Скачать:
Предварительный просмотр:
"Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"
Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе РФ в 2016-2017г., в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.
по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья(8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.
Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:
приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
формирование чувства милосердия к окружающим людям;
воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цели внеурочных мероприятий в основной школе:
понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
формирование толерантного отношения к себе и другим;
развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.
Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
Цель внеурочных мероприятий в старших классах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности учащихся старших классов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Общественная организация Всероссийского общества инвалидов выступила с инициативой проведения «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Задачи уроков:
Обучающие:
Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
Сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
Рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Воспитывать толерантность.
Уроки доброты рекомендуется проводить по трем ступеням обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.
Примерная тематика «Уроков доброты»
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1.
Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008.
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007.
Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008.
Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.
Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007.
Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006.
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.[Электронный ресурс]-режим доступа. - http://www.nvr-mgei.ru/pr/20/nauk/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.
Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001.
Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/Новикова И.А.,к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю.,методист кафедрытеории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.- http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/
Сегодня, 12 мая 2017 года, в Общественной палате КЧР состоялся круглый стол в режиме видеоконференции на тему: «Использование методических рекомендаций к серии «Уроков доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок», в котором приняли участие: заместитель Министра образования и науки РФ В.Ш.Каганов, представители Минобрнауки России, первый заместитель Министра образования и науки КЧР Семенова Е.М., председатель Общественной палаты КЧР В.М. Молдаванова, сотрудники Министерства образования и науки КЧР.
В целях понимания инвалидности и формирования толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у детей чувства милосердия и сострадания проводятся уроки во всех 179 общеобразовательных организациях республики на регулярной основе.
В республике обучается 2390 детей – инвалидов и детей с ОВЗ. Система специального коррекционного образования представлена 3 образовательными организациями (школа-интернат 1 вида, 2 школы 8 вида) и 3 коррекционными группами в дошкольных организациях.
Всего в образовательных организациях проведено более 800 уроков с охватом 42 тысяч детей, что составляет 80 % от общего количества обучающихся.
На уроках были использованы методические рекомендации и учебные видеофильмы, предоставленные Министерством образования и науки России. Для проведения уроков были привлечены педагоги-психологи, социальные педагоги, уполномоченные по правам ребенка в школах, медицинские работники, спортсмены и т.д.
На уроках ребята прослушали видеообращение заместителя Министра образования и науки РФ, посмотрели социальный ролик «Один в темноте», документальные фильмы «Слово на ладони», «Мир слепоглухих», а также побеседовали на тему «Что такое добро?», на примерах детям было рассказано, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро», «зло». Проведены беседы по их содержанию, подняты вопросы о необходимости проявления заботы и милосердия к людям, нуждающимся в помощи окружающих.
Основным наполнением уроков были учебные фильмы «Уроки Доброты» .
В рамках уроков школьники узнали о слепоглухоте, о проблемах, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения, и о способах общения с ними. Кроме того, ученики просмотрели документальный фильм режиссера Юрия Малюгина «Слово на ладони», который повествует о судьбе слепоглухих людей.
В муниципальных районах республики продемонстрирован документальный фильм «Сделаем мир лучше!». Дети посмотрели обращение ребенка-инвалида, победителя Шоу «Голос Дети-3 сезон» Данила Плужникова к детям с ОВЗ.
Для учащихся 5-9 классов был показан учебный видеофильм «Стирая границы», о спортсменах параолимпийцах.
В 10-11 классах был организован просмотр видеофильма «Разные люди, равные возможности», который раскрыл старшеклассникам удивительные способности людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Ко Дню защиты детей - 1 июня запланированы праздничные мероприятия «День дружбы и хорошего настроения».
Москва, 2017 год
| 3 |
| 5 |
| 5 |
| 12 |
| 37 |
| 39 |
| 124 |
Введение.
Ключевые позиции, касающиеся формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью отражены в Федеральном законе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (далее - Закон об образовании). Данный закон впервые закрепил право на получение обучающимися с ОВЗ инклюзивного образования, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.
Достижения российских паралимпийцев, появление информации о общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.
Реализация принципов интеграции и инклюзии в образовании требует создания условий для организации продуктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с их сверстниками как в образовательном процессе, так и за его пределами. Решение данной задачи возможно при условии подготовки к этому взаимодействию как самих обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, так и их сверстников.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
Цели и задачи методических рекомендаций.
определение теоретических основ формирования толерантных установок у обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью ;
совершенствование умений по разработке структуры «Уроков доброты» и содержания каждого его этапа;
характеристика особенностей людей с инвалидностью;
характеристика способов сопровождения обучающихся с ОВЗ;
определение способов организации продуктивного общения и взаимодействия между обучающимися с ОВЗ и их сверстниками, не имеющими ограничений по здоровью.
Характеристика структуры и этапов «Урока Доброты».
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не рассматривайте меня как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Положения данной декларации отображают ту систему взаимоотношений, которая является целью при проведении Уроков Доброты.
Занятия по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практикоориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения. Организация такого рода обучения позволяет создавать модели ситуаций непосредственного взаимодействия, сопровождения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью , могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы, а также обменяться с другими участниками занятия своими мыслями и чувствами.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах занятия позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Интерактивные 1 методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом.
Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:
пробуждение у обучающихся интереса;
эффективное усвоение учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование у обучающихся мнения и отношения;
формирование жизненных навыков;
выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.
Основными формами организации занятий должны быть:
Case-study (анализ конкретных ситуаций)
Мини-лекция
Дискуссия
Мозговой штурм (брейнсторм)
Деловая игра
Мастер класс
Дискуссионная технология «Аквариум»
Социально-психологический тренинг
Методика «Займи позицию»
Групповое обсуждение
Методика «Дерево решений»
Методика «Попс-формула»
Выбор формы занятия осуществляется с учетом возраста обучающихся.
В 7-11 классах возможно применение метода Проектов и метода Портфолио.
Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.
Данные методы предполагают активное участие в работе на занятии каждого обучающегося и основываются на следующих принципах:
занятие – не лекция, а общая работа.
все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Ниже представлены примерные темы, которые могут быть использованы при проведении Уроков Доброты.
Класс | Тема |
1 класс |
|
Люди с инвалидностью: что мы знаем о них? |
|
Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный) |
|
Каждый росток тянется к солнцу |
|
Друг в беде не бросит… Давай дружить! |
|
Невредные советы: Как дружить по-настоящему |
|
Игры, в которые мы играем |
|
Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях |
|
О силе духа и слабости |
|
Видеть руками |
|
Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью |
|
Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте |
|
Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве |
|
Не надо ограничивать возможности |
|
Учиться вместе |
|
Слышать сердцем |
|
Пойми меня |
|
В темноте и тишине |
|
Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Минус» на «плюс» …или кое–что из математики жизни |
|
Жизнь в движении |
|
Верить в себя |
|
Упасть и снова подняться |
|
Мой жизненный выбор |
|
Преодоление каждый день |
|
Быть особенным – жить как все |
|
Мы с тобой одной крови |
|
Что за птица – «белая ворона»? или инвалидность как форма жизни |
|
Моя позиция = моя жизнь |
|
Счастье жить |
|
Человек с инвалидностью: любить и быть любимым |
|
Как слово наше отзовется…Образ инвалидов в СМИ |
|
Социальная интеграция |
|
Пусть меня научат… Профессиональная самореализация |
|
Профессиональное образование. Трудоустройство |
|
Защита или сотрудничество? |
|
Волонтер, социальный куратор – это …? |
|
Социальные проекты. Что я могу сделать? |
|
Особенности сопровождения людей с инвалидностью |
На изучение одной темы может быть отведено не одно, а несколько занятий. Длительность одного занятия для обучающихся 1-4 классов – 30-35 минут, для обучающихся 5-11 классов - 45 минут.
Периодичность Уроков Доброты определяется образовательной организацией самостоятельно. Рекомендуемая периодичность уроков не менее 1-2 раз в месяц. Курс занятий рассчитан на 12 занятий в течение одного учебного года. Такое количество занятий позволяет изучить особенности каждой нозологической группы из числа людей с ОВЗ , а также включает занятия установочного цикла о понимании инвалидности и занятия итогового цикла, обобщающие знания и представления обучающихся о людях с ОВЗ и своем участии в их жизни.
Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях образовательной организации, а также вне ее (на спортплощадке, во дворе школы, в другой образовательной организации, на стадионе, в парке и т.д.)
Уроки Доброты должны проводить подготовленные педагоги, знающие особенности людей с ОВЗ и способы общения и взаимодействия с ними.
Важно при планировании курса занятий предусмотреть приглашение в качестве соведущих занятия людей с инвалидностью, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросы детей (даже не очень корректные). С этой целью рекомендуется организовать взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами людей с инвалидностью и ОВЗ, оказывающими им волонтерскую помощь, а также ближайшими образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для организации интегрированного образовательного пространства.
Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях , что в целом повышает их адаптационные возможности.
Структура каждого урока включает три этапа.
1. Вводный этап.
2. Основной этап:
3. Заключительный этап.
Необходимым условием проведения уроков является тщательно подготовительная работа. В ходе ее проведения осуществляются подбор темы, ситуации для обсуждения, конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
Кроме того при подготовке урока должна быть четко определена цель занятия; подготовлены наглядные и раздаточные материалы, которые позволяют детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или названия технических средств, используемых людьми с ОВЗ в своей жизнедеятельности; обеспечено техническое оборудование; определены участники, основные вопросы, их последовательность; подобраны практические примеры из жизни.
Первый из этапов в структуре Уроков Доброты – Вводный этап - предусматривает знакомство обучающихся с темой и целью занятия.
В ходе первого этапа урока обучающиеся знакомятся с предлагаемой темой/ситуацией, с проблемой, которую им предстоит обсудить и над решением которой предстоит работать. Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Также в рамках этого этапа осуществляется знакомство с приглашенными гостями, а если предусмотрена форма работы с несколькими классами, то знакомство обучающихся друг с другом с помощью игровых и тренинговых упражнений на формирование эмпатийного принятия и др.
Данный этап также необходим для формирования однозначного семантического понимания терминов, понятий, которые будут использоваться на уроке. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, определения изучаемой темы. На уроках по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся со множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д.
Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.
В ходе вводной части урока также обучающимся напоминаются правила работы на уроке:
быть активным;
уважать мнение участников;
быть доброжелательным;
быть заинтересованным;
стремится найти истину;
придерживаться регламента (если это предусмотрено формой работы на занятии);
Особенности работы на втором этапе – Основной этап - определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включают в себя:
Выяснение позиций участников и работу по вопросам в ходе дискуссии.
Практические упражнения.
Формулирование вывода.
В ходе основного этапа в рамках мини-лекций, при помощи мультимедийных средств обучающиеся погружаются в тему урока. Благодаря четким и структурированным вопросам педагога они анализируют содержание изучаемого материала, соотносят его с имеющимся личным опытом, выявляют проблемные моменты и предлагают пути их решения. При анализе темы урока педагогом должна быть определена последовательность проблемных вопросов, которые наталкивают обучающихся не только на рассмотрение конкретной ситуации о которой идет речь, но и на анализ сходных ситуаций и размышления по их поводу.
Следующей обязательной формой работы на Основном этапе занятия являются практические упражнения. Они могут быть направлены на более глубокое, понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди с ОВЗ (имитационные упражнения - при передвижении на коляске, на костылях, с палочкой – при отсутствии опоры на одну из конечностей, снижении слухового и зрительного восприятия). При проведения такого рода практических упражнений целесообразно применение разного рода приспособлений, которые помогут школьникам ощутить на себе эти трудности.
Другие виды практических упражнений направлены на подведение ребят к решению поставленных на занятии вопросов.
Неотъемлемой частью всех видов упражнений должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.
На третьем, Заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия).
Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия. Далее ребятам предлагается высказать свое отношение в отношении опыта, полученного на занятии, актуальности выбранной темы и др.
При проведении рефлексии могут быть использованы следующие вопросы:
Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?
Какие выводы Вы для себя сделали?
Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.
Методические материалы к проведению уроков.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
и детям – инвалидам.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья(8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан. В 2013-14 учебном году в Костромской области численность детей инвалидов в образовательных организациях (без обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений) составила 665 человек. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной интеграции являются секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного направлений воспитательной работы классного руководителя в условиях ФГОС.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
умение превращать свои недостатки в достоинства;
изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятиях по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной и старшей школе.
В начальной школе (1-4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.
Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.
Цели внеурочных мероприятий в начальной школе :
приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
формирование чувства милосердия к окружающим людям;
воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цели внеурочных мероприятий в основной школе:
понимание выработанных в сознании и ндивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
формирование толерантного отношения к себе и другим;
развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.
При проведении внеурочного мероприятия целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения: панельные дискуссии, моделирование воспитывающих ситуаций и т.п.
Выбор указанных форм внеурочных мероприятий определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
В старших классах (10-11 кл.) методика работы педагога имеет свою специфику: участие педагога и учащихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности, социально моделирующей деятельности, организация проблемно-ценностных дискуссий с участием внешних экспертов, досугово-развлекательные акции обучающихся в окружающем школу социуме.
Цель внеурочных мероприятий в старших классах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться психологи, социологи, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности учащихся старших классов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Предлагается обратить внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у школьников толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Владимирская общественная организация Всероссийского общества инвалидов выступила с инициативой проведения «Уроков доброты» в общеобразовательных организациях.
Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Основная идея уроков – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.
Задачи уроков:
Обучающие:
Научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
Сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья;
Рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.
Воспитывающие:
Пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
Воспитывать толерантность.
Уроки доброты рекомендуется проводить по трем ступеням обучения, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, моделирование различных форм инвалидности, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для проведения уроков рекомендуется приглашать инвалидов.
Примерная тематика «Уроков доброты»
Тема занятия | Форма занятия |
|
1-4 класс |
||
«Пойми меня» | Беседа, игра |
|
«Мы учимся чувствовать друг друга» | игровые ситуации |
|
«Мы в этом мире» | занятие- путешествие |
|
«Я выбираю дружбу» | обсуждение, работа в малых группах |
|
«Учимся толерантности» | ||
«Страна Толерантность» | викторина, разговор |
|
5-7 класс |
||
Инвалидность. Трудности и проблемы. | беседа, ролевая игра |
|
Возможности людей с инвалидностью (Известные люди с инвалидностью) | беседа, работа в малых группах, мозговой штурм |
|
Толерантная и интолерантная личность | анкетирование, работа в малых группах, выступление учащихся |
|
Профилактика социально значимых заболеваний | Беседа, дискуссия |
|
Защита прав и интересов людей с инвалидностью | работа в малых группах, выступление учащихся |
|
8-11 класс |
||
Стереотипы в обществе по отношению к инвалидам и пути их изменения | лекция, семинар, ролевая игра |
|
Социальные и медицинские подходы к толерантности | Лекция, работа в малых группах |
|
Философия независимой жизни | Просмотр видеофильма, анкетирование |
Список литературы
Абозина, Г. А. Классный час для старшеклассников «Толерантность» / ГА. Абозина // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Алѐшнна А., Худенко Е. Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://www.razvitkor.ru/information/111-psihtech
Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Бессонов, А. Б. Классный час для учащихся старших классов «Толерантная личность»– / А.Б. Бессонов, И. В. Иванов // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Бондырева, С. К., Колесов, Д. В. Толерантность. Введение в проблему. – М., 2003.
Булгакова, М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №8.
Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.
Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?» / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4,
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Хромова // Воспитание школьников. – 2006. – №1.
Дьячкова, С. А., Луховицкий, В. В. Изучение темы «Нации и национальные отношения» в интегрированном школьном курсе «Обществознание»/ С. А. Дьячкова, В. В. Луховицкий // Рязань: РИРО, 2008.
Зайцева, М. И. Проект «Подросток и толерантность» / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2007. – №1.
Иванова, Т. А. Классный час для учащихся средних классов «Все мы разные» / Т. А. Иванова, Е. В. Борисоглебская // М.; Центр «Педагогический поиск», 2006. – №4.
Ивонина, А. И. Школа гражданина. / А. И. Ивонина // Рязань: РИРО, 2007.
Ивонина, А. И., Мостяева, Л. В. Правовое образование в современной школе: вариативные модели и практика их реализации / А. И. Ивонина, Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2008.
Иоффе, А. Н., Крицкая, Н. Ф., Мостяева, Л. В. Я - гражданин России. Книга для учащихся. 5–7 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Иоффе, А. Н.. Многообразие понимания толерантности. – М.: ИД «Камерон», 2004.
Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005.
Копыльцов А. Уроки доброты:учебно-методическое издание/Пермь:РИЦ «Здравствуй», 2010.-152с. – (Философия независимой жизни).
Летяга, Д. С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова //Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008. – №3.
Мостяева, Л. В. Мы – граждане России/ Л. В. Мостяева// Рязань: РИРО, 2007.
Мостяева, Л. В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права / Л. В. Мостяева // Рязань: РИРО, 2006.
На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. – М., 2000.
Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. – М., 1999.
Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1 – 5. – М., 2000 – 2001.
Никулина, О. Б. Формирование основ толерантного сознания / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. – ЗАО «МЦФЭР», 2008, – №10.
Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. – М., 2000.
Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр. [Электронный ресурс]-режим доступа. - http://www.nvr-mgei.ru/pr/20/nauk/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf
Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001.
Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – С–П: Речь, 2001.
Уолцер, М. О терпимости. – М., 2000.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, – М: Генезис, 2001.
Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось–89», 2004.
Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья/Новикова И.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Измерова Я. Е., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО, Водопьянова Г.Ю., методист кафедры теории и методики воспитания АКИПКРО-[Электронный ресурc] – режим доступа.- http://www.akipkro.ru/libfiles/func-startdown/1795/