Цель: рассмотреть основные этапы пищеварения, происходящие в разных отделах пищеварительного тракта. Пищеварение Пищеварение в желудке

Cлайд 1

Cлайд 2

Питание и пищеварение Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Из питательных веществ каждая клетка организма черпает необходимые компоненты. Основные компоненты нормального рациона питания представлены главным образом тремя классами химических соединений: углеводами (в том числе сахарами), белками и жирами (липидами). Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

Cлайд 3

В результате пластического обмена усваиваются части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры, углеводы, которые необходимы организму для роста и развития. Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной растениями в результате фотосинтеза. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры – до углекислого газа и воды, белки – до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате данного процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая нужна для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов.

Cлайд 4

Превращение пищевых веществ в ходе пластического обмена В организм человека поступают В пищеварительном канале распадаются и всасываются в кровь и лимфу В клетке человека создаются Пищевые белки Аминокислоты Собственные белки человека Пищевые жиры Глицерин и жирные кислоты Собственные жиры человека Сложные пищевые углеводы (крахмал и др.) Глюкоза и другие простые сахара Собственные углеводы человека: гликоген и др.

Cлайд 5

Кроме белков, жиров и углеводов, которые дают организму топливо в виде калорий (поэтому их называют «энергетическими питательными веществами»),с пищей в организм поступают и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологические биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли. Состав пищи Питательные вещества Минеральные вещества Витамины Вода Белки Углеводы Жиры Соли, содержащие ионы Fe, Na, K, Ca, Cl Водорастворимые: С, B1, B6 и др. Жирорастворимые: А, D и др. Необходима для растворения большинства химических соединений, находящихся в организме.

Cлайд 6

Значение питательных веществ пищи Органические вещества Минеральные соли Витамины Белки Углеводы Жиры Соли Na, K, P, Ca А, D, С, E, К, витамины группы В Строительство растущего организма, обновление клеток, тканей Обеспечение организма энергией Обеспечение организма энергией, строительство мембран клеток, участвуют в терморегуляции Участвуют в образовании скелета, соляной кислоты, ионы входят в состав ферментов и гормонов, в проведении нервного возбуждения Регулируют обмен веществ, обеспечивают рост организма, обеспечивают сопротивляемость болезням

Cлайд 7

ПИЩЕВАРЕНИЕ - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Процесс пищеварения складывается из следующих этапов: 1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками; 2) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений; 3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу 4) удаление непереваренных остатков из организма.

Cлайд 8

Органы пищеварения Органы пищеварения состоят из: пищеварительного канала; пищеварительных желез. Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.

Cлайд 9

Cлайд 10

Пищеварительные ферменты Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Cлайд 11

Пищеварение в ротовой полости Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта, функциями которого являются опробывание вкуса и качества пищи, ее измельчение, начало расщепления углеводов, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Механическая обработка состоит в том, что пища измельчается и перетирается зубами во время жевания. Одновременно пища перемешивается и смачивается слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез: околоушных, подчелюстных и подъязычных.

Cлайд 12

Cлайд 13

Слюна - прозрачная, слегка вязкая жидкость, имеющая слабощелочную реакцию. В ее состав входят вода (98-99%), неорганические соли (1-1,5%) и органические вещества: белок муцин и ферменты птиалин и мальтаза. Слизистый тягучий муцин обеспечивает пищевому комку легкость проглатывания. Содержащийся в слюне лизоцим выполняет бактерицидную функцию, растворяя клеточную оболочку бактерий. В составе слюны имеются ферменты, способствующие перевариванию крахмала. Ферментов, расщепляющих жиры и белки, в слюне нет. Количество и состав слюны зависят от характера пищи. В среднем за сутки выделяется около 1--1,5 л слюны. Состав и функции слюны Неорганические вещества 98–99 % Органические вещества 1–2 % Вода Ферменты Клейкое вещество Бактерицидное вещество – лизоцим Растворение веществ слюны Частичное расщепление крахмала до глюкозы Формирование, склеивание пищевого комка, облегчение глотания Частичное уничтожение бактерий

Cлайд 14

Язык - мышечный орган, в слизистой оболочке которого расположены вкусовые рецепторы, дающие возможность ощутить вкус еды. Он также участвует в перемешивании пищи и проталкивании ее в глотку. Вкус – ощущение сложное. Оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка.

Cлайд 15

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. У человека две смены зубов: молочные и постоянные. Первые молочные зубы (они не имеют корней) прорезываются в шестимесячном возрасте. Их количество равно 20 - по 10 на каждой челюсти. У взрослого человека 32 постоянных зуба: по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Резцы и клыки используются для откусывания, а коренные зубы - для размельчения и пережевывания пищи. У новорожденных зубов нет. Примерно к шестому месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10-12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 постоянных зуба. Последние зубы – зубы мудрости – вырастают к 20-22 годам.

Уход за зубами При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в том случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения, ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться с стоматологу, который примет все необходимые меры к предотвращению разрушения и потери зуба. Заболевание зубов Наиболее распространенное заболевание зубов - кариес - размягчение и разрушение твердых тканей с образованием полости. Кариес развивается в результате нарушений функций разных систем организма, при неправильном питании: потребление большого количества сахаросодержащих продуктов (сахара, конфет и т. п.) и понижение содержания в пище белка, молочных продуктов и др., отсутствие в рационе сырых овощей и фруктов, недостаток кальция и фосфора. Разрушение твердых тканей зуба при кариесе протекает с участием микроорганизмов, поэтому, если кариес не вылечен, постепенно развивается воспаление пульпы - пульпит, а затем и воспаление окружающих корень зуба тканей (периодонта). Причиной периодонтита может быть травмирование периодонта при раскусывании твердой пищи, переломе или вывихе от удара, а также проникновение инфекции через канал зуба при невылеченном пульпите. При недостаточном уходе за зубами мягкие отложения на зубах превращаются в зубной камень, вызывающий воспаление десны стоматит.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пищеварение. Система органов пищеварения Прижбилова Татьяна Владимировна Учитель естествознания (биологии) ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат г. Моздок»

Питание – процесс поступления в организм питательных веществ.

3 Пищеварение – сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварительная система – совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.

Строение пищеварительной системы. В пищеварительной системе различают несколько отделов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник. Средняя длина тонкого кишечника взрослого человека в среднем 3-3,5 м. Начальный отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстная кишка, в которую открываются протоки поджелудочной железы и печени, затем идет тощая кишка и подвздошная. В толстой кишке, длина которой около 1,5 м, различают слепую кишку с аппендиксом, восходящую, поперечную и нисходящую ободочные, сигмовидную и прямую кишку, заканчивающуюся анальным отверстием.

9 Ферменты - биологически активные белковые вещества, которые катализируют химические реакции. Каждый фермент расщепляет питательные вещества только определенной группы /белки, жиры, углеводы/ и не расщепляют другие. Ферменты действуют только в определённой химической среде щелочной или кислой. Наиболее активно действуют ферменты при t тела, а при 70-100 С разрушаются.

Секреторная(химическая) функция связана с секрецией пищеварительных соков, ферментов, слюны, желчи и химическим расщеплением пищи; Моторная (механическая) - с жеванием, глотанием, передвижением пищи, выведением непереваренных остатков; Всасывательная функция связана с всасывание белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, витаминов; Экскреторная - с выведением в просвет кишечника азотистых соединений, солей, воды, ядовитых веществ и других продуктов метаболизма. Функции пищеварительной системы:

Вопросы:  Какие органы ещё играют важную роль в пищеварительной системе?  Из чего состоит кишечник? Узнайте по описанию или по его работе орган пищеварения. 1. Какой из органов пищеварения является главным? 2. С их помощью человек откусывает и измельчает пищу? 3. Этот орган перемешивает пищу, смачивает её слюной и проталкивает в глотку.. 4. По трубе пища попадает желудок. 5. Этот орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки непереваренной пищи.

«Верно, неверно». Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Пищеварение начинается в ротовой полости. Через глотку и пищевод пища попадает в кишечник. Пищу переваривает желудочный сок. Пищеварение заканчивается в желудке. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварительной системе играют лёгкие. Организм человека получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Органы пищеварения составляют взаимосвязанную систему.




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Питание и пищеварение Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Из питательных веществ каждая клетка организма черпает необходимые компоненты. Основные компоненты нормального рациона питания представлены главным образом тремя классами химических соединений: углеводами (в том числе сахарами), белками и жирами (липидами). Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

№ слайда 3

Описание слайда:

В результате пластического обмена усваиваются части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры, углеводы, которые необходимы организму для роста и развития. Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной растениями в результате фотосинтеза. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры – до углекислого газа и воды, белки – до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате данного процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая нужна для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Кроме белков, жиров и углеводов, которые дают организму топливо в виде калорий (поэтому их называют «энергетическими питательными веществами»),с пищей в организм поступают и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологические биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

ПИЩЕВАРЕНИЕ - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Процесс пищеварения складывается из следующих этапов: 1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками; 2) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений; 3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу 4) удаление непереваренных остатков из организма.

№ слайда 8

Описание слайда:

Органы пищеварения Органы пищеварения состоят из: пищеварительного канала; пищеварительных желез. Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Пищеварительные ферменты Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

№ слайда 11

Описание слайда:

Пищеварение в ротовой полости Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта, функциями которого являются опробывание вкуса и качества пищи, ее измельчение, начало расщепления углеводов, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Механическая обработка состоит в том, что пища измельчается и перетирается зубами во время жевания. Одновременно пища перемешивается и смачивается слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез: околоушных, подчелюстных и подъязычных.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Слюна - прозрачная, слегка вязкая жидкость, имеющая слабощелочную реакцию. В ее состав входят вода (98-99%), неорганические соли (1-1,5%) и органические вещества: белок муцин и ферменты птиалин и мальтаза. Слизистый тягучий муцин обеспечивает пищевому комку легкость проглатывания. Содержащийся в слюне лизоцим выполняет бактерицидную функцию, растворяя клеточную оболочку бактерий. В составе слюны имеются ферменты, способствующие перевариванию крахмала. Ферментов, расщепляющих жиры и белки, в слюне нет. Количество и состав слюны зависят от характера пищи. В среднем за сутки выделяется около 1--1,5 л слюны.

№ слайда 14

Описание слайда:

Язык - мышечный орган, в слизистой оболочке которого расположены вкусовые рецепторы, дающие возможность ощутить вкус еды. Он также участвует в перемешивании пищи и проталкивании ее в глотку. Вкус – ощущение сложное. Оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка.

№ слайда 15

Описание слайда:

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. У человека две смены зубов: молочные и постоянные. Первые молочные зубы (они не имеют корней) прорезываются в шестимесячном возрасте. Их количество равно 20 - по 10 на каждой челюсти. У взрослого человека 32 постоянных зуба: по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Резцы и клыки используются для откусывания, а коренные зубы - для размельчения и пережевывания пищи. У новорожденных зубов нет. Примерно к шестому месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10-12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 постоянных зуба. Последние зубы – зубы мудрости – вырастают к 20-22 годам.

№ слайда 16

Описание слайда:

Каждый зуб имеет коронку, шейку, корень и состоит из плотного костного вещества - дентина. Внутри зуба расположена полость, заполненная зубной мякотью - пульпой, - состоящей из соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов. Коронка зуба выступает над десной и покрыта более прочной, чем дентин, костной тканью - эмалью. Корень зуба лежит в зубной альвеоле.

№ слайда 17

Описание слайда:

Уход за зубами При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в том случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения, ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться с стоматологу, который примет все необходимые меры к предотвращению разрушения и потери зуба.

Описание слайда:

Заболевание зубов Наиболее распространенное заболевание зубов - кариес - размягчение и разрушение твердых тканей с образованием полости. Кариес развивается в результате нарушений функций разных систем организма, при неправильном питании: потребление большого количества сахаросодержащих продуктов (сахара, конфет и т. п.) и понижение содержания в пище белка, молочных продуктов и др., отсутствие в рационе сырых овощей и фруктов, недостаток кальция и фосфора. Разрушение твердых тканей зуба при кариесе протекает с участием микроорганизмов, поэтому, если кариес не вылечен, постепенно развивается воспаление пульпы - пульпит, а затем и воспаление окружающих корень зуба тканей (периодонта). Причиной периодонтита может быть травмирование периодонта при раскусывании твердой пищи, переломе или вывихе от удара, а также проникновение инфекции через канал зуба при невылеченном пульпите. При недостаточном уходе за зубами мягкие отложения на зубах превращаются в зубной камень, вызывающий воспаление десны стоматит.

Пищеварительная система человека

Учитель:
Мельникова Ирина Викторовна

Пищеварительная система человека обеспечивает организм человека нужными ему веществами и энергией, получаемой из пищи.

Функции пищеварительной системы

Моторно-механическая(измельчение, передвижение, выделение пищи)
Секреторная (выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны и желчи)
Всасывающая (всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды)

Органы пищеварительной системы

Ротовая полость

Рот - телесное отверстие у животных, через которое принимается пища и, во многих случаях, осуществляется дыхание.
Слю́нные же́лезы (лат. gladulae salivales) - железы в ротовой полости. Слюнные железы выделяют слюну. У человека, кроме многочисленных мелких слюнных желез, в слизистой оболочке языка, нёба, щёк и губ имеется 3 пары крупных слюнных желез: околоушная, подчелюстная и подъязычная.

Глотка представляет ту часть пищеварительной трубки и дыхательных путей, которая является соединительным звеном между полостью носа и рта, с одной стороны, и пищеводом и гортанью - с другой. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Носовая часть (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть с полостью рта сообщается через зев, гортанная часть через вход в гортань сообщается с гортанью.

Пищевод - часть пищеварительного канала. Представляет собой сплющенную в переднезаднем направлении полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок.
Пищевод взрослого человека имеет длину 25-30 см. Является продолжением глотки, начинается в области шеи на уровне VI-VII шейного позвонка, затем проходит через грудную полость в средостении и заканчивается в брюшной полости на уровне X-XI грудных позвонков, впадая в желудок.

Желу́док - полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. Кардиальное отверстие находится на уровне XI грудного позвонка. Отверстие привратника расположено на уровне I поясничного позвонка, у правого края позвоночного столба. Желудок является резервуаром для проглоченной пищи, а также осуществляет химическое переваривание этой пищи. Кроме того, осуществляет секрецию биологически активных веществ, и выполняет функцию всасывания.

Желудок представляет собой значительное расширение пищеварительной трубы, которое располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Пища из ротовой полости поступает в желудок по пищеводу. Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.

Слайд №10

Тонкая кишка

Тонкая кишка - отдел кишечника у позвоночных животных, располагающийся между желудком и толстым кишечником. Тонкий кишечник осуществляет основную функцию всасывания питательных веществ из химуса в организме животных. Относительная длина и особенности строения тонкого кишечника в значительной степени зависят от типа питания животного.
Тонкая кишка делится у человека на двенадцатиперстную (лат. duodenum), тощую (лат. jejunum) и подвздошную (лат. ilium), при чем тощая образует 2/5, a подвздошная 3/5 всей длины Т. кишки, достигающей 7 - 8 м

Слайд №11

Двенадцатиперстная кишка

Двенадцатипе́рстная кишка́ (лат. duodénum) - начальный отдел тонкой кишки у человека, следующий сразу после привратника желудка. Характерное название связано с тем, что её длина составляет примерно двенадцать поперечников пальца руки.

Слайд №12

Тощая кишка

Тощая кишка человека (лат. jejunum) - средний отдел тонкой кишки, идущий после двенадцатиперстной и перед подвздошной кишкой. Название «тощая» происходит от того, что при препарировании трупа анатомы находили её пустой.
Петли тощей кишки располагаются в левой верхней части брюшной полости. Тощая кишка со всех сторон покрыта брюшиной. Тощая кишка, в отличие от двенадцатиперстной, имеют хорошо выраженную брыжейку и рассматривается (вместе с подвздошной кишкой) как брыжеечная часть тонкой кишки. От двенадцатиперстной кишки отделяется дуоденоеюнальной Л-образной складкой Трейтца.

Слайд №13

Подвздошная кишка

Подвздошная кишка́ человека (лат. ileum) - нижний отдел тонкой кишки, идущий после тощей и перед верхним отделом толстой кишки - слепой кишкой, отделяемой от последней илеоцекальным клапаном (баугнеровой заслонкой). Подвздошная кишка располагается в правой нижней части брюшной полости и в области правой подвздошной ямки.

Слайд №14

Толстая кишка

Толстая кишка наиболее широкая часть кишок у млекопитающих, в частности у человека, состоящая из слепой кишки, или coecum, из ободочной, и прямой.

Слайд №15

Слепая кишка

Слепая кишка, сесит (Caecum (от греч. typhlon, отсюда воспаление слепой кишки - typhlitis)) - придаток в месте перехода тонких кишок в толстые у позвоночных животных.

Слайд №16

Ободочная кишка

Ободо́чная кишка́ (лат. colon) - основной отдел толстой кишки, продолжение слепой кишки. Продолжением ободочной кишки является прямая кишка.
Ободочная кишка не принимает непосредственного участия в пищеварении. Но в ней всасывается большое количество воды и электролитов. Относительно жидкий химус, попадающий из тонкой кишки (через слепую кишку) в ободочную, превращается в более твёрдый кал.

Слайд №17

Прямая кишка

Пряма́я кишка́ (лат. rectum) - конечная часть пищеварительного тракта, названная так за то, что идет прямо и не имеет изгибов. Прямой кишкой называется сегмент толстой кишки книзу от сигмовидной кишки и до ануса (лат. anus), или иначе заднепроходного отверстия, анального отверстия.
Нижняя, узкая часть прямой кишки, проходящая через промежность, и находящаяся дистальнее, ближе к анальному отверстию, называется заднепроходным каналом (лат. canalis analis), верхняя, более широкая, проходящая в области крестца - ампулярной частью прямой кишки, или просто ампулой прямой кишки (лат. ampulla recti, часть кишки между ампулой и дистальной частью сигмовидной кишки - надампулярный отдел.).

Слайд №18

Функции пищеварительной системы:

Моторная функция, заключающаяся в механическом измельчении пищи, в продвижении ее вдоль пищеварительного тракта, в выведении отработанных продуктов;
- секреторная функция, основанная на выработке ферментов и пищеварительных соков;
- всасывающая функция, состоящая во всасывании белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды.





Полость рта 1-околоушная железа; 6-щечные железы; 10-передняя язычная железа; 17-подъязычная железа; 1-околоушная железа; 6-щечные железы; 10-передняя язычная железа; 17-подъязычная железа; 20-поднижнечелюстная железа; железа; 23-задняя язычная железа с




Ферменты слюны Амилаза – расщепляет углеводы до дисахаридов (мальтозы) Амилаза – расщепляет углеводы до дисахаридов (мальтозы) Мальтаза – расщепляет дисахариды до моносахаридов (глюкозы) Мальтаза – расщепляет дисахариды до моносахаридов (глюкозы) Лизоцим – фермент, растворяющий оболочку бактерий Лизоцим – фермент, растворяющий оболочку бактерий








Состав желудочного сока рН = 0,9-1,5 V = 1,5-2,5 л. Соляная кислота – 0,5 %; Соляная кислота – 0,5 %; Вода – 99,4 %; Вода – 99,4 %; Неорганические вещества Неорганические вещества (хлориды, сульфаты, карбонаты); (хлориды, сульфаты, карбонаты); Органические вещества Органические вещества (белки, небелковые вещества); (белки, небелковые вещества); Слизь (муцин). Слизь (муцин).


Ферменты желудочного сока Пепсинрасщепляют белки Пепсин расщепляют белки до крупных частиц - до крупных частиц - Гастриксинполипептидов Гастриксин полипептидов Липаза расщепляет молочные жиры до Липаза расщепляет молочные жиры до глицерина и жирных кислот глицерина и жирных кислот


Фазы секреции желудочного сока запах пищи, вид, разговоры о еде, жевание и глотание запах пищи, вид, разговоры о еде, жевание и глотание Мозговая при попадании пищи в желудок при попадании пищи в желудок Желудочная при попадании желудочного содержимого в кишечник при попадании желудочного содержимого в кишечник Кишечная












Состав поджелудочного сока рН = 7,3-8,7 V = 1,5-2 л. Амилаза, мальтаза Амилаза, мальтаза – углеводы до моносахаридов; Лактаза Лактаза – лактоза (молочный сахар) до моносахаридов; Нуклеаза Нуклеаза – нуклеиновые кислоты до нуклеотидов; Трипсин Трипсин – пептиды до аминокислот; Липаза Липаза – жиры до глицерина и жирных кислот.









27


Функции микрофлоры толстого кишечника Разрушает остатки непереваренной пищи; образуются токсичные для организма вещества (фенолы), которые обезвреживаются в печени. Разрушает остатки непереваренной пищи; образуются токсичные для организма вещества (фенолы), которые обезвреживаются в печени. Расщепляет целлюлозу (клетчатку) и пектины, продукты всасываются и используются организмом. Расщепляет целлюлозу (клетчатку) и пектины, продукты всасываются и используются организмом. Синтезирует витамин К и витамины группы В. Синтезирует витамин К и витамины группы В. Обезвреживает патогенные микроорганизмы. Обезвреживает патогенные микроорганизмы.
Литература 1. Дубровский, В. И. Спортивная физиология [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, – 462 с. 2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учеб. пособие [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов – М.: Академия, с. 3. Фарфель, В. С. Физиология человека: учеб. [Текст] / В. С. Фарфель, Я. М. Коц.- М.: Физкультура и спорт, – 344 с. 4. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека. Учеб. пособие [Текст] / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д.: Феникс, с.