричность кожи и появление желтухи.

    Диагностика. На основании клинико-лабораторных данных с использованием серологических реакций (РСК, РНГА, реакции латекс агглютинации с антигеном из жидкости эхинококковых пузырей), дополнительных методов исследований, рентгенологического исследования органов грудной клетки, компьютерной томографии легких, УЗИ легких, устанавливается диагноз.

    Лечение. Обычно хирургическим путем.

    Профилактика. Предупреждение заражения животных и человека, соблюдение правил личной гигиены, периодическое гельминтологическое обследование собак и своевременная дегельминтизация зараженных животных и человека. Особое значение имеет информация медицинских и ветеринарных учреждений.

    11. Энтеробиоз

    Этиология. Возбудитель – острица. Самка имеет длину 9-12 см, самцы – 3-4 см. Самцы после оплодотворения погибают, самки выходят из анального отверстия и откладывают яйца на перианальной области и в промежности. Заражение происходит в результате заглатывания инвазионных яиц. Возможна аутоинвазия. В верхнем отделе тонкой кишки инвазионные личинки покидают яйцевые оболочки и в толстой кишке достигают половой зрелости. Острицы присасываются к слизистой кишечника и проникают до мышечного слоя, вырабатывая токсины.

    Клиника. При незначительной инвазии жалобы могут отсутствовать. Появляется зуд вокруг ануса, расчесы, инфицирование, учащенный стул с патологическими примесями. Симптомы интоксикации, у девочек вульвовагиниты.

    Диагностика осуществляется на основании обнаружения яиц остриц в кале или с помощью соскоба на яйца остриц. В крови – эозинофилия.

    Лечение. Мебендазол (вермокс): от 2 до 10 лет по 25-50 мг/кг принимают однократно, пирантел (комбантрин) – 10 мг/кг однократно после завтрака (надо разжевать), пиперазин – до 1 года 0,2 г 2 раза в течение 5 дней; 2-3 года – 0,3 г; 4-5 лет – 0,5 г; 6-8 лет – 0,5 г; 9-12 лет – 1,0 г; 13-15 л – 1,5 г.

    Профилактика. Соблюдение личной гигиены.